Проблема стабильности рыночного равновесия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей установления рыночного равновесия и проблемы его стабильности. Актуальна эта проблема потому, что цена равновесия выступает главным координатором на рынке, поэтому важно знать все особенности ее достижения и поддержания
В данной работе подробно рассмотрены понятие и функции рыночного равновесия, основные подходы к анализу его установления, равновесие в различных периодах (мгновенный, короткий и длительный) рыночных отношений, понятие единственности и стабильности равновесия и ее поддержание, а также какими методами государство воздействует на рыночное равновесие.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I .Понятие рыночного равновесия ……………………………………….4
1.1.Равновесная цена и ее функции.………………………………………….4
1.2.Равновесие по Вальрасу.…………………………………………………..7
1.3.Равновесие по Маршаллу…………………………………………………9
Глава II. Сравнительная статика рынка………………………………………11
2.1.Метод сравнительной статики рыночного равновесия………………...11
2.2.Равновесие в мгновенном периоде……………………………………...12
2.3.Равновесие в коротком периоде…………………………………………14
2.4.Равновесие в длительном периоде………………………………………15
Глава III.Проблемы устойчивости равновесия………………………………..18
3.1.Единственность равновесия……………………………………………..18
3.2.Неединственность равновесия…………………………………………..19
3.3.Стабильность равновесия………………………………………………..21
3.4.Динамическая (паутинообразная) модель рыночного равновесия……24
3.5.Государственное регулирование равновесия. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие………………………26
Заключение…………………………….…………………………………………32
Библиографический список использованной литературы……..…………...34

Файлы: 1 файл

Курсова Фасахова Л.М..doc

— 1.50 Мб (Скачать файл)

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: ПРОБЛЕМА СТАБИЛЬНОСТИ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Выполнила: студентка гр.613

Фасахова Л.М.

Научный руководитель:

Д.э.н., профессор Сафиуллин  Н.З.

.

 

 

 

Казань- 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 Глава I .Понятие рыночного равновесия ……………………………………….4

     1.1.Равновесная цена и ее функции.………………………………………….4

    1.2.Равновесие по Вальрасу.…………………………………………………..7

     1.3.Равновесие по Маршаллу…………………………………………………9

Глава II. Сравнительная статика рынка………………………………………11

     2.1.Метод сравнительной  статики рыночного равновесия………………...11

     2.2.Равновесие в мгновенном периоде……………………………………...12

     2.3.Равновесие в коротком периоде…………………………………………14

     2.4.Равновесие в длительном периоде………………………………………15

Глава III.Проблемы устойчивости равновесия………………………………..18

     3.1.Единственность  равновесия……………………………………………..18

     3.2.Неединственность равновесия…………………………………………..19

     3.3.Стабильность  равновесия………………………………………………..21

     3.4.Динамическая (паутинообразная) модель рыночного  равновесия……24

     3.5.Государственное регулирование равновесия. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие………………………26

Заключение…………………………….…………………………………………32

Библиографический список использованной литературы……..…………...34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Как известно, любая система стремится к достижению равновесного состояния и его сохранению. Это характерно и для микроэкономических систем. Однако, поскольку их функционирование обеспечивается посредством деятельности людей, наделенных волей, сознанием и разнонаправленными интересами, равновесие не достигается стихийно и имеет специфические законы и условия.

     На рынке сталкиваются интересы покупателей и продавцов. Покупатели олицетворяют спрос. При покупке данного количества товара они готовы заплатить максимальную цену, т.е. цену спроса. Продавцы готовы предложить количество товара, на который предъявлен спрос, по минимальной цене, т.е. по цене предложения. В условиях рынка покупатели и продавцы ведут себя рационально, т.е. извлекают выгоду в процессе купли-продажи товаров. В результате добровольного соглашения покупателей и продавцов на рынке устанавливается единая равновесная цена, которая устраивает и покупателей и продавцов.

     Целью данной курсовой работы  является изучение особенностей  установления рыночного равновесия  и проблемы его стабильности. Актуальна эта проблема потому, что цена равновесия выступает главным координатором на рынке, поэтому важно знать все особенности ее достижения и поддержания

     В данной работе подробно рассмотрены понятие и функции рыночного равновесия, основные подходы к анализу его установления, равновесие в различных периодах (мгновенный, короткий и длительный) рыночных отношений, понятие единственности и стабильности равновесия и ее поддержание, а также какими методами государство воздействует на рыночное равновесие.

 

 

 

ГлаваI. Понятие рыночного равновесия.

1.1.Равновесная цена  и ее функции.

     Равновесие на рынке достигается с одной стороны, желанием продавцов продать товар, с другой – желанием покупателей приобрести его, т.е. взаимодействием предложения и спроса, т.к. реальная купля-продажа товара возможна только при этих  условиях. Рассмотрим эту ситуацию более подробно.

