Приватизация государственной собственности: состояние и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

цель данной работы – на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
изучить сущность, цели и основные принципы приватизации;
изучить организацию приватизации;
изучить методы и способы приватизации;

Файлы: 1 файл

курсач2.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Не подлежат приватизации:

  • предприятия оборонного комплекса;
  • объекты, деятельность которых может угрожать жизни и здоровью людей;
  • естественные монополии: предприятия единой энергетической сети, магистральные железные дороги, системы связи;
  • казенные предприятия, т.е. предприятия неэффективные по рыночным критериям, но жизненно необходимые для общества (их число должно соответствовать реальным возможностям госбюджета) [3].

В мировой практике приватизации государственной собственности известны два метода ее осуществления – возмездный и безвозмездный.

В РБ выделяют следующие  методы приватизации:

– возмездный (выкуп государственного имущества);

– безвозмездный (бесплатная передача госимущества);

– передача собственности трудовым коллективам;

– раздача гражданам республики при помощи приватизационных чеков.

Возмездный метод –  это передача государственных предприятий  в частные руки в результате продажи. В развитых странах и в развивающихся  государствах приватизация осуществляется по этому методу. Такая модель приватизации:

– обеспечивает появление частного собственника;

– дает государству дополнительные средства;

– создает условия для привлечения в страну иностранного капитала, который приносит с собой эффективный менеджмент и современные технологии.

Существует два вида продажи предприятий: закрытая и  открытая.

Закрытая продажа предусматривает  продажу предприятий персоналу  и приравненным к нему лицам. Деньги, полученные в ходе продажи, остаются на предприятии и используются для его развития. Самый большой недостаток закрытой продажи состоит в том, что у администрации предприятия сохраняются все возможности и рычаги для фактического перевода предприятия в свою собственность по довольно низким ценам.

Открытая продажа позволяет участвовать в покупке приватизируемого предприятия всем лицам, а не только персоналу, конкретного предприятия. Полученные от приватизации средства, как правило, направляются в государственный бюджет. Этот способ продажи технически не сложен. Среди его недостатков отмечается отсутствие достоверной информации о стоимости приватизируемых предприятий.

Безвозмездный метод  – это приватизация в результате распределения государственной  собственности среди населения  страны. Она имеет место в государствах с переходной экономикой, где население на располагает значительным капиталом, а прилив иностранного капитала незначителен. И это понятно – ведь собственность создана трудом народа, она им уже оплачена и должна быть ему бесплатно возвращена.

Безвозмездная приватизация реализуется в соответствии с Законом «Об именных приватизационных чеках в Республике Беларусь», который определяет, что акции открытых акционерных обществ обмениваются на именные приватизационные чеки (ваучеры).

Чек (ваучер) – это  ценная бумага на предъявителя, которая дает их владельцу право на бесплатное приобретение акций приватизируемых предприятий и право получения дивидендов на эти акции. В Республике Беларусь в качестве ваучеров выступают приватизационные чеки «Имущество» и «Жилье». Приватизационные чеки получают только граждане Республики Беларусь на сумму чеков, соответствующую их квоте в безвозмездно передаваемой государством собственности.

Выдача приватизационных чеков позволяет быстро распределить активы государственных предприятий  среди большого числа граждан. Приватизация посредством чеков не дает доходов в государственный бюджет, но позволяет при наличии и устойчивом развитии финансовых рынков с обращением ценных бумаг – акций, облигаций, векселей – наладить нормальную инвестиционную работу в стране.

Другие способы безвозмездной  приватизации допускаются только с  разрешения Совета Министров и Президента Республики Беларусь [6, с. 21–38].

Необходимо отметить, что использование этих методов  приватизации позволяет осуществлять преобразование государственной собственности на основе трех подходов.

Первый основан на том, что главным направлением перехода к многообразию форм собственности  должна быть продажа государственного имущества (непосредственная), а также  аренда с последующим выкупом. При этом могут быть использованы различные формы стимулирования и поддержки покупателей, в том числе продажа в рассрочку, со скидкой, на основе льготного кредитования.

