Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 21:04, курсовая работа
цель данной работы – на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
изучить организацию приватизации;
изучить методы и способы приватизации;
ВВЕДЕНИЕ
Наша Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому тема, посвященная приватизации государственной собственности является актуальной.
В последние годы правительства более восьмидесяти стран проводили или проводят приватизацию государственных предприятий. Она начиналась под самыми разными лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации и децентрализации экономики. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило осознание того, что организация хозяйственной жизни в соответствии с рыночными законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и регламентации.
Приватизация означает смену государственной формы собственности на частную (приватную). Наряду с традиционным пониманием приватизации как процесса передачи объектов определенных видов деятельности из рук государства в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка.
Следовательно, приватизация связана, прежде всего, с прагматическими соображениями на макро- и микроэкономическом уровнях. В первом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить децентрализацию и сокращение масштабов государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и уменьшения бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы предприятий. Освобождение в ходе приватизации предприятий от государственной сверх централизации и призвано предоставить администрации, трудовым коллективам возможность принимать решения, соответствующие их коммерческим интересам. В результате приватизации формируется группа частных собственников на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, что повышает материальную заинтересованность в эффективном использовании факторов производства, в увеличении выпуска и реализации продукции.
Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и имеет свои специфические особенности в зависимости от доли государственной собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране.
Таким образом, цель данной работы – на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
1. Сущность и экономическое содержание разгосударствления и приватизации государственной собственности
1.1 Сущность, способы и формы разгосударствления
Разгосударствление –
процесс отстранения государств
Разгосударствление охватывает все формы собственности. В рамках самой государственной собственности оно проявляется прежде всего в устранении ее фактической монополии, «разрешении» других форм собственности. Сохраняющиеся государственные предприятия должны коренным образом изменить характер своего функционирования, перейти на условия коммерциализации; отказаться от форм планового патернализма (льготы, субсидии, выгодные цены и т.д.); перейти на равные с другими формами условия хозяйствования, в частности на жесткое бюджетное ограничение; широко использовать в целях большего динамизма акционерную форму и др.
Разгосударствление экономике в нашей республике – это процесс формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализация управления. Освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления. Однако разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике, уменьшаются лишь масштабы государственного предпринимательства.
Основными формами разгосударствления являются:
– аренда государственных предприятий;
– преобразование госпредприятий в акционерные общества;
– ограничение вмешательства государства в управление собственностью [4, с. 46].
Процесс разгосударствления основывается
на следующих принципах: добровольность,
экономическая
Основными способами разгосударствления являются:
Одним из путей разгосударствления является приватизация, т.е. смена государственной формы собственности на частную. Частная собственность наиболее динамичный сегмент переходной экономики, в наибольшей степени обладающий способностью к преобразованию всей экономики на началах предпринимательства.
1.2 Цели и основные принципы приватизации
Под приватизацией следует понимать процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежащие государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы – право управления ими.
Приватизация является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.
В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.
Важным основополагающим принципом, имеющим всеобщий характер, является необходимость признания того, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики. Она является лишь одним из средств достижения множества разнообразных целей. И прежде чем что-либо приватизировать, необходимо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации могут быть многообразными, долгосрочными и краткосрочными. И чрезвычайно важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их по степени неотложности задач и не допустить возникновения противоречий между ними [15, с. 56–66].
К главным целям приватизации, следует отнести:
Конечной целью приватизации
является формирование эффективного рыночного
механизма управления производством,
основанного на конкуренции экономически
свободных
Мировой опыт свидетельствует, что цели приватизации могут быть достигнуты лишь при условии наличия в стране обоснованной программы преобразования государственной собственности. В ней должны быть определены задачи и сроки этапов приватизации, источники финансирования работ по приватизации и направления расходования средств, полученных за приватизируемое имущество, задачи органов государственной власти и управления, меры по содействию приватизации и т.д.
Контроль за разработкой и координацией программ приватизации объектов государственной собственности осуществляет в каждой стране определенный государственный орган. К примеру, в Республике Беларусь была разработана Государственная программа приватизации государственной собственности, контроль за исполнением которой возложен на Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации. Вместе с тем в соответствии с этой программой ежегодно разрабатывается Советом Министров и утверждается Президентом Республики Беларусь.
В Законе о приватизации закреплены следующие принципы приватизации:
В целях соблюдения этих принципов и повышения эффективности процесса приватизации в каждой стране должна быть проведена работа по созданию или совершенствованию системы частного права; упорядочению юридических прав собственности и фактического права распоряжения ею. Также созданию эффективного механизма социальной защиты населения, прежде всего малообеспеченных слоев; сведению к минимуму предпосылок злоупотреблений в ходе приватизации и т.д. [12, с 97–105].
1.3 Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации
Объектами приватизации являются:
Субъектами, приобретающими государственную собственность в процессе приватизации, могут быть:
Информация о работе Приватизация государственной собственности: состояние и проблемы