Приватизация и разгосударствление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Процесс разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан был начат в 1991 году, с приобретением Казахстаном государственной независимости и суверенитета.

Содержание работы

Введение
3

1 Понятие приватизация и разгосударствление
4

1.2 Какие причины обусловили начало приватизации
4

1.3 Субъекты приватизации
5

2 Опыт зарубежных стран
5

2.1 Опыт ваучерной приватизации
5

2.2 Опыт платной приватизации
7

2.3 Приватизация во Франции
8

2.4 Приватизация в Германии
9

3 Порядок и условия приватизации
12

3.1 Подготовка объекта к приватизации
12

3.2 Порядок расчетов
12

3.3 Средства, полученные от приватизации
13

3.4 Оформление изменения права собственности
13

3.5 Контроль за исполнением договора купли-продажи
13

3.6 Ответственность собственника приватизированного предприятия за ущерб, причиненный окружающей среде
14

4 Приватизация: цели, и принципы.
15

5 Формы и методы приватизации в РК
16

6 Содержание основных направлений приватизации
19

6.1 Массовая приватизация
20

6.2 Малая приватизация
20

6.3 Приватизация по индивидуальным проектам
21

6.4Приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки с/х продукции
22

6.5 Примеры Малой приватизации
22

7 Плюсы и минусы приватизации в Казахстане

7.1 Плюсы приватизации

7.2 Минусы приватизации
25

25

25

Заключение
26

Список использованной литературы
27

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 60.21 Кб (Скачать файл)

     Когда составляется ежегодный перечень объектов приватизации в зависимости от отраслевых, региональных и других особенностей объекта, его отнесение к группе малых, средних и крупных предприятий может уточняться.

      В соответствии с этим отнесением (к группам) программа предусматривает развертывание процессов разгосударствления  и приватизации по конкретным направлениям.

     Эти направления следующие:

      а) приватизация крупных и уникальных имущественных комплексов по индивидуальным проектам;

     б) массовая приватизация средних предприятий;

     в)малая приватизация, осуществляемая посредством аукционов и конкурсов малых предприятий торговли, коммунального  хозяйства, бытового обслуживания.

        Индивидуальные проекты приватизации позволяют создать оптимальную организационную структуру базовых предприятий ключевых отраслей народного хозяйства, определить соотношение частного и государственного участия в их управлении, привлечь отечественных и иностранных инвесторов, начиная со стадии разработки проекта.

        По индивидуальным проектам, как было указано выше, проходят крупные и уникальные комплексы. При этом следует различать, что под уникальными объектами подразумеваются предприятия, выпускающие продукцию или выполняющие работы особой социальной значимости, а также являющиеся естественной монополией государства.

        Индивидуальные проекты разгосударствления и приватизации разрабатываются под руководством комитета и включают в себя поэтапную программу мероприятий:

        а) всесторонний анализ деятельности и конкурентоспособности объекта, а также оценка стоимости его имущественного комплекса;

        б)система предлагаемых преобразований по организационно-структурной части, технологии, по демонополизации деятельности;

         в)выбор приватизационных форм и методов.

         Реализация индивидуальных проектов осуществляется следующими методами:

        а)продажа определенному инвестору на оговоренных условиях;

        б)реализация посредством аукционов или конкурсов;

        в)заключение контракта на управление;

        г)открытая продажа акций.

        Заключение контракта на управление  является способом передачи права  пользования юридическому или  физическому лицу. Данный метод  применяется в случаях, когда  приватизация объекта экономически  нецелесообразно или преждевременна. 
 

      6.1 Массовая приватизация 

      Массовая приватизация создает возможность реализации права собственности для широких слоев населения республики, позволяет приобрести практический опыт работы с ценными бумагами (обмен приватизационных инвестиционных купонов на акции и др. операций).                                          Массовая приватизация обеспечивает ее участникам свободу выбора, конкурентность, гласность, скорость и простоту управления процессом.   Создает она возможность эффективного распределения собственности при широком участии всех слоев населения.

       Управление массовой приватизацией осуществляется с помощью целенаправленных мероприятий:

         Наделение  населения Республики приватизационными инвестиционными купонами;

        Учреждение системы инвестиционных приватизационных фондом, работающий на коммерческой основе. 
 

