Приватизация и ее формы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ проведения приватизации в России.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть этапы приватизации;
определить формы приватизации;
проанализировать российский опыт проведения приватизации;

Содержание работы

Введение 3
I Теоретические основы 5
1.1 Сущность приватизации, приватизация как элемент экономической реформы 5
1.2 Формы приватизации 7
1.3 Этапы развития 10
II Анализ российского опыта проведения приватизации в РФ 12
2.1 Российский опыт приватизации 12
2.2 Плюсы и минусы приватизации 20
III Недостатки приватизации 22
3.1 Проблемы приватизации 22
3.2 Причины недостижения запланированного результата приватизации в России 25
Заключение 26
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Курсовая v.2.0_ЭТ.docx

— 60.11 Кб (Скачать файл)

Понятие  приватизации  государственных  и  муниципальных предприятий было дано в законе РФ от 3 июля 1991 года N 1531-I "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (ныне не действующем).

Приватизация государственных  и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

 

Денежный  этап приватизации 1995-1997 гг.

Денежная приватизация - форма приватизации на возмездной основе, которая осуществляется путем покупки приватизируемых объектов в разных конкретных формах (торгов, аукционов, тендеров).

Официальное начало денежного этапа приватизации в России связано с переходом прав собственности на приватизируемое государственное имущество к ответственным собственникам – 1 июля 1994 года. 
Ключевая особенность денежного этапа приватизации - направленность на осуществление перехода от системы бесплатной раздачи собственности к ее реальной продаже.

Задачи денежного этапа приватизации в России:

- повышение заинтересованности  инвесторов в долгосрочных инвестициях  в российскую экономику;

- обеспечение приватизируемых  предприятий наличными средствами;

-стимулирование пополнения  доходной части госбюджета. 
В ходе приватизации было образовано около 31 тысячи открытых акционерных обществ; общее число приватизированных предприятий на 1 января 1998 года составило 126785, или 58,9% от общего количества государственных предприятий в начале приватизации.

 

,II Анализ российского опыта проведения приватизации в РФ

2.1 Российский опыт приватизации

Переходя к вопросу  о необходимости проведения приватизации в России, следует сказать следующее. Российская экономика долгое время находилась под влиянием административно-командной системы хозяйствования. Уже с конца 20-х годов руководство страны тщательно пыталось заменить ее чем-то более рациональным, не стихийным, «научно обоснованным».

Попыткой правительства  найти выход из сложившегося положения стало создание рыночной экономики в стране.

Для этого потребовалось  создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия  следующие: приватизация собственности; самостоятельность субъектов рынка; система социальной поддержки населения; право субъектов самостоятельно договариваться о цене: достаточное  число производителей, формирующих  предложения товаров; устойчивость рубля и денежного обращения; демонополизация хозяйственной  деятельности и хозяйственных связей; система социальной поддержки населения; наличие конкуренции; независимое  судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража; право субъектов  самостоятельно договариваться о цене; развитие внешнеэкономических связей; формирование у людей рыночных норма  поведения.

Цель приватизации, как фундаментального элемента реформы в «переходной» экономике заключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. При этом важную роль при достижении целей приватизации играла программа Российского правительства, определявшая очередность практических шагов приватизации:

- преодоление монополии  государства и создание условий  гражданского общества и социально  ориентированной рыночной экономики.  Для этого нужны реальные субъекты  рыночных отношений, которые смогут  доказать свою жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности;

- преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том  числе и дефицита бюджета как  одного из основных источников  инфляции;

- стимулирование инициативы  собственников как источника  самодвижения, саморазвития экономики;

- изменение роли государства,  ибо государство перестает быть  монопольным собственником, но  сохраняется, как один из собственников; при этом государство берет на себя функции регулирования рынка в основном экономическими методами.

На основании  всего вышеизложенного можно  сказать, что при участии государства  в процессе приватизации структура  собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные  предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные  предприятия.

Говоря об этапах приватизации, в России следует различать два основных.