Второй подход основан  на безвозмездной или за небольшую  плату, прежде всего из прибыли предприятия, передаче имущества государственных предприятий в собственность трудовым коллективам.

Третий подход основан  на том, что каждый гражданин страны является совладельцем государственной  собственности. Это дает основание  разделить определенную долю государственной собственности между всеми гражданами и передать им безвозмездно в равных размерах соответственно возрасту и трудовому стажу.

Вместе с тем каждый из методов приватизации имеет как  достоинства, так и недостатки.

Возмездный метод приватизации:

  • обеспечивает реальную смену собственников и изначально «утверждает» действие законов рыночной экономики;
  • свидетельствует о заинтересованности покупателя в приобретении собственности и формирует ответственного хозяина;
  • уменьшает, связывает свободные деньги, дает антиинфляционный эффект;
  • предоставляет возможность продать имущество тому, кто больше заплатит;
  • дает возможность частично погасить внутренний государственный долг, способствует финансовому оздоровлению экономики.

Однако ориентация только на продажу объектов государственной собственности нереальна в условиях ограниченности денежных средств у населения и у предприятия, и приватизация может затянуться на многие годы.

В тоже время осуществление  приватизации методом безвозмездной  передачи (раздела) государственного имущества:

  • вызывает положительное отношение всех граждан, снижает социальную напряженность, но такое уравнительное распределение не является «двигателем» рыночной экономики;
  • расширяет круг потенциальных собственников из числа не только производственной, но и социальной среды, однако нет гарантии, что эти люди будут заинтересованы в накоплении собственности, а не загубят ее неумелым хозяйствованием или просто «проедят»;
  • позволяет при переходе к рынку частично и временно «компенсировать» рост цен, потери безработицы, но для этого не обязательно пытаться сделать всех собственниками средств производства, ведь есть и другие, более надежные средства социальной защиты людей;
  • является быстрым способом раздела и преобразования госсобственности в частную, если согласиться с тем, что приватизация выступает самоцелью.

Поэтому был сделан вывод, что без использования безвозмездного метода приватизации процесс преобразования государственной собственности  либо затянется на многие годы, либо в случае его искусственного ускорения, приведет к переходу имущества в руки владельцев «теневой» экономики или иностранных инвесторов.

 

1.4 Финансовые  источники средств для приватизации  государственной собственности  и способы приватизации

 

Объекты приватизации могут  быть приобретены за счет любых имеющихся в соответствии с законодательством у субъектов приватизации собственных и заемных средств.

Безусловно, все эти  источники финансовых средств могут  использоваться одновременно в различных  соотношениях для выкупа государственного имущества. Однако в действительности многие предприятия встречаются с серьезными трудностями при изыскании средств для выкупа. Так, опыт приватизации свидетельствует о том, что основная доля (более 60%) приватизированных в 1991–1992 годах предприятий была приобретена за счет заемных и кредитных ресурсов; 20% составило имущество, приобретенное в собственность трудовыми коллективами за время работы на условиях аренды; 15% – передано безвозмездно. За счет собственных средств граждан и предприятий было выкуплено немногим более 2% госимущества приватизируемых предприятий. В результате отсутствия собственных средств предприятия вынуждены были брать для целей выкупа кредиты под высокие проценты, расчеты по которым в течении нескольких лет сдерживали развитие их производства.

Источниками средств  являются:

  • средства предприятия;
  • часть чистой прибыли, переданной в собственность членов трудового коллектива;
  • остатки фондов экономического стимулирования предприятия;
  • чистая прибыль арендного предприятия или хозяйственного товарищества;
  • амортизационные отчисления на собственные основные фонды арендного предприятия или хозяйственного товарищества;
  • собственные средства негосударственных юридических лиц;
  • заемные и привлеченные средства;
  • кредиты государственных коммерческих банков;
  • кредиты других предприятий и организаций;
  • средства, привлеченные от выпуска акций, облигаций и других ценных бумаг;
  • личные средства субъектов приватизации;
  • именные приватизационные чеки;
  • средства личных приватизационных счетов работников предприятия;
  • иностранные инвестиции [9].

