Приватизация и разгосударствление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Процесс разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан был начат в 1991 году, с приобретением Казахстаном государственной независимости и суверенитета.

Содержание работы

Введение
3

1 Понятие приватизация и разгосударствление
4

1.2 Какие причины обусловили начало приватизации
4

1.3 Субъекты приватизации
5

2 Опыт зарубежных стран
5

2.1 Опыт ваучерной приватизации
5

2.2 Опыт платной приватизации
7

2.3 Приватизация во Франции
8

2.4 Приватизация в Германии
9

3 Порядок и условия приватизации
12

3.1 Подготовка объекта к приватизации
12

3.2 Порядок расчетов
12

3.3 Средства, полученные от приватизации
13

3.4 Оформление изменения права собственности
13

3.5 Контроль за исполнением договора купли-продажи
13

3.6 Ответственность собственника приватизированного предприятия за ущерб, причиненный окружающей среде
14

4 Приватизация: цели, и принципы.
15

5 Формы и методы приватизации в РК
16

6 Содержание основных направлений приватизации
19

6.1 Массовая приватизация
20

6.2 Малая приватизация
20

6.3 Приватизация по индивидуальным проектам
21

6.4Приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки с/х продукции
22

6.5 Примеры Малой приватизации
22

7 Плюсы и минусы приватизации в Казахстане

7.1 Плюсы приватизации

7.2 Минусы приватизации
25

25

25

Заключение
26

Список использованной литературы
27

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 60.21 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение 3
1 Понятие приватизация и разгосударствление 4
1.2 Какие причины обусловили начало приватизации 4
1.3  Субъекты приватизации 5
2 Опыт зарубежных стран 5
2.1 Опыт ваучерной приватизации 5
2.2 Опыт платной приватизации 7
2.3 Приватизация во Франции 8
2.4 Приватизация в Германии 9
3 Порядок и условия приватизации 12
3.1 Подготовка объекта к приватизации 12
3.2 Порядок расчетов 12
3.3 Средства, полученные от приватизации 13
3.4 Оформление изменения права собственности 13
3.5 Контроль за исполнением договора купли-продажи 13
3.6 Ответственность собственника приватизированного предприятия за ущерб, причиненный окружающей среде 14
4 Приватизация: цели, и принципы. 15
5 Формы и методы приватизации в РК 16
6 Содержание  основных направлений приватизации 19
6.1 Массовая  приватизация 20
6.2 Малая  приватизация 20
6.3 Приватизация по индивидуальным проектам 21
6.4Приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки с/х продукции 22
6.5 Примеры  Малой приватизации 22
7 Плюсы  и минусы приватизации в Казахстане

7.1 Плюсы приватизации

7.2 Минусы приватизации

25

      25

      25

Заключение 26
Список  использованной литературы 27
   
   

 
 
 
 
 

     Введение 
 

       Процесс разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан был начат в 1991 году, с приобретением Казахстаном государственной независимости и суверенитета.

        Начало проведения самостоятельной экономической политики в стране совпало с надвигающимся системным кризисом, явившимся следствием развала единого экономического пространства, разрушением производственных связей между предприятиями, в условиях развалившегося товарного рынка. Характерными особенностями экономической обстановки того времени были останавливающие свою работу предприятия, неплатежи, пустые прилавки магазинов, начинающаяся инфляция. Высокой была политизация населения. Менталитет населения, складывавшийся десятилетиями в период социализма, отвергал частную собственность. При этом разгосударствление и приватизация, как процесс, создающий основы многоукладной рыночной экономики, не воспринимались не только населением, но и управленческой элитой, призванной осуществлять государственную политику.

        В этот критический период только большое личное мужество, политическая мудрость, непреклонная воля Президента страны Н.А. Назарбаева, хорошо владеющего знаниями законов диалектики развития общества, общественного прогресса, позволили начать планомерный, поэтапный процесс разгосударствления и приватизации в республике.

       Принятие программных, законодательных актов по вопросам управления госимуществом и приватизации постоянно сопровождалось разработкой целого комплекса подзаконных нормативных документов, регулирующих эти процессы. Что дает  основания для утверждения, того что вопросы управления госимуществом и его приватизации в Республике Казахстан с самого начала имели и имеют основательное, выверенное в соответствии со Стратегическими планами развития республики, комплексное концептуальное, программное, законодательное, нормативно-методическое обеспечение с учетом реалий времени и перспектив социально-экономического развития государства. 
 
 
 
 
 
 

        1 Понятие приватизация и разгосударствление 

       Приватизация означает продажу государственного имущества в собственность физическим, негосударственным юридическим лицам и иностранным юридическим лицам, производимую по воле государства как собственника, в рамках специальных процедур, установленных настоящим Законом, или в порядке им определяемом.

         Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

      Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики. Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, т.к. последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.  
 

      1.2 Какие причины обусловили начало приватизации  ?  

      К 1991 г. в стране сложились политические, экономические и правовые условия для формирования основ рыночной экономики. Переход страны к рынку непосредственно касался отношений собственности в сфере предприятий, которые нуждались в реформировании, в том числе формировании рынка. Создание рынка предприятий невозможно без передачи производственного фонда в частные руки с тем, чтобы значительно расширить круг собственников. Для этого предполагалось передать в собственность граждан большую часть государственных и муниципальных предприятий (не менее 60%). Одновременно государство решало и задачу, которая характерна для рыночной экономики: значительно уменьшить бюджетные расходы на содержание и ремонт , поскольку на собственников постепенно должны быть возложены практически все указанные расходы.  
 
