Приватизация государственной собственности: состояние и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

цель данной работы – на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
изучить организацию приватизации;
изучить методы и способы приватизации;

Файлы: 1 файл

курсач2.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

В Польше применяются два метода приватизации – фондовый (когда объектом приватизации является действующее предприятие) и ликвидационный (при котором предприятие приватизируется как совокупность имущества). Трудовые коллективы приватизируемых предприятий пользуются существенными льготами перед другими покупателями.

В Венгрии способы и порядок приватизации зависят как от особенностей предприятия (его размеров, финансового состояния и т.д.), так и от того, кем инициируется приватизация: агентством государственного имущества (т.е. «сверху»), трудовыми коллективами или внешними инвесторами. Третий путь считается наилучшим, так как предприятие продается по конкурсу на наиболее выгодных для государства и общества условиях.

В Германии (Восточной) приватизация каждого предприятия осуществляется по индивидуальной программе.

Причины, особенности, масштабы и итоги проведения разгосударствления и приватизации в переходных экономиках постсоциалистических стран отличаются от таковых в странах с традиционной и развитой рыночной экономикой. Главная особенность состоит в том, что в развитых рыночных странах приватизации подвергся государственный сектор, составлявший от 30% до 50% их экономик (при этом частный сектор традиционно составлял 50–70%), а в постсоциалистических странах – до 95% собственности находилось в руках государства.

На Украине начало преобразований в аграрно-промышленном комплексе началось с 1991–1992 гг. с принятия Земельного кодекса, законов «О коллективном сельскохозяйственном предприятии», «О формах собственности на землю» и ряда других нормативно-правовых актов.

К настоящему времени  согласно указам президента Украины  «О неотложных мерах по ускорению  реформирования аграрного сектора  экономики» (декабрь 1999 г. и январь 2001 г.) созданы новые агроформирования, в том числе 47% составляют хозяйственные общества (в основном общества с ограниченной ответственностью), 26% – сельхозкооперативы, 21% – частные предприятия, 5% – крестьянские (фермерские) хозяйства, 1% – другие виды предприятий.

В Болгарии – существуют 3 формы собственности на землю: государственная, общинная, гражданская.

В Германии – частная форма собственности в сельском хозяйстве составляет около 10%, а крестьянские хозяйства объединены в кооперативы.

В Китае землепользование отделено от землевладения. Основу составляют арендные отношения – более 96% всех субъектов в сельхозпроизводстве работают на условиях аренды земли.

В России с конца 1992 г. начала осуществляться чековая (ваучерная) приватизация. Каждый гражданин, получивший ваучеры, мог их использовать любым из трех способов: приобрести на ваучеры акции приватизируемых предприятий; обменять свой приватизационный чек на пай в инвестиционных фондах как в государственных, так и в частных; продать свой чек любым частным лицам по сложившемуся курсу.

Приватизация в России на первом этапе (с 1 июля 1991 г. по 1 июля 1994 г.) в большинстве случаев носила характер формальной смены собственника. Главным результатом этого этапа явилось устранение государственной монополии в экономике.

Задача второго этапа  – создание условий для повышения  конкурентоспособности производства, реорганизации и реконструкции  предприятий, притока инвестиций. Для  этого необходимо:

  • завершение создания соответствующей законодательной базы;
  • увязка программ приватизации и структурной перестройки экономики;
  • создание полноценных рынков ценных бумаг;
  • налаживание работы чековых и других инвестиционных фондов.

Одной из существенных особенностей проводимой реформы в России и  в других постсоциалистических государствах – является приватизация земли и реорганизация совхозов и колхозов.

Самая важная задача сегодняшней  экономической политики в России – масштабная приватизация. Правительство  ожидает выручить от продажи государственных  пакетов акций в приватизируемых  предприятиях 72 миллиарда рублей. План приватизации предусматривает продажу долей 28 стратегических предприятий. Их приватизация даст в бюджет 54 миллиарда рублей. Оставшуюся сумму государство намерено выручить от продажи пакетов акционерных обществ [10].

Таким образом, анализируя опыт других стран, можно сделать вывод, что наиболее жизнеспособными и эффективными в современном сельскохозяйственном секторе экономики большинства рыночных стран являются акционерные общества, сельхозкооперативы, совместные сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства [11].

 

 

3. Приватизация государственной  собственности в Республике Беларусь

 

3.1 Порядок  приватизации организаций, имущество  которых находится в собственности  Республики Беларусь

 

Реформирование отношений  собственности в Республике Беларусь направлено на создание многоукладной социально ориентированной рыночной экономики, стимулирование инвестиционной активности.

Целью государственной  политики в области приватизации является кардинальное повышение эффективности работы предприятий и экономического комплекса страны в целом. Ее достижение предполагает: вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизацию структуры последней; обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества; обеспечение поступлений в республиканский и местные бюджеты средств от приватизации; усиление социальной направленности процесса приватизации государственного имущества [8].

Динамика реформирования государственной собственности за период с 1991 по 2009 годы представлена в Приложении 1 [2].

В соответствии с законодательством  государственные организации в  процессе приватизации могут быть преобразованы  в открытые акционерные общества (далее – ОАО):

  • со 100-процентной долей государства;
  • с участием других, кроме государства, учредителей.

Создание ОАО со 100-процентной долей государства осуществляется в соответствии с Положением о порядке разработки проектов создания открытых акционерных обществ в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, утвержденным приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации от 18 июня 1998 г. №96.

Преобразование в ОАО  осуществляется на основании предложений  коллективов работников организаций, согласованных с соответствующими органами государственного управления.

