Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:43, курсовая работа
Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей ее решения является не просто важным, но и очень актуальным сейчас вопросом.
Цель: глубже разобраться в проблеме безработицы
Задачи курсовой работы:
· определить ее формы и социально-экономические последствия
· определить пути решения этой проблемы в экономике современных стран
Введение………………………………………………………………………3
1 Безработица как социально-экономическое явление………………..5
Сущность безработицы…………………………………………………5
Формы и причины безработицы ………………………………………7
Социально-экономические последствия безработицы………………11
Рынок труда. Его особенности………………………………………….13
Сравнительный анализ показателей рынка труда в Республике Казахстан за 2008-2010 годы……………………………………………16
Проблемы безработицы в Республике Казахстан в условиях мирового кризиса…………………………………………………………………….20
Государственная политика Республики Казахстан по регулированию безработицы…………………………………………………………………20
Проблемы безработицы в Республике Казахстан и их пути решения…...25
Заключение………..……………………………………………………….......31
Список литературы……………………………………………………………33
Для стабилизации рынка труда, обеспечения региональной занятости и переподготовки кадров в целях реализации Послания Главы государства Правительством создана Межведомственная комиссия по вопросам занятости и переподготовки кадров.
Министерством труда и социальной защиты на основе антикризисных программ местных исполнительных органов была разработана Карта занятости и возможного высвобождения работников, которая легла в основу при выборе оптимальных и эффективных путей реализации Дорожной карты и ее финансирования.
Общие лимиты финансирования этой программы определялись в зависимости от прогнозируемой дополнительной численности лиц, которые вероятнее всего могут оказаться в ситуации риска потери работы.
В результате на финансирование мероприятий по реализации Дорожной карты из республиканского бюджета выделено 140 млрд. тенге, с учетом средств местных бюджетов по софинансированию всего 191,3 млрд. тенге.
На создание социальных рабочих мест и расширение «молодежной практики» выделено из республиканского бюджета 8,6 млрд. тенге, что позволит обеспечить работой почти 96 тысяч человек, в том числе задействовать в молодежной практике 34 тысячи молодых людей.
Кроме того, в рамках Дорожной карты на организацию профессиональной подготовки и переподготовки кадров предусмотрено 14,4 млрд. тенге.
Надо отметить, что для создания эффективной нормативной базы при реализации Стратегии занятости населения Министерством труда и социальной защиты населения РК внесены изменения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и обязательного социального страхования, предусматривающие социальную поддержку граждан посредством активных форм содействия занятости.
Кроме этого, внесены изменения и дополнения в Закон РК «О государственных закупках», которые предусматривают упрощение процедуры проведения госзакупок местными исполнительными органами при реализации этой программы.
В целях комплексного
освещения и обеспечения
В целом можно
сказать, что антикризисные
Так, по оценке Агентства РК по статистике уровень безработицы в стране по итогам второго квартала снизился с 6,9 процента до 6,7 процента. Численность зарегистрированных безработных в органах занятости в июне текущего года по сравнению с предыдущим месяцем снизилась на 9,7 тыс. человек (с 102428 до 92750 человек).
На финансирование Дорожной карты по созданию социальных рабочих мест и расширению программы «молодежной практики» предусматривается выделить 8,6 млрд. тенге.
Предусмотренный лимит на финансирование мер по трудоустройству составляет 34452 человек по программе «молодежная практика». В регионах эта цифра определена в зависимости от численности выпускников, требующих трудоустройства. В 2009 году по данным местных исполнительных органов эта цифра составляет (191,4 тыс. чел).
В целом сумма финансирования Дорожной карты по направлению «молодежная практика» составит 3,1 млрд. тенге.
Надо отметить, что по условиям продолжительность работы на молодежной практике не должна превышать 6 месяцев, заработная плата должна составлять 15000 тенге в месяц, оплачиваемых за счет бюджетных средств. Сумма финансирования Дорожной карты по созданию 61248 социальных рабочих мест составит 5,5 млрд. тенге.
В настоящее время
министерством внесены
Продолжительность же работы на социальном рабочем месте не должна превышать 6 месяцев, заработная плата должна составлять 30000 тенге в месяц (15000 тенге за счет бюджетных средств, 15000 тенге за счет средств работодателя).
В соответствии с планами Дорожной карты в рамках расширения программ молодежной практики заключены договора с 8816 предприятиями и организациями, на которые органами занятости направлены для трудоустройства 33843 выпускника (что составляет 98,2% от планируемого).
Для создания социальных рабочих мест местными исполнительными органами заключены договоры с 7160 предприятиями и организациями.
Органами занятости трудоустроено на социальные рабочие места, созданные в рамках Дорожной карты, 51089 человек (83,4% от планируемого) из целевых групп населения.
