Приватизация и ее формы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ проведения приватизации в России.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть этапы приватизации;
определить формы приватизации;
проанализировать российский опыт проведения приватизации;

Содержание работы

Введение 3
I Теоретические основы 5
1.1 Сущность приватизации, приватизация как элемент экономической реформы 5
1.2 Формы приватизации 7
1.3 Этапы развития 10
II Анализ российского опыта проведения приватизации в РФ 12
2.1 Российский опыт приватизации 12
2.2 Плюсы и минусы приватизации 20
III Недостатки приватизации 22
3.1 Проблемы приватизации 22
3.2 Причины недостижения запланированного результата приватизации в России 25
Заключение 26
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Курсовая v.2.0_ЭТ.docx

— 60.11 Кб (Скачать файл)

На денежном этапе  банки стали серьезными участниками  приватизации, тем более, что аукционные цены и залоговые суммы были установлены аукционной комиссией на относительно низком уровне. На денежных аукционах, например, минимальная цена устанавливалась в ряде случаев на 40% ниже котировок фондового рынка (РАО "ЕЭС России").

К 1997 г.  наметились два весьма важных процесса в сфере отношений собственности: во-первых, дальнейший передел прав собственности и более отчетливая консолидация структуры акционерных капиталов, во-вторых, нормализация корпоративного управления компаниями в смысле отделения профессионального управления (прерогатива менеджеров) от прав собственности (прерогатива акционеров).

Ясно, что структура  капитала компаний, с которой они  вышли из ваучерной приватизации, требует дальнейших переделов. В нормальной рыночной экономике с достаточной равновесностью переделы собственности реализуются главным образом на фондовых рынках. Для России это пока невозможно не только по причине неразвитости рынка капиталов, но главным образом из-за общего экономического неравновесия, особенно кризиса неплатежей. Собственность в России уже давно подвижна и подвержена перераспределению от неплательщиков в пользу кредиторов: многие должники расплачиваются либо напрямую акциями, либо используют акции в качестве обеспечения. А поскольку главными кредиторами в условиях всеобщего кризиса неплатежеспособности являются отрасли естественных монополий, то они и "подбирают под себя" имущество должников. С 1997 г. акциями расплачивались и по долгам перед государством. [Плешкевич Н.М. Российская приватизация]

 

2.2 Плюсы и минусы приватизации

В народе существует множество мнений о приватизации. Вследствие этого можно выделить положительные и отрицательные  стороны приватизации.

Положительные стороны приватизации:

- государство за  исключительно символические деньги, составляющие примерно 0,07% (или в долях 0, 0007) от стоимости средней квартиры, например, в Уфе, дает вам имущество, оцениваемое в несколько миллионов.

- возможность полностью распоряжаться приватизированным имуществом: продать, завещать, подарить, разделить на доли, купить подобное, поменять с доплатой или без, подарить или продать долю.

- возможность сдать внаем приватизированную квартиру.

- выселение с  компенсацией, если дом идет под  снос. По закону собственнику должна быть выплачена денежная компенсация в размере рыночной стоимости или предоставлено аналогичное жилье

- налог на имущество  в нашей стране пока составляет  небольшие суммы. 

- несмотря на  то, что считается, что собственник  участвует в ремонте и содержании  общедомовых конструкций, ремонте  здания и т.п., на самом деле  разница в квартплате совсем  невелика. Гораздо большее значение  имеет количество собственников.  Но обычно собственников гораздо  меньше, чем может теоретически быть зарегистрировано (прописано) в квартире. У неприватизированной квартиры же квартплата зависит от количества зарегистрированных.

- возможность у собственника, вписывать и выписывать людей из приватизированной квартиры

Отрицательные стороны приватизации:

- оплата налога на имущество.

- квартплата больше, так как собственник принимает на себя участие в содержании и ремонте общедомовых конструкций.

-в случаи смерти  собственника, приватизированная собственность  будет передана по наследству  всем родственникам. Что бы  оставить имущество (например, квартиру) определенному человеку, то нужно составить завещание

- при снесении дома, собственнику будет представлена квартира равнозначной площади, а не стоимости. Причем, она может быть не в лучшем районе. Закон оговаривает только населенный пункт, но не оговаривает район, в котором должно быть предоставлено аналогично жилье.

