Проблема реформирования естественных монополий в России: дискуссии и практический преобразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Исследование естественных монополий и проблем их регулирования невозможно без определения основных признаков и понятий. Естественные монополии образуются в тех отраслях, где деятельность остальных компаний по каким-либо причинам невозможна, будучи ограничена государственным запретом на данный вид деятельности без соответствующей лицензии (например: добывающая промышленность) или использованием редких или невоспроизводимых ресурсов. Кроме того, к естественным монополиям относятся предприятия, где размеры первоначальных капитальных вложений настолько высоки, что любой второй компании не выгодно входить в этот рынок и конкурировать с первой, так как две компании в данном секторе уже не смогут покрывать свои постоянные издержки из-за меньших масштабов производства. В целом данная проблема чрезвычайно важна для экономики России, потому что для достижения нового витка экономического развития необходимо учитывать особенности и проблемы всех отраслей производства, и особенно инфраструктуры.

Содержание работы

Введение.
1.Понятие естественных монополий. Нормативно-правовое регулирование.
2. Особенности функционирования естественных монополий в России.
3. Зарубежный опыт преобразования естественных монополий.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая по экт.docx

— 171.43 Кб (Скачать файл)

 В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 26.09.2004 №59 «Об утверждении временного положения о реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» Реестр субъектов естественных монополий представляет собой базу данных, содержащую в бумажной и электронной форме информацию о хозяйствующих субъектах (юридических лицах), занятых производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, связи (наименование, юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, телефоны, коды, данные об объемах оказываемых услуг, выручке и т.д.).

 Реестр субъектов естественных монополий носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, а также по заявлению самих организаций о включении их в Реестр, либо исключении их из Реестра.

 Президент  РФ Владимир Путин распоряжением N691-р от 19 мая 2009 года утвердил программу развития конкуренции в РФ и план мероприятий по реализации программы развития конкуренции в РФ на 2009-2012 гг. В программе сказано, что для совершенствования системы регулирования естественных монополий необходимо реализовать следующие мероприятия:

- внесение изменений в федеральный  закон "О естественных монополиях", предусматривающих уточнение понятия  субъекта естественной монополии, определение статуса реестра  субъектов естественных монополий  и порядка контроля экономической  концентрации, разграничение полномочий  органов регулирования естественных  монополий;

- внедрение в систему госрегулирования  ряда отраслей метода экономически  обоснованной доходности инвестированного  капитала, метода сравнительного  анализа и других "квази-конкурентных" механизмов, которые предусматривают установление долгосрочного тарифа, обеспечивающего приемлемую норму доходности на вложенный капитал, а также механизма, стимулирующего снижение издержек и поддержание определенного уровня качества услуг;

- обеспечение эффективности закупочной  деятельности субъектов естественных  монополий путем установления  обязательных требований к проведению  торгов. Такие процедуры должны  обеспечивать прозрачность и  состязательность проведения торгов, что сократит издержки субъектов  естественных монополий и будет  способствовать снижению роста  тарифов;

- выделение из сферы деятельности  субъектов естественных монополий  отдельных видов работ, которые  могут быть произведены сторонними  компаниями на конкурентной основе (например, осуществление части работ  по подключению к системам  коммунальной инфраструктуры);

- активизация работы по развитию  конкуренции в сопряженных с  естественными монополиями сферах, в том числе посредством разделения субъектов на осуществляющих конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности. Одним из важных шагов к осуществлению этой задачи является разработка методик по ведению раздельного учета указанных видов деятельности;

- принятие правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий.

 Важной антикризисной мерой  является поддержка спроса путем  расширения закупок для государственных  нужд, а также нужд государственных  корпораций и субъектов естественных монополий.

Таким образом, государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов обеспечивающих нормальное ункционирование экономики. Если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двух компонентные тарифы, предусматривающие отдельную и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой единицы оплаченных услуг.   

Законодательство, регулирующее деятельность естественных монополий должно быть разумным и продуманным, т. к. чрезмерно жесткое применение методов регулирования может привести к дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороны работников крупных организаций.

Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, имеют важное значение для современной России, но их реальное применение сталкивается с определенными трудностями и проблемами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 .ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ.

