Проблема конвертируемости рубля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Конвертируемость, или обратимость, национальной денежной единицы - это возможность для участников внешнеэкономических сделок легально обменивать ее на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства в процесс обмена. Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости практикуемых в стране валютных ограничений. под ограничениями понимаются любые действия официальных инстанций, непосредственно ведущие к сужению возможностей, повышению издержек и появлению неоправданных затяжек в осуществлении валютного обмена и платежей по валютным сделкам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 2
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ... 2
2.1. РЫНОК - БАЗА ОБРАТИМОСТИ. 2
2.2. МЕХАНИЗМЫ ОБРАТИМОСТИ. 2
2.2.1. Валютные рынки 2
2.2.2. Валютные курсы 2
3. МИРОВОЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ДОСТИЖЕНИЯ КОНВЕРТИРУЕМОСТИ 2
3.1. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 2
3.2. ЯПОНИЯ 2
4. НА ПУТИ К КОНВЕРТИРУЕМОМУ РУБЛЮ 2
4.1. ОТМЕНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЛЮТНОЙ МОНОПОЛИИ 2
4.2. РАЗВАЛ СССР И СОЗДАНИЕ РОССИЙСКОГО РУБЛЯ 2
4.3. ПЕРЕХОД К ВНУТРЕННЕЙ КОНВЕРТИРУЕМОСТИ РУБЛЯ 2
5. ПОЧЕМУ РУБЛЬ НЕ СТАЛ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОБРАТИМОЙ ВАЛЮТОЙ 2
6. НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ РЕЖИМА “ВНУТРЕННЕЙ КОНВЕРТИРУЕМОСТИ” 2
7. ДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ОБРАТИМОСТИ РУБЛЯ. 2
8. ДЕНОМИНАЦИЯ И ОБРАТИМОСТЬ 2
9. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПРОЕКТ КОНВЕРТИРУЕМОЙ РОССИЙСКОЙ ВАЛЮТЫ 2
10. ТЕНДЕНЦИИ К УЖЕСТОЧЕНИЮ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ 2
11. ПЕРСПЕКТИВЫ КОНВЕРТИРУЕМОСТИ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ. 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЯ 2
НЕКОТОРЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДАННОЙ РАБОТЕ 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2

Файлы: 1 файл

convert.doc

— 631.00 Кб (Скачать файл)

      По  прошествии ряда лет отчетливо проявились положительные результаты использования регулируемого фиксированного курса в некоторых странах переходного периода. Речь идет о Чехии, Словакии, государствах Балтии, где степень инфляции оказалась во много раз ниже, чем в России и других пост-социалистических странах с “плавающими” курсами.

      В-четвертых, существующий порядок распоряжения валютной выручкой также не помогает укреплению позиций рубля. При относительно небольшом спросе на российскую валюту со стороны иностранцев чрезвычайно актуально стимулирование такого спроса со стороны резидентов. Как показывает мировой опыт, нужный эффект достигается, среди прочего, установлением обязательной продажи всех поступлений в иностранной валюте в обмен на местные деньги с соответствующим поддерживающим воздействием этого постоянного фактора на их валютный курс. В России уже несколько лет обещают ввести такое регулирование, однако, пока экспортеры обязаны продавать всего 50% выручки в СКВ на внутреннем валютном рынке.

      По  официальной версии, “внутренняя  конвертируемость”, должна была, среди прочего,  обеспечить открытость национальной экономики перед благотворным влиянием интернационального мирового рынка. В действительности дело обернулось односторонней и беспрецедентной перекачкой колоссальных валютных средств за рубеж через частные коммерческо-банковские каналы, что нанесло стране невосполнимый ущерб. По самым скромным подсчетам заграничные активы российских коммерческих банков составляют не менее 20 млрд. долларов, что превышает текущие официальные валютные  резервы Российской Федерации. 

      График 2

      Динамика иностранных активов коммерческих банков  
($ млрд.)

Источник: “Экономика и жизнь.” - 1997. - №21. 

      Механизм  “внутренней конвертируемости”  требует постоянного притока  иностранных платежных средств  для продажи за рубли, однако способы, с помощью которых обеспечивается возможность получения СКВ на российском валютном рынке, никак не отвечает принципам здоровой и независимой национальной экономики.

      В обстановке глубокого структурного экономического кризиса поддержание  “внутренней конвертируемости”  достигается очень дорогой ценой - ценой международного банкротства  России, фактически отказавшейся платить по своим валютным долгам продолжающей нарушать текущие платежные обязательства, ценой усиления унизительной долговой зависимости от западных держав и международных организаций, расчетливо и дозировано кредитующих Россию, исходя из далеко идущих собственных интересов.

