Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 18:13, курсовая работа
Исследование естественных монополий и проблем их регулирования невозможно без определения основных признаков и понятий. Естественные монополии образуются в тех отраслях, где деятельность остальных компаний по каким-либо причинам невозможна, будучи ограничена государственным запретом на данный вид деятельности без соответствующей лицензии (например: добывающая промышленность) или использованием редких или невоспроизводимых ресурсов. Кроме того, к естественным монополиям относятся предприятия, где размеры первоначальных капитальных вложений настолько высоки, что любой второй компании не выгодно входить в этот рынок и конкурировать с первой, так как две компании в данном секторе уже не смогут покрывать свои постоянные издержки из-за меньших масштабов производства. В целом данная проблема чрезвычайно важна для экономики России, потому что для достижения нового витка экономического развития необходимо учитывать особенности и проблемы всех отраслей производства, и особенно инфраструктуры.
Введение.
1.Понятие естественных монополий. Нормативно-правовое регулирование.
2. Особенности функционирования естественных монополий в России.
3. Зарубежный опыт преобразования естественных монополий.
Заключение.
Список используемой литературы.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РЯЗНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ» УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П. А. Костычева
Экономический факультет
Кафедра экономики сельского хозяйства
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Экономическая теория»
На тему «Проблема реформирования естественных монополий в России:
дискуссии и практический преобразования»
Рязань, 2013.
План.
Введение.
1.Понятие естественных
монополий. Нормативно-правовое
2. Особенности функционирования
естественных монополий в
3. Зарубежный опыт
Заключение.
Список используемой литературы.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.Понятие естественных монополий. Нормативно-правовое
регулирование…………………………………………
2. Особенности функционирования естественных монополий в
России………………………………………………………………
3. Зарубежный опыт
монополий……………………………………………………
Заключение…………………………………………….……
Список используемой литературы…………………………………..33
Введение.
Исследование
естественных монополий и
В целом данная проблема чрезвычайно важна для экономики России, потому что для достижения нового витка экономического развития необходимо учитывать особенности и проблемы всех отраслей производства, и особенно инфраструктуры. Наиболее актуальна, проблема реформирования естественных монополий стала в последние годы. Специалисты ищут пути решения проблем, связанных с тарифами на товары и услуги естественных монополий, а так же многих других задач. Разрабатываются способы наиболее эффективного регулирования и методы привлечения инвестиций в отрасли естественных монополий.
Задачи курсовой работы следующие:
- рассмотреть понятие
и признаки естественных
- описать основные направления законодательного регулирования естественных монополий в России;
- охарактеризовать проблему реформирования отечественных естественных монополий;
- изучить зарубежный опыт преобразования естественных монополий.
Предметом исследования являются способы, условия и проблемы реформирования естественных монополий.
Целью данной
курсовой работы является
При написании
курсовой работы
- метод сравнения;
- метод анализа и синтеза;
- графический метод.
Существует огромное количество различных рыночных состояний. Это дает основание говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства. В общем виде монополия – это рыночная ситуация, при которой одна фирма действует в условиях отсутствия значимых конкурентов и обладает весомой рыночной властью. Наряду с монополиями, существует рыночная форма - естественная монополия.
Естественной монополией называется ситуация, когда одна большая фирма в отрасли будет производить благо с более низкими средними затратами, чем несколько небольших фирм.
Рис. 1 Экономическая природа естественной монополии.
Как видно на рис. 1, причиной такого положения может быть экономия от масштаба производства (чем больше выпуск продукта, тем ниже средние затраты на его производство). Большая фирма может обеспечивать гораздо меньшие средние затраты, чем фирма маленькая. Следовательно, цена на ее продукт может быть ниже, чем у маленькой фирмы.