При этом Актюбинская, Кызылординская, Жамбылская, Алматинская, Павлодарская и Северо-Казахстанская области уже выполнили полностью планы по созданию временных рабочих мест по указанным программам.
В рамках реализации Дорожной карты на подготовку и переподготовку кадров будет направлено 14,4 млрд. тенге.
Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан приобретет практическую направленность, благодаря внедрению разработанных интегрированных учебных планов и программ, обеспечивающих подготовку специалистов с учетом требований работодателя. При этом планируется переобучить 100 тыс. человек, из числа высвобождаемых работников, а также для реализации экспортных специализаций макрорегионов - по заполнению существующих вакансий и для замещения привлекаемой иностранной рабочей силы.
По состоянию на 1 августа т.г. в регионах с 416 учебными заведениями заключены договора, в них для переподготовки направлено 44,7 тыс. человек. При этом, по данным Министерства образования и науки Республики Казахстан, 6167 человека завершили обучение, из которых 5076 трудоустроены (82,3%).
3.2 Проблемы безработицы в Республике Казахстан и их пути решения
Показатели уровня занятости
и уровня безработицы населения
являются одними из основных показателей
при оценке уровня развития экономики
и уровня бедности.
По данным Агентства РК по статистике уровень
безработицы в Казахстане постоянно снижается,
а уровень занятости растет.
Уровень занятости за последние 5 лет увеличился
на 3,5% и составил в сентябре 2004 года 92,
0 % от экономически активного населения
страны.
Однако, эти данные вызывают сомнение
в их достоверности. При сложившейся системе
учета в органах статистики точно определить
уровень безработицы в Казахстане практически
невозможно.
Фактически большая часть безработных
причисляется к категории самозанятого
населения. У данной категории населения
нет отчислений в накопительные пенсионные
фонды, не учитывается трудовой стаж. Значительная
часть само занятого населения перебивается
случайными заработками. По данным Агентства
РК на начало 2003 г. доля самозанятого населения
в Казахстане составляла около 40 % от занятого
населения.
Учитывая длительность экономического
кризиса, количество ликвидированных
предприятий, неполный учет количества
безработных, проблема безработицы является
гораздо весомее для Казахстана.
Особенно остро обстоят дела с занятостью
женщин старше 35 лет и молодежи, людей
предпенсионного возраста, с занятостью
в населенных пунктах с градообразующими
предприятиями. Безработица является
фактором риска для экономического роста,
поскольку возможно снижение уровня потребительских
расходов, а значит и внутреннего спроса.
Безработица является также причиной
роста преступности, наркомании, алкоголизма,
деградации населения.
Рынок образовательных услуг не готов
оперативно реагировать на изменение
спроса в квалифицированной рабочей силе.
Большинство работодателей свернули внутрифирменную
подготовку и повышение квалификации
рабочих. Устаревшие производственные
технологии и оборудование также не способствуют
повышению уровня профессиональной подготовки
и квалификации рабочих. Профессиональным
обучением, переподготовкой и повышением
квалификации по данным Министерства
труда и социальной защиты населения РК
в 2003 г. было охвачено 26,4 тыс. безработных,
что составляет всего 3,7% от численности
официально наблюдаемых безработных в
Казахстане. Для экономического роста
на основе технологической модернизации
отраслей экономики Казахстану потребуются
специалисты другого качественного уровня.
Для казахстанского рынка труда остается
проблемой и неэффективная занятость
населения. Производительность труда
в Казахстане намного ниже, чем в развитых
странах. Низкий уровень производительности
труда обусловлен низкой квалификацией
занятых и ограниченностью возможностей
инвестирования в современные технологии.
Однако, по прогнозам экспертов, в ближайшем
будущем не произойдет коренных изменений
в структуре экономики Казахстана и соответственно
на рынке труда и занятости населения.
Предполагается, что сохранится тенденция
превышения рабочей силы над спросом,
к старению и сокращению кадрового состава
высококвалифицированных рабочих, сокращению
объемов профессионально-технической
подготовки на производстве, несоответствия
профессионально-
Сохраниться низкая конкурентоспособность
на рынке труда, обусловленная ужесточением
требований работодателей к работникам.
В среднесрочной перспективе необходимо
разработать и реализовать программы,
которые позволят в последующем в качественно
новых экономических условиях повысить
эффективность занятости населения.