- если снос запланирован  муниципальными властями, а собственник при этом не захочет выезжать, то его выселят по суду.

- муниципальным  жильем можно обменяться, без  налоговых деклараций и расчетов НДФЛ. Но выбора для обмена осталось мало, так как большая часть муниципального жилья уже приватизирована, а новое пока не появляется. Муниципальное жилье можно обменять только на муниципальное жилье, а не на жилье, находящееся в собственности.

 

III Недостатки приватизации

3.1 Проблемы приватизации

Еще в начале приватизационного  процесса отмечалось ключевое значение оценки стоимости государственного имущества. Однако тогда считалось, что не всем предприятиям под силу выкупить государственное имущество  в акционерную собственность  работников. Впоследствии стоимость  государственного имущества оказалась  резко заниженной из-за инфляционных тенденций в экономике России. Проведенные позднее переоценки основных фондов создалась возможность пересмотра размера уставного капитала акционерных обществ, возникших в процессе приватизации.

Приступая к реализации новой  программы приватизации, ряд трудовых коллективов столкнулся с трудноразрешимой задачей выкупа многомиллиардных основных фондов. Поэтому акционирование на этапе после чековой приватизации может быть затруднено из-за отсутствия инициативы трудовых коллективов.

Малая приватизация означает переход государственных предприятий  розничной торговли (продуктовых, промтоварных магазинов, ресторанов, предприятий  сферы бытовых услуг) в частное  владение. Эти предприятия являются ключевыми при переходе к эффективной  рыночной экономике, поскольку они  формируют спрос на готовые товары и продукцию. Путем приватизации малых объектов торговли в России, находящейся в стадии формирования рыночных отношений, создается спрос  предприятий частного сектора на готовую продукцию.

В то время как приватизация средних и крупных предприятий  требует значительных усилий и времени, малая приватизация, судя по опыту  стран переходного периода (включая  Восточную Европу и Россию), является делом относительно несложным и  может быть быстро проведена. Так, в  России к 1 июля 1994 года приватизировано 75,4% предприятий торговли, 66,3% предприятий  общественного питания, 76,4% предприятий  бытового обслуживания населения. Доля объектов, приватизированных путем конкурса, составила 40%. Следует отметить более чем шестикратный коэффициент превышение продажной цены над начальной (в среднем по России).

Неоднозначно отношение  трудовых коллективов к конкурсному  и аукционному методам продажи  предприятий, на которых они работают. Поэтому, хотя работники могут противостоять  малой приватизации, комитеты по управлению имуществом должны привлекать их к  участию в процессе приватизации. Они имели возможность получить скидку в 30% с продажной цены, что  делало трудовые коллективы вполне конкурентоспособными при проведении аукциона. Наконец, трудовые коллективы являются мощной политической силой.

Особенностями приватизационных чеков как ценных бумаг являлись: их обращение без ограничений, целевой  характер использования в качестве платежного средства, безвозмездная  форма первичного размещения, массовый объем выпуска, который вряд ли будет  превзойден эмитентами других ценных бумаг. Привлекательным для юридических  лиц было то, что обращение ваучеров не облагалось налогами на операции с  ценными бумагами. Физические лица не уплачивали подоходный налог с  сумм, полученных от продажи приватизационных чеков.

Эмиссия приватизационных чеков  многими подвергалась критике. Лучшим контраргументом является ускорение  приватизационного процесса, создание реальных механизмов участия всего  населения в приобретении акций  преобразуемых предприятий.

В начале приватизации ориентация на имеющийся у населения и  коммерческих структур объем денежных ресурсов была практически невозможна из-за его несопоставимости со стоимостью государственного имущества, подлежащего  приватизации. Кроме того, при существовавшем низком уровне дохода у большинства  населения была и остается высокой  предельная склонность к потреблению. Именно поэтому вполне обоснованным было безвозмездное размещение приватизационных чеков в качестве дополнительных платежных средств.

Купля-продажа ваучеров в  течение всего периода их обращения  происходила при рыночной цене при  неизменном номинале. Однако в первые месяцы их обращения выдвигалась  идея создания механизма государственных гарантий цены ваучера. Необходимость индексации вкладов не возникла, так как на протяжении всего срока действия приватизационных чеков оценка основных капиталов акционерных обществ и имущества, выставляемого на конкурс, производилась в ценах 1992 г. На чековых аукционах акции приватизируемых предприятий продавались по аукционному курсу, а не по номиналу.

