Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 19:16, курсовая работа
Понятие «приватизация» произошло от латинского privatus — частный. Это часть процесса разгосударствления собственности на средства производства и передача ее в собственность частным и акционерным компаниям, отдельным физическим лицам (частным собственникам) и трудовым коллективам на основе выкупа или в аренду с правом последующего выкупа, а также безвозмездно, т.е. трансформация государственной собственности в иные формы собственности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ…..
Сущность понятия «приватизация»……………………………….
Цели и функции процесса приватизации…………………………
Формы и методы приватизации……………………………………
Основные подходы к процессу приватизации……………………
Причины приватизационного процесса……………………………
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ……
Экономическое содержание приватизации в России…………….
Основные этапы процесса приватизации …………………………..
3. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ………............................................................................................
3.1«Плюсы» и «минусы» процесса приватизации………………………………………………………..
3.2.Реальные проблемы процесса приватизации……………………………………………………….
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………....
5.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
Содержание экономической системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация – не цель реформы, а ее инструмент.
Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива. Рост доходов бюджета не может быть обеспечен при продаже имущества на инвестиционных торгах, предполагающих передачу средств не государству, а предприятию. Явные противоречия существуют также между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации.
Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.
Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной и Западной Европе и в России показывает наличие общих тенденций: 1) использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий; 2) введение чековой (или купонной) системы; 3)низкая доходность приватизации; 4) аукционная продажа малых объектов.
Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны российской приватизации.
Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования. Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего, масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий.
Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).
Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.
Сложившийся механизм приватизационного процесса в России соответствует балансу интересов различных групп и слоев населения.
2.2. Основные этапы процесса приватизации в России
Официальная приватизация связана с двумя очень важными обстоятельствами. Во-первых, в КПСС уже в 1991 г. верх взяло реформистское крыло. На апрельском пленуме ЦК КПСС было принято решение о поддержке приватизации. Но августовские события того же года привели к запрету КПСС и открытому переходу власти к антикоммунистическим силам. Принятие официального решения о приватизации было в тех условиях явно недостаточным для реализации самого решения. Сложилась крайне неблагоприятная обстановка: развал старых союзных органов управления, развал потребительского рынка, отсутствие золотовалютных резервов, угроза голода, потеря управляемости народного хозяйства, бедность населения, отсутствие массированной поддержки из-за рубежа – вот далеко не полный перечень проблем, вставших перед новой государственной властью.
Поскольку в отечественной экономике опыт разгосударствления полностью отсутствовал, задачи приватизации были шире, чем в западных странах. Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делало процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции
Каха Бендукидзе - предприниматель сказал: «Для нас приватизация была манной небесной. Она означала, что мы можем двинуться вперёд и скупить у государства на выгодных условиях то, что захотим…. И мы приобрели жирный кусок из промышленных мощностей России…. Самое выгодное вложение капитала в сегодняшней России — это скупка заводов по заниженной стоимости».
В основу выбора способов приватизации в России положен размер предприятий численность рабочих, трудящихся на нём. Для мелких предприятий с численностью работающих до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 г. менее 1 млн руб. рекомендуется продажа на аукционах (конкурсах). Для предприятий с численностью работающих более 1000 чел. или балансовой стоимостью более 50 млн руб. считается целесообразным преобразование в акционерное общество.
В России доступ к приватизации открыт всем гражданам, в особенности если при этом используются приватизационные чеки (ваучеры) , розданные всем россиянам вне зависимости от пола, возраста, характера занятости. В то же время в избранной системе приватизации содержится принцип — создать максимум заинтересованности трудовых коллективов в эффективной работе приватизируемых предприятий. Всё это определено «Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год».
УЧЕБНИК ЭКОНОМИКА
Рассматривая процесс приватизации в России необходимо отметить, что он проходил в два этапа:
Первый этап оказался формальным: не каждый член общества стал собственником, стоимость ваучеров многократно обесценилась.
Чековая форма приватизации как политическая кампания оправдала ожидания реформаторов: легальным путем произошло перераспределение прав собственности, но вместе с тем состоялось и закрепление значительной доли акций в собственности трудового коллектива и директорского корпуса.
На этапе денежной приватизации должна быть реализована концентрация средств производства в руках собственников и иностранных корпораций. Денежная форма приватизации позволила расширить круг субъектов частной собственности и пополнить доходы бюджета.
Анализ сложившейся структуры собственности и замедление темпов приватизации позволяет сделать вывод, что государство является и продолжает оставаться в перспективе крупнейшим собственником, а, следовательно, тоже выступает как важный субъект рыночной экономики. Поэтому главной задачей всех органов, входящих в инфраструктуру управления государственной собственностью является максимально быстрая адаптация к рынку с выработкой адекватных методов управления, обеспечивающих эффективность использования государственной собственности в условиях экономической свободы товаропроизводителей и равенство экономических прав предприятий всех организационно-правовых форм собственности.