В области совершенствования действующего
законодательства необходимо:
Обеспечить социальные гарантии гражданам,
потерявшим работу;
Усилить социальную защиту неконкурентоспособных
на рынке труда групп населения;
Уточнить полномочия и функции государственных
органов, органов исполнительной власти,
работодателей;
Уточнить источники финансирования мероприятий
по содействию занятости населения;
Совершенствовать налоговое законодательство
с целью снижения налоговой нагрузки на
работодателей;
Регулировать привлечение иностранной
силы, создать условия для их легальной
трудовой деятельности;
Исключить дискриминацию на рынке труда
по половозрастному, национальному гендерному
и другим факторам;
Ввести меры, позволяющие переводить работников
из неформального сектора в формальный
сектор и бороться с занятостью населения
в теневом секторе экономики;
Включить в коллективный договор вопросы
по содействию и сохранению занятости
при реструктуризации предприятий, защиты
особых групп работников
В области повышения конкурентоспособности
граждан на рынке труда:
Создать систему подготовки кадров, связанную
с системой образования и работодателями;
Увязать потребности работодателей в
рабочих и специалистах по укрупненным
группам профессий и специальностей с
объемами подготовки рабочих и специалистов
в системе профессионального образования;
Повысить конкурентоспособность рабочей
силы на основе системы непрерывного профессионального
образования;
Разработать систему профессиональных
стандартов;
Совершенствовать профессиональную ориентацию,
подготовку, переподготовку и повышение
квалификации работников;
Разрабатывать программы, направленные
на обеспечение содействия семейному
благосостоянию и планированию размера
семьи;
Ввести меры по профессиональной реабилитации
безработных.
В области содействия занятости, создания
и сохранению рабочих мест:
Содействовать разработке и инвестированию
современных технологий и увеличению
производственного потенциала страны,
способствующего увеличению возможностей
трудоустройства населения страны;
Содействовать развитию малого и среднего
бизнеса;
Развивать социальное партнерство на
уровне правительства, работодателей
и профессиональных союзов.
Организация общественных работ для обеспечения
высвобожденных работников
Предоставление другой работы работникам,
которые потеряли ее в результате проведения
структурных и технологических изменений.
Сохранять работу или содействовать предоставлению
другой работы высвобождаемым работникам
при продаже, передаче, закрытии или перемещении
предприятия или оборудования.
Укрепление международного сотрудничества
в области содействия занятости населения
В области развития региональных рынков
труда:
Разработка и реализация региональных
программ содействия занятости населения
Организация региональных банков вакансий.
Увеличение числа и размера средних и
небольших городов для сдерживания развития
больших городов.
Поощрение добровольной мобильности работников
внутри региона и между регионами
Развитие общественных работ, прежде всего
в строительстве дорог и лесопосадок.
Участие местного населения в разработке
и осуществлении программ регионального
развития.
В области содействия занятости молодежи:
Разработка специальных программ, в которых
профессиональная подготовка и труд чередовались
так, чтобы оказывать помощь молодежи
в поисках первой постоянной работы.
Содействие работе в местных общественных
социальных проектах на добровольной
основе.
Введение мер, облегчающих переход от
учебы в школе к труду и содействующих
возможностям трудоустройства при завершении
профессиональной подготовки.
В области содействия занятости граждан
особо нуждающихся в социальной защите:
Создание специальной инфраструктуры
органов службы занятости
Реализация принципа адресности в работе
этих служб занятости, ориентированного
на инвалидов, многодетных и одиноких
родителей, лиц предпенсионного возраста,
несовершеннолетних граждан от 14 до 18
лет, уволенных с военной службы и т.п.
Разработка и реализация специальных
программ трудоустройства, профессиональной
ориентации и обучения
Содействие развитию семейного бизнеса
В области финансирования мероприятий
по содействию занятости населения :
Координация действий государственных
органов, объединений работодателей и
профсоюзов по привлечению финансовых
ресурсов
Совершенствование методики выделения
бюджетных средств всех уровней на осуществление
мер, связанных с регулированием рынка
труда и содействием занятости.
Капиталовложения для совершенствования
региональных инфраструктур
Жесткий подход к проблемам занятости
при договорах и контрактах, бюджетных
закупках.
Разработка и реализация инвестиционных
программ, предусматривающих создание,
модернизацию и сохранение рабочих мест
в перспективных отраслях экономики
Заключение
Важным принципом
с позиций обеспечения
При выборе
путей формирования рынка
Одним из основных
элементов формирования
· оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
· совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.
Существенное влияние на ситуацию на государственном и региональном рынках труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов. Ведь возникает очередное противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.
В настоящее время возникает необходимость активизации деятельности государственных и региональных органов по прогнозированию, постоянному учету и анализу в территориальном и отраслевом разрезах потребностей предприятий, учреждений и организаций в квалифицированных рабочих и специалистах и созданию соответствующих условий для их подготовки. Одновременно следует шире развивать дуальную форму получения образования, основанную на периодической смене учебного процесса и производственной практики (опыт Германии), что позволит устранить определенные противоречия между формальным образованием и реальным содержанием учебного процесса с учетом потребностей производства.
При решении
вопросов регулирования
Список использованной литературы:
Информация о работе Проблемы безработицы в Республике Казахстан в условиях мирового кризиса