Приватизация в современной России: сущность, причины, уели, методы, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических вопросов приватизации и решение практических проблем ее проведения в современной экономике России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретический аспект приватизации;
2) проанализировать цели и последствия приватизации;
3) изучить особенности приватизации в современной экономике России.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность приватизации, ее причины и методы проведения. ...5
2. Основные цели и последствия проведения приватизации 13
3. Особенности приватизации в современной экономике России. 19
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

курсовая передел..doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Содержание системы  отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте  приватизация - не цель реформы, а ее инструмент.

Приватизация способствует демонополизации производства. К  сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел  без их предварительной реорганизации  и коммерциализации. Это не позволило  увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений.15

Богатырев отмечает, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива. Например, рост доходов бюджета не может быть обеспечен при продаже имущества на инвестиционных торгах, предполагающих передачу средств не государству, а предприятию.16

Важным средством приватизации является перераспределение доходов  и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.

Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны российской приватизации.

Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования.

Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего, масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низкорентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).

Сложившийся механизм приватизационного  процесса в России соответствует  балансу интересов различных  групп и слоев населения.

По мнению Каспина, в российской концепции приватизации соединились два разнонаправленных подхода. Первый подход во главу угла ставит интересы трудовых коллективов приватизируемых предприятий, второй - задачи народной приватизации и соблюдение принципа социальной справедливости при распределении государственной собственности. Занявший ведущее место на начальном этапе приватизации механизм закрытой подписки и чековых аукционов совмещает оба эти подхода. Наиболее трудным стал для предприятия выбор момента начала приватизации предприятия в целом (или арендуемого имущества).17

Массовое преобразование государственных предприятий в акционерные общества создало возможность развития фондового рынка в Российской Федерации. Были сняты ограничения на продажу акций, приобретенных работниками предприятий на трудовых льготных условиях. Отмена трехлетнего моратория на продажу акций способствовала выбору второго варианта акционирования большинством трудовых коллективов. Важное значение для приобретения дальнейшей самостоятельности приватизированными предприятиями имело принятие законодательных актов, регламентирующих продажу земельных участков.

Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы  приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно  формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.18

Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как  постоянного инструмента государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).

Эмиссия и обращение  приватизационных чеков стали эффективным  инструментом быстрого перераспределения  государственного имущества среди  негосударственных инвесторов. Вторичный  же рынок акций приватизированных  предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

Процесс приватизации в  России качественно отличается от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области приватизации, а именно: служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования класса частных собственников.

Период с 90-х годов  характеризуется восстановлением  в России экономической и политической власти частного капитала. Главная  его особенность заключается  в том, что он формировался преимущественно  в результате приватизации государственной собственности. В этом состоит решающее отличие от других стран мира, где доминирующая роль принадлежала развитию предпринимательской деятельности.

Приватизация в России резко расширяет сферу действия отношений предпринимательства.

Структура современного предпринимательства характеризуется многообразием критериев ее формирования. Можно выделить экономическую структуру бизнеса (определяемую различием форм собственности) и организационно-правовую структуру (показывающую распределение бизнеса по формам предприятий).19

Социальная структура  бизнеса раскрывает стратификацию  субъектов, вовлеченных в отношения  предпринимательства, и их взаимодействие на индивидуальном и групповом уровнях.

Не менее важным, особенно для уровня национальной экономики  в целом, является отраслевая и региональная структура бизнеса. Отраслевая структура отражает степень дифференциации и специализации отраслей народного хозяйства и специфику экономических взаимосвязей между ними. Речь идет о территориально-пространственном размещении производства и совокупности экономических взаимосвязей между территориальными хозяйственными системами. Организационная структура экономики выражается в определенной совокупности первичной и производных от них хозяйственных систем с определенным типом субординации и координации образующих эти системы вещественных и личных элементов.

Становление структуры  российского бизнеса характеризуется  нарастанием многообразия видов  структур. В процессе приватизации принудительная жесткая иерархичность  государственного предпринимательства сменяется слабой экономической иерархичностью, которая постепенно усиливается.

Структурам предпринимательства  присуща эластичность, обуславливаемая  общим ходом экономических реформ. Наиболее эластичны в целом во все периоды организационно-правовая и функциональная структуры. В процессе приватизации происходит массовая смена организационно-правовой формы производственных единиц, появляются организации с новыми функциями.

В настоящее время  значительна эластичность социально-экономической структуры и предпринимательства. Почти неэластичны отраслевая и региональные структуры предпринимательства.

Качественные изменения  в структуре предпринимательства  могут быть обусловлены двумя  процессами. Во-первых, появлением качественно  новых элементов (например, частных предприятий, инвестиционных фондов, брокерских контор); во-вторых, также изменением конфигурации структуры в результате количественного роста ее элементов определенного вида (например, малых предприятий, товариществ, банков, бирж).