Довольно обоснованной выглядела  и теоретическая поддержка именных  приватизационных бумаг. Это могло  бы предотвратить их попадание на разбалансированный потребительский  рынок. Практика обращения приватизационных чеков на предъявителя показала их двойственное влияние на объем спроса на потребительском рынке. Средства, полученные гражданами от продажи чеков, увеличивали объем спроса, но одновременно значительная доля денежной массы (в  том числе наличной) была оттянута на спекулятивный рынок приватизационных чеков. Резкие различия в предложении  акций и ваучеров по регионам удалось  сгладить в процессе развития биржевой и около биржевой торговли приватизационными  чеками.

Рассмотрение проблем, связанных с механизмом и итогами  чековых аукционов, сохраняет свою актуальность потому, что для денежных аукционов по продаже акций реорганизованных предприятий предлагается аналогичный  порядок проведения. Кроме того, курс акций, установленный на чековых  аукционах, является базой для курса  денежных аукционов и вторичного рынка акций. Ценные бумаги приватизированных  предприятий в целом достаточно надежны, однако в настоящее время  все же низко доходны и мало ликвидны. 

3.2 Причины недостижения запланированного результата приватизации в России

Анализируя опыт проведения приватизации в России, можно выделить некоторые особенности присущи  именно российской модели, к ним относятся:

  1. Приватизация проводилась не столько по законам, сколько по указам Президента и ведомственным нормативным документам Госкомимущества (которые даже не всегда направлялись в Минюст для регистрации).
  2. Составлялись ежегодные государственные программы приватизации, но включение в эти программы адресных заданий означало выбор лучших предприятий
  3. Из-за отсутствия финансовых средств у населения осуществлялась бесплатная раздача государственной собственности и продажа ее по минимальным ценам, главным образом в интересах директоров и государственных чиновников.
  4. При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовала текущая политическая целесообразность, а не экономическая разумность.

К неудачи проведения приватизации в России привело множество различных факторов, если рассматривать каждый из них в отдельности, то ничего серьезного для экономики страны они не представляют, но в совокупности все эти причины привели к неудачи.

Основными причинами  стали:

  1. Трата средств на содержание аппарата ГКИ РФ
  2. Произведен долларовый заем на оплату иностранных советников Чубайса
  3. ваучер был неименным
  4. нарушение баланса целей - на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет от приватизации

Заключение

С одной стороны, в результате целенаправленной и  относительно быстро проведенной ваучерной  приватизации в России началось формирование некоторых институциональных основ  рыночной экономики, и наметились первые признаки изменения социальной структуры на базе укрепления негосударственного сектора: сформировался корпоративный сектор экономики, а также биржевой и внебиржевой рынки корпоративных ценных бумаг, возникла система инвестиционных институтов и, наконец, появился новый социальный слой — частные собственники, акционеры, пайщики.

Главный недостаток модели приватизации на первом этапе  реформ в России состоит в том, что переход госсобственности в  частные руки зачастую не был непосредственно  связан с улучшением экономического состояния предприятий. Не оправдались  надежды, что “автоматически” будет  решена проблема эффективности хозяйствующих  субъектов и экономики в целом.

После принятия в 1997 г. нового закона о приватизации продажа госсобственности имеет преимущественно фискальный характер и направлена на выполнение “плана по  наполнению госбюджета”. При этом, по существу, игнорируется необходимость инвестирования средств от приватизации в производство, что не позволяет использовать ее в качестве инструмента экономического роста. Приватизация теряет статус социально ориентированной программы. Широкие слои населения участия в ней не принимают, что укрепляет позиции частного и номенклатурного капитала и вытесняет большую часть граждан в сферу наемного труда. Перспектива создания среднего класса отодвигается на неопределенный срок. Используемые методы приватизации и действующая нормативно-законодательная база не ориентируют на подъем реального сектора экономики.

Сегодня нужна приватизация не фискальная, а инвестиционно-реструктуризационная, с целью оздоровления предприятий, оживления и подъема производства. Это предполагает, что государство устанавливает рыночные правила игры и выступает продавцом госимущества, внесет существенные коррективы в действующую модель. В числе наиболее радикальных мер могли бы быть:

Информация о работе Приватизация и ее формы в России