Действия  Правительства Российской Федерации, направленные на достижение внешней  обратимости рубля.

 

      Несмотря  на очевидность отрицательных последствий  “внутренней конвертируемости”  рубля для российской экономики, Правительство Российской Федерации  с 1 июня 1996 г. приняло на себя обязательства, налагаемые на страны-члены МВФ статьей VIII, согласно которым рубль становится свободно конвертируемой валютой. Согласно этим обязательствам Российская Федерация не может вводить ограничения на платежи и переводы по текущим операциям, практиковать использование множественных валютных курсов или дискриминационные правила валютного регулирования. А в соответствии с пунктом 4 этой статьи Центральный Банк Российской Федерации принимает на себя обязательства выкупать рублевые остатки, имеющиеся у других стран-членов МВФ. Выкуп может осуществляться либо в СДР, либо в валюте страны, его запросившей.

      Инструкцией Центрального банка Российской Федерации  №16 “О порядке открытия и ведения  уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации” был создан механизм свободной репатриации  рублевых средств, полученных нерезидентами при проведении текущих операций. В соответствии с этой инструкцией банки и предприятия-нерезиденты впервые получили возможность конвертировать в иностранную валюту находящиеся на их рублевых счетах средства без применения замысловатых схем с использованием фиктивных договоров. Снятие ограничений на конвертируемость рублевых средств нерезидентами в условиях относительной стабильности национальной валюты не привело к массовому оттоку валюты за рубеж как ввиду незначительности объемов этих средств, так по причине простого перераспределения каналов конвертируемости от теневых к открытым.

      Возможность без проблем репатриировать свою рублевую выручку инициировала более  активное открытие нерезидентами счетов в России. Одновременно значительно увеличился оборот средств, проходящих по этим счетам, т.е. у нерезидентов появилась серьезная заинтересованность в работе с рублями. Эту тенденцию можно проиллюстрировать на примере корреспондентских счетов банков-нерезидентов и текущих счетов фирм-нерезидентов, открытых в банках Санкт-Петербурга. 

      Таблица 5

      Остаток средств (млн. руб.)

  1 января 1996 г. 1 января 1997 г.
Банки 18 848 81 260
Фирмы 11 800 19 973

      Источник: Деньги и кредит, 1998, №1 

      Работа  с рублевыми счетами дает возможность нерезидентам избегать процедур валютного контроля и необходимости получения лицензий Центрального банка Российской Федерации по операциям, вольно или невольно попавших в категорию капитальных. Учитывая приведенные преимущества, можно прогнозировать постепенное увеличение доли рублевых расчетов по внешнеторговым операциям. Новым импульсом в развитии таких расчетов могла бы стать отмена требования о наличии филиала или представительства на территории России для открытия счета типа “Т”.

      Банки-нерезиденты могут осуществлять покупку иностранной валюты вне зависимости от рода сделки, для выполнения которой на его рублевый корсчет поступили рубли. Но есть один немаловажный нюанс: банк-нерезидент имеет возможность купить свою национальную валюту у любого уполномоченного банка, ведущего его рублевый счет; другую иностранную валюту (по умолчанию СКВ) фактически - только у банка, имеющего генеральную лицензию Центрального банка Российской Федерации, т.е. канал конвертирования и перевода за рубеж СКВ на практике ограничен наиболее сильными и квалифицированными банками.

      Присоединение России к VIII статье МВФ позволило  нашей стране получить достаточно неплохой международный кредитный рейтинг. Ведущие мировые агентства признали условия для деятельности нерезидентов на территории Российской Федерации, соответствующими основным требованиям международных финансовых организаций и соглашений. После этого иностранные инвесторы стали пересматривать свои позиции в сторону увеличения доли средств, направляемых на российский рынок. Достаточно красноречиво это подтверждается объемами вложений нерезидентов в российские государственные и корпоративные бумаги в III квартале 1997 года (по разным оценкам не менее 30 и 50% суммарной капитализации рынка соответственно).Однако, как показал опыт мирового финансового кризиса конца 1997 г. , иностранные деньги весьма нестабильная “субстанция”. Краткосрочные спекулятивные средства быстро приходят в страну, но при малейшей нестабильности еще быстрее убегают, вызывая “цепную реакцию” и среди отечественных инвесторов. Поскольку кризисы различного масштаба цикличны и финансовые потери для государства при этом практически неизбежны, на первый план выходит проблема поиска эффективного набора экстренных мер, позволяющих минимизировать негативные последствия кризиса.

      В 1997 г. денежно-кредитная политика Центрального банка России была направлена на сдерживание резких колебаний курса национальной валюты. Это способствовало снижению инфляционных ожиданий и давало возможность участникам внешнеэкономической деятельности формировать устойчивые целевые ориентиры. В результате официальный курс рубля к доллару на конец года составил 5960 руб./$ и находился в рамках установленного Банком России валютного коридора.