     Совместим линии спроса и предложения на одном графике (рис. 1.1.)

     Линия DD – графическое изображение функции спроса от цены, линия SS – функции предложения от цены. Координаторами точки E являются PE и QE. Цена PE, при которой объем спроса равен объему предложения, называется равновесной ценой. Количество товара QE, реализуемое на рынке по равновесной цене, называется равновесным количеством товара, т.е. QE = QD = QS, при P = PE.

 

Рис.1.1. Рыночное равновесие

 

     В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Однако это не долговечно. Как только изменяются уравновешивающие его факторы, нарушается и состояние равновесия между спросом и предложением. При любой более высокой цене поставщики хотят продавать большее количество продукта, чем потребители готовы купить. В результате возникает излишек предложения. При любой более низкой цене потребители хотят купить большее количество продукта, чем согласны продать производители, о чем свидетельствует возникающий дефицит.

     Расхождение между спросом и предложением порождает изменение цены, в результате чего эти две противоположности согласуются ( рис 1.2.)

 

Рис.1.2. Влияние изменения  цены на объем спроса и предложения

 

     Рассмотрим два случая.

  1. Пусть реальная рыночная цена будет выше равновесной: P1>PE. При

такой цене объем  спроса составит QD1, а объем предложения – QS1. В этом случае производители предпочтут несколько снизить цену, чем поддерживать выпуск продукции в объеме, существенно превышающем объем спроса. Следовательно, избыток предложения (QS1 – QD1) будет снижать цену Р.

  1. Если реальная цена будет ниже равновесной ( Р2< PE), тогда объем

спроса QD2 окажется выше объема предложения QS2 и товар станет дефицитным. Некоторые покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избыток спроса (QD2 – QS2) будет увеличивать цену Р. Этот процесс продолжаться, как мы уже говорили, до тех пор, пока цена не установится на равновесном уровне, при котором объем спроса и предложения равны. Итак, избыток предложения действует на изменение цены, а его дефицит вызывает ее повышение.1

     Таким образом, рыночное равновесие является примером устойчивого равновесия. Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цены на уровне, когда решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. Если бы эти конкурентные цены автоматически не согласовывали решения о предложении и спросе, понадобилась бы какая-то форма административного контроля со стороны правительства, чтобы устранять и регулировать нехватки или избытки, которые в противном случае могли бы возникнуть.

     Кроме того, цена выполняет распределительную функцию. В отраслях с избыточным спросом фирмы имеют возможность оценивать свои товары выше издержек, необходимых для их производства. Получаемые прибыли стимулируют приток дополнительных ресурсов в эти отрасли. И наоборот, убытки, понесенные отраслями с избыточным предложением, приводят к оттоку ресурсов из этих отраслей.

 

Рис.1.3. Линия торговли

 

     При отклонении цены от равновесного  состояния будет меняться реальный рыночный объем продаж (рис.1.3.). Его максимальное значение соответствует ситуации равновесия. При отклонении как в сторону увеличения цены, так и в сторону уменьшения торговля на рынке будет ограничена поведением либо покупателей, либо продавцов. При рыночной  цене  выше равновесной количество обращающегося на рынке товара находится на кривой спроса, а при цене ниже равновесной – на кривой предложения. В соответствии с этим отрезок кривой спроса АЕ и отрезок кривой ВЕ называют линией торговли.

     Таким образом, взаимодействие спроса и предложения происходит в форме борьбы цены спроса и цены предложения. Очевидно, что продажные (фактические рыночные) цены не всегда совпадают с равновесными, т.е. рынок далеко не всегда находится в состоянии равновесия.

     Однако рынок тяготеет к состоянию  равновесия. Или иначе, состояние  рыночного равновесия имеет тенденцию  к устойчивости. Чтобы обосновать это утверждение, посмотрим, что происходит в случае нарушения рыночного равновесия. Существует два основных подхода к анализу установления рыночного равновесия: Л.Вальраса и А.Маршалла Разберем их более подробно.

 

 

1.2.Равновесие по Л.Вальрасу.

     Объяснение установления равновесия за счет колебания цен, в ходе которого их повышение или понижение приводит рынок в состояние равновесия, принадлежит швейцарскому экономисту Л. Вальрасу (1834-1910). Рассмотрим этот случай.

    Допустим, что в результате действия каких-то рыночных сил цена отклонилась от равновесного уровня Po и выросла до уровня P1. Рис. 1.4. наглядно демонстрирует, что объем предложения (Q1S) в этом случае превышает объем спроса (Q1D). Возникшая ситуация означает наличие избытка товара, т.е. при сложившемся уровне цен часть продавцов не сможет продать товар.                                                                                                      

     Наиболее действенным способом выхода из нее для продавцов будет снижение цены, что увеличит количество продаж, поскольку по уменьшившейся цене покупатели предъявят больший объем спроса. Понятно, что процесс снижения цен и параллельного роста продаж будет идти до точки равновесия О, когда продавцы смогут реализовать весь предлагаемый товар и у них исчезнет стимул к дальнейшему снижению цен.

 

Рис.1.4. Установление равновесной  цены по Вальрасу

     Противоположная ситуация, т.е. снижение цены ниже равновесной P0 до P2, характеризуется превышением объема спроса (Q2D) над предложением (Q2S), или дефицитом товара. Понятно, что при свободном ценообразовании, когда по более низкой цене всем потребителям товара не хватит, продавцы воспользуются ситуацией и будут его предлагать по цене более высокой. Это уменьшит спрос и сократит дефицит. Так будет продолжатся до достижения точки равновесия, в которой спрос и предложение совпадут.2

     Иначе говоря, оба возможных варианта отклонения цены от равновесной являются неустойчивыми. При этом в самой рыночной ситуации возникают внутренние силы, стремящиеся вернуть его в состояние равновесия.

 

 

1.3.Равновесие по А.Маршаллу.

     Иной подход к объяснению механизма установления рыночного равновесия использовал великий английский экономист А. Маршалл (1842-1924), который считал, что реагируя на нарушения рыночного равновесия, продавцы маневрируют не ценами, а объемом предложения (рис.1.5). логика его рассуждений такова. При любом объеме производства ниже равновесного (например, при QA) цена  предложения меньше цены спроса (PAS<PAD). Это весьма выгодно для продавцов: выставив свои товары на продажу по цене PAD, они легко продадут их ( спрос готов поглотить по этой цене именно количество QA), получив огромную прибыль. Столь выгодная ситуация заставит фирмы наращивать производство и, вероятно, привлечет на данный рынок производителей других отраслей. Предложение будет расти, а цены понемногу падать, пока не дойдут до равновесного уровня.

     Аналогичным образом, когда реальный объем производства (QB) превысит равновесный уровень, цена предложения будет выше цены спроса (PBS>PBD). Как и всегда в рыночной, спросоограниченной экономике реально это будет означать, что продать товары удастся лишь по цене спроса PBD, т.е. ниже себестоимости. Очевидно, что желающих производить товары на таких условиях окажется немного. Предложение будет падать, пока не достигнет равновесного уровня. Цена при этом постепенно поднимется до равновесной.3

     Оба подхода к равновесию отражают рыночные реалии, причем действие каждого из них явственнее проявляется во вполне определенном временном интервале. Так, колебания цен (механизм Вальраса) способствует установлению равновесия в коротком периоде. Ведь, когда товары уже произведены в определенном количестве, приспособить объем предложения к размерам спроса можно лишь изменением цен. Другими словами, размеры производства здесь заданы, а переменными оказываются цены.

      Изменения объема предложения (механизм А. Маршалла),напротив, выступают на первый план в длительном периоде. Ведь в длительном периоде можно построить производственные мощности для удовлетворения любого объема спроса.


 

 

 

 

 

 

 

 

    

    

    Главное, чтобы это принесло прибыль. А при таких условиях именно цена становится главным ориентиром. В зависимости от того, насколько она привлекательна, производство либо наращивают, либо сокращают. Иначе, цена выступает как заданная, а предложение товаров – как переменная величина.

 

 

 

ГлаваII. Сравнительная статика рынка.

2.1.Метод сравнительной статики рыночного равновесия.

     В  статических моделях фактор времени  явно не учитывается. Они представляют собой как бы мгновенные «фотоснимки» динамических процессов. Сравнение таких мгновенных состояний называют методом сравнительной статики. При этом обычно сравниваются различные равновесные состояния рынка, тогда как сам процесс перехода от одного состояния к другому остается как бы «за кадром».

    Хотя многие явления не могут моделироваться без учета динамических аспектов, тем не менее относительно более простой аналитический инструментарий сравнительной статики вполне пригоден для описания и исследования многих реальных экономических процессов.

     Метод сравнительной статики можно проиллюстрировать анализом сдвига равновесия. Такой сдвиг показан на рис.2.1, где линии спроса и предложения имеют «нормальный» (соответственно положительный и отрицательный) наклон. На рис.2.1,а сдвиг линии спроса приводит к росту равновесной цены с P1 до P2 при одновременном увеличении равновесных объемов с Q1 до Q2. На рис.2.1,б сдвиг линии предложения влево ведет к повышению равновесной цены при одновременном сокращении равновесного объема. Комбинируя обе части рисунка, мы можем рассмотреть различные варианты сдвига линий спроса и предложения.

Информация о работе Проблема стабильности рыночного равновесия