Приватизация в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Основной целью при написании курсовой работы является изучение приватизации собственности в России.
В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность приватизации;
- рассмотреть основные формы и способы приватизации, приватизационный процесс в развитых странах Запада;
- изучить необходимость приватизации собственности в России, ее цели;
- обозначить этапы приватизации в России;
- подвести итоги и результаты приватизации в России.
В курсовой работе были применены следующие методы исследования: описательный, аналитический, табличный и метод сравнения.
Работа состоит из: введения, пяти разделов, заключения, списка литературы и приложений.
В настоящее время приватизационный процесс в России стал одной из самых злободневных социально-экономических проблем нашего общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…….………………………...………………………………………….3
1.Понятие и сущность приватизации………………………………………….....5
2.Формы и способы приватизации, экономика участия в развитых странах Запада………………………………………………………………………………9
3. Необходимость приватизации собственности в России, ее цели………….16
4.Этапы приватизации в России………………………………………………...21
5.Итоги и результаты приватизации в России…………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………...……………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………38
Приложение 1. Цели приватизации в России и развитых странах…………...39
Приложение 2. Этапы приватизации в России………………………………...40
Приложение 3. Распределение предприятий и организаций по формам собственности (в процентах)……………………………………………………42

Файлы: 1 файл

курсов ОЭТ.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

        Результирующим негативным итогом является заниженная доля отечественных малых и средних предприятий в ВВП страны, сосредоточение огромных долей акционерного капитала (более 50%) крупнейших отечественных компаний в руках небольшой - менее 3% группы собственников, чрезмерное расслоение населения по уровню доходов. В конечном счете налицо низкий уровень эффективности российской экономики и отсутствие ощутимых тенденций к его повышению.

      Многое из этого негатива порождено спецификой российской политико-денационализации, передачи госимущества в частную собственность.

      Об этом свидетельствует сохраняющаяся актуальность проблемы нелегитимности итогов приватизации в глазах общества при формальной законности ее проведения. Как известно, она проводилась по принципу «приватизировать лишь бы приватизировать». Для ее обоснования был использован тезис: объект права собственности в конечном счете перейдет к тому кто наиболее эффективно его использует, независимо от того, каково было первоначальное распределение прав собственности. Однако практика показывает, что первоначальное распределение прав собственности, определимое в условиях России режимом проведения приватизации, может негативно но, причем существенно, повлиять и продолжает влиять на эффективное использования ресурсов, поскольку права собственности не специфированы в достаточной мере, стимулы к рациональному хозяйствованию слабы, механизмы низкозатратной передачи прав собственности, не нарушающие интересы действующих лиц, не работают1.

        Стремительное развитие и необходимость приватизационных процессов в ходе трансформации экономики России по рыночной модели было обусловлено следующими причинами:

- очевидной и все возрастающей необходимостью развития производительных сил, повышения эффективности экономики и диверсификации ее структуры;

- важностью ускорения демонтажа системы директивной экономики, препятствующей реформе, потребностью в коммерциализации горизонтальных хозяйственных связей и формировании новой рыночной инфраструктуры;

- необходимостью достаточно быстрого преодоления экономической автаркии и потребностью во включении России в мировое хозяйство.

    Можно считать также, что быстрые рыночные преобразования благоприятствуют трудоустройству рабочей силы, высвобождающейся при рыночной трансформации. В то же время адекватных изменений в общественном сознании, политике, идеологии, правовых институтах не произошло, и развитие приватизации на институциональном надстроечном уровне осуществлялось более низкими темпами.

      В странах с развитой рыночной экономикой и переходной экономикой  цели приватизации различны. Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:

1. Экономическая - повышение эффективности функционирования хозяйства.

2. Фискальная - увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки.

3. Социальная - обеспечение  социального мира.

4. Перераспределение экономических основ власти.

      Сравнительная  таблица целей приватизации в  России и в развитых странах  приведена в приложении 1.

