Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 21:04, курсовая работа
цель данной работы – на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
изучить организацию приватизации;
изучить методы и способы приватизации;
В Польше применяются два метода приватизации – фондовый (когда объектом приватизации является действующее предприятие) и ликвидационный (при котором предприятие приватизируется как совокупность имущества). Трудовые коллективы приватизируемых предприятий пользуются существенными льготами перед другими покупателями.
В Венгрии способы и порядок приватизации зависят как от особенностей предприятия (его размеров, финансового состояния и т.д.), так и от того, кем инициируется приватизация: агентством государственного имущества (т.е. «сверху»), трудовыми коллективами или внешними инвесторами. Третий путь считается наилучшим, так как предприятие продается по конкурсу на наиболее выгодных для государства и общества условиях.
В Германии (Восточной) приватизация каждого предприятия осуществляется по индивидуальной программе.
Причины, особенности, масштабы и итоги проведения разгосударствления и приватизации в переходных экономиках постсоциалистических стран отличаются от таковых в странах с традиционной и развитой рыночной экономикой. Главная особенность состоит в том, что в развитых рыночных странах приватизации подвергся государственный сектор, составлявший от 30% до 50% их экономик (при этом частный сектор традиционно составлял 50–70%), а в постсоциалистических странах – до 95% собственности находилось в руках государства.
На Украине начало преобразований в аграрно-промышленном комплексе началось с 1991–1992 гг. с принятия Земельного кодекса, законов «О коллективном сельскохозяйственном предприятии», «О формах собственности на землю» и ряда других нормативно-правовых актов.
К настоящему времени согласно указам президента Украины «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики» (декабрь 1999 г. и январь 2001 г.) созданы новые агроформирования, в том числе 47% составляют хозяйственные общества (в основном общества с ограниченной ответственностью), 26% – сельхозкооперативы, 21% – частные предприятия, 5% – крестьянские (фермерские) хозяйства, 1% – другие виды предприятий.
В Болгарии – существуют 3 формы собственности на землю: государственная, общинная, гражданская.
В Германии – частная форма собственности в сельском хозяйстве составляет около 10%, а крестьянские хозяйства объединены в кооперативы.
В Китае землепользование отделено от землевладения. Основу составляют арендные отношения – более 96% всех субъектов в сельхозпроизводстве работают на условиях аренды земли.
В России с конца 1992 г. начала осуществляться чековая (ваучерная) приватизация. Каждый гражданин, получивший ваучеры, мог их использовать любым из трех способов: приобрести на ваучеры акции приватизируемых предприятий; обменять свой приватизационный чек на пай в инвестиционных фондах как в государственных, так и в частных; продать свой чек любым частным лицам по сложившемуся курсу.
Приватизация в России на первом этапе (с 1 июля 1991 г. по 1 июля 1994 г.) в большинстве случаев носила характер формальной смены собственника. Главным результатом этого этапа явилось устранение государственной монополии в экономике.
Задача второго этапа
– создание условий для повышения
конкурентоспособности
Одной из существенных особенностей проводимой реформы в России и в других постсоциалистических государствах – является приватизация земли и реорганизация совхозов и колхозов.
Самая важная задача сегодняшней
экономической политики в России
– масштабная приватизация. Правительство
ожидает выручить от продажи государственных
пакетов акций в
Таким образом, анализируя опыт других стран, можно сделать вывод, что наиболее жизнеспособными и эффективными в современном сельскохозяйственном секторе экономики большинства рыночных стран являются акционерные общества, сельхозкооперативы, совместные сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства [11].
3. Приватизация государственной
собственности в Республике
3.1 Порядок
приватизации организаций,
Реформирование отношений собственности в Республике Беларусь направлено на создание многоукладной социально ориентированной рыночной экономики, стимулирование инвестиционной активности.
Целью государственной политики в области приватизации является кардинальное повышение эффективности работы предприятий и экономического комплекса страны в целом. Ее достижение предполагает: вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизацию структуры последней; обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества; обеспечение поступлений в республиканский и местные бюджеты средств от приватизации; усиление социальной направленности процесса приватизации государственного имущества [8].
