Проблема сбалансированного природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:49, реферат

Описание работы

Необходимый обществу уровень производства является результатом использования природных ресурсов субъектами хозяйственной деятельности, а так же активных мер по охране природных ресурсов. В то же время, каждый из нас понимает, что чем выше человеческое влияние на природу, тем выше вероятность того, что необдуманное использование природных ресурсов может повлечь значительный экономический ущерб для государства. Это в первую очередь обусловлено тем, что ресурсы, изъятые из окружающей среды зачастую не в состоянии восстанавливаться, тем более с той скоростью, с которой они добываются.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………3
Раздел 1. Теория сбалансированного природопользования ……………………….5
1.1 Закон сбалансированного природопользования ………………………………5
1.2 Концепция устойчивого развития ………………………………………………8
Раздел 2. Сбалансированное природопользование: паритет интересов государства и бизнеса ………………………………………………………………………………11
2.1 Особенности государственного регулирования природопользования ……..11
2.2 Основные формы реализации государственной политики сбалансированного природопользования ……………………………………………………………….14
Выводы ………………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы ………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 397.27 Кб (Скачать файл)

Рис. 3

То есть, мы приходим к  выводу, что соприкосновение интересов  государства и бизнеса в сфере  природопользования определяет политику государства. Ключевой формой реализации государственной политики является регулирования отношений в сфере  природопользования, которое выступает  в 3 основных формах:

1. Законодательное регулирование.

2. Экономическое стимулирование.

3. Государственный надзор  и контроль.

 

2.2 Основные формы реализации государственной политики сбалансированного природопользования

Государственный экологический  надзор и контроль состоит в наблюдении уполномоченным государством органом за состоянием окружающей природной среды, выполнением субъектами природопользования установленных норм и правил, а так же ее изменениями природной среды под влиянием природопользования.  Это сложный процесс, обязательный для обеспечения сбалансированного и безопасного природопользования.

Законодательное регулирование. Именно законодательное регулирование природопользования является одним из основополагающих рычагов управления данным процессом. Последние изменения в законодательстве Украины в сфере природопользования ознаменованы принятием Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно оптимизации полномочий органов исполнительной власти в сфере экологии и природных ресурсов, в том числе на местном уровне)», более известного до его принятия как законопроект № 10218.

На данный момент достаточно размыто представляется система реализации  общегосударственной экологической политики, контроль за деятельностью предприятий по всей территории государства  в условиях отсутствия региональных структур центрального органа исполнительной власти. В то же время, опыт Российской Федерации, где в свое время в рамках административной реформы  были ликвидированы территориальные органы федерального  органа исполнительной власти по вопросам экологии,  свидетельствует о неэффективности такого нововведения. Сейчас Россия снова возвращается к системе организации территориальных органов федерального  органа исполнительной власти в сфере экологии.

Также политика сохранения  природной  среды  воплощается   в форме   крупных   национальных  программ,   в  рамках которых   предусматривается взаимодействие  органов  государственного  управления,   частного   сектора, науки, финансовых учреждений. Они содержат ведущие принципы государственной политики в сфере природопользования. Однако, их выполнение в Украине часто усложнено не только декларативным характером их норм, но и высоким уровнем нестабильности законодательства.

Так, например, Законом Украины  «Об основных принципах (стратегии) государственной экологической  политики Украины на период до 2020 года»  территориальные органы Минприроды были признаны главным институциональным органом реализации национальной экологической политики на региональном и местном уровнях. А упомянутым выше Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно оптимизации полномочий органов исполнительной власти в сфере экологии и природных ресурсов, в том числе на местном уровне)» территориальные органы Минприроды были ликвидированы.

Сфера экономического стимулирования природопользования государством представляется сейчас наиболее интересной в силу того, что находясь на стадии выхода из мирового  экономического кризиса, метод экономического стимулирования может дать неплохой эффект, в отличие от периода глубокого экономического кризиса, который ослаблял и деформировал любые экономические стимулы.