       В России в 80-90-е годы в ходе постепенного разгосударствления экономики частные агенты фактически наделялись имущественными правами в надежде, что это позволит гарантировать перемещение контроля и ответственности за использование собственности к лицам, способным обеспечить ее лучшее применение и сохранность. С учетом этого, цели приватизации в России могут быть сформулированы следующим образом:

  1. политические:

  - построение институциональной системы и новой структуры прав собственности;

  1. экономические на макроуровне:

  - вывод из стагнации, а затем повышение темпов экономического роста;

- создание условий для развития конкуренции, реструктуризации и модернизации экономики;

- сокращение нагрузки на бюджет; рост государственных доходов;

-обслуживание государственного долга;

- снижение трансакционных издержек взаимодействия экономических агентов;

  1. экономические на микроуровне

     - повышение качества управления предприятиями и эффективности   производства, расширение инвестиционной базы самофинансирования;

    -повышение адаптивности хозяйствующих субъектов к рыночным инновациям;

  1. социальные:

      - возрождение деловых навыков частнособственнического   хозяйствования;

      - привитие культуры обращения с объектами собственности и делового партнерства.

В современной России приватизация приобрела широкий  размах. Ее механизм был определен  Законом о приватизации. В нем были заложены основы приватизации. [1]

1. Определены три формы  приватизации: продажа предприятий  с аукциона, по конкурсу, путем  их акционирования.

2. Созданы две государственные  структуры. Первая - комитеты по  управлению государственным (муниципальным) имуществом. Вторая - фонды имущества. В функции первых входила подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляли продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.

3. Определены объекты  приватизации и их денежная  оценка. Особое значение придавалось  стоимости имущества. Было принято  решение оценивать предприятия  по остаточной стоимости основных  производственных фондов.

     Таким образом, российскую экономику долгое время находившуюся под влиянием административно-командной системы хозяйствования, тщательно пытались заменить  более рациональной рыночной экономикой. Одним из необходимых условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры является  приватизация собственности; самостоятельность субъектов рынка. Выбор методов и режима приватизации должны определяться возможностью оптимального сбалансирования потенциальных ее преимуществ и негативных последствий, но необходимо отметить, что цели, поставленные перед программой приватизации в России, во многом были противоречивы и не учитывали сложившихся макроэкономической ситуации и социального положения.

 

4.Этапы приватизации  в России.

 

     В процессе российской приватизации можно выделить четыре основных этапа:

     - приватизация доходов (1986-1991 гг.);

     - ваучерная      приватизация      государственной      собственности (1992-1994 гг.);

     - залоговая приватизация (1995-1997 гг.);

     - долговая приватизация (1995-2005 гг.).

       Этапы  приватизации в России приведены в приложении 2. [7]

      Оправдано выделение особого типа приватизации в его двух формах. Первая - приватизация институтов власти олигархическими финансовыми группами путем систематического подкупа представителей законодательных, исполнительных и судебных инстанций и тем самым подчинения органов государства бизнесу (наиболее очевидный пример «семибан-кирщина» в 90-е годы). Эта форма приватизации включает «делегирование» бизнесом своих представителей в органы государственного управления,  подкуп министров и других должностных лиц. Вторая форма – приватизация государства бюрократией, прежде всего в целях противоправного присвоения государственного имущества. [7]

      В июле 1991г. были приняты закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий и государственная программа приватизации. Были созданы две государственные структуры, ответственные за осуществление приватизации: Российский фонд федерального имущества и Государственный комитет по управлению государственным имуществом. А.Чубайс был назначен главой Комитета в ноябре 1991г. Его ближайшими помощниками стали Д.Васильев и М.Бойко, причем последний отвечал за связь с американскими консультантами, работавшими под началом А.Шляйфера. Специалисты Всемирного банка также активно участвовали в подготовке каждого этапа приватизации. В короткий срок была создана законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы, варианты льгот для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.

     Окончательная версия программы приватизации была принята президентским указом в июне 1992г. Она стала результатом двойного компромисса: с одной стороны, между раздачей собственности бесплатно и за деньги, с другой – между приватизацией в интересах всех граждан и приоритетам, отдаваемым работникам предприятий. Программа стала основным документом, регулирующим массовую приватизацию 1992-1994гг. Программа приватизации предусматривала разделение всех крупных предприятий на несколько  групп:

  1. подверженные обязательной приватизации (предприятия легкой промышленности, в частности, текстильные, пищевые и мебельные);
  2. приватизируемые по специальному разрешению ГКИ (крупные Машиностроительные предприятия);
  3. приватизируемые по специальному разрешению правительства (основные предприятия в стратегических отраслях – добыче полезных ископаемых и оборонной);
  4. предприятия, приватизация которых запрещена (медицинские учреждения).

