Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 16:25, курсовая работа
Цель курсовой работы: Изучение безработицы – как макроэкономической проблемы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия безработицы и проанализировать причины её возникновения;
2. Выявить виды безработицы и её последствия;
3. Исследовать структуру безработицы в современной России;
4. Рассмотреть возможные пути решения проблемы безработицы в России.
Введение 3
Глава 1. Основные особенности безработицы 4
1.1. Понятие безработицы 4
1.2. Причины возникновения безработицы 5
1.3. Виды безработицы 10
Глава 2. Последствия безработицы 16
2.1. Неэкономические последствия безработицы 16
2.2. Экономические последствия безработицы 17
Глава 3. Безработица в России 21
3.1. Статистика безработицы 21
3.2. Методы борьбы с безработицей 23
Заключение 26
Библиографический список 29
Приложение 30
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в марте 2011г. составил 35,4 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,2%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,2%, 20-24 лет - 20,9%. По сравнению с февралем 2011г. численность безработных в возрасте 15-24 лет снизилась на 73 тыс.человек (или на 4,9%). Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (33,0%) и 20-24 лет (14,8%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в марте 2011г. составил 16,6%, в том числе среди городского населения - 15,4%, среди сельского населения - 19,5%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,2 раза, сельского населения - 2,4 раза.
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 23,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 35,7% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы значительно выше, чем среди городских, и в марте 2011г. составила, соответственно, 39,5% и 33,6%.
Наличие опыта работы. В численности безработных 24,9% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В марте 2011г. их численность составила 1,3 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,9% составляет молодежь до 20 лет, 49,4% - от 20 до 24 лет, 18,8% - 25-29 лет.
В марте 2011г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 22,6%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 23,7%.
Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.
Президент России Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений по вопросам государственной политики в сфере занятости населения, сообщает пресс-служба Кремля.
В частности, до 15 апреля 2011 года правительству поручено представить предложения по разработке мер по обеспечению занятости населения и механизмов их реализации с 2012 года. Речь идет в том числе об организации профессионального обучения работников в условиях модернизации производства и реализации инвестпроектов, о выработке адресных мер по содействию занятости населения в регионах в связи с напряженной ситуацией на рынке труда, об оказания поддержки безработным при открытии собственного дела, предоставлении права женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, пройти профессиональное обучение, расширении возможностей трудоустройства незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей. Шла речь и о поддержке малого бизнеса.
По большому счету курс на реализацию этих направлений взят уже в этом году - "антикризисные программы занятости" предусматривают переобучение женщин, работающих во вредных условиях, и молодых мам, готовящихся к выходу из декретного отпуска, стимулирование работодателей к созданию рабочих мест для инвалидов и многодетных родителей (за одно такое рабочее место службы занятости компенсируют работодателю 50 тысяч рублей) и многие другие меры, о чем "РГ" уже не раз рассказывала. Другое дело, что за один-два--три года все проблемы, назревшие на российском рынке труда не решить, а потому и нужна серьезная пошаговая программа, планомерно выравнивающая ситуацию с занятостью.
Если посмотреть на статистику, то ситуация с безработицей в России не очень тревожная. На учетах в службах занятости состоят 1,6 миллиона россиян. Общая безработица в России составляет 5,4 миллиона человек, или 7,2 процента экономически активного населения. К примеру, в Европе общий уровень безработицы достигает 9,9 процентов.
Тем не менее, болевые точки остаются. Одна из главных - недостаток рабочих мест. Если в крупных городах эта проблема остро не стоит, то в малых, в том числе моногородах и в сельской местности, людям деваться некуда. По данным Минздравсоцразвития России, в сельской местности общая безработица в 1,8 раза выше, чем в городской, зарегистрированная - в полтора раза. Службы занятости стараются решить эту проблему, в том числе помогая безработным регистрировать собственное дело и выделяя "подъемные" - 58 800 рублей на человека. И еще по столько же за каждого безработного, которого возьмет к себе новоиспеченный предприниматель. Но сейчас, по мнению многих экспертов, эта мера не является достаточной. Во-первых, сама сумма "подъемных" не индексируется, а значит, она за последний год она обесценилась как минимум на 8,8 процента - на официальный показатель инфляции. А во-вторых, трудно развивать бизнес среди бедняков. Ведь если вся деревня стоит на учете в службе занятости, и предлагаемые пособия являются чуть ли не единственными источниками дохода людей, то кому продавать произведенные товары и услуги и по какой цене? И откуда тогда брать ресурсы для развития?
Присутствует большая неоднородность и между регионами. Самая низкая безработица в Москве и Санкт-Петербурге - на уровне одного и двух процентов соответственно. Самая большая - на Кавказе (в Ингушетии - 48,8 процента, в Чечне - 43,3 процента) и Тыве - 18,6 процента. И подобная ситуация не вызвана кризисом - она практически традиционна для России на протяжении последних двадцати лет. А значит, наравне с программами занятости должны быть программы развития регионов и создания рабочих мест, считают За то и другое, кстати, отвечают губернаторы.
Впрочем, среди поручений Дмитрия Медведева есть пункты, связанные как раз с развитием малого и среднего предпринимательства и созданием рабочих мест в регионах. А значит, есть надежда, что проблема их острого недостатка будет со временем решена.
Считается, что действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы. Вот наиболее важные меры такого рода:
Значительно сократить количество незанятых
можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности.