Ваучерный этап

Термин "приватизация" родился в недрах команды Г. А. Явлинского – при подготовке документов к программе "500 дней". Именно Г. А.  Явлинский и его коллеги впервые в истории СССР и России системно и логично определили задачи приватизации, схему управления этим процессом, а также основные сроки. Представления о механизме приватизации сводились к жёсткому "московскому" управлению, к единой общесоюзной (общероссийской) схеме продажи государственной собственности советским и иностранным гражданам. Команда Г. А.  Явлинского в тот период разработала полный набор документов и положений о необходимых для приватизации рыночных структурах - биржах, аукционах, фондах, конкурсах, комиссиях и т.п. Этот набор документов стал классическим и использован во многих республиках бывшего СССР.

Используя добротную  документальную подготовку процесса приватизации, председатель Государственного комитета РСФСР по управлению государственным  имуществом М. Д. Малей в короткий срок смог убедить Б. Н. Ельцина в ошибочности схемы "торговой приватизации" в связи с неплатёжеспособностью населения России и необходимости проведения "народной приватизации". Предполагалось, что "народная приватизация" коснётся 70% основных промышленных и сельскохозяйственных фондов. При этом всё население России должно было получить безвозмездно в свои руки государственное имущество оценочной стоимостью 2200 млрд. руб. Каждый гражданин России должен был получить свою долю размером 14 тысяч условных балансовых рублей. Основной идеей этого механизма приватизации являлось наделение граждан приватизационным именным чеком, покупательная способность которого не подвержена инфляции и только возрастает по мере выявления рыночной стоимости приватизационного государственного имущества. Каждый владелец чека мог купить на него или непосредственно акции приватизируемого объекта, или акции инвестиционного фонда приватизации. Не допускалось вовлечения именных чеков в продажу. [Малей М. Д. «Три периода приватизации: по Явлинскому, по Малею и по Чубайсу»]

Важной особенностью данного периода приватизации являлась обязательная рыночная переоценка стоимости акционированных предприятий (сертификация) с помощью ведущих аудиторских фирм и банков западного мира.

"Чубайсовский" период приватизации в России  стартовал на всём готовом  с января 1992 года. Стартовал и  двинулся в сеть губительных  для общества ошибок и нелепостей. Вместо большой прибыли бюджета  от приватизации (по Г. А. Явлинскому) затрачены огромные бюджетные средства на содержание непрерывно увеличивающегося аппарата ГКИ РФ (Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом). Сделан даже долларовый заём для оплаты услуг многочисленных иностранных советников А. Б. Чубайса. Можно смело сказать, что опора А. Б. Чубайса на западный опыт приватизации оказалась ошибочной, привела к потере темпа и смысла приватизации, к подрыву реформ Б. Н. Ельцина, т.к. данный опыт не опирался на особенности российского законодательства. В результате "ваучеризации" экономика России получила инфляционный "допинг" в объёме 1500 млрд. пустых рублей. По всей стране прокатилась волна спекуляций ничем не обеспеченными ваучерами. Вместо нормального рынка ценных бумаг в России был создан рынок "бумажных ваучеров".

У российской ваучерной  модели были свои, присущие только ей особенности: во-первых, ваучер был неименным, а значит, его можно было свободно купить и продать, во-вторых, на нем стоял денежный номинал, рассчитанный по балансовой стоимости фондов на 01.07.1992. Это позволило без особых трудностей и в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров, свободно их продавать и покупать, в том числе и на бирже, используя затем уже для покупки акций на чековых аукционах. Формировались институциональные инвесторы, сразу воспользовавшиеся возможностью масштабных ваучерных вложений (нередко на средства "теневых" инвесторов).

Практически сразу  после завершения ваучерной приватизации началось постепенное изменение  структуры капитала приватизированных  компаний в сторону безусловного сокращения доли работников, стабилизации и некоторого роста доли менеджмента, медленного роста доли крупных внешних  инвесторов и стабилизации доли мелких. За один год (до середины 1995 года) доля внутренних инвесторов в структуре акционерного капитала снизилась до 56%, внешних — увеличилась до 33%, доля государства уменьшилась до 11%.

Важнейшими социальными  силами и институциональными структурами, активно вовлеченными в приватизацию в период 1992-1994 гг. и сохранившими свое влияние на денежном этапе, были:

1. Административно-хозяйственная бюрократия (номенклатура), спешившая максимально трансформировать власть в собственность и деньги.

