Приватизация и разгосударствление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Процесс разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан был начат в 1991 году, с приобретением Казахстаном государственной независимости и суверенитета.

Содержание работы

Введение
3

1 Понятие приватизация и разгосударствление
4

1.2 Какие причины обусловили начало приватизации
4

1.3 Субъекты приватизации
5

2 Опыт зарубежных стран
5

2.1 Опыт ваучерной приватизации
5

2.2 Опыт платной приватизации
7

2.3 Приватизация во Франции
8

2.4 Приватизация в Германии
9

3 Порядок и условия приватизации
12

3.1 Подготовка объекта к приватизации
12

3.2 Порядок расчетов
12

3.3 Средства, полученные от приватизации
13

3.4 Оформление изменения права собственности
13

3.5 Контроль за исполнением договора купли-продажи
13

3.6 Ответственность собственника приватизированного предприятия за ущерб, причиненный окружающей среде
14

4 Приватизация: цели, и принципы.
15

5 Формы и методы приватизации в РК
16

6 Содержание основных направлений приватизации
19

6.1 Массовая приватизация
20

6.2 Малая приватизация
20

6.3 Приватизация по индивидуальным проектам
21

6.4Приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки с/х продукции
22

6.5 Примеры Малой приватизации
22

7 Плюсы и минусы приватизации в Казахстане

7.1 Плюсы приватизации

7.2 Минусы приватизации
25

25

25

Заключение
26

Список использованной литературы
27

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 60.21 Кб (Скачать файл)

       Порядок использования средств, полученных от продажи материальных ценностей государственного материального резерва, устанавливается иными законодательными актами.

        Подготовка и проведение торгов по приватизации объектов государственной собственности осуществляются за счет бюджета в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. 
 

      3.4 Оформление изменения права собственности  
 

     Оформление изменения права собственности на приватизируемый объект производится в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 
 

      3.5 Контроль за исполнением договора купли-продажи  
 

       Последующий контроль за надлежащим исполнением условий договора купли-продажи объекта приватизации осуществляется продавцом.

       Контроль за исполнением условий договора проводится до момента окончания исполнения обязательств покупателем.

      Для осуществления контроля продавец вправе знакомиться с документами, связанными с исполнением договора купли-продажи, в том числе прекратившего свое действие. 
 

        3.6 Ответственность собственника приватизированного предприятия за              

               ущерб, причиненный окружающей среде 
 

       а) Ответственность за ущерб, причиненный окружающей среде и здоровью населения в результате хозяйственной деятельности, предшествующей приватизации, несет прежний собственник объекта приватизации - государство.

      б)Распределение или переложение ущерба, причиненного окружающей среде, а также экологических рисков на нового собственника возможно лишь с его согласия.

               1) При приватизации объектов государственной собственности право собственности на отходы, а также обязательства по безопасному обращению с отходами и их удалению, рекультивации и восстановлению земель переходят к новому собственнику.

       в) Ответственность за ущерб, причиненный окружающей среде хозяйственной деятельностью нового собственника, регулируется законодательством Республики Казахстан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4 Приватизация: цели, и принципы.  

       Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

       Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного характера.

       Основной целью приватизации является создание необходимых условий для перехода от централизованно-плановой к рыночной экономике. Это должно произойти на основе персонификации права собственности в процессе возвращения государством населению республики национального имущества.

      Достижение этой цели предлагает решение следующих главных задач:

ускоренное  формирование рыночно ориентированных  хозяйственных структур путем осуществления  акционирования большинства государственных  предприятий, проведения малой и  массовой приватизации объектов государственной  собственности;

      а)формирование слоя частных собственников как эффективно хозяйствующих субъектов;

      б)создание конкурентной среды  и обеспечение демонополизации производства;

      в)развитие малого и  среднего бизнеса;

      г)реализация индивидуальных проектов преобразования крупных и уникальных народнохозяйственных объектов;

      д)формирование организационно-хозяйственных структур с преобладанием частного бизнеса и привлечением иностранных инвесторов;

развитие  и укрепление системы инвестиционных структур как субъектов рынка  ценных бумаг.

       Программа определяет принципиальные подходы к проведению разгосударствления и приватизации с учетом особенностей различных отраслей.

       Перечень объектов, подлежащих разгосударствлению и приватизации с этой программой, ежегодно  утверждается правительством. Все объекты государственной собственности подразделяются на две классификационные группы:

а)объекты, подлежащие разгосударствлению и приватизации;

б)объекты, приватизация которых запрещена. Не подлежат приватизации  в)объекты  исключительной собственности Республики Казахстан – земля, ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, природные ресурсы и др. 
 

     5 Формы и методы приватизации в РК 

     Поскольку в отечественной экономике опыт разгосударствления полностью отсутствует, задачи приватизации в РК шире, чем  в западных странах. Подавляющее  преобладание в нашей стране государственной  собственности делает процесс приватизации необходимым для демонополизации  экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности  и управления предприятиями, для  рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности  функционирования предприятий, для  стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных  финансов и снижения инфляции. Следовательно  в РК приватизация выступает ключевым направлением формирования рыночных отношений.

     Приватизационный  процесс в нашей стране имеет  две важные черты: всенародный характер осуществления (ПИКи) и проведение в  условиях зарождения рыночных отношений, что вызывает адаптацию приватизируемого предприятия к только еще формирующейся  рыночной среде.

     Всенародный характер приватизации означает, что  государственная собственность  передаётся гражданам бесплатно. Приватизационный инвестиционный чек – государственная  ценная бумага целевого назначения. Это  именной документ. На ПИКи могут  приобретаться объекты приватизации, а также владелец может вложить  их в специально созданные инвестиционные фонды. ПИКи как средство платежа  действуют в процессе приватизации однократно. Поскольку приватизация в РК связана с ведением в оборот специфических ценных бумаг –  ПИКов, проведение ее предполагает широкое  акционирование предприятий.