      Еще одним аспектом развития позитивных процессов  в отношении обратимости российской валюты стало укрепление авторитета страны в мировом сообществе. В этом контексте нельзя не отметить значение состоявшегося в сентябре 1997 г. Приема России в Парижский клуб стран-кредиторов в качестве полноправного члена. Это должно оказать позитивное воздействие на дальнейшую интеграцию России в международную валютно-финансовую систему, повышение эффективности использования российских внешних финансовых активов.

Деноминация и обратимость

 

      Указом  Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 г. “Об изменении нарицательной  стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” была объявлена  грядущая в 1998 году деноминация. Решение Правительства с 1 января 1998 года убрать три нуля с российских банкнот аргументировалось следующим:

      “Деноминация  воздействует на оценки людей. Полновесный рубль должен укрепить доверие к нашей национальной валюте. Деноминация сделает простым и понятным соотношение с мировыми ценами, удобным для обращения масштаб цен как для населения, так и для экономики в целом. Конвертируемый российский рубль станет полноценной валютой. Появится заинтересованность в зарабатывании денежных средств ради того, чтобы приобрести состояние именно в рублях...”.1

      “Деноминация не чисто технический акт. Она связана  с макроэкономическими изменениями в стране, в частности с укреплением национальной валюты...”2.

      С другой стороны, большинство независимых  экспертов не придают особого  значения решению Правительства  уменьшить нарицательную стоимость  российской денежной единицы в 1000 раз.

      “В  мировой истории деноминация  - дело нередкое и в подавляющем большинстве мало примечательное. Только в после Второй Мировой войны в мире было проведено свыше 600 подобных мероприятий...

      В нормальной экономике деноминация - чисто техническое и скучное мероприятие..”3

Альтернативный  проект конвертируемой российской валюты

 

      Что же ожидает российскую валюту в ее дальнейшем движении к подлинной  обратимости и что надо делать, чтобы это движение привело к  желаемым результатам?

      В настоящее время существует несколько  альтернативных проектов и теоретических наработок по созданию престижной конвертируемой валюты Российской Федерации. Одним из них является предложение ввести параллельную валюту типа знаменитого “червонца”, который во времена НЭПа сумел нормализовать финансовый оборот в Советской России; и создать двойную экономическую и финансовую систему.

      Подобная  новая валюта будет являться своеобразным мостом, связывающим рубль с конвертируемыми  валютами. Элементами моста, ведущего к рублю, будут условия, по которым можно провести конверсию рубля в “червонцы”. Та часть моста, которая свяжет новые деньги с конвертируемыми валютами, будет основываться на подлинной конвертируемости “червонца”.

      Предлагаемые  деньги большей частью предназначены  для внешнеторговых сделок, чем для хождения на внутреннем рынке страны. Конкурентоспособность новых “червонцев” будет обеспечиваться на первых порах золотовалютным стандартом. В дальнейшем предполагается его отмена и полный допуск новой валюты во внутренний рынок России.

      Но, по мнению большинства экономистов, подобный путь достижения конвертируемости ни к чему не приведет, так как  обеспечение обратимости такой  валюты требует создания тех же предпосылок, что и в отношении обычного рубля. Если эти предпосылки будут постепенно складываться, то не будет необходимости в лишнем искусственном звене. В противном случае введение параллельной валюты может лишь окончательно запутать и парализовать систему расчетов.

      Кроме того, в условиях общепринятой демонетизации  золота во всем мире и запрета фиксировать стоимость валюты по отношению к золоту в соответствии с уставом МВФ любая идея золотого стандарта толкает нас на еще большую изоляцию от мирового сообщества, еще большую несовместимость нашего денежно-кредитного и валютного механизма с остальным миром.

Тенденции к ужесточению валютной политики

 

      Несмотря  на стремление Правительства как можно сильнее либерализировать валютные отношения в России большинство экономистов считают ужесточение валютного политики необходимым на сегодняшний момент условием. При этом речь идет не о возврате к государственной валютной монополии, а об установлении на месте с трудом управляемого валютного рынка, опирающегося на современный режим “конвертируемости”, разумной взвешенной системы государственных валютных ограничений, к которым прибегали и продолжают прибегать другие страны при кризисных и чрезвычайных обострениях экономической ситуации.

      Конкретные  предлагаемые сторонниками усиления валютного контроля меры заключаются в следующем:

        совершенствование и ужесточение работы валютных бирж с целью ограничения размеров спекулятивных сделок;

      изменение курсовой политики (постепенный переход к фиксированному курсу рубля);

Информация о работе Проблема конвертируемости рубля