Проблема выбора в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Тема работы интересна тем, что она актуальна всегда. Люди всегда будут стараться использовать свой капитал так, чтобы получить от него как можно больше выгоды, и весь интерес в том, что путей увеличения этой самой выгоды достаточно много. Экономика, как наука, стремится создать модель, при которой можно будет получать максимальную выгоду. Однако данной цели добиться можно не всегда, так как выбор порой бесконечен.
В данный момент необходимые для хозяйственной деятельности экономические ресурсы ограничены, что ставит объективную границу возможностям производства различных благ и услуг.

Содержание работы

Введение 3
1. Потребности и экономические ресурсы общества 5
2. Проблема выбора в экономике и кривая производственных
возможностей 9
3. Альтернативные издержки и экономический рост 15
4. Примеры проблемы постоянного выбора в экономике 20
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ1.docx

— 206.45 Кб (Скачать файл)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА БАНКОВСКОЙ И ФИНАНСОВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

Проблема выбора в экономике

Курсовая работа

 

 

 

Студента I курса

отделения «Финансы и Кредит»

Кораблина Артема Сергеевича

Научный руководитель

старший преподаватель

 Косенко З.Г.

 

 

 

Минск, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                   3

1. Потребности и экономические ресурсы общества                                           5

2. Проблема выбора в экономике и кривая производственных  
возможностей                                                                                                           9

3. Альтернативные издержки и экономический рост                                        15

4. Примеры проблемы постоянного  выбора в экономике                                20

Заключение                                                                                                             24

Список литературы                                                                                                26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема работы интересна тем, что она актуальна всегда. Люди всегда будут стараться использовать свой капитал так, чтобы получить от него как можно больше выгоды,  и весь интерес в том, что путей увеличения этой самой выгоды достаточно много. Экономика, как наука, стремится создать модель, при которой можно будет получать максимальную выгоду. Однако данной цели добиться можно не всегда, так как выбор порой бесконечен.

В данный момент необходимые для хозяйственной деятельности экономические ресурсы ограничены, что ставит объективную границу возможностям производства различных благ и услуг. Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ, а блага, в свою очередь, требуют все большего количества ресурсов для их производства. Понятно, что при постоянном увеличении населения земли, блага и ресурсы будут ограничиваться, их не будет хватать для удовлетворения всех потребностей, и, следовательно, более острой станет проблема постоянного выбора.

В реальной жизни человечество использует далеко не все имеющиеся  ресурсы. Иногда ранее используемые ресурсы могут превратиться в  «лишние» и ненужные. Например, избыток  рабочей силы в периоды экономического спада производства. Но это не отменяет того факта, что на данный момент имеется  определенное количество экономических  ресурсов и не больше.

Определением проблемы выбора в экономике также является постановка и решение следующих экономических вопросов: «что производить?», «как производить?», «для кого производить?». Это также является постоянной проблемой для производителей.

Цель этой работы состоит  в том, чтобы по возможности наиболее полно раскрыть темы и проблемы, связанные с безграничностью потребностей, ограниченностью ресурсов и необходимостью постоянного выбора.

Задачи работы состоят  в следующем:

  1. изучить виды экономических потребностей и благ;
  2. изучить виды экономических ресурсов;
  3. разобраться в сущности проблемы выбора в экономике.

Предметом исследования является ограниченность ресурсов и безграничность потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОТРЕБНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА

Каждый день люди сталкиваются с проблемой выбора, поскольку  экономические желания превышают  экономические возможности. Это  связанно с тем, что ресурсы потребителей ограничены, чаще всего доходом, и  желания в полной мере не насыщаемы. Таким образом, в интересах потребителя выбирать только те товары, которые обеспечивают максимальную полезность.

Потребность – это желание потребителей приобрести и использовать услуги и товары, доставляющие им удовольствие или удовлетворение. Товары и услуги, в которых испытывают потребность люди, исчисляются миллионами, и их круг непрерывно расширяется. Приобретая определённый товар (мебель, одежду, автомобиль и т. д.) человек переходит к следующему продукту производства более высокого порядка. Эта закономерность называется «законом возвышения потребностей». Однако стоит помнить, что закон возвышения потребностей проявляется как объективный лишь по отношению к общественной системе потребностей, в том числе к совокупности личных потребностей всех членов общества, но не каждого отдельного его члена.

Классификация потребностей характеризуется большим разнообразием.

В марксистской теории обычно выделяют три группы потребностей: материальные, духовные, социальные.

На первом плане всегда стоит удовлетворение материальных потребностей – в пище, одежде, жилье. Материальные потребности могут удовлетворяться как товарами, так и услугами, например, ремонт автомобиля, консультация врача.

Духовные потребности удовлетворяются, например, искусством, получением образования, нравственным совершенствованием. В широком смысле к духовной пище относятся все виды информации, которые получает человек.

По мере развития общества растут возможности расширения и  удовлетворения социальных потребностей – потребностей, связанных с участием в различных формах общественной и коллективной деятельности. Они могут быть и материальными и духовными, но главное в них то, что они имеют общественный характер и обусловлены необходимостью многих людей жить и сотрудничать вместе.

В западной литературе наибольшее распространение получила теория американского  экономиста А. Маслоу, согласно которой  все потребности располагаются  в восходящем порядке от "низших" материальных до "высших" духовных:

1) физиологические потребности (еда, одежда и т. д.);

2) потребность в безопасности (жилье, защита от боли, страха и т. д.);

3) социальные потребности (любовь, общение, дружба и т. д.);

4) потребность в уважении (самоуважение, достижение цели, признание);

5) потребность в самовыражении (саморазвитие, реализация способностей и т. д.).

Согласно А. Маслоу, первые три группы потребностей относятся к низшему порядку, две последние – к высшему. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка [1].

Экономические ресурсы – это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг. Особенностью всех ресурсов является то, что они редки или имеются в ограниченном количестве.  
В каждый данный момент необходимые для хозяйственной деятельности ресурсы ограничены. Ограничены имеющиеся в распоряжении средства производства, информация и даже время. Ограниченность означает, что общество может предложить меньше ресурсов, чем хотели бы иметь  
люди [2, с. 76].

В реальной жизни человечество использует далеко не все имеющиеся  ресурсы. Иногда ранее использовавшиеся ресурсы могут превратиться в "лишние" и ненужные. Например, избыток рабочей  силы в периоды экономического спада  производства. Но это не отменяет того факта, что на данный момент времени  имеется столько-то экономических  ресурсов и не больше. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию.

В экономической теории различают  абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов; относительная – для материальных, финансовых, информационных ресурсов.

Так как человек не может  удовлетворить все свои потребности  имеющимися в наличии ресурсами  – ему приходится выбирать, какие потребности удовлетворить первыми.

Желания потребителей включают поразительно широкий спектр продуктов: жилые дома, автомобили, зубную пасту, пиццу, свитеры и т. п. Бесчисленное множество продуктов, которые мы иногда подразделяем на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши (духи, яхты, шубы), способно удовлетворять человеческие потребности. То, что является предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом первой необходимости для другого, а то, что еще несколько лет тому назад считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости [3, с. 8].

Но и услуги также удовлетворяют  наши потребности, как и материальные продукты. Ремонт автомобиля, стрижка  волос и консультация юриста наравне  с товарами удовлетворяют человеческие потребности. Фактически потребитель покупает определённые товары (например, автомобили и стиральные машины) именно ради тех услуг, которые они оказывают. Разница между товарами и услугами зачастую оказывается гораздо меньшей, чем это представляется на первый взгляд.

В своей совокупности материальные потребности безграничны, а это  означает, что такие потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить невозможно. Подтвердить этот вывод можно с помощью простого примера. Предположим, что нас просят перечислить те товары и услуги, которые нам нужны, но которыми мы в данный момент не располагаем. Затратив определенное время на составление перечня неудовлетворенных потребностей, мы поймём, что он окажется весьма внушительным. Но с течением времени потребности умножаются, и мы вынуждены пополнять перечень новыми товарами и услугами. Стремительное появление новых изделий разжигает наши аппетиты, а широкая реклама стремится убедить нас в том, что мы нуждаемся в бесчисленном количестве предметов, которые без этой рекламы нам бы и в голову не пришло покупать.

В общем, можно сказать, что  в каждый данный момент потребители, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворенных материальных потребностей. Некоторые из этих потребностей – пища, одежда, жилье – имеют общее с биологическими потребностями человека. Однако другие возникают под влиянием сложившихся в обществе обычаев и привычек: специфические виды пищи, одежды, жилья. С течением времени потребности изменяются и умножаются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы.

Также подчеркнем, что конечная цель всей экономической деятельности заключается в стремлении удовлетворить эти многообразные материальные потребности.

 

 

2. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА В ЭКОНОМИКЕ И КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Множественность экономических  целей при ограниченности ресурсов ставит проблему выбора.

По Нурееву Р.М., проблема экономического выбора – проблема выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах [4, с. 47].

Хозяйственная деятельность основана на принятии решений экономическими субъектами и представлена процессами производства, распределения, обмена и  потребления. Экономические субъекты – это отдельные индивиды, группы индивидов, общество в целом, организованные соответствующим образом. Основными субъектами в рыночной экономике выступают предприятия, располагающие определенными средствами (такими, например, как: здания и сооружения, оборудование, транспорт, сырье), необходимыми для регулярного осуществления хозяйственной деятельности в сфере производства, товарного оборота или услуг. В роли экономических субъектов выступают также домашние хозяйства, занимающиеся как потреблением, так и осуществлением некоторых видов производственной деятельности.

В процессе хозяйственной  деятельности экономические субъекты используют такие факторы производства, как труд, капитал, землю (природные  ресурсы), предпринимательские способности. Собственники факторов производства взамен поставляемых ими ресурсов получают доходы в виде заработной платы, процента, рентных и арендных платежей, прибыли, дивидендов.

Экономика – это наука, занимающаяся исследованием поведения экономических субъектов при использовании ими ограниченных ресурсов, которые могут быть по-разному применены в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Существенным элементом этого определения является то, что средства, находящиеся в распоряжении как отдельного экономического субъекта, так и всего общества в целом, ограничены. Ограниченность отражает разрыв между общей суммой благ, которые необходимы субъектам для удовлетворения своих разносторонних потребностей, и возможностями их производства. Если бы не существовало ограниченности, то не было бы повода к изучению экономики, и, следовательно, к поиску ответа на вопросы «что производить?», «как производить?», «для кого производить?», чтобы достичь максимальной экономической эффективности.

Другим элементом определения  выступает то, что ограниченные ресурсы  могут быть применены по-разному. Если бы при производстве благ всегда существовал только один метод и  если бы применялись одни и те же средства, тогда проблема выбора не существовала бы. В действительности имеется много различных методов. Один и тот же продукт может быть произведен при помощи разных инструментов, при использовании разного сырья, материалов и т. п. Невозможно одни и те же средства одновременно использовать в разных сферах и достигать разных целей. Каждый экономический субъект, располагающий определенными средствами стремится распределить их так, чтобы получить максимальные экономические эффекты и тем самым как можно лучше реализовать свои цели.

Информация о работе Проблема выбора в экономике