        6.2 Малая приватизация 
 

        Малая приватизация формирует реальную базу для возникновения широкого слоя собственников, которые непосредственно обеспечат потребительский рынок товаров и услуг. Она охватывает предприятия и организации, подлежащие обязательной  приватизации, не большие по размерам, с численностью работающих  менее 200 человек.

         В рамках этого направления приватизируется основная масса объектов розничной торговли и оптовой торговли, общественного питания и сферы бытовых услуг.

        Процесс малой приватизации состоит из трех этапов.

        На первом этапе осуществляется выбор объектов и определяется сроки их приватизации.

        Второй этап- подготовка объекта к аукционной или конкурсной распродаже.

       Третий этап- продажа объекта. Этот процесс должен носить открытый характер, а собственность должна передаваться покупателю, предложившему максимальную цену.

       Важной особенностью малой приватизации является то, что национальная программа предусматривает оплату покупателем за приобретенное на аукционах, коммерческих конкурсах госимущество двумя видами платежа, состоящего на 50% из приватизационных жилищных купонов.

         Проблемы приватизации в Казахстане получили дальнейшее свое разрешение в Указе Президента Республики Казахстан от 23 декабря 1995года. Последующие процессы приватизации осуществляется на его основе. В соответствии с этим Указом Президента определены конкретные элементы приватизации. В частности, даны содержание: Понятий, объектов, субъектов приватизации, принципы и виды приватизации.

          

         6.3 Приватизация по индивидуальным проектам 
 

        Крупные предприятия, с численностью более 5000 работающих и предприятия особого государственного значения, такие как предприятия добывающей промышленности, или природные монополии должны быть приватизированы на основе Программы приватизации по индивидуальным проектам. В целом, под эту категорию подпадают около 170 предприятий.

        Целью такого подхода является принятие решений, максимально принимающих во внимание условия на каждом предприятии. Здесь не существует модели для определения доли государственной и частной собственности инвестора, в отличие от Программы массовой приватизации.     Методы продажи также отличаются от компании к компании, но предполагается проведение международных тендеров и контрактов на управление.  
 
 
 
 

         6.4 Приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки           

               с/х продукции 

       

          Существует около 4000 государственных сельскохозяйственных предприятий и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Государственные предприятия коллективизируются и земля распределяется между отдельными членами коллектива.

          Государственные предприятия сектора переработки сельскохозяйственной продукции и агросервиса также приватизируются по этой программе с передачей акций коллективам, отдельным сотрудникам и сельскохозяйственным производителям. При этом цены устанавливаются на приемлемом уровне с поправкой на инфляцию. Несколько крупных перерабатывающих предприятий будут проданы по Программе приватизации по индивидуальным проектам. 

         6.5 Примеры Малой приватизации 
 

    Менее чем за 10 лет в республике была в буквальном смысле этого слова  перелопачена и реформирована вся  государственная собственность, проведена  не одна ее трансформация, прежде чем  создать реальные основы рыночной инфраструктуры.

         Предметом очерка является ход реализации программы Малой  приватизации, которая в череде программ по реформированию государственной  собственности началась первой и  была составляющей всех этапов программы  разгосударствления и приватизации государственной собственности.

         На начальном этапе  реформирования государственной собственности  республики в 1991 году вся сфера торговли, общественного питания, бытового, коммунального, автотранспортного и другого  сервисного обслуживания населения, т.е. вся сфера услуг, в том числе  социальные услуги, как медицинские, образовательные и культурные оказывались  только государственными предприятиями  и учреждениями. Численность работающих в них людей не превышала, в  основном, 200 человек.

         Период начала экономических  реформ в республике характеризовался тотальным дефицитом практически  на все виды потребительских товаров, услуг. Наиболее острым был дефицит  продовольственных, промышленных  товаров  для населения. В связи с этим актуальной была проблема обеспечения  населения потребительскими товарами и услугами, создания конкурентного  рынка в этом секторе экономики. Необходимо было в сравнительно короткие сроки демонополизировать негибкую заскорузлую государственную торговую сеть, сферу общественного питания, бытового, транспортного обслуживания населения.

