Проблемы безработицы в Республике Казахстан в условиях мирового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей ее решения является не просто важным, но и очень актуальным сейчас вопросом.
Цель: глубже разобраться в проблеме безработицы
Задачи курсовой работы:
· определить ее формы и социально-экономические последствия
· определить пути решения этой проблемы в экономике современных стран

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3

1 Безработица как социально-экономическое явление………………..5
Сущность безработицы…………………………………………………5
Формы и причины безработицы ………………………………………7
Социально-экономические последствия безработицы………………11
Рынок труда. Его особенности………………………………………….13

Сравнительный анализ показателей рынка труда в Республике Казахстан за 2008-2010 годы……………………………………………16

Проблемы безработицы в Республике Казахстан в условиях мирового кризиса…………………………………………………………………….20
Государственная политика Республики Казахстан по регулированию безработицы…………………………………………………………………20
Проблемы безработицы в Республике Казахстан и их пути решения…...25

Заключение………..……………………………………………………….......31
Список литературы……………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

курсовая по безработице.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

   Для стабилизации рынка труда, обеспечения региональной занятости и переподготовки кадров в целях реализации Послания Главы государства Правительством создана Межведомственная комиссия по вопросам занятости и переподготовки кадров.

Министерством труда  и социальной защиты на основе антикризисных программ местных исполнительных органов была разработана Карта занятости и возможного высвобождения работников, которая легла в основу при выборе оптимальных и эффективных путей реализации Дорожной карты и ее финансирования.

Общие лимиты финансирования этой программы определялись в зависимости  от прогнозируемой дополнительной численности  лиц, которые вероятнее всего  могут оказаться в ситуации риска  потери работы.

В результате на финансирование мероприятий по реализации Дорожной карты из республиканского бюджета выделено 140 млрд. тенге, с учетом средств местных бюджетов по софинансированию всего 191,3 млрд. тенге.

На создание социальных рабочих мест и расширение «молодежной  практики» выделено из республиканского бюджета 8,6 млрд. тенге, что позволит обеспечить работой почти 96 тысяч человек, в том числе задействовать в молодежной практике 34 тысячи молодых людей.

Кроме того, в рамках Дорожной карты на организацию профессиональной подготовки и переподготовки кадров предусмотрено 14,4 млрд. тенге.

Надо отметить, что  для создания эффективной нормативной  базы при реализации Стратегии занятости  населения Министерством труда  и социальной защиты населения РК внесены изменения в некоторые  законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и обязательного социального страхования, предусматривающие социальную поддержку граждан посредством активных форм содействия занятости.

Кроме этого, внесены  изменения и дополнения в Закон  РК «О государственных закупках», которые  предусматривают упрощение процедуры проведения госзакупок местными исполнительными органами при реализации этой программы.

В целях комплексного освещения и обеспечения прозрачности хода реализации проектов Дорожной карты, функционирует специальный сайт dorkarta.enbek.gov.kz, разработанный Агентством Республики Казахстан по информатизации и связи совместно с Министерством труда и социальной защиты населения.

 В целом можно  сказать, что антикризисные меры, предпринимаемые Правительством, в  том числе мероприятия по реализации Дорожной карты положительно повлияли на ситуацию на рынке труда уже во втором квартале текущего года.

Так, по оценке Агентства  РК по статистике уровень безработицы  в стране по итогам второго квартала снизился с 6,9 процента до 6,7 процента. Численность зарегистрированных безработных в органах занятости в июне текущего года по сравнению с предыдущим месяцем снизилась на 9,7 тыс. человек (с 102428 до 92750 человек).

На финансирование Дорожной карты по созданию социальных рабочих  мест и расширению программы «молодежной практики» предусматривается выделить 8,6 млрд. тенге.

Предусмотренный лимит  на финансирование мер по трудоустройству  составляет 34452 человек по программе  «молодежная практика». В регионах эта цифра определена в зависимости  от численности выпускников, требующих трудоустройства. В 2009 году по данным местных исполнительных органов эта цифра составляет (191,4 тыс. чел).

В целом сумма финансирования Дорожной карты по направлению «молодежная  практика» составит 3,1 млрд. тенге.