     Акционирование  предприятия сопровождается предоставлением  льгот: всем членам трудового коллектива бесплатно передаются именные привилегированные (не голосующие) акции и предоставляется  возможность приобрести часть простых (голосующих) акций по номинальной  цене или со скидкой.

     Первые  Акционерные Общества в Республике Казахстан появились в 1991 году с  введением в действие Законов  Казахской ССР «О хозяйственных  товариществах и Акционерных  Обществах»; «О разгосударствлении и  приватизации» официально утвердивших  рыночную ориентацию экономики, законодательно определивших понятия Акционерного Общества и ценных бумаг; порядок  и сроки преобразования государственных  предприятий в новые для Республики формы хозяйственных субъектов. Можно сказать, что каждый из нас  в какой-то мере связан с Акционерными Обществами, как собственник определенного  числа акций предприятия на котором  мы работаем или участник инвестиционного - приватизационного фонда, куда мы сдали свои ПИКИ.

     Таким образом, акционерное общество становится основной организационной формой крупных  предприятий РК.

     С появлением ПИКов, как особого вида ценных бумаг связано функционирование в нашей стране специальных инвестиционных фондов, не типичных для мировой  практики. Зарубежные инвестиционные фонды – это, как правило, открытые акционерные общества, которые мобилизуют средства населения путем эмиссии  собственных акций, инвестируют  свои средства в акции других предприятий  и ведут торговлю ценными бумагами. Функции отечественных инвестиционных фондов состоят в мобилизации  ПИКов, в инвестировании их в ценные бумаги приватизированных предприятий, в торговых операциях с ПИКами.

     Вторая  особенность отечественной приватизации состоит в том, что она существенно  отличается от других стран, где реализуется  в адекватной экономической среде. В отечественной же экономике  рыночные отношения находятся в  стадии становления. Поэтому приватизация предполагает адаптацию приватизируемого предприятия к формирующимся  рыночным условиям. При этом сама по себе она создает рыночную ситуацию лишь на микроуровне за счет либерализации  цен, конкуренции. В то же время приватизация не обеспечивает рыночных условий на макроуровне. В результате приватизация как процесс формирования рыночных отношений предполагает реформирование экономики как на микро - ,так и  на макроуровне.

     Адаптация приватизируемого предприятия к  формирующимся в РК рыночным условиям представляет собой сложный процесс, включающий экономико – правовую, производственную, финансовую и социальную адаптацию. Каждый из этих компонентов  выполняет свою функцию, все они  обуславливают друг друга. Но основой  адаптации предприятия является производственное и финансовое приспособление, так как она определяет всю  хозяйственную деятельность предприятий.

     Наибольшую  сложность для приватизируемого предприятия представляет адаптация  к рыночным условиям на макроуровне. Это связано с тем, что, во-первых, без учета внешних факторов предприятию  невозможно решить весь комплекс своих  внутренних проблем; во-вторых, формирование рыночных условий на макроуровне  не зависит от самого предприятия, а  во многом определяется политикой государства, тем, какова поддержка им приватизируемого предприятия посредством использования  экономических, финансовых административных рычагов.

     Важной  и сложной проблемой является финансовая адаптация приватизируемого предприятия, поскольку без решения  финансовых вопросов неразрешимыми  становятся и вопросы технико-производственные. Взаимодействие производственных предприятий  со специализированными финансовыми  институтами (банками, фондовыми биржами) позволяет приватизируемому предприятию  получить надежный источник финансирования и тем самым – условия для  всесторонней адаптации к формирующейся рыночной среде. Следовательно, более эффективное использование рынка ценных бумаг является важнейшим условием адаптации приватизируемого предприятия к формирующимся рыночным условиям.

     Наиболее  сложный вопрос при осуществлении  приватизации - оценка стоимости государственного имущества. Для отечественной приватизации характерна продажа предприятий  ниже их рыночной стоимости. В результате многие предприятия были проданы  за бесценок.

     Результаты  первого периода приватизации в  РК оцениваются неоднозначно. Хотя приватизационные купоны позволили  каждому гражданину получить реальную возможность участвовать в перераспределении  собственности, пока еще преждевременно говорить о формировании широкого слоя частных собственников.

     Первый  этап приватизации в РК закончился 1 июня 1994 года, на смену ему пришел второй – денежный.

     В качестве первостепенных выделяются следующие  цели денежной приватизации: формирование широкого слоя собственников, повышение  эффективности экономики, привлечение  в процесс производства инвестиций в том числе иностранных. Участниками  денежной приватизации становятся крупные  инвесторы, а следовательно делается ставка на экономическую целесообразность. Особое внимание на втором этапе приватизации уделено приватизации недвижимого  имущества. Среди способов денежной приватизации наибольший интерес представляют денежные аукционы и инвестиционные конкурсы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6 Содержание  основных направлений приватизации 

      Под основными направлениями приватизации подразумеваются комплексы приватизационных методов и форм, осуществляемых в соответствии со спецификой каждой из групп приватизируемых объектов.

 Критериями  отнесения предприятий к тому  или иному направлению приватизации  являются:

-народнохозяйственное значение объекта;

-отраслевая принадлежность;

-численность работающих;

-стоимость основных фондов

        В соответствии с численностью  работающих предприятия и организации  условно подразделяются на:

-малые предприятия с численностью работающих не менее 20 чел.;

-средние предприятия с численностью работающих от 200 до 5000 чел.;

-крупные предприятия с численностью работающих свыше 5000 человек.

Информация о работе Приватизация и разгосударствление