Проблема сбалансированного природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:49, реферат

Описание работы

Необходимый обществу уровень производства является результатом использования природных ресурсов субъектами хозяйственной деятельности, а так же активных мер по охране природных ресурсов. В то же время, каждый из нас понимает, что чем выше человеческое влияние на природу, тем выше вероятность того, что необдуманное использование природных ресурсов может повлечь значительный экономический ущерб для государства. Это в первую очередь обусловлено тем, что ресурсы, изъятые из окружающей среды зачастую не в состоянии восстанавливаться, тем более с той скоростью, с которой они добываются.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………3
Раздел 1. Теория сбалансированного природопользования ……………………….5
1.1 Закон сбалансированного природопользования ………………………………5
1.2 Концепция устойчивого развития ………………………………………………8
Раздел 2. Сбалансированное природопользование: паритет интересов государства и бизнеса ………………………………………………………………………………11
2.1 Особенности государственного регулирования природопользования ……..11
2.2 Основные формы реализации государственной политики сбалансированного природопользования ……………………………………………………………….14
Выводы ………………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы ………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 397.27 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Региональная  экономика»

на тему:

«Проблема сбалансированного природопользования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Симферополь, 2013

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………3

Раздел 1. Теория сбалансированного природопользования ……………………….5

1.1 Закон сбалансированного природопользования ………………………………5

1.2 Концепция устойчивого развития ………………………………………………8

Раздел 2. Сбалансированное природопользование: паритет интересов государства и бизнеса ………………………………………………………………………………11

2.1 Особенности государственного регулирования природопользования ……..11

2.2 Основные формы реализации государственной политики сбалансированного природопользования ……………………………………………………………….14

Выводы ………………………………………………………………………………..25

Список использованной литературы ………………………………………………..26 

Введение

В результате эволюции человеческого  общества происходит все более интенсивное  вовлечение природных ресурсов в  хозяйственную деятельность. Население  земного шара постоянно увеличивается, непрерывно возрастают и модифицируются его потребности. Общество, в свою очередь, стремясь к их удовлетворению, расширяет масштабы производства.

Необходимый обществу уровень  производства является результатом  использования природных ресурсов субъектами хозяйственной деятельности, а так же активных мер по охране природных ресурсов. В то же время, каждый из нас понимает, что чем  выше человеческое влияние на природу, тем выше вероятность того, что  необдуманное использование природных  ресурсов может повлечь значительный экономический ущерб для государства. Это в первую очередь обусловлено  тем, что ресурсы, изъятые из окружающей среды зачастую не в состоянии  восстанавливаться, тем более с  той скоростью, с которой они  добываются.

При всем желании украинских предприятий решать проблему экологии на местном уровне, важно понимать, что без поддержки государства  любые усилия будут лишь временными мерами, оттягивающими экологический  кризис. Модернизации требуют не только основные средства производства на уровне заводов, но и инфраструктура на уровне страны.

Программа развития ООН в  Украине "Национальная экологическая  политика Украины: оценка и стратегия  развития" определяет лишь 6% территории нашей страны как экологически благоприятные  для проживания людей. Регионы с  кризисной экологической ситуацией  имеют наибольшую плотность населения, в них проживает более 25% украинцев.

В аналитической записке  Национального института стратегических исследований  «Влияние общества на преодоление экологического кризиса старопромышленных регионов, на примере Донецкой области» акцентируется внимание на том, что современное состояние окружающей среды является результатом деятельности всех субъектов региона: граждан, предприятий, государственных органов власти.

Но прежде всего, исключительную важность имеет проблема недостаточно эффективной политики государства  в сфере рационального, безопасного  и сбалансированного природопользования.