Приватизация государственной  собственности в настоящее время  осуществляется в основном следующими способами:

  1. выкуп арендованного имущества арендным предприятием;
  2. продажа акций, принадлежащих государству;
  3. продажа объектов государственной собственности на аукционе;
  4. продажа объектов государственной собственности по конкурсу;
  5. безвозмездная передача части государственной собственности.

Более подробно о способах приватизации государственной собственности  в Республике Беларусь будет изложено в третьей главе данной курсовой работы.

 

 

 

2. Мировой опыт приватизации

 

2.1 Опыт приватизации  государственной собственности  в зарубежных странах

 

Через процесс приватизации за последние 25 лет прошли свыше 50 стран  мира: распродаются государственные  предприятия; сельское хозяйство и промышленность выводятся из-под чрезмерного государственного контроля, сдаются в аренду правительственные службы.

Причины приватизации государственной  собственности в странах с  рыночной экономикой:

  1. Необходимость удешевления государственного аппарата управления, финансируемого из бюджета.
  2. Повышение эффективности предприятий и отраслей, находящихся под юрисдикцией правительства.
  3. Переход экономик на инновационную модель развития, для чего более приспособленным оказался частный сектор экономики.
  4. Часть государственных предприятий, особенно в менее демократических странах, подверглись коррумпированности и превратились в общества по найму, обеспечивающие работой политических союзников, отставных военных и т.п. Эти предприятия существуют за счет налоговых льгот и субсидий, опустошая казну [6, с. 29].

Впервые широкомасштабная приватизация государственной собственности  была осуществлена в Великобритании после прихода к власти консервативного правительства М. Тэтчер в 1979 г. В результате распродажи государственных компаний 600 тыс. рабочих мест были переведены в частный сектор. Вместе с продажей государственного жилого фонда это принесло британскому казначейству 16 млрд. долларов. Если в первые 2–3 года эта приватизация сопровождалась ростом безработицы, снижением реальных доходов отдельных категорий населения, инфляцией, то затем активизировалась инвестиционная деятельность в стране, оживилась конъюнктура рынка, появились новые рабочие места, что позволило даже говорить о британском экономическом «чуде».

Вслед за Великобританией активизировались процессы приватизации госимущества во Франции, Австрии, Мексике, Японии и  ряде других стран.

Во Франции Национальное собрание и Сенат одобрили в августе 1986 г. закон, разрешающий денационализацию 65 государственных компаний и банковских групп в течение 5 лет. Вырученная сумма составила более 50 млрд. долларов. Долю иностранного участия во владении ограничили 20%.

Правительство социалистов в Испании распродало более 100 корпораций.

Ускоренные темпы приватизации в Италии и Германии отчасти объясняются нерациональным использованием государственных финансов местными и федеральными властями.

Процессы смены собственников  в странах с развитой рыночной экономикой в подавляющем большинстве  случаев проводились на платной основе через разные формы купли-продажи имущества, подлежащего приватизации. В постсоциалистических странах применялись и бесплатные ваучерные схемы приватизации. Практически повсеместно перед началом легитимной приватизации по стандартным схемам имел место этап так называемой спонтанной приватизации или «прихватизации».

В России, Болгарии, Польше, Румынии и Чехословакии (позже Чехии и Словакии) были приняты ваучерные схемы приватизации. Но, за исключением Чехословакии они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х годов. В это время различные группы правящего слоя и криминального бизнеса боролись за контроль над государственной собственностью и делили ее. В итоге ваучерная приватизация уже к 1995–1996 годам потеряла привлекательность для населения, так как лучшие объекты уже были приватизированы.

Практически единственным примером быстрой и успешной ваучерной  приватизации в Восточной Европе является приватизация в Чехии и  Словакии. Граждане этих стран получили ваучеры, которые смогли обменять на акции предприятий или инвестиционных фондов. Причем эти фонды у них не прекратили существование после завершения приватизации, как в России, а превратились в собственников бывшего государственного имущества и сумели наладить эффективное управление приватизированными предприятиями.

Информация о работе Приватизация государственной собственности: состояние и проблемы