При отсутствии предложений  работников организаций инициатором  приватизации, в целях их финансового  оздоровления может выступать по объектам республиканской собственности – Совет Министров Республики Беларусь, по объектам коммунальной собственности – соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы.

В случае разногласий  между коллективами работников организаций  и органом государственного управления, по вопросам целесообразности приватизации данных организаций решения принимаются:

  • по организациям с численностью работающих свыше 4 тысяч человек – Президентом Республики Беларусь;
  • по организациям с численностью работающих от 2 до 4 тысяч человек – Советом Министров Республики Беларусь;
  • по организациям с численностью работающих до 2 тысяч человек – республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации – Госкомимуществом.

В процессе проведения работ  по преобразованию организации в  ОАО создаются три комиссии:

  1. комиссия по преобразованию – на преобразуемой организации;
  2. отраслевая комиссия по преобразованию организации в ОАО – в органе государственного управления, иной государственной организации;
  3. комиссия по приватизации:
  • по организациям, находящимся в республиканской собственности в областном, Минском городском территориальном фонде государственного имущества по месту расположения преобразуемой организации;
  • по организациям, находящимся в коммунальной собственности – местными исполнительными и распорядительными органами – по месту расположения преобразуемой организации.

Уставный фонд создаваемого ОАО формируется по балансовой стоимости  организации по состоянию на 1 января текущего года, исходя из результатов инвентаризации и оценки активов и пассивов.

Порядок создания ОАО с участием других, кроме государства, учредителей осуществляется по аналогии с порядком создания ОАО со 100-процентной долей государства.

Решение о необходимости  привлечения других, кроме государства, учредителей ОАО принимается  на общем собрании или конференции  коллектива работников организации  с участием представителя органа государственного управления.

Выбор других, кроме государства, учредителей ОАО осуществляется органом государственного управления, иной государственной организацией на конкурсной основе, а при наличии одного потенциального инвестора – путем прямых переговоров.

В качестве других, кроме  государства, учредителей ОАО, создаваемых в процессе приватизации организаций, могут выступать национальные либо иностранные инвесторы, внесшие в уставный фонд создаваемого общества в соответствии с договором о создании ОАО, принадлежащее им имущество, включая денежные средства.

Решение о создании ОАО  с участием другого, кроме государства, учредителя принимается на учредительном  собрании по созданию ОАО до издания  приказа Госкомимуществом, местными исполнительными и распорядительными  органами о передаче государственного имущества в уставный фонд создаваемого ОАО.

При продаже организаций  на аукционе, по конкурсу работы проводятся в соответствии с перечнем работ по продаже предприятия как имущественного комплекса на аукционе, по конкурсу в процессе  приватизации республиканской собственности и Перечнем документов проекта приватизации предприятия как имущественного комплекса, проданного на аукционе, по конкурсу, утвержденным постановлением Госкомимущества от 3 мая 2008 г. №39 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., №123, 8/18798).

Решение о продаже  предприятия как имущественного комплекса на аукционе, по конкурсу в процессе приватизации принимается общим собранием или конференцией работников организации с участием представителей органа государственного управления, иной государственной организации.

Руководитель организации  в течение месяца от даты принятия положительного решения о продаже  на аукционе, по конкурсу готовит предложение  на приватизацию, которое согласовывается  с органом государственного управления, иной государственной организацией, областным (Минским городским) исполнительным комитетом и представляется в областной, Минский городской территориальный фонд государственного имущества. Областной, Минский городской территориальный фонд государственного имущества в месячный срок со дня поступления предложения на приватизацию принимает решение о сроках и условиях проведения приватизации, и в течение месяца создает комиссию по приватизации. В состав комиссии входят представители областных, Минского городского территориального фонда государственного имущества, налоговых органов, полномочные представители коллектива работников организации.

После принятия Президентом  Республики Беларусь решения о приватизации предприятия как имущественного комплекса Госкомимущество создает комиссию по проведению аукциона, конкурса в соответствии с Инструкцией о порядке организации и проведения торгов по продаже некоторых объектов республиканской собственности.

Продажа объекта государственной  собственности может осуществляться на открытых торгах, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий (аукцион без условий) или когда от покупателя требуется выполнение определенных условий (аукцион с условиями), устанавливаемых органом приватизации.

При продаже объекта государственной собственности на аукционе с условиями от покупателя требуется выполнение каких-либо из следующих условий: сохранение назначения или профиля объекта приватизации, сохранение или создание рабочих мест; выполнение инвестиционных программ, сохранение исторического характера объекта приватизации, являющегося историко-культурной ценностью. Предъявление условий, непредусмотренных законодательством о приватизации не допускается. Победителем аукциона признается участник, предложивший в ходе торгов максимальную цену.

Убыточные государственные  организации в течение последних  трех и более лет могут быть проданы по конкурсу в процессе приватизации в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. №113 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций».

Продажа осуществляется юридическим лицам, предоставившим инвестиционные проекты.

Обязательными условиями  продажи для покупателей являются:

  • реализация инвестиционного проекта, социальных программ по поддержке коллектива работников;
  • принятие на себя неисполненных обязательств убыточной государственной организации;
  • сохранение рабочих мест, создание дополнительных рабочих мест в соответствии с инвестиционным проектом [7].

 

3.2 Проблемы  и причины медленной приватизации  в Республике Беларусь

 

Проблемы приватизации государственной собственности  в Республике Беларусь:

  • преобразование форм собственности в Беларуси проходит <span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e

Информация о работе Приватизация государственной собственности: состояние и проблемы