Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:05, курсовая работа
Видные экономисты отмечают, что: давать оценку процесса приватизации в России, оглядываясь в прошлое, гораздо легче, чем осуществлять предварительную разработку ее программы. Тем не менее и российские участники этой разработки, и западные советники, прежде всего А. Шлейфер и Р. Вишни, отказались признать ошибочность своего приватизационного плана, явившегося следствием непонимания ими того, что Россия представляет собой особый мир. Усугубляя ошибку, авторы книги “Приватизируя Россию” настаивают на том, что процесс приватизации не состоялся бы, “…если бы не было принято, что основополагающие экономические принципы в России будут работать так же, как и во всем мире.
Глава 1. Приватизация: значение и опыт зарубежных стран
1.1 Значение приватизации
1.2 Опыт Великобритании и Польши
Глава 2. Приватизационный процесс: возникновение и развитие в России
2.1 Возникновение приватизационного процесса
2.2 Процесс приватизации в России
Заключение
Некоторые наблюдатели
связывают начало третьего - после "чекового"
и "денежного" - этапа приватизации,
с понятием "индивидуальный проект".
Хотя этот термин и не был легализован
в новом законе о приватизации,
формальная заинтересованность правительства
в "индивидуальных проектах" была
оформлена в Постановлении
В 2000 г. приватизация
как элемент экономических
С точки зрения дальнейших
системных преобразований, приватизация
со всей очевидностью уступила место
вопросам корпоративного управления и
реструктурирования приватизированных
предприятий. С точки зрения пополнения
доходов бюджета (с 1999 г. - финансирования
бюджетного дефицита), на первый план вышли
задачи рационализации использования
и повышения эффективности
Замедление приватизационного
процесса связано со многими объективными
и субъективными факторами. Наиболее
существенным является отсутствие
спроса на большинство продаваемых
«остаточных» пакетов (в силу отсутствия
интереса к данным хозяйственным
объектам в принципе, либо в силу
уже установившихся на конкретном предприятии
формальных и/или неформальных полюсов
корпоративного контроля). Объективной
доминантой продолжающихся приватизационных
продаж являлись мотивы установления
контроля (завершения консолидации), типичные
для пост-приватизационного
Следует заметить
также, что в регионах
Объективным негативным
фактором стало развертывание кризиса
на финансовых рынках в 1997-1998 г., что
также снижало эффективность
приватизационных сделок, наиболее важных
для бюджета. С учетом падения
привлекательности для
Принятие нового
закона "О приватизации государственного
имущества и об основах приватизации
муниципального имущества РФ" не
стало весомым стимулом для ускорения
приватизации в 1998-1999 гг. Одним из сдерживающих
факторов является непринятие Государственной
Думой проекта закона «Об утверждении
государственной программы приватизации
государственного имущества в РФ».
Существенно также,
что в 1999 г. впервые доходы от приватизации
(таблица 2) не включены в доходную часть
федерального бюджета, а отнесены к
источникам финансирования бюджетного
дефицита. Это позволяет избегать
жесткой бюджетной ориентации при
принятии решений о сделках, в
большей степени учитывая реальную
конъюнктуру.
Заключение
Реформы будут успешными
лишь в том случае, если общество
в целом и деловые круги
окажут давление не только в отношении
принятия более справедливого
Представляется, что
определенный шанс для создания недостающей
сбытовой инфраструктуры могли бы со
временем дать “рынки на обочинах”, разрешенные
в течение короткого периода,
но быстро ликвидированные. Конечно, во
многих случаях люди шли на такую
торговлю от безысходности, однако в
Китае и Польше, например, подобные
рынки послужили стартовыми инкубаторами
предприятий. Они позволили создать
сбытовую и в конечном итоге производственную
инфраструктуру, которая теперь успешно
функционирует.
На наш взгляд,
задача состоит в том, чтобы активизировать
тех, кто пытался ранее начать
свое дело. Это потребует отмены
регулирующих и разрешительных положений,
служивших в качестве ограничителей,
а также ликвидации ряда прерогатив
местной и региональной бюрократии.
Устранение бюрократических
помех и коррупции – одна часть
процесса. Открыв двери для новых
предприятий, необходимо облегчить
их создание с помощью предоставления
доступного кредита, однако российские
банки до сих пор были склонны избегать
этого. Европейский банк реконструкции
и развития выделил небольшой ссудный
фонд, на аналогичные цели направляется
и некоторая часть помощи США. Предоставление
стартового капитала послужило бы идеальным
проектом для любой организации, действующей
в данной области, а также для частных
инвесторов. Такая работа могла бы быть
организована по примеру деятельности
“микробанков”, которые успешно проводят
ее в южной части Чикаго. Привлечение большего
числа иностранных кредиторов способно
активизировать российские банки, а также
государственные и местные органы власти.
Нет разумного оправдания тому, что, например,
в Польше зарегистрировано до 2 млн малых
предприятий, тогда как в России только
890 тыс.7
Представляется, что
несмотря на потенциальные опасности
можно предпринять какие-то шаги
по исправлению ошибок приватизации.
По данным доклада, подготовленного
Комитетом по приватизации Государственной
думы, с 1992 по 1996 г. правительство получило
лишь 20 млрд долл. от продажи почти 70%
госпредприятий8. По моему мнению, случаи
приватизации с нарушением законности
целесообразно пересмотреть и при
достаточных основаниях денационализировать
предприятия. Собственникам следовало
бы выплатить компенсацию или
предоставить преимущественное право
выбора для возмещения разницы между
рыночной стоимостью предприятия на
данный момент и фактически выплаченной
ими суммой. Особого внимания заслуживают
предприятия, приобретенные в процессе
залоговых аукционов, когда ценные
активы продавались олигархам за
1/10 их стоимости. Кроме того, предприятия
нужно денационализировать и
в тех случаях, когда их руководство
не способно обеспечить погашение долговых
обязательств, включая задолженность
по счетам, заработной плате и налогам.
Разумеется, денационализированное
имущество должно быть вновь предложено
для продажи.
Такого рода денационализация
с последующей новой
***
Чтобы рынок в
России мог эффективно функционировать,
необходимо не просто облегчить потенциальным
предпринимателям реализацию своих
способностей, но активно содействовать
и даже стимулировать их усилия.
Одновременно нужно исправить прошлые
злоупотребления