Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:25, курсовая работа
Основной целью при написании курсовой работы является изучение приватизации собственности в России.
В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность приватизации;
- рассмотреть основные формы и способы приватизации, приватизационный процесс в развитых странах Запада;
- изучить необходимость приватизации собственности в России, ее цели;
- обозначить этапы приватизации в России;
- подвести итоги и результаты приватизации в России.
В курсовой работе были применены следующие методы исследования: описательный, аналитический, табличный и метод сравнения.
Работа состоит из: введения, пяти разделов, заключения, списка литературы и приложений.
В настоящее время приватизационный процесс в России стал одной из самых злободневных социально-экономических проблем нашего общества.
ВВЕДЕНИЕ…….………………………...………………………………………….3
1.Понятие и сущность приватизации………………………………………….....5
2.Формы и способы приватизации, экономика участия в развитых странах Запада………………………………………………………………………………9
3. Необходимость приватизации собственности в России, ее цели………….16
4.Этапы приватизации в России………………………………………………...21
5.Итоги и результаты приватизации в России…………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………...……………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………38
Приложение 1. Цели приватизации в России и развитых странах…………...39
Приложение 2. Этапы приватизации в России………………………………...40
Приложение 3. Распределение предприятий и организаций по формам собственности (в процентах)……………………………………………………42
Массовая приватизация создала предпосылки для распыления акционерного капитала среди множества индивидуальных собственников. В результате массовой приватизации 1992-1994гг. были разрушены старые механизмы контроля, а новые не были созданы. Административный контроль со стороны профильных министерств и ведомств стал уже невозможен, а рыночные механизмы контроля со стороны акционеров и фондовой биржи еще не начали действовать.
После 1 июля 1994г. приватизация (покупка и продажа акций и ваучеров) продолжалась только за деньги. Ваучерную приватизацию, по замыслу, должен был сменить так называемый денежный этап, на котором акции приватизированных предприятий продавались бы стандартными методами, за «живые» деньги. Должен был заработать и фондовый рынок. Формально этап денежной приватизации начался с 1995г. и имел две основные цели:
- пополнение государственного бюджета;
- инвестиционная поддержка приватизированных компаний.
Уже в середине 1995г. количество приватизированных предприятий превысило количество неприватизированных, составив соответственно 50,5 и 49,5% их общего числа. В 1995г. весь негосударственный сектор экономики произвел 70% ВВП России.
На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компании. Намеченная схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере, по трем причинам:
Субъектами, предъявившими наибольшей платежеспособный спрос в ходе денежной приватизации, стали теневые бизнесмены, бывшие бюрократы, сотрудники органов государственной безопасности и иногда иностранцы.
В 1995-1996гг. не была достигнута главная, фискальная цель приватизации – недовыполнение заданий по поступлениям в бюджет было огромным. переломить на некоторое время негативную тенденцию удалось с помощью новой для России (и нетипичной в мировой практике) схемы так называемых залоговых аукционов (осень – зима 1995г.). в соответствии с этой схемой правительство (госбюджет) получает от коммерческих банков кредит под залог федеральных пакетов акций наиболее привлекательных компаний («Сургутнефтегаз», «ЛУКойл», «Норильский никель» и т.д.). По акциям, предназначенным в залог, проведены тендеры, победителями которых были признаны банки, предложившие более крупные кредиты. Банки, выигравшие на залоговом аукционе, получили право управлять залоговыми пакетами в течение всего времени залога. По истечении этого времени (намеченный срок – 1 сентября 1996г.) в случае невозврата кредитов (а иначе и не могло быть при катастрофическом состоянии госбюджета) залогодержатель получал право продать залоговые пакеты и погасить за счет выручки предоставленные правительству кредиты. С определенными оговорками залоговые схемы можно назвать специфическим методом приватизации – практически все залогодержатели предпочли не продавать свои пакеты. На залоговые аукционы были выставлены акции 12 компаний. Бюджет в общем итоге получил от залоговых аукционов около 1 млрд. долларов.
Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских промышленных предприятий под частное управление. Но на их результативности сказался очевидный олигархический характер переходной экономики в России. Залоговые аукционы практически были закрыты для большинства банков, создавая выгодные условия только «для своих». Поэтому суммы залога и цена последующих продаж оказались в 3-5 раз ниже того, что могло быть получено на открытых торгах.
Действительный результат реализации схемы заключался в том, что нескольким нуворишам и магнатам удалось получить «бриллианты» промышленности по крайне низкой цене. Более того, вопреки идеологии массовой приватизации схема «кредиты в обмен на акции» показала, что правительство вовсе не собиралось придерживаться в ходе приватизации крупных и ценных предприятий принципа приоритетности интересов простых россиян. Данная схема вызвала волну общественной критики приватизации. Фактически имела место успешная попытка создания новой экономической элиты, хотя и вопреки первоначальным принципам приватизации, с помощью сомнительных и мошеннических методов. Новая элита получила активы практически бесплатно.
Часто оцениваемые как позорные, совершенные на основе тайного сговора и коррумпированные, залоговые аукционы привели к замедлению хода российской приватизации после 1995г. На последнем этапе приватизации, в 1996-1997гг., правительство выставляло на продажу остающиеся у него пакеты акций в рамках инвестиционных тендеров. Это послужило так называемой «войны банкиров». На первых этапах приватизации собственности было столь много, что заинтересованные стороны могли легко приходить к соглашению относительно ее раздела. Когда количество лакомых кусков сократилось, финансово-промышленные группы и банки, контролируемые олигархами, вступили в открытую войну. В конце концов, российская приватизация обернулась попыткой сохранить status quo: никаких ликвидаций предприятий, практическое отсутствие продаж активов, отказ от разукрупнения предприятий во имя развития конкуренции, отсутствие поддержки вновь создаваемых фирм. Напротив, правительство посчитало нужным стимулировать слияния и возникновение крупных холдингов в таких секторах, как нефтяная промышленность, электроэнергетика и телекоммуникации.
В 1997г. вступил в силу новый закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества Российской Федерации». Закон делает основной акцент на приватизацию не предприятий, а имущественных долей государства. Сокращены и могут использоваться более гибко (вплоть до полной отмены) льготы трудовым коллективам. Стоимость имущественных комплексов определялась не только по балансовой стоимости, а совокупно – на основании уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости. Восстановлено забытое понятие аренды с выкупом (по рыночной стоимости). Был предусмотрен ряд новых подходов, призванных улучшить ситуацию прежде всего с бюджетными доходами от приватизации. Учитывая низкую бюджетную эффективность предшествовавших массовых продаж, новый порядок приватизации опирался на хорошо подготовленные немногочисленные крупные сделки. Предпродажная подготовка с привлечением независимого финансового консультанта была нацелена на получение максимальных получений в федеральный бюджет. Помимо продаж по индивидуальным проектам были проданы пакеты акций и недвижимость по стандартным схемам, на коммерческих конкурсах с инвестиционными и социальными условиями. Было предусмотрено также продолжить практику сдачи федерального имущества в аренду. Крупнейшими сделками с 1997-1998гг. стали продажи пакетов акций компаний «Связьинвест», «Роснефть», ряда нефтяных компаний, выведенных для этого из запретительных списков.
На всех этапах приватизации применялась одна и та же методика оценки собственности. В начале 1992 г. были приняты «Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации»'. В соответствии с этим документом стоимость основных средств определялась по остаточном принципу, т.е. рассчитывалась путем уменьшения ее первоначальной (балансовой) величины на износ, исчисленный по данным бухгалтерского учета исходя из соответствующих норм. Таким образом, за базу брались многократно заниженные в условиях галопирующей инфляции стоимостные данные, не отражающие реальную рыночную ситуацию.
Названные методические указания утратили силу лишь в конце марта 2003 года, т.е. применявшаяся в России методологическая база в этой сфере на протяжении 11 лет противоречила принятым международным сообществом стандартам, определяющим в качестве основы оценки рыночную стоимость.
Результаты большинства исследований показали, что государство из всей находящейся в его ведении собственности раздало в первую очередь самую высокодоходную. Вообще при приватизации не были использованы возможности наделения населения собственностью, и в этом смысле ему был нанесен ущерб. Распределение государственной собственности при приватизации было несправедливо из-за ее передачи в руки представителей, которые должны были защищать интересы общества. В результате возросло социальное неравенство.
