Приватизация: теория и опыт осуществления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Понятие «приватизация» произошло от латинского privatus — частный. Это часть процесса разгосударствления собственности на средства производства и передача ее в собственность частным и акционерным компаниям, отдельным физическим лицам (частным собственникам) и трудовым коллективам на основе выкупа или в аренду с правом последующего выкупа, а также безвозмездно, т.е. трансформация государственной собственности в иные формы собственности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ…..
Сущность понятия «приватизация»……………………………….
Цели и функции процесса приватизации…………………………
Формы и методы приватизации……………………………………
Основные подходы к процессу приватизации……………………
Причины приватизационного процесса……………………………
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ……
Экономическое содержание приватизации в России…………….
Основные этапы процесса приватизации …………………………..
3. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ………............................................................................................
3.1«Плюсы» и «минусы» процесса приватизации………………………………………………………..
3.2.Реальные проблемы процесса приватизации……………………………………………………….

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………....
5.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Файлы: 1 файл

курсовая Добрица МР
курсовая Добрица.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Российская таможенная академия»

Ростовский филиал

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

 

на тему «Приватизация:

теория и опыт осуществления в России»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1-го курса

очной формы обучения

факультета таможенного дела

группа 1.3

Добрица М.Р.

Руководитель:

О.В. Евграфова

 

 

 

Ростов-на-Дону

2014

Содержание

   

     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ…..
    1. Сущность понятия «приватизация»……………………………….
    2. Цели  и функции процесса приватизации…………………………
    3. Формы и методы приватизации……………………………………
    4. Основные подходы к процессу приватизации……………………
    5. Причины приватизационного процесса……………………………
  2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ……
    1. Экономическое содержание приватизации в России…………….
    2. Основные этапы процесса приватизации …………………………..

3. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ………............................................................................................

3.1«Плюсы» и «минусы» процесса приватизации………………………………………………………..

3.2.Реальные проблемы процесса приватизации……………………………………………………….

                                   

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………....

5.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ

 

        1. 1. Сущность понятия «приватизация»

Понятие «приватизация»  произошло от латинского privatus — частный.  Это часть процесса разгосударствления собственности на средства производства и передача ее в собственность частным и акционерным компаниям, отдельным физическим лицам (частным собственникам) и трудовым коллективам на основе выкупа или в аренду с правом последующего выкупа, а также безвозмездно, т.е. трансформация государственной собственности в иные формы собственности. К формам приватизации относятся также распродажа определенной доли акций; денационализация и реприватизация (передача государственной собственности в иные формы собственности).

ЭКОНОМИКА 100 ВОПРОСОВ – 100 ОТВЕТОВ

Действие осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности. Приватизация включает  взаимосвязь   приоритетов и интересов,  отражающую  сочетание  интересов  органов   государственной   власти, трудовых коллективов предприятий, населения в  целом  в  процессе   глубинных  изменений.

В Российской Федерации даётся следующее определение приватизации, подкреплённое нормативно-правовой базой. В законе РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятии в РФ» от 3.07 1991г. под приватизацией понимается «приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятии, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий».

Приватизация в странах с рыночной экономикой, в которой существуют различные формы собственности, означает переход государственной собственности в иные формы собственности: в основном в частную или акционерную. В этих странах теоретическое обоснование необходимости непосредственного государственного участия в экономических процессах обосновал английский ученый и государственный деятель Дж. Кейнс под воздействием мирового экономического кризиса 1929—1933 гг.

Приватизация  должна способствовать повышению эффективности функционирования каждого отдельного предприятия и экономики страны в целом. Она позволяет передать подавляющее большинство функций управления собственнику, что освобождает государство от решения не свойственных ему задач.

 

1. 2. Цели  и функции процесса приватизации

Как и любой инструмент экономического регулирования процесс приватизации имеет цели:

    • формирование слоя частных собственников, которые серьёзно настроены на  создание социально ориентированной рыночной экономики;
    • повышение эффективности деятельности предприятий;
    • социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
    • содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
    • создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства, привлечение иностранных инвестиций.

УЧЕБНИК ЭКОНОМИКА 1996

Посредством приватизации решается множество государственных задач: сокращение правительственных расходов, увеличение поступлений в бюджет государства, ликвидация или уменьшение внутренней и внешней задолженности, борьба с монополизмом, расширение рынка капиталов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, создание широкой социальной базы мелких собственников в политических целях и многое другое.

