Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 13:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей установления рыночного равновесия и проблемы его стабильности. Актуальна эта проблема потому, что цена равновесия выступает главным координатором на рынке, поэтому важно знать все особенности ее достижения и поддержания
В данной работе подробно рассмотрены понятие и функции рыночного равновесия, основные подходы к анализу его установления, равновесие в различных периодах (мгновенный, короткий и длительный) рыночных отношений, понятие единственности и стабильности равновесия и ее поддержание, а также какими методами государство воздействует на рыночное равновесие.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I .Понятие рыночного равновесия ……………………………………….4
1.1.Равновесная цена и ее функции.………………………………………….4
1.2.Равновесие по Вальрасу.…………………………………………………..7
1.3.Равновесие по Маршаллу…………………………………………………9
Глава II. Сравнительная статика рынка………………………………………11
2.1.Метод сравнительной статики рыночного равновесия………………...11
2.2.Равновесие в мгновенном периоде……………………………………...12
2.3.Равновесие в коротком периоде…………………………………………14
2.4.Равновесие в длительном периоде………………………………………15
Глава III.Проблемы устойчивости равновесия………………………………..18
3.1.Единственность равновесия……………………………………………..18
3.2.Неединственность равновесия…………………………………………..19
3.3.Стабильность равновесия………………………………………………..21
3.4.Динамическая (паутинообразная) модель рыночного равновесия……24
3.5.Государственное регулирование равновесия. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие………………………26
Заключение…………………………….…………………………………………32
Библиографический список использованной литературы……..…………...34
QD = f (Pt);
QS = f (Pt-1),
где t — определенный период времени (t=0,1,2,…T). Это значит, что производители определяют и период t-1 объем предложения следующего периода t предполагая, что цены сохранятся на прежнем уровне.
В течение определенного времени на рынке существует равновесие при сочетании P0, Q0. В периоде t1 вследствие роста доходов потребителей отраслевой спрос увеличился и кривая отраслевого спроса сместилась вправо ( D0 – D1). Рассмотрим, как изменится цена в этом случае. Поскольку предложение сохраняется на прежнем уровне, то цена в периоде t1 поднимется до P1. По этой цене производители определят свой объем предложения в периоде t2. Кривая отраслевого предложения S указывает на то, что будет предложено Q2 единиц. Кривая возросшего отраслевого спроса D1 показывает, какое количество покупатели согласны взять при условии, что цена снизится до P2 . Если производители не хотят увеличивать запасы готовой продукции, то они согласятся на эту цену, но в периоде t3 предложат на рынке только Q3 единиц. Кривая отраслевого спроса D1 указывает на то, что Q3 можно продать по цене P3, поэтому в периоде t4 объем предложения составит Q4 единиц, и т.д. При цене больше P2 и меньше P3 в отрасли установится новое равновесие и будет сохраняться до тех пор, пока не произойдет очередной сдвиг кривых отраслевого спроса и предложения.
На рис. 3.5 показано, что система стремится к положению равновесия, т. е. равновесие является устойчивым. Однако не всегда дело будет обстоять именно так. На рис. 3.5,а линия предложения (S) круче линии спроса (D). Рассмотрим теперь случаи, когда линия спроса круче линии предложения (рис. 3.5.,б) и когда углы наклона линий спроса и предложения равны (рис. 3.6.).
Анализ этих рисунков позволяет сделать следующие выводы:
Рис.3.5.Динамическая модель устойчивого (а) и неустойчивого (б) равновесия
Рис.3.6. Динамическая модель равновесия с равномерными колебаниями цен.
3) цена совершает регулярные колебания вокруг положения равновесия, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.10
Паутинообразная модель является хорошей иллюстрацией динамического подхода к проблеме устойчивости рыночного равновесия, позволяя понять некоторые особенности этого механизма.
3.5.Государственное регулирование равновесия. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.
Основными инструментами государственного регулирования рыночного равновесия являются:
Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рыночного равновесия считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.
Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на примере введения акцизного налога. Условно возьмем два варианта:
Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую еденицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1D, а линия предложения S1S1. Равновесная цена составляла P1, равновесный объем продаж – Q1(рис.3.5).
В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т руб. Линия предложения займет положение S1S1. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, цена для покупателей повысится с P до P+. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника P+ABP-. Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавца равен площади прямоугольника P1CBP-, а взнос покупателей – P+ACP1.
Рис. 3.7. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами.
Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т руб. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (3.8). Новый объем продаж Q2, цены P+ и P будут аналогичными, что и в варианте, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступают непосредственным плательщик налога – продавцы или покупатели.
Из рис.3.8 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупатели остаются теми же, что и при уплаты налога продавцами
Распределении
налогового бремени между
Рис.3.8. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его покупателями
налогового бремени ложится на продавцов и меньшая – на покупателей.
Рис.3.9. . Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения
Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.
Дотация – это отрицательный налог, или «налог наоборот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу бала. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители. Предположим, что линия предложения вначале занимали положение соответственно D1D1 и S1S1. Равновесный объем продаж был равен Q1, а равновесная цена – P1(рис.3.10)11
Допустим,
что введена дотация из
Рис.3.10. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации
Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.
Аналогичным
результат будет и в случае,
когда дотацию получают
Менее
эффективным средством
Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:
Максимально верхняя граница цены (так называемая «социально низкая цена») – это цена ниже границы равновесия. Она устанавливается с целю защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.
Установление
верхнего предела цена
Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела («пола») цен, т.е. цен выше равновесного уровня.
Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например, сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле.
Заключение
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением.
Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой или рыночным равновесием. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Необходимо поддерживать ее стабильность. Стабильность равновесия – это способность рынка, выведенного из равновесного состояния, вновь возвратится к нему под воздействием только внутренних сил. В том случае, когда равновесие имеет свойство стабильности, дополнительное регулирование рынка не обязательно, в противном случае регулирование рынка необходимо. Если линии спроса и предложения имеют нормальный (соответственно положительный и отрицательный) наклон, то равновесие стабильно. Существует два основных подхода к анализу установления рыночного равновесия: Л. Вальраса и А. Маршалла.
При исследовании стабильности рыночного равновесия используется метод динамического анализа. Динамические модели рынка строятся на основе процессов, происходящих во времени. Устойчивость рыночного равновесия объясняется при помощи простейшей динамической модели, названной паутинообразной.
Если
рынок приобретает характер
Обобщив данную работу можно сказать, что рыночное равновесие не всегда стабильно. Вместе с тем, рыночные цены всегда стремятся к равновесному состоянию, так как именно эти цены несут информацию о том, при какой цене уравновешиваются спрос и предложение. Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров.
Библиографический список исользованной литературы
I. Монографии и сборники:
Информация о работе Проблема стабильности рыночного равновесия