       Из приватизационного процесса оказались исключены предприятия, имеющие очевидную рыночную ценность (нефтяные компании), а также естественные монополии в области электроснабжения и телекоммуникаций, так что с самого начала для приватизации предполагались лишь предприятия с сомнительной ценностью. Ряд государственных предприятий был исключен из программы приватизации, потому что они:

    • не могли бы выжить без массивных государственных субсидий и сразу бы обанкротились;
    • были прибыльными и поэтому избежали ваучерной приватизации в ожидании следующего этапа денежной приватизации;
    • были исключены правительством из программы приватизации;
    • предназначались для более поздней приватизации группами с обширными политическими связями и влиянием

       Согласно программе, крупные предприятия должны быть преобразованы в открытые акционерные общества (ОАО), а затем приватизированы комбинированным способом: в процессе привилегированного выкупа акций работниками, а также ваучерных аукционов, и только потом открывался доступ для внешних инвесторов.

     Ваучерный этап приватизации начался в октябре 1992г.     

     А.Чубайса отмечал, что по сути и до проведения ваучерной приватизации в стране происходило разворовывание государственной собственности. Чаще всего работали две схемы ее захвата. Первая - основные фонды казенного предприятия просто переписывались на вновь создаваемую компанию. Вторая схема - аренда с выкупом. Государственное предприятие передавалось за символическую плату в аренду предприимчивыми хозяйственниками и через какое-то время переводилось в частную собственность.

      Главная идея массовой приватизации заключалась в том, что все граждане страны должны были получить льготный (фактически бесплатный) доступ к собственности. Всем, включая детей, за символическую плату в 25 руб. предлагалось получить приватизационные чеки номинальной стоимостью 10 тыс. руб. Это позволило без особых трудностей в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров и производить масштабные ваучерные вложения на аукционах по продаже акций приватизированных предприятий. В результате около 97% населения России (144 млн человек) получили чеки.    

      Введение приватизационных чеков в обезличенной форме, без фактической привязки их к именным лицевым счетам, как это было сделано в приватизационной практике, например, Чехословакии, позволило ввести их в спекулятивный оборот и быстро консолидировать в руках будущих финансовых воротил. Значительные пакеты ваучеров приобретались ими за символическую цену у населения, в своем большинстве экономически неграмотного. Режим ускоренной ваучерной приватизации в наибольшей степени отвечал достижению главной цели реформаторов — устранение политических возможностей реставрации коммунистического режима путем подрыва его экономической основы, системы государственной, так называемой общенародной собственности.

       В первичном размещении акций большинства компаний принимали участие следующие группы инвесторов: работники и менеджмент компаний (трудовые коллективы), крупные институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды и компании, компании-смежники), мелкие инвесторы (граждане и их объединения).

     Трудовые коллективы на ваучерном этапе получили беспрецедентные по мировым мерам льготы, что объяснялось стремлением властей провести первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75% приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, и таким образом был создан резерв для неизбежного дальнейшего перераспределения капитала. Пакеты трудовых коллективов быстро размывались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних - увеличилась почти вдвое.

       Ваучерный этап закончился в июне 1994 г. Однако он не привел к реализации заявленных целей - ускоренной передачи государственного имущества гражданам и наделения собственностью широких слоев населения.

     Крупные институциональные инвесторы проявили интерес в основном к предприятиям топливно-энергетического комплекса, экспортным предприятиям (черная и цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство же приватизированных компаний, особенно в обрабатывающих отраслях, стратегического инвестора не получили. Банки, надеясь на крупные спекулятивные доходы, приобрели за ваучеры множество пакетов акций компаний, оказавшихся совершенно неконкурентоспособными и требовавших огромных инвестиций для рыночной реструктуризации.

Информация о работе Приватизация в России