Естественная монополия - это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимум только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Примером естественной монополии может являться водоснабжение, телефонная связь, почта в пределах какого-либо отдельного региона. Следует особо отметить, что в подобных отраслях особенно ярко выражена экономия, обусловленная ростом масштаба производства, и в то же время конкуренция неосуществима. Очевиден тот факт, что для общества накладно иметь несколько фирм, снабжающих бытовые и промышленные объекты в пределах одного региона электричеством или водой, так как для операций над вышеупомянутыми видами продукции требуются значительные постоянные издержки на генераторы, насосное и очистное оборудование, водопроводы и линии высоковольтной передачи. Такого рода издержки попросту не под силу отдельной фирме, действующей в отрасли, если даже такая фирма и может позволить себе понести издержки такого масштаба, то они все равно не будут покрыты доходами от производства, так как присутствие нескольких поставщиков воды или электроэнергии делит всю отрасль на сферы влияния отдельных фирм и ограничивает тем самым долевое участие каждой фирмы.
В таких условиях отдельная фирма использует не полностью свое постоянное оборудование, в результате чего издержки на единицу продукции, следовательно, и тарифы на электроэнергию и воду становятся неоправданно высоки. Для наглядности представим себе такую ситуацию, когда в отрасли действуют несколько фирм, причем все они находятся в одинаковом положении. При этом между отдельными фирмами существует жестокая конкуренция и в сфере приобретения средств производства, и в сфере сбыта. В результате конкуренции между отдельными фирмами слабые фирмы становятся банкротами, более сильные (для того, чтобы выдержать дальнейшую конкуренцию) сливаются, образуя чистую монополию. Развиваясь, чистая монополия может стремительно компенсировать прошлые убытки воспользоваться своим новым монопольным положением на рынке, назначая непомерно высокие цены на свои товары и услуги. В принципе чистая монополия может существовать и успешно развиваться, не нанося при этом никакого вреда отрасли. Примером таких монополий могут являться монополии в автомобилестроении или же в сфере производства бытовых товаров. Однако в отрасли, которая крайне необходима для населения региона, чистая монополия не только не эффективна, но и ущербна. Поэтому для того, чтобы не допустить образования чистой монополии в таких отраслях, как водоснабжение или электроэнергетика, правительство обычно предоставляет исключительную привилегию одной фирме поставлять, например, воду или природный газ. Со своей стороны правительство определяет географическую сферу деятельности монополиста, регулирует качество его услуг и контролирует цены, которые он может назначить. Итак, образуется регулируемая или государственно-организованная монополия.
Естественная монополия - официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, естественные монополии возникают в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. Наличие хозяйственных связей осуществляет экономическое «скрепление», система совместного хозяйства и развитая национальная экономика способствуют сохранению и укреплению единства страны.
Основными характерными чертами естественных монополий являются:
1. Единственный продавец, т.е. отрасль, состоит из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги.
2. Нет заменителей данного продукта. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. К таким монополиям относятся регулируемые государством предприятия общественного пользования или так называемые естественные монополии (электрические, газовые компании, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи и другие). Услугам, предоставляемым коммунальными службами, также нет заменителей. Но если они и есть, то они либо дороги, либо неудобны.
3. Фирма диктует цену. Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она «соглашается с ценой».Чистый монополист осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения.
4. Вхождение в отрасль заблокировано в виде: эффекта масштаба; отсутствия заменителей; собственности на патенты и научные исследования. Эти барьеры помогают объяснить существование рыночной монополии и других неконкурентных рыночных структур. Барьер для вступления в отрасль, которые являются очень значительными в краткосрочном периоде, оказываются преодолимыми в долгосрочной периоде.
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Из этого определения можно видеть, что естественная монополия представляет собой в большей степени экономическую, нежели юридическую категорию.
Согласно законодательству РФ состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. В РФ регулируются следующие сферы действия естественных монополий:
-транспортировка нефти и
-транспортировка газа по
-услуги по передаче
-железнодорожные перевозки;
-услуги транспортных
-услуги общедоступной
-оперативно-диспетчерское
-использование инфраструктуры внутренних водных путей.
Под государственным
Регулирование деятельности
естественных монополий –
Естественно-монопольное законодательство устанавливает монопольные права в ряде «инфраструктурных» отраслей, а также особенности распоряжения собственностью в этих отраслях.
В соответствии со ст. 3 Закона «О естественных монополиях» субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Понятие субъект естественной монополии не включает в себя условие включения в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, и условие утверждения цен (тарифов) на оказание услуг по транспортировке газа. Основополагающим признаком субъекта естественной монополии, исходя из определения, данного в Законе о естественных монополиях, следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии.