Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 21:25, курсовая работа
Одним из важнейших элементов разработки комплексных прогнозов является оценка показателей динамики и структуры доходов населения. Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.
Введение 3
1. Измерение неравенства в распределении доходов 5
1.1. Доход населения: понятие, виды, структура и показатели 5
1.2.Неравенство доходов: его причины и показатели 11
2. Социальная политика государства 16
3.Проблема справедливого распределения доходов в России 21
Заключение 27
В силу социально-политической значимости получаемых на основе коэффициента оценок, он активно рассчитывается, дискутируется и используется для разного уровня выводов. Одна из наиболее активных сфер использования – сравнительный межстрановой и временной анализ. Например, коэффициент Джинни для России в 1991 году был равен 0,24, в 2008 году 0,42, в 2012 году также 0,42. В так называемых "образцовых" европейских и особенно североевропейских странах этот коэффициент находится в диапазоне от 0,2 до 0,3.
Можно назвать множество причин и факторов неравенства доходов.
Во-первых, от рождения
люди наделены различными
Во-вторых, различия во владении собственностью, особенно доставшейся по наследству. Люди не могут выбирать, в какой семье им родиться – потомственных миллионеров или простых рабочих. Следовательно, одна из разновидностей потока доходов, т. е. доход от собственности, будет существенно различаться у названных субъектов.
В-третьих, различия в
образовательном уровне. Сама эта
причина во многом зависит
от первых двух названных. Ребенок,
родившийся в богатой семье, имеет
больше шансов получить
В-четвертых, даже при
равенстве возможностей и
В-пятых, есть такая
группа причин, которая связана
просто с везением, случаем, неожиданным
выигрышем и т. п. В условиях
неопределенности, характерной для
рыночной экономики, эта группа
причин может объяснить многие
случаи неравенства в
Кроме того, дифференциация доходов происходит в зависимости от территориальных и отраслевых признаков.
Так региональные особенности играют значимую роль для крупных по территории и неравномерно заселенных стран, а также государств с мультикультурным населением. Россия относится именно к таким странам. Применительно к регионам России можно выделить основные оси пространственных различий:
-центро-периферийное неравенство: в России оно сильнее всего выражено в различиях доходов жителей крупнейших городов и сельской местности, а также в разной скорости процессов социальной модернизации;
-исторически сложившиеся различия «запад - восток» - между более освоенными и плотно заселенными регионами Европейской части и восточными регионами нового освоения с худшими условиями жизни;
-различия в урбанизированности по оси «север - юг», наиболее заметные в доступности социальных услуг и благоустройстве жилья, хотя в последние годы неравенство стало сокращаться;
-сформировавшиеся в переходный период различия между «открытыми», включенными в глобальную экономику, и «закрытыми» регионами;
-этно-культурные различия, влияющие на образ жизни населения и особенности социальной модернизации. [4]
Внутриотраслевая дифференциация вытекает из применения разных ставок оплаты на предприятиях одной отрасли.
Межотраслевая дифференциация складывается, прежде всего, под влиянием особенностей трудового процесса в отдельных отраслях, а также под влиянием роли и значения различных отраслей в техническом прогрессе и развитии всего народного хозяйства.
На смягчение неравенства в распределении доходов направлена социальная политика государства, основной задачей которой является адресная (т. е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства. Решение этой задачи предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов для жизнедеятельности человека или достижения определенного уровня жизни.
Целью социальной политики является повышение качества жизни населения, обеспечение приоритета социальных критериев создания и расширения производства, укрепление трудовой мотивации, обеспечение занятости, обеспечение благосостояния и социальной справедливости, полная реализация личных свобод и прав граждан, регулирование доходов, смягчение социальной напряженности.
Уровни социальной политики: микроуровень - социальная политика фирм, корпораций, организаций; макроуровень - социальная политика страны и ее регионов; интеруровень - межгосударственная социальная политика. [3]
Функции социальной политики: содействие развитию отношений справедливости в обществе; создание системы социальной защиты; создание условий для роста благосостояния; проведение политики доходов.
В структуре социальной политики выделяют: политику регулирования доходов населения; политику социальных гарантий; политику обеспечения занятости; политику социальной защиты.
Уровень жизни определяется как обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, духовными благами и степенью удовлетворения потребностей людей в этих благах. Набор необходимых для жизнедеятельности благ включает условия труда, образования, здравоохранения, жилья и т. п. Уровень жизни рассматривается как на макроуровне (для населения страны в целом), так и на дифференцированном микроуровне (для отдельных групп населения).
Показатели уровня жизни:
-количественные: потребление основных продуктов питания; обеспеченность промышленными товарами в расчете на 10 семей; структура потребления; продолжительность рабочего и свободного времени и его структура; величина реальных доходов; развитие социальной сферы.
-обобщающие: общий объем потребляемых благ; распределение населения по показателям и уровню доходов (характеризуют отдельные стороны жизни: калорийность, биологическую ценность рациона питания). [10]
Политика социальных гарантий - совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума условий, достаточных для жизнедеятельности членов общества.
Социальные гарантии - это комплекс социально-экономических и правовых условий, обеспечивающих право членов общества в производстве, распределении, потреблении. Основными элементами системы социальных гарантий выступают: меры по формированию, поддержке, развитию и реализации способностей человека, меры регулирования источников и величины доходов; обеспечение равного доступа к рынкам товаров и услуг; соблюдение обоснованных нормативов использования социальных фондов.
Главной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты, под которыми понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.
Прожиточный минимум - стоимость минимального количества благ и жизненных средств для поддержания жизнедеятельности человека. Прожиточный минимум выступает как ориентир при определении минимальной заработной платы, пособий; фактор стимулирования труда; критерий «порога бедности»; социальная защита; фактор потребления общественных фондов (пенсии, стипендии, различные пособия). [3]
Прожиточный минимум рассчитывается исходя из потребительской корзинки, представляющей набор продовольственных и непродовольственных товаров, а также платных услуг, необходимых для удовлетворения нормальных потребностей среднестатистической семьи, обеспечивающий поддержание минимально приемлемого уровня жизни.
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социальных потребностей.
Социальный минимум включает минимальные нормы удовлетворения физических потребностей и затраты на минимум духовных и социальных запросов.
Физиологический минимум рассчитывается на удовлетворение только главных потребностей и оплату услуг для относительно короткого периода времени без потребления одежды, обуви и других промышленных товаров.
Минимальная заработная плата - социально-экономический норматив, определяющий минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить простое воспроизводство его рабочей силы.
Важную роль при многообразии форм собственности и хозяйствования должны играть социальные гарантии основных прав человека в сфере труда - политика обеспечения занятости. Экономика требует наряду с целевой поддержкой социально незащищенных групп населения государственных гарантий в определенных областях и в определенном объеме для всего или большинства населения страны. Нормы трудового законодательства (прием и увольнение, продолжительность рабочей недели, порядок предоставления и размер отпусков, регулирование трудовых споров и конфликтов) должны распространяться на всех наемных работников независимо от форм собственности и хозяйствования предприятий и организаций.
Государство проводит политику социальной защиты населения. Политика социальной защиты – система принципов, норм и мер, используемых государством для создания и регулирования социально-экономических условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.
Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, инвалидность, последствия возраста, смерть кормильца и т.п.).
Для проведения политики социальной защиты создается и развивается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнеобеспечения тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам. Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах выплачиваются разного рода пособия (по безработице; по уходу за ребенком и т.п.), пенсии (трудовые, социальные и др.), субсидии (в связи с оплатой жилья) и т.д. А в натуральной форме социальная защита может реализоваться в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов и приютов и т.п.
Существует несколько основных форм социальной защиты населения.
Социальная помощь, осуществляемая как в денежной, так и в натуральной форме производится на условиях безвозмездности или льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастроф и т.п.).
Социальное страхование - система предоставления финансовой помощи за счет взносов (обязательных или добровольных) при соблюдении зависимости объемов социальной услуги от размеров сделанных взносов. Притом эта система может быть как государственной, так и частной.
Социальное попечительство - метод социальной защиты, при котором помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с выявившейся объективной потребностью (например, в случае, когда дети остались без родителей). [3]
Социальная поддержка - способ социальной защиты граждан, чьи доходы казались ниже установленного прожиточного минимума.
Социальное обслуживание - система социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальном положении и неспособных к самообслуживанию. В такой ситуации используются и методы оказания социально-медицинских услуг на дому, и социально-бытовые услуги, и услуги реабилитационного характера.
Россия традиционно относится к типу государств с сильной ролью государства в социальной сфере. Если не говорить о более низком материальном и институциональном уровнях, то система социальных гарантий и социальной защиты населения, сложившаяся в России к началу экономических преобразований, в целом соответствовала принципам социального рыночного хозяйства.
Динамика доходов и система их распределения является важным фактором, влияющим на социальную ориентацию экономического развития страны. Переход от государственной системы формирования доходов населения и государственной системы социального обеспечения всего населения к рыночным принципам вызвал серьезные изменения во всей системе доходов, породил ряд неблагоприятных тенденций в ней:
1) в источниках доходов сократилась доля доходов и роль заработной платы, выросла доля доходов от собственности, но более всего – скрытых доходов;
2) увеличилось неравенство населения по доходам на душу населения;
3) усилилась дифференциация населения по расходам.
Таким образом, в России в результате преобразований сформировались резко различающиеся группы населения по уровню доходов, уровню и характеру потребления благ. Это противоречит общемировым прогрессивным тенденциям к сглаживанию чрезмерного социального неравенства.
Информация о работе Проблема справедливого распределения доходов в России