         Ситуация усугублялась еще и тем, что из-за отсутствия финансирования многие из вышеназванных  предприятий простаивали, приходили  в непригодность, растаскивалось государственное  имущество, не выплачивалась заработная плата, сокращались штаты работников. Спасти предприятия могла только быстрая приватизация, передача их собственникам.

         В связи с этим разгосударствление и приватизация государственной собственности  в республике началась в 1991 году с  приватизации именно вышеназванных  предприятий. Впоследствии, с принятием 5 марта 1993 года Национальной программы  разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993-1995 годы приватизация этих предприятий  получила название  Малой приватизации (согласно принятой в Казахстане градации предприятий по численности работающих людей). Реализация программы Малой  приватизации имела важное значение в реформировании экономики Казахстана, практически эта программа стала  началом всего приватизационного  процесса в республике.

         Малая приватизация являлась наиболее объемной по количеству объектов и разноплановой по специфике  их приватизации. При большом количестве подлежащих приватизации объектов, каждая группа имела свою специфику, свою модель приватизации и для нее разрабатывались  соответствующие правила и нормативные  документы. Кроме того, каждый этап реализации программы Малой приватизации также имел свою специфику.

         Государственный реестр объектов государственной собственности  по малым предприятиям на начало приватизации в 1991 году содержал 13704 объекта, подлежащих приватизации.

         За период с 1991 по 1992 год, на первом этапе реализации программы приватизации, по республике был продан 4771 объект.

         На втором этапе  реализации программы приватизации, в период с 1993 по 1995 годы, было приватизировано 6037 объектов.

         На третьем этапе  реализации программы приватизации, в период с 1996 по 01.08.1997 года, были приватизированы 6262 объекта.

         В период со второй половины 1998 года по 2000 год по программе Малой  приватизации были приватизированы  свыше 5 тысяч объектов.

         В 1995-1997 годах программа  Малой приватизации была значительно  расширена в связи с демонополизацией заготовительных, перерабатывающих и  обслуживающих предприятий  агропромышленного  комплекса, реорганизацией государственных  акционерных и холдинговых компаний, акционерных обществ и коллективных предприятий, в их числе таких, как  «Мунай онимдери», «Фармация» и др. Была проведена реструктуризация автотранспортных предприятий республики. Были выведены на приватизацию предприятия системы  Управлений (Отделов) рабочего снабжения и других хозрасчетных предприятий торговли, общественного питания министерств, ведомств, объединений, управлений, трестов и других хозяйствующих субъектов, которые ранее не были приватизированы, также государственные предприятия оптового и оптово-розничного звеньев торговли непродовольственными товарами и плодоовощной продукцией.

         В первой половине 1996 года была реорганизована государственная  акционерная компания «Мунай онимдери». Из ее состава были выделены 1376 автозаправочных  станций, которые были затем проданы  на аукционных торгах, 152 автозаправочные  станции были оставлены в составе  нефтебаз, государственные пакеты акций  которых после их акционирования были проданы на аукционных торгах.

         Приватизация системы  «Мунай онимдери» послужила разрыву  связей между государственными нефтебазами  и автозаправочными станциями. На рынке  Казахстана появилось большое количество частных автозаправочных станций. Они получили возможность покупать бензин на свободном рынке и находить самые выгодные цены, тем самым  снижая цены для потребителей. К  августу 1997 года завершилось формирование конкурентного рынка в обеспечении  горючесмазочными материалами во всех регионах республики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       7 Плюсы и минусы приватизации в Казахстане 

       7.1 Плюсы приватизации 
 

         Самым главным неоспоримым плюсом приватизации объекта является то, что он переходит в собственность владельца или владельцев. Теперь он или они могут свободно пользоваться данным приватизированным имуществом по-своему: продавать, дарить, завещать, либо отчуждать каким-то иным способом. Так же, что немаловажно в случае кредитования собственника объекта приватизации  под залог недвижимости, только приватизированное имущество может быть предметом залога. Более того, собственник имеет право предоставить приватизированное имущество в качестве залога по кредиту третьего лица. Только приватизированное имущество  может быть унаследована по закону и передана после смерти прежних собственников новым законным владельцам – родственникам или лицам, указанным в завещании.

Информация о работе Приватизация и разгосударствление