Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:43, курсовая работа
Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей ее решения является не просто важным, но и очень актуальным сейчас вопросом.
Цель: глубже разобраться в проблеме безработицы
Задачи курсовой работы:
· определить ее формы и социально-экономические последствия
· определить пути решения этой проблемы в экономике современных стран
Введение………………………………………………………………………3
1 Безработица как социально-экономическое явление………………..5
Сущность безработицы…………………………………………………5
Формы и причины безработицы ………………………………………7
Социально-экономические последствия безработицы………………11
Рынок труда. Его особенности………………………………………….13
Сравнительный анализ показателей рынка труда в Республике Казахстан за 2008-2010 годы……………………………………………16
Проблемы безработицы в Республике Казахстан в условиях мирового кризиса…………………………………………………………………….20
Государственная политика Республики Казахстан по регулированию безработицы…………………………………………………………………20
Проблемы безработицы в Республике Казахстан и их пути решения…...25
Заключение………..……………………………………………………….......31
Список литературы……………………………………………………………33
1.3 Социально-экономические
последствия безработицы
I. Социальные последствия
Отрицательные:
1. Обострение криминогенной ситуации.
2. Усиление социальной напряженности.
3. Рост количества
физических и душевных
4. Увеличение социальной дифференциации.
5. Снижение трудовой активности.
Положительные:
1. Повышение социальной ценности рабочего места.
2. Увеличение личного свободного времени.
3. Возрастание свободы выбора места работы.
4. Увеличение
социальной значимости и
II. Экономические последствия:
Отрицательные:
1. Обесценивание последствий обучения.
2. Сокращение производства.
3. Затраты на помощь безработным.
4. Утрата квалификации.
5. Снижение жизненного уровня.
6. Недопроизводство национального дохода.
7. Снижение налоговых поступлений
Положительные:
1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.
2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.
3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.
4. Стимулирование
роста интенсивности и
1.4 Рынок труда. Его особенности
Специфика рынка труда во многом определяется того товара, который на нем представлен. Так что же продается и покупается на этом рынке? Ответ как будто очевиден,- конечно же, труд. Но ведь труд есть функция самого работника, затрата его физической и умственной энергии в процессе производства благ. Труд неотделим от такового, он является формой жизнедеятельности личности и постольку не может быть объектом купли-продажи в политически и экономически свободном обществе. А ведь, экономическая, следовательно, и политическая свобода есть важнейшее условие рыночного хозяйства. Свободный человек не может быть продан, постольку не может служить объектом купли-продажи неотделимые от него функции, в том числе и труд. Поэтому на рынке труду продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависят от многих факторов- уровня профессиональной подготовки работника, его квалификации, опыта, добросовестности и других факторов. Купля-продажа услуг выступает в форме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей и некоторых иных. На период найма работадатель покупает право на использование услуг труда продавца, но не сам труд, собственником которого продолжает оставаться наемный работник. Спрос на рынке труда, как и на любом другом рынке ресурсов или факторов производства, является производным и зависит от спроса на ту продукцию, которая будет изготовлена с помощью этого ресурса.
Вышеописанная
специфика самого товара и
формы его купли-продажи на
рынке труда предопределяют
- во-первых, большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя. Если на рынке большинства потребительских товаров контакт продавца и покупателя мимолетен и заканчивается передачей прав собственности прав на объект торговли, то на рынке труда взаимоотношения продавца и покупателя длятся такое количество времени, на которое заключается договор найма работника. Длительность контактов продавца и покупателя является необходимым условием постоянного возобновления операций купли-продажи услуг труда.
- во-вторых, большая роль, которую играют на рынке труда неденежные факторы- сложность и престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии его занятости, и профессионального роста, моральный климат в коллективе и др.
- в-третьих, значительное воздействие, которое оказывают на рынок труда различные институциональные структуры- профессиональные союзы, трудовое законодательство, государственная политика занятости и профессиональной подготовки, союзы предпринимателей и другие. Это связано, прежде всего, с тем, что продавцы трудовых услуг составляют подавляющую часть населения, а работа по найму является источником их благосостояния, определенный уровень которого является условием социального спокойствия в обществе.
