Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:33, реферат
Распоряжение землей и особенно купля-продажа земельных участков в России на современном этапе - дело специфическое и непростое. Рынок земли, как средство законного перераспределения земель между собственниками экономическими методами, объективно регулируется с помощью различных ограничений и норм.
В Российской Федерации, как и во многих развитых странах мира (США, Англия и др.), установлено, что, когда частная собственность приходит в противоречие с общественными интересами, она перестает относиться к юрисдикции частного права.
Введение 3
Глава 1.Теоретическое освещение понятия «частная собственность на землю» 5
1.1 Понятие частной собственности 5
1.2 Особенность земли, как товара 8
1.2.1 Понятие товара – земля 8
1.2.2 Потребительские свойства земли как товара 10
1.3 Содержание права частной собственности на землю 11
Глава 2. Анализ проблем собственности на землю в России 21
2.1 Опыт решения земельного вопроса в настоящее время 21
Заключение 28
Список использованной литературы. 29
Еще одним основанием принудительного
изъятия земельного участка у
собственника является реквизиция (ст.
51 ЗК РФ). Реквизиция земельного участка
как способ прекращения права
собственности регулируется и ст.
242 ГК РФ. Согласно ст. 51 ЗК РФ в случаях
стихийных бедствий, аварий, эпидемий,
эпизоотий и при иных обстоятельствах,
носящих чрезвычайный характер, земельный
участок может быть временно изъят
у его собственника по решению
уполномоченного
ЗК РФ специально регулирует
ограничение прав на землю. Ограничения
права частной собственности
на землю могут быть установлены
по основаниям, предусмотренным ЗК
РФ, другими федеральными законами.
В частности, п. 2 ст. 56 ЗК РФ предусматривает,
что могут устанавливаться
1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
2) особые условия охраны
окружающей среды, в том числе
животного и растительного
3) условия начала и
завершения застройки или
Ограничения права частной
собственности на земельные участки
по основаниям, предусмотренным федеральными
законами, устанавливаются актами исполнительных
органов государственной
Ограничения права частной собственности на земельные участки сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Законом о госрегистрации недвижимости.
Анализ норм ЗК РФ о праве частной собственности на земельные участки, их сопоставление с нормами главы 17 ГК РФ о праве собственности и других вещных правах на землю подтвердили обоснованность ранее высказанного в книге суждения о целесообразности исключения из ГК РФ упомянутой главы.
Представляется, что институт
ограничения прав на землю, предусмотренный
ЗК РФ, недостаточно проработан. В ст.
216 ГК РФ предусмотрены вещные права
лиц, которые не являются собственниками:
право пожизненного наследуемого владения,
постоянного (бессрочного) пользования
земельным участком, сервитуты. В
ЗК РФ перечислены и определены такие
лица, кроме собственников земельных
участков, как землепользователи, землевладельцы,
арендаторы земельных участков, обладатели
сервитутов. Названные субъекты выступают
в роли лиц, имеющих права на землю.
Статья 56 ЗК РФ предусматривает ограничения
прав на землю, тогда как само право
собственности на земельные участки,
как и производные от него права:
постоянное (бессрочное) пользование,
пожизненное наследуемое
Предусмотренные п. 2 ст. 56 ЗК РФ ограничения прав на землю должны быть заложены в самой категории земли, целевом назначении предоставленного земельного участка. Само по себе предоставление права исполнительным органам государственной власти или органам местного самоуправления ограничивать право частной собственности на земельные участки является нарушением ч. 2 ст. 36 Конституции РФ о том, что "владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы иных лиц".
Проблемы регистрации права собственности на земельные участки (на примере Московской области)
Действующая Конституция РФ предусматривает многообразие форм собственности на землю - собственность публичную, федеральную, субъектов РФ, муниципальную и частную.
Одной из наиболее сложных
проблем правового
В этой связи рассмотрим цепочку принятых и действующих законов и нормативно-правовых актов по разграничению собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Основополагающим в данной
области законом является Конституция
Российской Федерации. При решении
проблем правового
Первоначально вопросы разграничения
государственной собственности
были урегулированы Постановлением
Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О
разграничении государственной
собственности в Российской Федерации
на федеральную собственность, государственную
собственность республик в
П. 1 данного правового акта установлено, что виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. В приложении 1 к Постановлению в качестве объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, земельные участки не указаны.
Указанное выше Постановление
принималось во исполнение Закона РСФСР
от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности
РСФСР" (утратил силу с 01.01.1995), который
не предусматривал в качестве объекта
права государственной
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 26.06.1999 N 694 была
утверждена Федеральная целевая
программа "Развитие земельной реформы
в Российской Федерации на 1999 - 2002
годы", в разделе 1.1 которой были
подведены основные итоги земельных
преобразований в России, где было
отмечено, что "до сих пор не проведено
разграничение земель на земли, находящиеся
в федеральной собственности, собственности
субъектов Российской Федерации
и в муниципальной
Впервые правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований были определены Федеральным законом от 17.03.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", в соответствии с ч. 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно нормам этого Закона в федеральной собственности находятся следующие земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- на которые право
- которые приобретены
Российской Федерацией по
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального
закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении
государственной собственности
на землю" основанием государственной
регистрации права
В 2002 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140 были утверждены Правила подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Такие перечни должны были быть подготовлены по каждому муниципальному образованию, отдельно по собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований (п. 3); на каждый земельный участок, включаемый в перечень, должно было формироваться дело (п. 5); каждому перечню земельных участков должен присваиваться порядковый номер (п. 6) и т.п.
Кроме того, Правила предусматривали порядок рассмотрения споров между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по перечням оспариваемых земельных участков. Данное Постановление Правительства Российской Федерации утратило силу 10.07.2006.
Несколько раньше (с 1 июля 2006 г.) утратил силу и Федеральный закон N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" в связи с принятием Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ.
Таким образом, утратившие силу нормативные правовые акты устанавливали перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, эти перечни составлялись федеральными органами исполнительной власти, согласовывались с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления и утверждались Правительством Российской Федерации.
Взамен утративших силу законодательных
актов был принят Федеральный
закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении
изменений в Земельный кодекс
Российской Федерации, Федеральный
закон "О введении в действие Земельного
кодекса Российской Федерации", Федеральный
закон "О государственной
Ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ от 25.10.2001
в целях разграничения
Одним из важнейших оснований,
определенных данной статьей Закона,
для государственной
Из этого следует, что
согласно данной норме государственная
регистрация права
Информация о работе Проблемы частной собственности на землю в России