Проблема реформирования естественных монополий в России: дискуссии и практический преобразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Исследование естественных монополий и проблем их регулирования невозможно без определения основных признаков и понятий. Естественные монополии образуются в тех отраслях, где деятельность остальных компаний по каким-либо причинам невозможна, будучи ограничена государственным запретом на данный вид деятельности без соответствующей лицензии (например: добывающая промышленность) или использованием редких или невоспроизводимых ресурсов. Кроме того, к естественным монополиям относятся предприятия, где размеры первоначальных капитальных вложений настолько высоки, что любой второй компании не выгодно входить в этот рынок и конкурировать с первой, так как две компании в данном секторе уже не смогут покрывать свои постоянные издержки из-за меньших масштабов производства. В целом данная проблема чрезвычайно важна для экономики России, потому что для достижения нового витка экономического развития необходимо учитывать особенности и проблемы всех отраслей производства, и особенно инфраструктуры.

Содержание работы

Введение.
1.Понятие естественных монополий. Нормативно-правовое регулирование.
2. Особенности функционирования естественных монополий в России.
3. Зарубежный опыт преобразования естественных монополий.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая по экт.docx

— 171.43 Кб (Скачать файл)
  • ценовое регулирование стоимости услуг естественной монополии;
  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;
  • установление минимального уровня обеспечения потребителей при невозможности полного удовлетворения спроса на соответствующие услуги;
  • государственный контроль за деятельностью естественных монополий, которая может ущемить права потребителей.

Возможно, этих функций государства не достаточно для эффективного регулирования электроэнергетики как отрасли естественных монополий. Многие из этих функций не выполняются или выполняются не в полную силу. Так, например, политика ценового регулирования выполняется не в полную меру. Потребители регулярно ощущают это на себе, так как открываются новые энергетические станции и растут вводы генерирующих мощностей на электростанциях(рис.9) но цены на электроэнергию только увеличиваются, хотя должно быть наоборот.

   Рис.9 Вводы генерирующих мощностей на  электростанциях  РФ.

Как говорилось ранее, особой проблемой для России является то, что тарифы на услуги электроэнергии в разных регионах различны. Это обусловлено большой площадью страны и отсутствием связи отдаленных регионов, в частности Дальневосточного региона, относительно электроэнергии с центром России. Поэтому реформы электроэнергетики обязательно должны затрагивать эту чрезвычайно важную особенность нашей страны.

       Тарифы на электроэнергию в разных регионах России показаны на рис. 10.

 

Рис. 10 – Базовые тарифы в территориальных энергетических сетях (АО-энерго) на 1 октября 2010 г.

Была разработана целая сеть реформ, представленная несколькими законопроектами. Суть предстоящих реформ такова. Сейчас каждое АО-энерго представляет собой возглавляемый единым организационным и диспетчерским управлением ряд отдельных предприятий по выработке и транспортировке энергии, а также предприятий и организаций непрофильного рода деятельности. Предлагается освободить от непрофильной сферы в целом, а также разделить генерацию энергии и ее транспортировку, оставив единое диспетчерское управление .

При реформировании российского электроэнергетического рынка очень сложно опираться на модели электроэнергетических рынков других стран. В последние годы в России многие отрасли подвержены влиянию Европы, многие реформы проходят по европейскому примеру. Российский энергетический рынок реформировать по европейскому образцу очень сложно – в Европе конкуренция обеспечивается большим количеством энергетических компаний разных стран. Там для образования конкурентной среды и выполнения основных задач по трансформированию электроэнергетики оказалось достаточным выделить управляющую компанию и создать благоприятные условия для появления новых генерирующих компаний. Насколько целесообразно в наших реалиях разделять собственников для предотвращения дискриминационного доступа к инфраструктурным сетям, сказать сложно. Географическая отдаленность ряда субъектов РФ и невысокая плотность населения в них являются аргументами в пользу функционального или оперативного разделения отечественной электроэнергетики .

Однако проблема регулирования естественных монополий в сфере электроэнергетики является важной проблемой. Правительство ищет разнообразные способы регулирования, учитывая специфику нашей страны. Еще одной проблемой является привлечение инвестиций в эту отрасль.

В настоящее время РАО «ЕЭС Россия» ведет переговоры с рядом ведущих энергетических компаний Европы и Америки о формах и методах их участия в электроэнергетике России.