Заработная плата образует большую часть доходов потребителей и поэтому оказывает существенное влияние на размер спроса на потребительские товары и на их цены. Под заработной платой в широком смысле слова понимается доход от фактора производства под названием «труд». В узком смысле слова заработная плата рассматривается как ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда за единицу времени в течение определенного времени- часа, дня и т.д.
Тем
не менее, итогом флексибилизац
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЗА 2008-2010 ГОДЫ
В Республике Казахстан проводится выборочное обследование занятости населения. Целью данного обследования является определение тенденций и закономерностей в процессах, происходящих на рынке труда, получение взаимосвязанной информации с последующим распространением итогов на всю численность населения.
Основными индикаторами ситуации на рынке труда являются показатели уровня экономической активности населения, его занятости и безработицы.
А) Экономически активное и занятое население. В условиях мирового кризиса в течение последних лет наблюдается рост экономической активности и занятости населения. По данным выборочного обследования занятости населения численность экономически активного населения за 2007-2009гг. увеличилась на 262,6 тысяч человек (3,09%) и составляет на 1 октября 2009 года 8490,9 тысяч человек. По сравнению с 2008 годом их численность увеличилось на 75 тысяч человек (0,89%). Уровень экономической активности упал с 7,1% до 70,8% ( учитывая ситуацию на мировой арене плюс демографические изменения за 3 года).
Уровень экономической активности у мужчин сложился 76,1% против женщин – 66,7 %. Численность занятого населения в различных странах экономики на данный период составила 7955,2 тысяч человек и по сравнению с 2007 годом увеличилось на 324,1 тысяч человек, с 2008 года – на 98 тысяч. Уровень занятости населения достиг 93,3% против 93% в III квартале 2007 года.
Отраслевая структура занятого населения характеризуется ее перераспределением между секторами экономики. Но чуть меньше половины (46,1%)от всех занятых в III квартале текущего года осуществляли различные виды услуг населению. Пря этом наибольшая их часть была занята торговлей, ремонтом автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 31,2 % от общего числа оказывающих услуг.
В сельском, лесном и рыбном хозяйстве были заняты 2312,4 тыс. человек (29%). На предприятиях промышленности трудилось 939,3 тыс. человек (11,8%), в строительстве – 561 тыс. человек (7,0%).
На рынке труда отличается тенденция стабильного роста числа наемных работников. К началу IV квартала 2009 года наемным трудом были заняты 5266 тыс. человек или 66,2% от всех занятых. По сравнению с 2007 годом их численность увеличилась на 256,7 тыс. человек, с 2008 годом – на 28,8 тысяч.
Среди занятого населения численность самостоятельно занятых в 2009 году 2688,8 тыс. человек. По сравнению с 2007 годом она уменьшилась на 15 тыс., их доля в общей численности занятого населения сократилась с 37% до 338%
Б) Безработное население
Одним из факторов оказывающих влияние на формирование роста труда оказывает безработица. По данным выборочного обследования занятости населения на 1 октября 2009 г. уровень безработицы сложился в виде 6,3% на 0,7 процентного пункта ниже, чем в 2007 году и на 0,1 – против 2008 года.
Уровни безработицы в 2007- 2009гг.
В III квартале 2009 года в общем числе безработных для молодежи (в возрасте 15-24 лет) составила 14,4 % или 77,1 тыс.человек .Уровень молодежной безработицы сложился в 5,9 %, это на 0,4 процентных пункта меньше показателя уровня безработицы в целом по республики.
Численность безработного
населения в 2009 году составила 535,7 тысяч
человек и сократилось в
Значительная дифференциация безработных отмечается и в половозрастной структуре. Наименее конкурентоспособными по-прежнему являются женщины, численное преимущество которых сохраняется среди безработного населения. Доля безработных мужчин в 2009 году составила 42,8%, а женщин-57,2%. Численность сложилась в 305,9 тысяч человек, что на 76,1.
В III квартале 2009 год в общем числе безработных для молодежи (в возрасте 15-24 лет) составила 14,4 % или 77,1 тысяч человек. Уровень молодежной безработицы сложился в 5,9%, это на 0,4 процентных пункта меньше показателя уровня безработицы в целом по республике.
Безработное население по полу и возрасту в III квартале 2009г.