2. Менеджмент (директорат) приватизированных предприятий, занимавший своего рода промежуточное положение между интересами собственного АО и номенклатуры. Большая часть менеджмента, особенно небольших предприятий, отстаивала, как и местная номенклатура, закрытую форму обществ.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проводившего в начале 1994 г. опрос директоров 426 российских предприятий, выявились характерные тенденции  изменения экономического положения  в зависимости от сформировавшейся структуры капитала: экономическое  положение предприятий улучшилось там, где доля трудовых коллективов  в акционерном капитале была меньше, а доля директората, иностранных  инвесторов и банков — больше. Напротив, ухудшение экономических показателей отметили предприятия с большой долей трудовых коллективов в акционерном капитале и меньшей долей банков и менеджмента.[http://altukhov.su]

В середине 1995 г. в  России количество приватизированных  предприятий превысило число  неприватизированных государственных  предприятий, доля тех и других в  общем числе предприятий на самостоятельном  балансе составила соответственно 50,5 и 49,5%.[http://ru.wikipedia.org]

Денежный  этап

В отличие от ваучерного, на денежном этапе приватизации были достаточно четко сформулированы цели. Основная задача была охарактеризована как "нахождение рациональной пропорции  между интересами бюджета и инвестиционной поддержкой приватизируемых предприятий". При этом структура спроса потенциальных  инвесторов оценивалась весьма оптимистично: инофирмы, инвестиционные структуры банков, сбережения населения, инвестиционные компании и фонды, преобразованные из чековых инвестиционных фондов.

В отличие от ваучерной  приватизации, на денежном этапе продажа  акций не могла быть массовой и  единовременной. Предполагалось, что  на денежные аукционы пакеты акций  будут выставляться постепенно и  равномерно, обеспечивая бесперебойное  поступление средств в бюджет, и инвестиций в развитие компаний. Намеченная схема не сработала. Темпы денежной приватизации оказались настолько низкими, что это ставило под угрозу достижение обеих указанных целей. При этом нарушился и сам баланс целей, на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет от приватизации.

Трудности были вполне закономерны. На этапе ваучерной  приватизации, особенно в 1994 г., были проданы  на чековых аукционах многие привлекательные  для инвесторов предприятия различных  отраслей. Одновременно у потенциальных  инвесторов появилась серьезная  альтернатива для денежных вложений — рынок государственных ценных бумаг. В таких условиях увеличить  денежные поступления в бюджет от приватизации можно было бы только за счет резкого расширения круга  компаний и занижения стартовой  цены их акций, выставляемых на продажу. А это самым разрушительным образом  воздействовало бы на слабый еще рынок  корпоративных ценных бумаг. Курсы  корпоративных ценных бумаг и  без того были занижены — сказывалась  недооцененность капитала.

Ситуация кардинально  изменилась с появлением совершенно новой для России (и нетипичной в мировой практике) схемы залоговых аукционов. Эта схема, предложенная группой коммерческих банков, позволяла не только продвинуться в решении фискальных задач приватизации, но и преодолеть некоторые ограничения и запреты на продажу контрольных пакетов акций компаний стратегически важных отраслей. С этого момента вынужденный приоритет фискальных целей приватизации уступил место политике откровенного получения быстрых денег в бюджет. Так краткосрочная тактическая задача вытеснила все инвестиционные намерения первоначальной концепции денежной приватизации.

Оставшиеся в  госсобственности пакеты акций привлекательных  для инвесторов компаний в 1995-1997 гг. стали предметом ожесточенной борьбы желающих участвовать в залоговых  и трастовых аукционах с возможностью последующего выкупа. По состоянию  на октябрь 1995 г. в собственности  государства находилось 20% капиталов  в целлюлозно-бумажной промышленности, 15% — в металлургии, 38% — в системах связи и телекоммуникаций, 55% —  в машиностроении, 42% — в нефте- и газодобыче. Система управления государственными пакетами до сих пор  организована так, что фактически сохраняются  те же методы, что были при административной системе: полная власть отраслевых ведомств и директората компаний (в качестве доверенных лиц государства).

Информация о работе Приватизация и ее формы в России