Надо отметить, что по условиям продолжительность работы на молодежной практике не должна превышать 6 месяцев, заработная плата должна составлять 15000 тенге в месяц, оплачиваемых за счет бюджетных средств.       Сумма финансирования Дорожной карты по созданию 61248 социальных рабочих мест составит 5,5 млрд. тенге.

В настоящее время  министерством внесены изменения  и дополнения в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по вопросам занятости и обязательного социального  страхования, в соответствии с которым  в целевые группы населения будут включены выпускники учебных заведений, а также лица, высвобождаемые в связи с сокращением численности или штата организаций.

Продолжительность же работы на социальном рабочем месте не должна превышать 6 месяцев, заработная плата должна составлять 30000 тенге в месяц (15000 тенге за счет бюджетных средств, 15000 тенге за счет средств работодателя).

В соответствии с планами  Дорожной карты в рамках расширения программ молодежной практики заключены  договора с 8816 предприятиями и организациями, на которые органами занятости направлены для трудоустройства 33843 выпускника (что составляет 98,2% от планируемого).

Для создания социальных рабочих мест местными исполнительными  органами заключены договоры с 7160 предприятиями  и организациями.

Органами занятости  трудоустроено на социальные рабочие  места, созданные в рамках Дорожной карты, 51089 человек (83,4% от планируемого) из целевых групп населения.

При этом Актюбинская, Кызылординская, Жамбылская, Алматинская, Павлодарская и Северо-Казахстанская области уже выполнили полностью планы по созданию временных рабочих мест по указанным программам.

 В рамках реализации  Дорожной карты на подготовку  и переподготовку кадров будет  направлено 14,4 млрд. тенге.  

Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан приобретет практическую направленность, благодаря внедрению разработанных интегрированных учебных планов и программ, обеспечивающих подготовку специалистов с учетом требований работодателя. При этом планируется переобучить 100 тыс. человек, из числа высвобождаемых работников, а также для реализации экспортных специализаций макрорегионов - по заполнению существующих вакансий и для замещения привлекаемой иностранной рабочей силы.

По состоянию на 1 августа т.г. в регионах с 416 учебными заведениями заключены договора, в них для переподготовки направлено 44,7 тыс. человек. При этом, по данным Министерства образования и науки Республики Казахстан, 6167 человека завершили обучение, из которых 5076 трудоустроены (82,3%).

 

                 3.2 Проблемы безработицы в Республике Казахстан и их пути решения

 

Показатели уровня занятости  и уровня безработицы населения  являются одними из основных показателей  при оценке уровня развития экономики  и уровня бедности. 
По данным Агентства РК по статистике уровень безработицы в Казахстане постоянно снижается, а уровень занятости растет.  
Уровень занятости за последние 5 лет увеличился на 3,5% и составил в сентябре 2004 года 92, 0 % от экономически активного населения страны. 
Однако, эти данные вызывают сомнение в их достоверности. При сложившейся системе учета в органах статистики точно определить уровень безработицы в Казахстане практически невозможно. 
Фактически большая часть безработных причисляется к категории самозанятого населения. У данной категории населения нет отчислений в накопительные пенсионные фонды, не учитывается трудовой стаж. Значительная часть само занятого населения перебивается случайными заработками. По данным Агентства РК на начало 2003 г. доля самозанятого населения в Казахстане составляла около 40 % от занятого населения.  
Учитывая длительность экономического кризиса, количество ликвидированных предприятий, неполный учет количества безработных, проблема безработицы является гораздо весомее для Казахстана. 
Особенно остро обстоят дела с занятостью женщин старше 35 лет и молодежи, людей предпенсионного возраста, с занятостью в населенных пунктах с градообразующими предприятиями. Безработица является фактором риска для экономического роста, поскольку возможно снижение уровня потребительских расходов, а значит и внутреннего спроса. Безработица является также причиной роста преступности, наркомании, алкоголизма, деградации населения. 
Рынок образовательных услуг не готов оперативно реагировать на изменение спроса в квалифицированной рабочей силе. Большинство работодателей свернули внутрифирменную подготовку и повышение квалификации рабочих. Устаревшие производственные технологии и оборудование также не способствуют повышению уровня профессиональной подготовки и квалификации рабочих. Профессиональным обучением, переподготовкой и повышением квалификации по данным Министерства труда и социальной защиты населения РК в 2003 г. было охвачено 26,4 тыс. безработных, что составляет всего 3,7% от численности официально наблюдаемых безработных в Казахстане. Для экономического роста на основе технологической модернизации отраслей экономики Казахстану потребуются специалисты другого качественного уровня. 
Для казахстанского рынка труда остается проблемой и неэффективная занятость населения. Производительность труда в Казахстане намного ниже, чем в развитых странах. Низкий уровень производительности труда обусловлен низкой квалификацией занятых и ограниченностью возможностей инвестирования в современные технологии. 
Однако, по прогнозам экспертов, в ближайшем будущем не произойдет коренных изменений в структуре экономики Казахстана и соответственно на рынке труда и занятости населения. Предполагается, что сохранится тенденция превышения рабочей силы над спросом, к старению и сокращению кадрового состава высококвалифицированных рабочих, сокращению объемов профессионально-технической подготовки на производстве, несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения, низкая трудовая мобильность населения. При этом низкий профессиональный уровень рабочей силы снижает конкурентоспособность рабочей силы и на международном рынке труда. Кроме того, реформирование экономики, реструктуризация и модернизация ведущих отраслей экономики Казахстана будет активизировать высвобождение работников в перспективных отраслях экономики. 
Сохраниться низкая конкурентоспособность на рынке труда, обусловленная ужесточением требований работодателей к работникам. 
В среднесрочной перспективе необходимо разработать и реализовать программы, которые позволят в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения.  
 