 

Основные характеристики рынка естественной монополии заключаются в следующем:

- «эффект масштаба» выражается  в существенном снижении издержек  в расчете на единицу продукции  по мере увеличения объемов  ее производства;

- неэластичный спрос. В  обычных экономических отношениях  при возрастании цены на товар  или услугу спрос потребителей  снижается. В условиях естественной  монополии спрос неэластичен, т.е. при увеличении цены он подвержен  незначительным изменениям.

Неэластичность спроса можно проиллюстрировать на следующем примере.

 

Рис.2 Неэластичность спроса.

P-цена товара, Q- кол-во предложений товара.

При существенном увеличении цены на бензин потребители могут использовать заменитель этого товара – газ. Это приведет к резкому падению спроса на бензин. При значительном повышении цены на электроэнергию потребители могут уменьшить объем ее потребления, но незначительно. Это обусловлено тем, что электроэнергия является практически безальтернативным источником энергии.

Для некоторых сфер естественных монополий характерен также сетевой характер организации рынка. Он означает, что монополией является не вся отрасль экономики, а лишь ее передающие «сети». Например, сеть железных дорог, сеть трубопроводов, сеть линий электропередач, система теплоснабжения.

Итак, монополия существует во всём мире. Но главной особенностью монополизации российского рынка можно считать, пожалуй, то, что она сложилась как “наследница” государственного монополизма социалистической экономики.

 

      Рис.3 Задачи реформирования естественных монополий в России. (На основе Указа Президента РФ «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий" № 426 от 28.04.97 (с изменениями от 23.07.01)).

На рис.3 отражены основные задачи по реформированию российских естественных монополий.

Рассмотренная практика реформирования отечественных монополий определяет общую тенденцию последних лет в экономике Российской Федерации. Эта тенденция в первую очередь определяет существующую потребность и желание государственных органов и самих компаний в качественном изменении структуры монопольных рынков с целью поощрения конкуренции, улучшения эффективности производственной деятельности и наращивания инвестиционного потенциала. При этом каждая из монополий реформируется в соответствии со своим специфическим планом и графиком, что связано с различными возможностями по реформированию и наличием особых долгосрочных стратегий развития, определенных государством, а также с учетом затяжной практики реформирования естественных монополий.

Одним из главных естественных монополистов на федеральном уровне является ОАО «РЖД» - крупнейшая компания на российском рынке железнодорожных перевозок. Именно она организует весь перевозочный процесс, управляет им, самостоятельно распоряжается производственным потенциалом дорог, внедряет новейшие перевозочные технологии, отвечает за безопасность, надежность, сохранность и своевременность доставки людей и грузов к пунктам назначения.

   Россия занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных железных дорог, второе - по эксплуатационной длине, которая сегодня составляет 85,5 тыс. км., уступая лишь Соединенным Штатам Америки (рис. 4), по грузообороту — третье, уступая США и Китаю (рис. 5). Последнее обстоятельство наглядно свидетельствует о том, что железнодорожный транспорт в России используется недостаточно эффективно. Ведь Россия удобно расположена между Востоком и Западом, и железные дороги могут быть использованы для организации международного транзита.

 

Рис.4. Российские железные дороги в мировой железнодорожной системе. Эксплуатационная длина.

Рис.5. Грузооборот

В I квартале 2010 года отрасль вышла на третье место в России по пассажирообороту, пропустив вперед автобусный и воздушный транспорт. Однако по грузообороту она по-прежнему занимает лидирующее положение на транспорте. На нее приходится свыше 42% грузооборота Российской Федерации (рис.6-7). Хотя в настоящее время на сети дорог курсирует уже 100 фирменных поездов (что составляет 16% от всех поездов), наиболее востребованными по-прежнему остаются перевозки в плацкартных вагонах.

Структура пассажирооборота такова: 56% всех пассажирских перевозок осуществляется в плацкартных вагонах, 28% в купейных вагонах, 14% в общих вагонах и только 1% в СВ. 

Рис.6 Структура российского пассажирооборота в I квартале 2010 года

Рис.7 Структура российского грузооборота в 2009 году.