В настоящее время начинает формироваться мнение, что человечество вступает в новую полосу постепенной смены ведущего мирового энергоносителя. Нефть в ближайшие десятилетия будет уступать позиции природному газу. В период 2000 – 2030 гг. ожидается динамичное развитие потребления и добычи природного газа, намного обгоняющего потребление и добычу других энергоресурсов. Спрос на газ будет прирастать в этот период темпами 2,4 % против 1,6 % в отношении нефти и 1 % в отношении угля. В результате удельный вес газа вы мировом производстве энергоресурсов за вышеуказанный период увеличится с 23 % до 27 %.

 

 

 

Рис. 11 – Прогноз количества инвестиций, привлеченных в электроэнергетику при различных вариантах энергетической стратегии

Прогноз развития международной торговли газом показывает резкое возрастание в 2000 – 2030 гг. импортной зависимости стран ОЭСР от импорта природного газа. Так эта зависимость для группы стран североамериканского региона возрастет с 1 % потребления до 26 % и стран Западной Европы с 36 % до 63 %. Россия, с ее лидирующими позициями в мировых запасах природного газа и в его экспорте, как подчеркивается в большинстве прогнозов, может сыграть роль крупнейшего поставщика природного газа на мировой рынок .

Реформирование естественных монополий напрямую связано с развитием промышленности, экономики регионов и страны в целом. Поэтому для достижения высоких темпов роста и улучшения благосостояния населения необходимо продолжать поиск стратегии преобразования электроэнергетики, так как эта отрасль является одной из наиболее важных среди отраслей естественных монополий в Российской Федерации .

Анализ принятых и реализующиеся в России программ реформирования естественных монополий показывает, что они в основном выражают интересы собственников и управляющих предприятий данных отраслей и не учитывают интересы их основных потребителей (промышленных предприятий и населения), что приводит к усилению социального неравенства и препятствует устойчивому экономическому развитию. Недостаточно проработаны последствия современного реформирования для экономики в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Дело в том, что реформирование естественных монополий имеет смысл, если конкурентный механизм в сочетании с новой системой хозяйствования, управления и организации отрасли не только компенсирует издержки проведения реформ и повысит рентабельность, но и обеспечит необходимый объем производства при оптимальных тарифах для всех потребителей.

Глубина и масштаб столкновения интересов, связанных с естественными монополиями в России, не имеет аналогов в мире. Это связано с тем, что в стране до сих пор не достаточно развит механизм разрешения споров между различными группами экономических субъектов; отсутствует практика публичных слушаний, проводимых по процедуре, аналогичной судебной; все еще глубоки корни хозяйственного централизма. Специфика российских условий определяется также исключительной ролью естественных монополий в экономике, в частности, в обеспечении налоговых и валютных поступлений от их хозяйственной деятельности.

В качестве основных направлений, способствующих повышению эффективности реформирования в России, следует выделить:

  • совершенствование системы ценообразования и налогообложения, направленное на обеспечение финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности предприятий естественных монополий при соблюдении экономических интересов потребителей и государства;
  • совершенствование организационной структуры естественных монополий с целью повышения эффективности функционирования, обоснованности затрат на осуществление регулируемых видов деятельности, а также создания условий для развития рынка;
  • создание благоприятных условий для развития конкуренции в тех сферах отраслевой хозяйственной деятельности, где это возможно и целесообразно;
  • улучшение организации и механизмов участия государства в управлении отраслей естественных монополий;

- формирование нормативно-правовой  базы, обеспечивающей правовое закрепление  мер и решений, принимаемых на  каждом этапе реформирования  хозяйственных отношений в естественных  монополиях.

Особое внимание при реформировании следует уделить: модернизации производственных мощностей, повышению инвестиционной привлекательности, обоснованию ценовых решений с привлечением научной экспертизы, обеспечению прозрачности финансовых потоков, оценке эффективности реформ, соответствию стратегических целей естественных монополий императивам экономической безопасности России. Только комплексный учет перечисленных факторов может обеспечить выход на траекторию устойчивого и социально ответственного развития инфраструктурных отраслей хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ.

 

В разных странах перечень естественных монополий и интенсивность государственного вмешательства в их деятельность неодинаковы. Но, как правило, это отрасли, связанные с добычей или переработкой энергетического сырья, предоставлением транспортных или иных коммунальных услуг. Формы государственного участия в управлении деятельностью этих отраслей варьируют от всеобъемлющего руководства (например, в рамках национальных отраслей или предприятий государственной собственности) до регламентации лишь отдельных аспектов деятельности частных компаний, сохраняющихся в этих отраслях (определение важнейших ориентиров их развития).

В США национализация в силу исторических причин не приобрела существенных масштабов. Здесь активное вмешательство государств проявилось в более мягких формах. Наиболее последовательно и широко государственное регулирование применялось в отраслях общественного пользования. Это прежде всего газо-, электро- и водоснабжение, также различные отрасли связи. Все это капиталоемкие отрасли с медленным оборотом производственных фондов. Поскольку конкуренция однотипных хозяйств в пределах одного и того же региона в этих отраслях ведет к дублированию значительных капитальных вложений, что с точки зрения общества было бы чрезмерно расточительным, то государство, взяв на себя определенные регулирующие функции, приняло меры по ограничению здесь конкуренции. В частности оно освободило эти отрасли от действия антитрестовских законов. Более того, в определенной мере оно стимулировало в них укрепление масштабов производств, что способствовало росту объемов операций внутри одного и того же района, снижению единичных задержек, улучшению обслуживания потребителей. В обмен на ряд привилегий, в том числе финансовых, которые предоставлялись государством отраслям общественного пользования, последние были обязаны выполнять определенные требования, например, обслуживать качественно и в любое время всех без исключения потребителей, обращающихся к ним за услугами. Государственное воздействие на экономику этих отраслей проявлялось прежде всего в их регулировании в области финансов, заработной платы, цен, также качества продукции и предоставляемых услуг. Кроме того, количество кампаний и строительство новых предприятий (например, газопроводов, ГЭС и прочих подобных объектов) контролировалось органами местной или федеральной власти путем выдачи на них специальных разрешений- сертификатов. Цель такого регулирования- обеспечить общество (особенно промышленность) теми преимуществами, которые дает приобретение продукции и услуг общественного пользования по разумным с точки зрения правительства ценам. Надо учитывать, что регулирование такого типа осуществляется в интересах крупного частного капитала, в больших количествах потребляющего продукцию этих отраслей. Основные функции контроля над ценами продукции и услугами отраслей общественного пользования, в частности электроэнергии и природного газа, возложены на специальные комиссии штатов и Федеральную энергетическую комиссию. Регулирующая деятельность специальных комиссий ограничена операциями в пределах отдельных штатов.

 В числе преобладающих в  промышленном производстве временных  форм регулирование экономической  деятельности в отраслях общественного  пользования сохраняется фиксирование  уровня дохода предприятий. При  этом главенствует идея определения "справедливой цены", которая  лишает компанию-монополиста извлекать  сверхприбыль, но позволяет ей  обеспечить ее покрытие расходов  на производство и "справедливую" прибыль.

 Основной задачей регулирования  естественных монополий является  создание барьеров на пути  повышения цен и ограничения  выпуска продукции со стороны  фирмы, вознамерившейся использовать  преимуществ естественной монополии  во вред потребителям.

Если рассматривать немецкую систему антимонопольного регулирования национальной экономики, то можно сказать, что она просто недостаточно жесткая. Антимонопольное законодательство Германии имеет, множество исключений, что дает монополистам некоторую свободу действий. Это может губительно сказаться на экономике этой страны.

В Германии государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное ведомство по делам картелей, Федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в этой стране.

Следует отметить, что Картельный закон Германии состоит из двух принципов: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности.

Он запрещает определенную категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления. Однако эти запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые в значительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики.

Кроме того, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются. Они подлежат административному контролю с целью предупреждения антиконкурентной практики.

Несомненно, европейская система антимонопольного регулирования национальной экономики не идеальна, и тоже имеет свои недостатки и преимущества.

 

 

 

 

Заключение.

 

Проведенное исследование дает основание утверждать, что регулирование сфер естественных монополий является одной из острейших проблем, как для экономики переходного периода, так и для нормально действующей рыночной экономики. Монополия – это власть, и если эта власть будет неограниченной, благосостоянию общества будет нанесен ущерб. Поэтому разработаны методы по регулированию действия естественных монополий. Важно отметить, что естественная монополия существует в отрасли, в которой одна фирма может производить выпуск, достаточный для обеспечения рынка по более низкой себестоимости, чем смогли бы две или более фирм. То есть, нет экономического смысла в ликвидации такого рода монополии. Поэтому государство вынуждено устанавливать регулирование деятельности монополистов.

Информация о работе Проблема реформирования естественных монополий в России: дискуссии и практический преобразования