По данным Счетной палаты РФ и Минэкономразвития РФ, за 1993-2003 гг. в российскую бюджетную систему в результате приватизации 145 тыс. предприятий поступило лишь 9,7 млрд долл., то есть столько же, сколько российские туристы потратили за рубежом в 2003 г. Рентные доходы, извлекаемые новыми собственниками из недооцененных активов, стали источником масштабной системной коррупции, огромного разрыва в уровнях дохода населения и породили общественное неприятие итогов приватизации в российском обществе. Помимо потерь для бюджета сверхконцентрация финансовых ресурсов в руках немногочисленной количества российских олигархов явилась барьером для становления конкурентоспособной экономики.
В 2004 г. Счетная палата РФ, проверив деятельность 140 приватизированных предприятий, подготовила отчет, содержащий анализ итогов приватизации за предыдущие 10 лет. Из него следует, что при приватизации не было проведено ни одной чистой сделки. Допущенные ошибки были оценены в 45 млрд руб. недоплаченных в государственный бюджет средств. Основная часть нарушений связана с недооценкой активов при подготовке предприятий к продаже и с неисполнением обязательств инвесторов. Кроме того, зафиксированы множество фактов неоплаты активов после победы в конкурсе и отсутствие самой системы их учета. Представляется, что именно используемая в ходе разгосударствления в России многократно (от десятков до нескольких сотен раз) заниженная стоимость приватизируемого имущества обусловила неэффективность данного процесса. Так, в 1992-1999 гг. приватизировано 80% отечественного ТЭКа (2345 предприятий). Причем упущенная выгода из-за неправильной оценки проданной государством собственности только в нефтяной промышленности составила 400 млрд долл.2.
Недооценка собственности привела к обесцениванию материально технической базы страны, что в свою очередь, влечет за собой недополучение значительной части доходов государственного бюджета, а следовательно, недофинансирование бюджетной сферы и замедление темпов экономического роста; незаинтересованность новых собственников, получивших за бесценок какой-то объект собственности в ходе приватизации, в его эффективном управлении; углубление социального неравенства и рост социальной напряженности в обществе. Отсутствие достоверной оценки стоимости собственности является сегодня препятствием на пути к эффективному управлению накопленным к настоящему времени достоянием общества.
Таким образом, в процессе приватизации в России можно выделить четыре этапа. Особенностями начального этапа приватизации в России являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации. На всех этапах приватизации применялась одна и та же методика оценки собственности, что привело к недополучению значительной части доходов государственного бюджета, и все вытекающие из этого экономические, социальные и политические проблемы.
5.Итоги и результаты приватизации в России.
Результатом приватизации в России явилось, с одной стороны, формирование крупных собственников, сконцентрировавших в своих руках огромный денежный и инвестиционный капитал, с другой — появление массы обездоленных, неимущих людей, лишенных работы и средств к существованию. Таким образом, приватизация явилась формой так называемого первоначального накопления капитала, имеющего во многом те же жестокие методы, что и на заре развития капитализма.
При осуществлении приватизации в России не был учтен опыт других стран, что усугубило негативы приватизации. С позиций сегодняшнего дня можно дать ряд оценок:
1. Особенности приватизации:
2. Значительное сокращение государственной и рост частной собственности в российской экономике:
Статистические данные по распределению предприятий и организаций по формам собственности в современной России приведены в приложении 3. [8]
Достаточно очевидно, что в ходе приватизации отношения собственности кардинально изменились. Экономика стала многоукладной. При этом доминирующие позиции оказались у частного сектора, что являлось одной из важнейших целевых установок реформ. Вместе с тем значительно сократился удельный вес государственной собственности. Обращает на себя внимание значительность прочих форм собственности.
Повышение удельного веса частной собственности и значительное сокращение государственной не привело к совершенствованию производства, наоборот, способствовало значительному снижению его качественных параметров (технического уровня основного капитала, обновления, надежности и пр.).
4.Противоречивость оценок итогов приватизации.
По вопросу оценок итогов приватизации не существует достаточно однозначного мнения.
Наиболее существенные негативные оценки — значительное снижение всех экономических показателей, экономического потенциала, жизненного уровня населения, представленное по ряду параметров:
4)форсированная приватизация