 

Раздел 1. Теория сбалансированного  природопользования

1.1 Закон сбалансированного природопользования

Закон сбалансированного  природопользования предлагает модель решения проблемы управления сбалансированным природопользованием с переходом к стратегии устойчивого развития предполагает учёт баланса между темпами экономического роста и темпами воспроизводства природных ресурсов в рамках ассимиляционного потенциала природы (природного комплекса). Эта синергетическая модель (учитывающая синергизм природных ресурсов и среды в рамках их завершенного экологического единства) автором рассматривается как закон сбалансированного природопользования,

,

где T - темпы экономического роста (% прироста ВВП), t1 - отчисления на воспроизводство природных ресурсов (% от доли прироста ВВП), t2 - отчисления на воспроизводство качества среды (% от доли прироста ВВП), a - безразмерная величина ассимиляционного потенциала. Для нетронутой человеком природы а = 1,0. Для природы, находящейся под влиянием хозяйственной деятельности человека, а меньше 1,0. В условиях, когда ассимиляционный потенциал стремится к нулю, экономическая деятельность осуществляется в условиях трансформированной природы - искусственно поддерживаемой среды. Такое положение возможно в условиях космических полётов и освоения космических пространств, в условиях освоения мирового океана и подземных сооружений объектов хозяйственной деятельности, а в будущем и социосферы. [1]

Например, при заданных темпах экономического роста (Т) в 5%, сбалансированное природопользование достигается в  условиях необходимого отчисления (t1) равному 5% средств от величины прироста ВВП на воспроизводство воспроизводимых  природных ресурсов (а в случае невоспроизводимых - отчисления для  перехода на другие ресурсы) и 5% на воспроизводство  качества среды (t2), также от величины прироста ВВП. В этих условиях значение а будет равно 0,5 (модифицированная природа). В случае открытия нового производства в условиях ненарушенной ещё природы а = 1,0, а затраты на воспроизводство природных ресурсов и качества среды t1 и t2, соответственно, будут в два раза меньше и равны 2,5%. Другими словами, темпы экономического роста сильно зависят от состояния ассимиляционного потенциала природы (состояния окружающей среды), а величина ассимиляционного потенциала влияет на принятие решений о темпах экономического роста. Методы расчёта величины ассимиляционного потенциала учитывают состояние нарушенных и ненарушенных экосистем[2]. В условиях, когда значение ассимиляционного потенциала весьма мало (например, 0,1) экономика превращается в экономику ради поддержания среды обитания, поскольку огромную часть прироста ВВП необходимо будет направлять на воспроизводство природных ресурсов и качества среды, не удовлетворяя при этом возрастающие потребности населения.

Учёт такой модели даёт большое преимущество в оценке возможных  темпов экономического роста, с одной  стороны, с другой - следование этому  закону, ассимиляционный потенциал (в силу большей инертности природы[3]) постепенно будет расти и отчисления на те же темпы экономического роста будут меньшими. Это и обеспечит достижение цели устойчивого развития. Таким образом, в рамках предложенной модели природопользование представляет собой самоорганизующуюся синергетическую систему коэволюции человека и природы.

Принятие такого подхода  в природопользовании даст возможность  обществу не сложно контролировать отчисления на природопользование при принятии бюджета (например, РФ и её субъектов  в условиях региональных и отраслевых стратегий модернизации нашей страны в приоритетных проектах и программах инновационного и технологического развития). Например, при принятии бюджета  на последующий год и планировании темпов экономического роста отчисления на воспроизводство природных ресурсов и качества среды должны быть заложены в нём в соответствии с законом  сбалансированного природопользования. А для мировой экономики это позволит построить глобальную сбалансированную систему воспроизводства мировых ресурсов и качества окружающей среды, не допустит критического снижения ассимиляционного потенциала биосферы и снимет проблему выживания человечества как цивилизации в будущем. Цивилизационная модель природопользования при таком подходе перейдёт из рационального в сбалансированное. Будущее в развитии цивилизации может быть реализовано в условиях перехода к модели адаптивного природопользования[4], когда темпы экономического роста будут адаптированы к условиям синхронного воспроизводства качества окружающей среды, а человечество перейдёт к условиям коэволюции с природой[5].

 

1.2 Концепция устойчивого  развития

Устойчивое развитие — гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие — это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

Концепция устойчивого развития появилась  в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической.

Экономическая составляющая:

Экономический подход к концепции  устойчивости развития основан на теории максимального потока совокупного дохода Хикса-Линдаля, который может быть произведен при условии, по крайней мере, сохранения совокупного капитала, с помощью которого и производится этот доход. Эта концепция подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных — природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов. Однако при решении вопросов о том, какой капитал должен сохраняться (например, физический или природный, или человеческий капитал) и в какой мере различные виды капитала взаимозамещаемы, а также при стоимостной оценке этих активов, особенно экологических ресурсов, возникают проблемы правильной интерпретации и счета. Появились два вида устойчивости — слабая, когда речь идет о неуменьшаемом во времени природном и произведенном капитале, и сильная — когда должен не уменьшаться природный капитал (причем часть прибыли от продажи невозобновимых ресурсов должна направляться на увеличение ценности возобновимого природного капитала).

