Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ проведения приватизации в России.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть этапы приватизации;
определить формы приватизации;
проанализировать российский опыт проведения приватизации;
Введение 3
I Теоретические основы 5
1.1 Сущность приватизации, приватизация как элемент экономической реформы 5
1.2 Формы приватизации 7
1.3 Этапы развития 10
II Анализ российского опыта проведения приватизации в РФ 12
2.1 Российский опыт приватизации 12
2.2 Плюсы и минусы приватизации 20
III Недостатки приватизации 22
3.1 Проблемы приватизации 22
3.2 Причины недостижения запланированного результата приватизации в России 25
Заключение 26
Список литературы 28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по дисциплине
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
на тему «Приватизация и ее формы в России»
Выполнил
Студент
Группа
Проверил
К.э.н., доцент кафедры
«Макроэкономика»
Москва 2011
Содержание
Введение 3
I Теоретические основы 5
1.1 Сущность приватизации,
приватизация как элемент
1.2 Формы приватизации 7
1.3 Этапы развития 10
II Анализ российского опыта проведения приватизации в РФ 12
2.1 Российский опыт приватизации 12
2.2 Плюсы и минусы приватизации 20
III Недостатки приватизации 22
3.1 Проблемы приватизации 22
3.2 Причины недостижения
запланированного результата
Заключение 26
Список литературы 28
Приватизация в России —
В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.
Понятие приватизации
государственных и муниципальных
предприятий дается в законе РФ от
3 июля 1991 г. N 1531-I "О приватизации
государственных и
Приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.
Актуальность темы. Приватизация часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную.
По мнению В. А. Мау (российский ученый–экономист), главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства. В то время как в определенных сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что, приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль, а в перспективе, и в собственность их руководителей.
Целью данной курсовой работы является анализ проведения приватизации в России.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства - с «государственной» на «частную». Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:
переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;
полная продажа
продажа части активов;
передача функций
Один из серьезных вопросов касающийся приватизации - это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за два-три года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:
1. Сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно.
2. Требуется время, чтобы рынок начал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий.
3. Монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу.
Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов при проведении данной реформы:
Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация, на самом деле, сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.
Понятие «приватизация» не всегда
употребляется в одинаковом значении.
Порой преобразование предприятий
или сфер деятельности из государственных
в частные называется приватизацией
даже в том случае, если пакеты акций
данных компаний продолжают оставаться
полностью во владении государства.
В более узком понимании
Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.
Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:
продукция - услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией - услугами других предприятий;
при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;
при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;
в случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями - поставщиками.
Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого, в высшей степени, открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения.
Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.
Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.
Обычно процесс приватизации предприятия состоит из следующих этапов.
I этап. Предпродажный анализ и оценка предприятия
стратегический анализ и оценка предприятия;
определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению предприятия;
определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении;
анализ потенциальных покупателей;
определение методов продажи;
определение критериев проведения тендера, поиска инвесторов, оценки поступающих предложений, которые должны обеспечить объективность и «прозрачность» соответствующих процедур;
образование комиссии по оценке поступающих предложений.
II этап. Подготовка предприятия к продаже
реализация необходимых мероприятий по реструктуризации;
разукрупнение;
осуществление кадровых перестановок.
III этап. Маркетинговые мероприятия
организация рекламы, выпуск
информационных брошюр и т.д., призванных
пробудить интерес
проведение национальных или международных тендеров. Оценка предложений;
рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению тендера;
проведение переговоров
с одной или несколькими
IV этап. Заключение договора
разработка текста стандартных договоров.
Начиная с 1992 года приватизация в России прошла несколько этапов. В качестве основных, можно рассмотреть ваучерную приватизацию (1992-1994 гг.) и денежную приватизацию (1995-1997 гг.). Все указанные этапы принципиально отличаются друг от друга, как по соотношению целей, так и по используемым методам и формам приватизации государственного имущества, используемой нормативной правовой базе.
Ваучерная приватизация 1992-1994 гг.
Приватизационный чек - это государственная ценная бумага на предъявителя, которая использовалась гражданами РФ в качестве средства платежа при приватизации государственного или муниципального имущества, а также при покупке акций (паев) инвестиционных фондов.