Замедление приватизации государственной собственности, и особенно объектов естественной монополии и крупных предприятий, имеющих народно-хозяйственное значение, должно стать важной особенностью долгосрочной стратегии, рассчитанной на возрождение отечественного производства.
Приватизация должна служить не обогащению отдельных групп населения, а оздоровлению экономики страны. Основная заинтересованность новых собственников заключается в оживлении производства, поиске новых рынков и партнеров, повышении качества продукции, создании конкурентной среды, обеспечении условий для развития отечественного капитала. Приватизация может дать позитивные результаты лишь с появлением инвестиционного спроса. При этом становится реальным следующий этап развития частного сектора — трансформации его структуры. Положенные шаги в этом направлении в российской экономике уже происходят — в настоящее время возрастает роль крупных финансово-промышленных групп. Передел собственности в пользу эффективных собственников продолжается.
СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Анатолий Чубайс говорил о приватизации в России следующее: «Целью приватизации является построение капитализма в России, причём в несколько ударных лет, выполнив ту норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия. Приватизация не была вопросом идеологии или каких-то абстрактных ценностей, это был вопрос реальной политической ежедневной борьбы. У коммунистических руководителей была огромная власть — политическая, административная, финансовая. Они были неизменно связаны с коммунистической партией. Нам нужно было от них избавляться, а у нас не было на это времени. Счёт шёл не на месяцы, а на дни. Руководство не могли выбирать между «честной» и «нечестной» приватизацией, потому что честная приватизация предполагает чёткие правила, установленные сильным государством, которое может обеспечить соблюдение законов. В начале 1990-х у нас не было ни государства, ни правопорядка. Службы безопасности и милиция были по другую сторону баррикад. Они учились по советскому Уголовному кодексу, а это от трёх до пяти лет тюрьмы за частное предпринимательство. Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом. Если бы мы не провели залоговую приватизацию, то коммунисты выиграли бы выборы в 1996 году, и это были бы последние свободные выборы в России.
Некоторые эксперты при оценке процесса приватизации выделяют ещё и третий её этап, связанный с понятием «индивидуальный проект». Хотя этот термин и не был легализован в новом законе о приватизации, формальная заинтересованность правительства в "индивидуальных проектах" была оформлена в Постановлении Правительства РФ от 1 апреля 1997 г. №363 "О порядке реализации индивидуальных проектов приватизации федерального имущества" (в редакции от 12 мая 1997 г.). Согласно этому документу, индивидуальным проектом приватизации федерального имущества является комплекс мероприятий, направленных на приватизацию особо важного для страны региона или отрасли федерального имущества и предусматривающих проведение предпродажной подготовки этого имущества с привлечением независимого финансового консультанта. Опыт крупнейших сделок и в целом практики приватизации 1997-2000 гг., тем не менее, не дает оснований для выводов о радикальных новациях. Темпы приватизации резко сократились. С октября 1997 г. мобилизация свободных денежных ресурсов с целью установления контроля над новыми объектами становилась все более проблематичной, даже для крупнейших отечественных финансовых группировок.
Финансовый и политический кризис августа 1998 г. фактически подвел черту под массовой "денежной" приватизацией". В 1998 г. приватизация принимала все более "точечный" характер. Хотя задание бюджета по доходам от продажи государственного имущества снова было перевыполнено почти в 2 раза, но 66% всех доходов было получено от продажи на аукционе 2,5% акций РАО "Газпром", на сумму 13,8 млрд. руб. Если учесть, что всего за год было приватизировано 2583 предприятия, то можно сделать вывод, что стандартные приватизационные сделки не принесли весомого дохода в бюджет
3. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
3.1. «Плюсы» и «минусы» процесса приватизации
Рассмотрев теоретическое и практическое содержание процесса приватизации можно сделать следующие заключения. Основными негативными чертами являются:
Но и положительных черт процесса выявлено немало. Итак, самым главным неоспоримым плюсом приватизации является:
Теперь он или они могут свободно пользоваться данным приватизированным имуществом по-своему: продавать, дарить, завещать, либо отчуждать каким-то иным способом. Так же, что немаловажно в случае кредитования собственника имущества под залог недвижимости, только приватизированное имущество может быть предметом залога. Более того, собственник имеет право предоставить приватизированную собственность в качестве залога по кредиту третьего лица. Только приватизированная собственность может быть унаследована по закону и передана после смерти прежних собственников новым законным владельцам – родственникам или лицам, указанным в завещании.
Информация о работе Приватизация: теория и опыт осуществления в России