Приватизация выполняет множество функции. Ведь сам процесс, с одной стороны, должен стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой - инструментом государственного регулирования долговременного характера. Экономисты предоставляют следующую классификацию функций приватизации:

    • социально-политическая

приватизация содействует расширению социальной базы общественной системы и государственной политики, особенно среди социальных групп, заинтересованных в участии процесса приватизации; расширение социально-политической базы проявляется в поддержке правительственного курса во время выборов, референдумов, а также в средствах массовой информации, общественных движениях

    • глобальная народно-хозяйственная

глобально – хозяйственная функция  процесса приватизации позволяет говорить о привлечении капиталов внутри страны;  о повышении экономической эффективности объектов, переходящих из государственной собственности в частную;  о совершенствовании народно-хозяйственной структуры

    • пополнение бюджета и обслуживания государственного долга

во время дополнительных поступлений средств фискальная функция приватизации способствует оздоровлению бюджета за счет сокращения расходов на содержание государственного сектора в результате продажи нерентабельных объектов.

Ожидаемыми экономическими результатам приватизации необходимо назвать: создание конкурентной среды и демонополизации, привлечение инвестиций (обеспечение доступа к капиталу).

 

        1. 3. Формы и методы приватизации

Существуют  различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам.

В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором.

Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

    • продукция - услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией - услугами других предприятий;
    • при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;
    • при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;
    • в случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями – поставщиками

  Экономика./Под ред. А.С. Булатова. - М.: Бек, 2006. с. 166..

Нельзя не сказать о всем известной ваучерной  приватизация, которая проводилась в 1992—1994 гг. Сущность этой форсы заключалась в следующем : каждый гражданин России получал именной приватизационный счет, на который должны были зачисляться денежные суммы, предназначенные для оплаты приватизируемого государственного имущества. Закон не разрешал продажу приватизационных вкладов другим лицам. Этот закон, однако, не был осуществлен, и вместо него была проведена ваучерная приватизация.

Ваучерная приватизация была противоречива, так как ее лозунги (создание эффективного собственника, повышение эффективности предприятий, создание социально ориентированной рыночной экономики) расходились с практикой. По мнению экономистов, практика победила идеологию. Участники приватизации не обладали равными правами. Так, работникам предприятий предоставлялись льготы при приобретении акций этих предприятий, граждане же, не занятые в производстве (медицинские работники, ученые, учителя) такими льготами не обладали.

Летом 1992 г. была введены ваучеры (приватизационные чеки), которые бесплатно раздавались населению и теоретически могли быть обменены на долю в акциях того или иного предприятия. Практически большинство ваучеров было скуплено различными спекулянтами и большинство граждан РФ в приватизации не участвовали.

Номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей. Имущество предприятий страны было оценено в 1400 миллиардов рублей, и на эту сумму были изданы ваучеры. По утверждению главы Госкомимущества Чубайса, руководившего приватизацией, на один ваучер можно было приобрести два автомобиля «Волга». Реальная стоимость ваучера оказалась равной цене двух бутылок водки.

Бывший министр экономики экономист Андрей Нечаев так прокомментировал ваучерную схему: С точки зрения применявшейся модели приватизации номинал ваучера не имел никакого значения. Ваучер определял лишь право что-то купить при приватизации. Реальная его стоимость зависела от конкретной приватизационной ситуации на конкретном предприятии. Где-то на ваучер можно было получить 3 акции, а где-то - 300. В этом смысле на нем можно было написать и 1 рубль, и 100 тысяч рублей, что не изменило бы его покупательную способность ни на йоту. По-моему, идея снабдить эту ценную бумагу номиналом принадлежала Верховному совету. Чтобы придать номиналу хотя бы какую-то рациональную основу, решили привязать его к стоимости основных фондов на душу населения.

Такой порядок приватизации оказался выгоден так называемым «красным директорам», то есть руководителям предприятий, получившим эти должности в советские времена. Директора стали владельцами своих предприятий, так как они имели возможность скупить контрольные пакеты акций.

Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами, поэтому их стали продавать скупщикам. Цена ваучеров стремительно падала, упав до 3—4 тысяч рублей к маю 1993 года. С целью помочь реализации ваучеров создавались чековые инвестиционные фонды, обменивавшие ваучеры на акции разнообразных компаний.

Процесс приватизации, как и любой экономический процесс осуществляется с помощью применении различных методов.

Информация о работе Приватизация: теория и опыт осуществления в России