Разнообразие источников финансирования природоохранной деятельности в мире достаточно велико. На рисунке  ниже представлены основные его виды:

Рис. 4

Никто не станет отрицать, что  многие предприятия могли бы сделать  процесс использования природных  ресурсов более безопасным, если бы имели дополнительные средства.  Точно так же, многие государства смогли бы заняться восстановлением территорий, пострадавших от несбалансированного использования природных ресурсов. Однако, как это ни странно, но простое финансирование подобных проектов не является выходом из ситуации.

Если обратится к опыту  Мирового банка, природоохранная деятельность которого началась с финансирования в середине 80-х гг. прошлого века многочисленных проектов, содержащих природоохранный элемент, или преследующих природоохранные цели, мы увидим, что  подобные методы показали свою неэффективность. Нехватка средств и необходимость  оказания более длительного, продуманного и последовательного метода влияния  на процесс природопользования указали  на то, что решение проблем природопользования зависит не только от финансовых влияний.

И уже через несколько  десятилетий банк начал стремится  выявлять коренные причины, экономические  и социальные факторы экологических  проблем территорий, связанных с  природопользованием, особенности  осуществления природопользования в разных странах и работать над  комплексным решением таких проблем, содействовать созданию определенных социальных, юридических, экономических условий выхода из неблагополучной экологической ситуации.

Точно так же, выработка  экономического стимулирования сбалансированного  природопользования является важнейшей  стратегической задачей, стоящей перед  каждым государством.

Анализ действующего законодательства Украины в сфере природопользования  свидетельствует о том, что в последнее время государство активно ищет подходящий для Украины метод экономического стимулирования. Правда, стоит отметить, что частые изменения законодательства в этой сфере свидетельствуют о том, что Украина на данном этапе все еще находится в поисках наиболее сбалансированного и взаимовыгодного метода экономического стимулирования субъектов природопользования.

К сожалению, пока что мы не можем утверждать, что государство  уже определилось с примерной  моделью экономического стимулирования сбалансированного природопользования. Итак, рассмотрим текущую ситуацию детальнее.

Закон Украины «Об основных принципах (стратегии) государственной  экологической политики Украины  на период до 2020 года» устанавливает  государственную поддержку и  стимулирование отечественных субъектов  хозяйствования, осуществляющих модернизацию производства, направленную на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.

Экологические налоги рассматриваются, как эффективный инструмент улучшения  качества окружающей среды.

Как известно, сбор за загрязнение  окружающей природной среды Налоговым  кодексом Украины трансформирован  в экологический налог. Этот налог  является общегосударственным обязательным платежом, взимаемым из фактических  объемов выбросов в атмосферный  воздух, сбросов в водные объекты  загрязняющих веществ, размещение отходов, фактического объема радиоактивных  отходов.

С 1 января 2011 года Налоговый  кодекс предусматривал уплату налоговых  обязательств по экологическому налогу на уровне 50% нормативно установленных  ставок. А с 1 января 2013 года для обязательств по экологическому налогу ставки составляют уже 75% от установленных ставок. С января 2014 года ставки определены на уровне 100%.

 

 

 

Рис.5

Необходимо обратить внимание и на тенденцию роста объемов  поступлений средств от сборов за загрязнение окружающей природной  среды в фонды охраны окружающей природы. С 2002 по 2010 годы поступления  в фонды всех уровней выросли  более чем в семь раз. Помимо ежегодной  индексации нормативов сборов, расширился перечень предприятий, которые должны платить такие сборы. Хотя ставки по экологическому налогу за это время  возросли: за выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками - в 3,6 раза, за использование топлива - в среднем в 3,9 раза, за сброс загрязняющих веществ - в 4,8 раза, за размещение отходов - в 8,1 раза. Причины возрастания объемов поступлений средств от сборов за загрязнение окружающей природной среды представлены на рисунке №6:

Рис. 6

 

С 2013 года эконалог зачисляется в пределах 53%, из них 33% с направлением на финансовое обеспечение исключительно целевых проектов экологической модернизации предприятий в пределах сумм уплаченного ими экологического налога в порядке, установленном Кабинетом министров. А с 2014 года в пределах 65%, из которых 50% с направлением на проекты экологической модернизации.

Новый принцип распределения  сумм уплаченного эконалога изображен на рисунке №7

Рис. 7

 

 

То есть в течение 2013-2014 гг. эконалог должен был быть увеличен постепенно в 2 раза, с тем, чтобы сумма такого увеличения направлялась на «добровольно-принудительные» целевые проекты экологической модернизации предприятий.