 
 

     1.3 Субъекты приватизации  
 

       Субъектами приватизации являются продавец и покупатель.

       Продавец - государственный орган, уполномоченный на осуществление приватизации.

       Покупатель - физическое лицо, негосударственное юридическое лицо или иностранное юридическое лицо, приобретающее имущество в процессе приватизации.

      При участии на стороне покупателя нескольких лиц они выступают солидарно.

       Покупателями при приватизации не могут быть юридические лица, которые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан или учредительными документами не вправе заниматься теми видами деятельности, осуществление которых является условием продажи объекта приватизации.

       При продаже государственного пакета акций покупатель акционерное общество не может приобрести более 25 процентов акций акционерного общества, если последнее владеет акциями покупателя.

Продавец  вправе привлекать посредника для организации  процесса приватизации. 
 

       2 Опыт зарубежных стран

       2.1 Опыт ваучерной приватизации 
 

        Приватизация в постсоциалистических странах не была равномерным поступательным процессом смены титула собственности предприятий с государственного на частный или смешанный. Формирование структуры экономики, по критерию форм собственности отвечающей требованиям рынка, осуществлялось поэтапно, с замедлениями, отступлениями и корректировками первоначальных программных установок. Практически повсеместно началу нормальной легитимной приватизации по стандартным схемам и в соответствии со специальными законами и государственными программами предшествовал этап так называемой спонтанной приватизации.            Если передача новым собственникам малых и части средних предприятий через аренду, продажу и реституцию (возвращение бывшим владельцам собственности, национализированной после второй мировой войны) прошла довольно легко и успешно, то «большая» приватизация столкнулась с существенными трудностями. В Болгарии, Польше, Румынии и Чехословакии (позднее Чехии и Словакии) были приняты ваучерные схемы приватизации. Но, за исключением Чехословакии, они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х годов, когда в этих странах уже возникли рыночная банковская система и фондовый рынок. В эти годы различные представители и группы правящего слоя боролись за контроль над государственной собственностью и делили ее. В итоге к 1995—1996 гг. в сферу ваучерной приватизации попали те предприятия, которые государство не могло продать частным лицам или организациям. В это время ваучерная приватизация уже полностью потеряла привлекательность для населения. Примечательно, что на референдуме, состоявшемся в Польше в феврале 1996 г, большинство граждан высказались в поддержку платной приватизации.

         Единственным примером быстрой и успешной ваучерной приватизации в Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии, прошедшая в 1992—1994 гг. Она во многом аналогична схеме ваучерной приватизации в России. Граждане Чехии и Словакии получали ваучеры, которые могли обменять на акции предприятий или на акции инвестиционных фондов. Однако, в отличие от России, чешские и словацкие инвестиционные фонды не прекратили существование после завершения приватизации, а превратились в собственников бывшего государственного имущества. Хотя не во всех фондах положение обстоит благополучно, многие из них все же сумели наладить эффективное управление приватизированными предприятиями.

         Практика восточноевропейских стран, особенно Болгарии и Румынии, выявила крайне негативные последствия затягивания сроков приватизации. В условиях экономической либерализации государство во многом теряет возможность контролировать госпредприятия. Имущество, фактически потерявшее владельца, становится объектом злоупотреблений. 
 

2.2 Опыт платной приватизации 
 

       Опыт платной приватизации. В середине 90-х годов возникла новая волна интереса к платной приватизации. На этот раз она была связана с острейшим бюджетным кризисом, поразившим почта все восточноевропейские страны.

       Причина кризиса - в нереформированности бюджетной сферы. Государство сохраняет высокие обязательства перед производством и социальной сферой, но налоговая база и организация сбора налогов не дают возможности профинансировать государственные расходы в предусмотренном объеме. Более того, если в период высокой инфляции первой половины 90-х годов государство добивалось приемлемого уровня собираемости налогов благодаря высокой инфляции (а собираемость многих налогов, включая НДС, прямопропорциональна инфляции), то при переходе экономики в низкоинфляционный режим оно лишилось этого «источника». Наконец, по мере развития рыночной экономики стали появляться такие статьи государственных расходов, которых раньше в постсоциалистических странах не было (например, выплата пособий по безработице).

       Эта ситуация очень напоминает бюджетный кризис в России в 1997 г., что еще раз свидетельствует об общности основных законов трансформации для всех переходных экономик.

        В 1997—1998 гг. проблема финансирования бюджета с наибольшей остротой встала перед Болгарией, Венгрией и Румынией, хотя проявилась и в Польше и Чехии. Государственные органы этих стран приступили к приватизации крупных объектов энергетики, тяжелой промышленности и транспорта. Главная трудность состоит в том, чтобы привлечь покупателей к этим объектам, которые обычно отличаются хронической убыточностью и отягощены большой социальной инфраструктурой, устаревшим оборудованием и избыточной занятостью. Например, в Венгрии одни и те же энергетические и транспортные компании приходилось выставлять на торги пять-шесть раз.

          В числе объектов, которые были выставлены на продажу в эти годы,—электростанции, сети энерго- и газоснабжения в Венгрии, Польше и Чехии, нефтепромыслы, нефтеперерабатывающие заводы, сети заправочных станций в Румынии и Болгарии, национальные авиакомпании в Польше и Чехии, машиностроительные предприятия, ранее составлявшие сердцевину индустриального комплекса. Из-за высокой стоимости эти компании и предприятия достаются главным образом иностранному капиталу. 

Информация о работе Приватизация и разгосударствление