Социальная  составляющая:

Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в  том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ. Желательно также  сохранение культурного капитала и  многообразия в глобальных масштабах, а также более полное использование  практики устойчивого развития, имеющейся  в не доминирующих культурах. Для  достижения устойчивости развития, современному обществу придется создать более  эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и  поощряющую плюрализм. Важно достижение не только внутри-, но и межпоколенной справедливости. В рамках концепции человеческого развития человек является не объектом, а субъектом развития. Опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение.

Экологическая составляющая:

С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность  биологических и физических природных  систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более того, понятие «природных» систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую как, например, города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению.

Единство  концепций

Согласование этих различных точек  зрения и их перевод на язык конкретных мероприятий, являющихся средствами достижения устойчивого развития — задача огромной сложности, поскольку все три элемента устойчивого развития должны рассматриваться сбалансированно. Важны также и механизмы взаимодействия этих трех концепций. Экономический и социальный элементы, взаимодействуя друг с другом, порождают такие новые задачи, как достижение справедливости внутри одного поколения (например, в отношении распределения доходов) и оказание целенаправленной помощи бедным слоям населения. Механизм взаимодействия экономического и экологического элементов породил новые идеи относительно стоимостной оценки и интернализации (учёта в экономической отчетности предприятий) внешних воздействий на окружающую среду. Наконец, связь социального и экологического элементов вызвала интерес к таким вопросам как внутрипоколенное и межпоколенное равенство, включая соблюдение прав будущих поколений, и участия населения в процессе принятия решений. [6]

 

 

Раздел 2. Сбалансированное природопользование: паритет интересов государства и бизнеса

2.1 Особенности государственного  регулирования природопользования

Под сбалансированностью  природопользования традиционно понимаются такие темпы потребления природных  ресурсов, которые сбалансированы  возможностью природы  восстанавливать не только качество окружающей среды, но и возобновляемые составляющие ресурсов.

Очевидно, что каждое государство  обязано вести политику поощрения  длительного и неразрушительного, сбалансированного использования  природных ресурсов.  При всем при этом следует помнить, что государство вправе, и более того – обязано ставить перед природопользователями любые преграды экономического или иного характера с целью предотвратить разрушительное природопользование. Кроме того, государство должно владеть механизмами влияния на субъектов хоздеятельности с целью применения ими всех возможных способов возобновления природных ресурсов, всех возможных превентивных мер по защите окружающей среды.

В целом, социальные интересы государства в сфере природопользования обусловлены в равной степени:

1)   хозяйственной потребностью населения в природных ресурсах;

2) экологической потребностью в охране среды проживания человека.

Так, Конституцией Украины  гарантируется право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение вреда причиненного правонарушением. Также в соответствии со ст. 3, 27 КУ, человек, его жизнь и здоровье является наивысшей социальной ценностью в нашем государстве и он имеет право жить в экологически чистой природной среде.

В тоже время основной интерес  предприятий состоит в получении  экономической выгоды от использования  природных ресурсов.

Рис. 2

Таким образом, мы видим, что и интересы государства, и интересы предприятий пересекаются в части, касающейся природопользования. Разница состоит в том, что государство заинтересовано в обеспечении населения добытыми природными ресурсами, в то время как интересы предприятий заключаются в получении собственного экономического результата, как поощрения за осуществление различных видов природопользования.

Точки соприкосновения интересов  государства и бизнеса находят  свое отражение в политике государства  в сфере природопользования и  обеспечения экологической безопасности. Так, государство определяет последовательность действий предприятий, направленных на постепенное снижение существующего  уровня нагрузки на окружающую природную  среду и обеспечение экологической  безопасности при осуществлении  производственного процесса, определяет политику поэтапного внедрения новейших доступных технологий.

Информация о работе Проблема сбалансированного природопользования