В области совершенствования действующего законодательства необходимо:  
 
Обеспечить социальные гарантии гражданам, потерявшим работу;  
Усилить социальную защиту неконкурентоспособных на рынке труда групп населения;  
Уточнить полномочия и функции государственных органов, органов исполнительной власти, работодателей;  
Уточнить источники финансирования мероприятий по содействию занятости населения;  
Совершенствовать налоговое законодательство с целью снижения налоговой нагрузки на работодателей;  
Регулировать привлечение иностранной силы, создать условия для их легальной трудовой деятельности;  
Исключить дискриминацию на рынке труда по половозрастному, национальному гендерному и другим факторам;  
Ввести меры, позволяющие переводить работников из неформального сектора в формальный сектор и бороться с занятостью населения в теневом секторе экономики;  
Включить в коллективный договор вопросы по содействию и сохранению занятости при реструктуризации предприятий, защиты особых групп работников  
В области повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда:  
Создать систему подготовки кадров, связанную с системой образования и работодателями;  
Увязать потребности работодателей в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования;  
Повысить конкурентоспособность рабочей силы на основе системы непрерывного профессионального образования;  
Разработать систему профессиональных стандартов;  
Совершенствовать профессиональную ориентацию, подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;  
Разрабатывать программы, направленные на обеспечение содействия семейному благосостоянию и планированию размера семьи;  
Ввести меры по профессиональной реабилитации безработных.  
В области содействия занятости, создания и сохранению рабочих мест:  
Содействовать разработке и инвестированию современных технологий и увеличению производственного потенциала страны, способствующего увеличению возможностей трудоустройства населения страны;  
Содействовать развитию малого и среднего бизнеса;  
Развивать социальное партнерство на уровне правительства, работодателей и профессиональных союзов.  
Организация общественных работ для обеспечения высвобожденных работников  
Предоставление другой работы работникам, которые потеряли ее в результате проведения структурных и технологических изменений.  
Сохранять работу или содействовать предоставлению другой работы высвобождаемым работникам при продаже, передаче, закрытии или перемещении предприятия или оборудования.  
Укрепление международного сотрудничества в области содействия занятости населения  
В области развития региональных рынков труда:  
Разработка и реализация региональных программ содействия занятости населения  
Организация региональных банков вакансий.  
Увеличение числа и размера средних и небольших городов для сдерживания развития больших городов.  
Поощрение добровольной мобильности работников внутри региона и между регионами  
Развитие общественных работ, прежде всего в строительстве дорог и лесопосадок.  
Участие местного населения в разработке и осуществлении программ регионального развития.  
В области содействия занятости молодежи:  
Разработка специальных программ, в которых профессиональная подготовка и труд чередовались так, чтобы оказывать помощь молодежи в поисках первой постоянной работы.  
Содействие работе в местных общественных социальных проектах на добровольной основе.  
Введение мер, облегчающих переход от учебы в школе к труду и содействующих возможностям трудоустройства при завершении профессиональной подготовки.  
В области содействия занятости граждан особо нуждающихся в социальной защите:  
Создание специальной инфраструктуры органов службы занятости  
Реализация принципа адресности в работе этих служб занятости, ориентированного на инвалидов, многодетных и одиноких родителей, лиц предпенсионного возраста, несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет, уволенных с военной службы и т.п.  
Разработка и реализация специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации и обучения  
Содействие развитию семейного бизнеса  
В области финансирования мероприятий по содействию занятости населения :  
Координация действий государственных органов, объединений работодателей и профсоюзов по привлечению финансовых ресурсов  
Совершенствование методики выделения бюджетных средств всех уровней на осуществление мер, связанных с регулированием рынка труда и содействием занятости.  
Капиталовложения для совершенствования региональных инфраструктур  
Жесткий подход к проблемам занятости при договорах и контрактах, бюджетных закупках.  
Разработка и реализация инвестиционных программ, предусматривающих создание, модернизацию и сохранение рабочих мест в перспективных отраслях экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Заключение