Современные стандарты перевозок требуют большей безопасности, качества, скорости, однако этому объективно препятствует высокий уровень износа основных фондов компании.

    Другая проблема состоит в том, что на рынке железнодорожных перевозок появились конкуренты компании ОАО "РЖД", которые привлекают в свой актив быстровозрастающий объем самых доходных перевозок. Им это удается, поскольку они располагают постоянно увеличивающейся долей специализированных вагонов. Это и позволяет им привлекать растущую долю высокодоходных грузов. Структура перевозок независимых компаний показана на рис.8.

Рис.8. Доля компаний-операторов

  Большая часть перевозок  компаний-операторов приходится  на нефть и нефтепродукты, минеральные  удобрения и автомобили.

Компании-конкуренты находятся в разной ответственности за состояние и воспроизводство перевозок. ОАО «РЖД» должно воспроизводить и наращивать перевозочный потенциал с учетом последних достижений науки и техники.. Забота же частных компаний - наращивание своего вагонного парка и поиск наиболее доходных клиентов, т. е. масштабы решаемых ими проблем несопоставимы. В заключении необходимо отметить, что железнодорожный транспорт является стержневым видом транспортного комплекса России. Его дальнейшее развитие позволит вовлечь в систему хозяйственных связей новые малоосвоенные районы, имеющие значительные ресурсы, увеличив в них уровень занятости населения и его доходы, развить социальную сферу, увеличить совокупный спрос и общий объем BBП. Конкурентоспособность железных дорог во многом зависит от степени совершенства их основных производственных фондов. Главной проблемой, сдерживающей рост эффективности перевозок, является высокая степень износа локомотивов, вагонов. Хотя за последние два года в связи с заменой старого подвижного состава на новый средний уровень их износа снизился, но большая его часть устарела не только физически, но и морально. Его технико-экономические характеристики не соответствуют современным стандартам. Необходимо ускорение темпов его обновления. Это диктуется задачей повышения конкурентоспособности железных дорог. Нынешний рынок железнодорожных перевозок является конкурентным. Кроме ОАО «РЖД» на нем работают частные операторские компании. Конкуренция может быть как созидательной, так и разрушительной силой, стимулировать развитие и сдерживать его.

     В России реформирование естественных монополий также  наиболее активно протекает в электроэнергетике.

Электроэнергетика – базовая инфраструктурная отрасль практически любой экономики, продукцией которой пользуются все остальные отрасли и население. В России ее стержень составляет Единая электроэнергетическая система (ЕЭС).

Электроэнергетика производит энергию и оказывает услуги по ее доставке, включающие передачу, распределение и администрирование. На последнюю функцию обратим особое внимание, так как из-за невозможности хранения энергии необходимо поддерживать системную надежность – постоянный баланс между ее производством и потреблением. Невозможность сохранения энергии означает, что объекты, производящие и передающие энергию, подвергаются неравномерным нагрузкам (предельные – в час пик). Изменения спроса на электричество характеризуются периодическими колебаниями в течение года, недели, суток .

В своей работе по контролю и регулированию деятельности субъектов естественных монополий, в частности электроэнергетики, территориальные органы Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства сталкиваются с непониманием, а нередко с прямым противостоянием и противодействием со стороны руководителей и ведущих специалистов этих субъектов. Споры возникающие на этой почве, не находя разрешения в рабочем порядке, выносятся на рассмотрение арбитражного суда. В этом процессе представители субъектов естественных монополий опираются, как правило, на существующее в настоящее время суждение видных юристов, в том числе судей Высшего Арбитражного Суда, о том, что ряд аспектов во взаимоотношении сторон при осуществлении энергоснабжения законодательством не урегулирован .

В топливно-энергетическом комплексе России к сфере деятельности естественных монополий в соответствии с федеральным законом «О естественных монополиях» отнесены :

  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

Мировая практика показывает, что организация конкуренции в указанных сферах экономически неэффективна или технологически невозможна и поэтому государственное регулирование деятельности естественных монополий, направленное на защиту законных прав и экономических интересов потребителей, является объективной необходимостью. Перечень регулирующих функций государства исчерпывается следующими :

Информация о работе Проблема реформирования естественных монополий в России: дискуссии и практический преобразования