Динамика реформирования государственной собственности за период с 1991 по 2009 годы представлена в Приложении 1 [2].
В соответствии с законодательством государственные организации в процессе приватизации могут быть преобразованы в открытые акционерные общества (далее – ОАО):
Создание ОАО со 100-процентной долей государства осуществляется в соответствии с Положением о порядке разработки проектов создания открытых акционерных обществ в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, утвержденным приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации от 18 июня 1998 г. №96.
Преобразование в ОАО осуществляется на основании предложений коллективов работников организаций, согласованных с соответствующими органами государственного управления.
При отсутствии предложений работников организаций инициатором приватизации, в целях их финансового оздоровления может выступать по объектам республиканской собственности – Совет Министров Республики Беларусь, по объектам коммунальной собственности – соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы.
В случае разногласий между коллективами работников организаций и органом государственного управления, по вопросам целесообразности приватизации данных организаций решения принимаются:
В процессе проведения работ по преобразованию организации в ОАО создаются три комиссии:
Уставный фонд создаваемого ОАО формируется по балансовой стоимости организации по состоянию на 1 января текущего года, исходя из результатов инвентаризации и оценки активов и пассивов.
Порядок создания ОАО с участием других, кроме государства, учредителей осуществляется по аналогии с порядком создания ОАО со 100-процентной долей государства.
Решение о необходимости привлечения других, кроме государства, учредителей ОАО принимается на общем собрании или конференции коллектива работников организации с участием представителя органа государственного управления.
Выбор других, кроме государства, учредителей ОАО осуществляется органом государственного управления, иной государственной организацией на конкурсной основе, а при наличии одного потенциального инвестора – путем прямых переговоров.
В качестве других, кроме государства, учредителей ОАО, создаваемых в процессе приватизации организаций, могут выступать национальные либо иностранные инвесторы, внесшие в уставный фонд создаваемого общества в соответствии с договором о создании ОАО, принадлежащее им имущество, включая денежные средства.
Решение о создании ОАО
с участием другого, кроме государства,
учредителя принимается на учредительном
собрании по созданию ОАО до издания
приказа Госкомимуществом, местными
исполнительными и
При продаже организаций на аукционе, по конкурсу работы проводятся в соответствии с перечнем работ по продаже предприятия как имущественного комплекса на аукционе, по конкурсу в процессе приватизации республиканской собственности и Перечнем документов проекта приватизации предприятия как имущественного комплекса, проданного на аукционе, по конкурсу, утвержденным постановлением Госкомимущества от 3 мая 2008 г. №39 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., №123, 8/18798).
Решение о продаже предприятия как имущественного комплекса на аукционе, по конкурсу в процессе приватизации принимается общим собранием или конференцией работников организации с участием представителей органа государственного управления, иной государственной организации.
Руководитель организации в течение месяца от даты принятия положительного решения о продаже на аукционе, по конкурсу готовит предложение на приватизацию, которое согласовывается с органом государственного управления, иной государственной организацией, областным (Минским городским) исполнительным комитетом и представляется в областной, Минский городской территориальный фонд государственного имущества. Областной, Минский городской территориальный фонд государственного имущества в месячный срок со дня поступления предложения на приватизацию принимает решение о сроках и условиях проведения приватизации, и в течение месяца создает комиссию по приватизации. В состав комиссии входят представители областных, Минского городского территориального фонда государственного имущества, налоговых органов, полномочные представители коллектива работников организации.
После принятия Президентом Республики Беларусь решения о приватизации предприятия как имущественного комплекса Госкомимущество создает комиссию по проведению аукциона, конкурса в соответствии с Инструкцией о порядке организации и проведения торгов по продаже некоторых объектов республиканской собственности.
Продажа объекта государственной
собственности может
При продаже объекта государственно
Убыточные государственные
организации в течение
Продажа осуществляется юридическим лицам, предоставившим инвестиционные проекты.
Обязательными условиями
продажи для покупателей
3.2 Проблемы
и причины медленной
Проблемы приватизации государственной собственности в Республике Беларусь:
Информация о работе Приватизация государственной собственности: состояние и проблемы