  Важным принципом  с позиций обеспечения занятости  населения при стабилизации экономики  является нахождение компромисса  между экономическими и социальными  результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных  на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.

    При выборе  путей формирования рынка труда  надо исходить из необходимости  изучения и анализа внутренних  закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

   Одним из основных  элементов формирования политики  эффективной занятости является  разработка и задействование  механизма, регулирующего динамичное  равновесие спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда.  В этой связи следует выделить два блока проблем:

· оживление экономической  ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для  динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих  мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;

· совершенствование  системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций  и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

    Существенное влияние на ситуацию на государственном и региональном рынках труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов. Ведь возникает очередное противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.

      В настоящее  время возникает необходимость активизации деятельности государственных и региональных органов по прогнозированию, постоянному учету и анализу в территориальном и отраслевом разрезах потребностей предприятий, учреждений и организаций в квалифицированных рабочих и специалистах и созданию соответствующих условий для их подготовки. Одновременно следует шире развивать дуальную форму получения образования, основанную на периодической смене учебного процесса и производственной практики (опыт Германии), что позволит устранить определенные противоречия между формальным образованием и реальным содержанием учебного процесса с учетом потребностей производства.

   При решении  вопросов регулирования занятости  населения важно учитывать специфические  черты модели рынка труда РК. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности. 

 

  Список использованной литературы:

 

  1. Послание Президента Казахстана народу «Через кризис к обновлению» от 6 марта 2009 года;
  2. Курс экономической теории: Ученик/ Под общей редакцией профессора Чепурина М.Н., профессора Киселевой Е.А.- Киров «АСА»-2000 год;
  3. Общая экономическая теория: Учебник/ Под редакцией доктора экономических наук, профессора Шеденова У.К., Актобе-2004г. издательство «А- Полиграфия»;
  4. Рынок труда: правовые проблемы и перспективы: А.М. Нурмагамбетов- Алматы «Баспа», 1998 год;
  5. Формирование рынка труда в малых и средних городах Казахстана: Учебное пособие/ Н.К. Мамыров, Н.С. Нурпеисова- Алматы «Экономика»,2000 год
  6. Экономическая теория (Политэкономия): Учебник/ Под общей редакцией академика В.И. Видяпина, академика Г.П. Журавлевой. –М.: ИНФРА-М, 1999 год;
  7. Экономическая теория:/Гукасьян Г.М.; Маховикова Г.А. – Москва, «ЭКСКМО», 2008 год;
  8. www.dn.kz
  9. www.enbek.kz
  10. www.iimp.kz
  11. www.stat.kz

 

 

 

 



Информация о работе Проблемы безработицы в Республике Казахстан в условиях мирового кризиса