Новый этап приватизации характеризуется необходимостью решения следующих стратегических задач: привлечение инвестиций в промышленность и сельское хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного рынка ценных бумаг.

На конец 2009 года –  на повестке дня – те же проблемы: теперь уже приватизация социальных услуг, социальных гарантий государства, поскольку явно видна несостоятельность государственного управления социальной сферой. И новым инструментом приватизации, вероятно будут персонифицированное бюджетное финансирование или по другому – Государственные сертификаты, которые позволят работать в сфере услуг частным предприятиям.

Около 80% граждан России в 2009 году продолжают считать приватизацию нечестной и готовы в той или  иной степени к пересмотру ее итогов, считая, что приватизация госсобственности, особенно крупных предприятий энергетики, добывающих отраслей была незаконной.

В прогнозный план приватизации на 2010 год было включено 239 федеральных  государственных унитарных предприятий, акции 320 акционерных обществ, доли в уставных капиталах 4 обществ с ограниченной ответственностью, а также 18 объектов недвижимого имущества, составляющего казну страны.

Кроме того, Министерство экономического развития предлагает проводить  приватизацию в рамках трехлетнего прогнозируемого периода, что повысит ее эффективность за счет непрерывности инвентаризационных процедур и предпродажной подготовки и равномерности осуществления приватизации в течении года. Так, порядок доходов, ожидаемых от реализации программ приватизации 2008, 2009 и 2010 годов, таков: ежегодно планируется получать в бюджет по 12 миллиардов рублей.20

В целом, несмотря на недостатки, процесс приватизации, проводимый в  России имел и имеет огромное значение. он затронул практически все сферы жизни российского общества, коренным образом изменив их.

 

 

 

Заключение

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной»  на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Приватизация выполняет  две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической  реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:

- формирование слоя мелких и средних собственников;

- сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- перераспределение экономических основ власти.

Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации -акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 годах) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы  приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.

Успешное проведение приватизации и особенно пост приватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.

Прогноз процесса приватизации в России показывает следующие перспективы: ведущим способом приватизации станет продажа предприятий (имущества, пакетов  акций) на инвестиционных конкурсах; сложились  условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий приватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственных комплексов, малых и средних предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Акимов Д.Д., Зырянов Д.С. Оценка экономических реформ  в современной научной литературе.// ЭКО. -2010. -№1. –С. 35
  2. Алиева А.В., Процесс приватизации в России: итоги и последствия// Экономический анализ: теория и практика. – 2011. -№ 16. С. 22
  3. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской федерации за период 2009-2011 годы ( экспертно-аналитическое мероприятие) /Руководитель рабочей группы – Председатель счетной палаты Российской федерации С.В. Степашин. – М.: издательство «Олита», 2011.
  4. Андреев В. Российский приватизационный подход и последствия // Вопросы экономики.- 2009.- №6.- С.57-
  5. Бережной А. Этапы приватизации государственного и муниципального имущества // Право и политика.- 2007.- №8.- С.106
  6. Богатырев М. Приватизация как гражданско-правовой институт // Право и экономика.- 2006.- №10.- С.22
  7. Богомолов О.А. Приватизация в зеркале международных сравнений// Российский экономический журнал. -2007. -№5. –С. 19
  8. Глинкина С. П. Приватизация: концепции, реализация, эффективность// Вопросы экономики ., -2007. -№7. – С. 25
  9. Гольцблат А.А., Сделки с землей в России: купля-продажа, аренда, приватизация, ипотека. –М.: Альпина Бизнес Букс, -2007. – С. 15
  10. Давыденко Л.Н., Базылева А.И., Дичковский. А.А. Экономическая теория. М.: Инфра М, - 2005. – С. 98
  11. Карпов А.В., Кусяпкулова О.М. Способы приватизации государственного и муниципального имущества в действующем российском законодательстве.// Дайджест-Финансы. – 2007. -№ 8. – С. 39
  12. Каспин В.И., Острина И.А., Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. - Москва, Финансы и статистика, -2005. – С. 67
  13. Крусс В.И. Право собственности в контексте российской приватизации: теория и практика// Государство и право, 2011, №9.- С. 27
  14. Левинтов А. Особенности приватизации в России // ЭКО. 2008. №5. – С. 132
  15. Малахов Р.Г., Приватизация как институциональное изменение. //Проблемы современной экономики, -2011. -№4. – С. 15
  16. Михайлов А.Ю. Приватизация в России: мифы и реальность// ЭКО. -2011. -№6. –С. 15
  17. Рубченко М.Н., Приватизация бессмысленная и беспощадная// Эксперт. -2011. -№28. – С. 29
  18. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. М.: Норма, -2007. – С. 131
  19. Стороженко С. А. Приватизация «с открытыми глазами»// Экономика России: ХХI век. – 2007. -№1. – С. 27
  20. Экономический словарь. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – С. 56

Информация о работе Приватизация в современной России: сущность, причины, уели, методы, последствия