И, тем не менее, хочется  верить, что повышение ставок экологического налога в комплексе с определением части средств из государственного бюджета на экологическую модернизацию даст отправной толчок к исправлению  эколого-экономической ситуации в  стране. Впрочем, увидеть результат  мы сможем в скором будущем, так как  до 2013 года осталось совсем немного.

Вместе с тем, совсем недавно  парламентом был принят в первом чтении законопроект о внесении изменений  в некоторые законодательные  акты Украины относительно дальнейшего  усовершенствования администрирования  налогов и сборов №11284 от 02.10.2012.

Законопроектом предлагается кардинально изменить порядок зачисления экологического налога в доходы Государственного и местных бюджетов Украины.

Согласно действующим  нормам Бюджетного кодекса, зачисление эконалога осуществляется в соответствующих пропорциях в специальный фонд Государственного бюджета Украины и специальный фонд местных бюджетов. Средства из этих спецфондов могут направляться исключительно на целевые проекты модернизации в сфере экологии.

Законопроектом предлагается направлять эконалог в общий фонд Государственного и местных бюджетов в пропорции 65% на 35%. Сегодня существует обратная пропорция между спецфондами государственно и местного бюджета (30/70).

Однако предложенные изменения  в части эконалога подменяют действующую концепцию сбора эконалога и ставит под угрозу программы модернизации предприятий.

На данном этапе мы можем  констатировать что государство  находится в поисках оптимальных  способов экономического стимулирования сбалансированного природопользования, однако, как мы видим на рисунке №8, не использует в достаточной мере выработанные мировой практикой возможности так называемой активной поддержки.

Рис. 8

Все еще преимущество в  экономическом регулировании занимает принцип “загрязняй, но плати”, который, с одной стороны отражает принцип  паритета интересов государства  и бизнеса (интересы общества в чистой окружающей среде компенсируются денежным эквивалентом, который используется государством на выбранные им цели), а с другой стороны не отражается положительно на состоянии окружающей среды. Такой метод регулирования  представляется одновременно простым, адекватным и неэффективным в  конечном итоге. Данный  метод не предлагает предприятиям возможность удобного, приемлемого способа избежание загрязнений, не дает например возможности выбора действий, особенно  в условиях недостаточности средств на модернизацию. Поэтому нами такой метод рассматривается как минимум как недостаточный.  

Государство по мере возможности  должно оказывать предприятиям поддержку, и не столько  пассивную поддержку при внедрении экологических инициатив, сколько активную. Активная поддержка, прежде всего, возможна путем внедрения некоторых видов экономического стимулирования, которые бы минимизировали финансовую нагрузку для предприятий уже сейчас,  например  - льготное кредитование экологических программ.

Последнее время в мире наблюдается тенденция создания различного рода «зеленых» или экологических  банков (или фондов). Цели их создании и принципы работы, источники формирования активов банков могут отличаться, но, тем не менее, инициаторы создания таких банков видят в них удобный  как для государства, так и  для частных лиц механизм получения  финансовой помощи на специальные экологические  проекты.

Так, к примеру, в Великобритании с 2010 года начался процесс создания  банка, ориентированного на привлечение инвестиций в экологическую инфраструктуру - Банка зеленых инвестиций или UK Green Investment Bank.  Для создания банка правительство приняло решения взять деньги из государственного бюджета.  Цель создания этого банка - стимулирования частных инвестиций в экологические проекты государства.

Главной целью создания Государственного экологического банка в Украине  может  быть кредитование по льготным условиям проектов модернизации предприятий, направленных на улучшение экологической ситуации в Украине.

Рис. 9

Внедрение такого инструмента  как Государственный экологический банк  в Украине могло бы способствовать созданию правовых и экономических механизмов, которые помогли бы предприятиям ускорить процесс экологической модернизации. При наличии достаточного объема начальных капиталовложений, такой банк мог бы способствовать выполнению показателей снижения выбросов загрязняющих веществ и других задач политики сбалансированного природопользования.

Информация о работе Проблема сбалансированного природопользования