Всего |
в том числе | |||||
тыс. |
уровень безрабо-тицы, % |
мужчины |
женщины | |||
тыс. |
уровень безрабо- тицы, % |
тыс. |
уровень безрабо- тицы, % | |||
Безработные, всего |
535,7 |
6,3 |
229,8 |
5,4 |
305,9 |
7,3 |
из них в возрасте, лет: |
||||||
15-24 |
77,1 |
5,9 |
35,8 |
4,9 |
41,3 |
7,0 |
25-29 |
122,6 |
9,8 |
55,8 |
8,5 |
66,8 |
11,3 |
30-34 |
79,3 |
6,2 |
30,7 |
5,0 |
48,6 |
7,4 |
35-39 |
51,8 |
5,5 |
21,8 |
4,8 |
30,0 |
6,3 |
40-44 |
50,7 |
5,3 |
22,3 |
4,8 |
28,4 |
5,8 |
45-49 |
54,4 |
5,0 |
20,3 |
3,9 |
34,1 |
6,1 |
50-54 |
55,3 |
6,2 |
20,9 |
4,9 |
34,4 |
7,5 |
55-59 |
37,0 |
6,9 |
16,8 |
6,3 |
20,2 |
7,5 |
60-64 |
7,5 |
4,5 |
5,4 |
5,5 |
2,1 |
3,2 |
Среди безработных преобладают лица со средним образованием- 37,2% (199,5 тысяч человек) и средним профессиональным (специальным)-* 25,2% (130,5 тысяч человек).
Число лиц, зарегистрированных в качестве безработных (по данным Министерства труда и социальной защиты Республики Казахстан) на конец сентября 2009 года составило 84,1,что на 25,5 тысяч человек или 43,5% больше, чем в аналогичном периоде 2008 года. Доля зарегистрированных безработных в численности ЭАН сложилось в 1,0% (в сентябре 2008года- 0,7%).
В) Экономически неактивное население
Численность экономически
неактивного населения в
3 ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО КРИЗИСА
3.1 Государственная политика Республики Казахстан по регулированию безработицы
В послании Президента народа
Казахстана от 6 марта 2009 года сказано
следующее: «Достаточность рабочих мест должна
стать основным показателем, по которому
будет определяться способность членов
Правительства и каждого акима обеспечить
устойчивость развития экономики Казахстана.
Каждый аким, каждый министр должны знать,
сколько за неделю сокращено рабочих мест
и сколько мы на местах открываем. Именно
это является основой устойчивого развития.
Для обеспечения региональной занятости
и переподготовки кадров я поручаю Правительству
выделить не менее 140 миллиардов тенге.
Из местных бюджетов также должны быть
выделены ресурсы на софинансирование
стратегии занятости.
Для тех, кто потеряет работу, будем создавать
новые рабочие места. Мы сможем обеспечить
работой как минимум 350 тысяч казахстанцев,
это не считая нынешних общественных работ.
Возможности для развития рынка труда
у нас есть, их не надо придумывать. Именно
на это мы направляем дополнительно выделенные
средства…».
Так, были приняты одни
из многочисленных программ по регулированию
безработицы. Одна из этих программ является
Дорожная карта. Основные цели Дорожной
карты:
1. обеспечение занятости и недопущение
существенного роста уровня безработицы;
2. создание условий для устойчивого посткризисного
развития.
Для достижения указанных целей, в дополнение
к принятым ранее стабилизационным мерам , Правительство, в соответствии
с поручениями Главы государства, сосредоточится
на реализации стратегии региональной
занятости и переподготовки кадров (далее
- стратегия) по следующим направлениям :
1) реконструкция и развитие системы жилищно-коммунального
хозяйства (водоснабжение и канализация,
теплоснабжение, электроснабжение);
2) ремонт и утепление школ, больниц и других
социальных объектов;
3) ремонт, реконструкция и строительство
дорог республиканского и местного значения;
4) расширение программы социальных рабочих
мест и молодежной практики;
5) финансирование приоритетных социальных
проектов в городах, поселках, аулах (селах),
аульных (сельских) округах;
6) увеличение максимального периода социальных
выплат на случай потери работы;
7) подготовка и переподготовка
кадров.
Информация о работе Проблемы безработицы в Республике Казахстан в условиях мирового кризиса