Процесс конверсии обладает большим потенциалом
для увеличения занятости, ходя даже ее
стабилизация сегодня будет большим плюсом
в регулировании рынка труда. Нельзя жалеть
средства на борьбу с безработицей. Во-первых,
потому что ее предотвращение в начале
потребует гораздо меньше затрат, чем
в будущем. Во-вторых, потому что борьба
с безработицей может быть достаточно
эффективной. В-третьих, потому что финансовая
стабилизация невозможна без продуманного
предотвращения ее негативных последствий
и, как мы уже убедились, приводит к дефициту
госбюджета, для сокращения которого она
и создавалась.
Безработица — это неполное использование трудовых ресурсов (и капитала), в результате чего фактический объем национального производства оказывается ниже его потенциального уровня.
Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение числа безработных к общей численности рабочей силы. В состав рабочей силы включаются как занятые работники, так и безработные. Определение числа безработных в разных странах осуществляется на основе разных методик, поэтому страновые различия в уровнях безработицы отчасти связаны с этим обстоятельством. Однако и в рамках одной страны безработица никогда не бывает равномерно распределенной среди ее населения. Имеются региональные, возрастные, половые, национально-этнические и некоторые другие различия.
Безработица возникает по разным причинам, в зависимости от которых ее можно разделить на несколько групп:
а) вызванную избытком народонаселения (мальтузианство);
б) обусловленную ростом органического строения капитала (марксизм);
в) связанную с нежеланием работать за низкую заработную плату (неоклассики);
г) обусловленную недостаточностью совокупного спроса (кейнсианцы).В современных условиях для объяснения безработицы чаще всего используется кейнсианская модель безработицы. В неоклассической модели безработица определяется через функцию спроса на рабочую силу и функцию ее предложения, где в качестве цены труда выступает реальная заработная плата. Модель показывает, что все желающие работать могут найти работу при сложившейся на рынке ставке заработной платы. А это значит, что механизм рыночной экономики способен использовать все трудовые ресурсы и обеспечить полную занятость, но лишь при рыночном уровне заработной платы. Однако если рабочие не согласны трудиться за предлагаемую плату или если профсоюзы будут требовать ее повышения выше рыночного уровня, предприниматели не смогут удовлетворить их желания, поскольку спрос на труд определяется его предельной производительностью. Следовательно, в неоклассической модели безработица носит сугубо добровольный характер, поскольку означает сознательный отказ работников от продажи труда за низкую заработную плату.
В кейнсианской модели безработица выглядит как форма макроэкономической нестабильности и непосредственно вытекает из нехватки совокупного спроса на товары и услуги, вследствие чего фирмы сокращаютспрос на рабочую силу (и другие факторы производства). Используя равновесный анализ, Дж. Кейнс показал, что предложение труда определяется величиной номинальной, а не реальной заработной платы, как полагали неоклассики. Спрос же на труд является функцией реальной заработной платы, которая изменяется при изменении уровня цен. При возросших ценах будет куплено меньше товаров и услуг, что приведет к снижению их выпуска, а значит, к увольнению части работников. Следовательно, в кейнсианской модели уровень занятости зависит не столько от работников, сколько от предпринимателей, предъявляющих спрос на труд, который определяется не иеной труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Исходя из этого, кейнсианцы делают вывод о вынужденном (недобровольном) характере безработицы в рыночном хозяйстве.
Безработица принимает разные формы в зависимости от причин, вызывающих ее. Фрикционная безработица возникает вследствие того, что определенная часть рабочей силы находится в состоянии смены работы, места жительства, поиска работы после окончания учебы, незанятости по причине рождения ребенка, ухода за больными родственниками и т. п. Структурная безработица является следствием изменения в структуре спроса на труд, которое вызывает несоответствие между спросом работников определенной квалификации в данном районе и предложением их или расхождение между предложением рабочих и спросом на них по регионам. Если бы заработная плата была абсолютно гибкой и издержки межпрофессиональной или территориальной мобильности рабочей силы были низки, механизм действия рынка быстро устранил бы этот вид безработицы.
В отличие от этих двух форм, составляющих уровень естественной безработииы, циклическая безработица порождена низким уровнем совокупных расходов в экономике, т. е. фазами спада и депрессии делового цикла. Именно поэтому рост циклической безработицы ведет к экономическим потерям в обществе, которые измеряются методом, предложенным А. Оукеном. Закон Оукена гласит, что каждый процент безработицы выше естественного уровня ведет к недопроизводству ВВП на 2,5-3% (в России — 5%). Фактический ВВП, достигаемый при естественном уровне, называется потенциальным, что свидетельствует о производственных возможностях экономики.
Безработица порождает не только экономические потери в виде недопроизводства ВВП, но и социальные, нравственно-психологические и даже политические издержки. От безработицы страдают личные интересы работников и их семей, рушатся судьбы и надежды миллионов людей, растут показатели таких явлений "социальной патологии", как смертность, убийства и самоубийства, грабежи, нервно-психические и другие болезни и т. п. Высокая и продолжительная безработица, сопровождаемая обнищанием широких слоев населения, может приводить к установлению диктаторских, национал-патриотических и фашистских режимов. Все это ставит борьбу с безработицей на одно из центральных мест в системе государственного макроэкономического регулирования экономики.
Информация о работе Проблемы безработицы в Российской экономике