Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в России.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть критерии и функции малого и среднего предпринимательства;
- определить инструменты государственного регулирования малого и среднего предпринимательства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
1.1 Малое и среднее предпринимательство: критерии и функции……………….6
1.2 Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства………………………………………………………………13
ГЛАВА 2. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
2.1. Состояние малого и среднего предпринимательства в России……………..21
2.2. Проблемы малого и среднего предпринимательства в России…………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..43

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)
                  » Федеральное агентство  по образованию  Российской Федерации
   Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
                                «Южно-Уральский государственный университет»

                     Факультет «Экономика и предпринимательства          

                                 Специальность: 0805026521

 

 

 

                                           Курсовая работа

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

                   Экономическая теория

НА  ТЕМУ:  

          Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в                                              России

 

                                                                               Проверил____Проскурякова И.А.

«_____»______________2010 г.

 

Автор

 

студент группы  ЭиП-266

Галина А.А.

«_____»______________2010 г.

 

Работа проверена

с оценкой 

____________________________

____________Проскурякова И.А.

 

«_____»______________2010 г.

 

 

             

 Челябинск 2010

                                 ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

1.1 Малое и среднее предпринимательство: критерии и функции……………….6

1.2 Государственное регулирование  малого и среднего предпринимательства………………………………………………………………13

ГЛАВА 2. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

2.1. Состояние малого и среднего предпринимательства в России……………..21

2.2. Проблемы малого и среднего предпринимательства в России…………….37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы  хозяйства, без которого экономика  и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Малые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.

Малый бизнес в нашей стране как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление существует более 10 лет. Начало процесса самоопределения предпринимателей как общественного слоя положили решения по развитию системы научно-технического творчества молодежи, разрешение индивидуально-трудовой и кооперативной деятельности во второй половине восьмидесятых годов.

Понимание роли малого предпринимательства  требует ясного представления о  том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый кооперативный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты в их проведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем, предпринимательство, в целом, весьма неоднородно, каждая их этих трех групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

Крупный бизнес, в основном, определяет экономическую и техническую  мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнеров, с одной стороны, а с другой стороны - объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнеров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партнеров, крупный капитал становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определенных условиях такая зависимость приводит к интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам.

Средний бизнес, в большей  мере, зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры  и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения протекционистской государственной экономический политики и формирования определенных правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.

Малый бизнес, или малое  предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих, в основном, на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Объектом исследования в курсовой работе малое предпринимательство.

Предмет исследования –  состояние и проблемы малого предпринимательства  в России.

Целью исследования проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в России.

Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- раскрыть критерии  и функции малого и среднего предпринимательства;

- определить инструменты  государственного регулирования  малого и среднего предпринимательства;

- рассмотреть состояние малого и среднего предпринимательства в России;

- определить проблемы  развития малого и среднего предпринимательства в России.

Нормативной базой для проведения исследования послужили следующие источники: Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». При написании курсовой работы были использованы научные труды таких авторов как Анимица Е.Г., Баранова И.В., Горфинкель В.Я., Чепурина М.Н., Кучукова Р.А., Лапуста М.Г., МаксимцовА М.М., Бархатова В.И. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

 

1.1 Малое и среднее предпринимательство: критерии и функции

 

Ведущей проблемой современного этапа  формирования структур в экономике  России является разгосударствление  и приватизация имущества государственных  монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции. Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях [4, c. 154].

В настоящее время в экономике  России одновременно функционируют  крупные, средние, и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под  влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее  время выявился небывалый рост мелкого  и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется  значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

Малый бизнес определяется как экономически, так и юридически. Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, он является важнейшей составляющей рыночного хозяйства. В современных условиях роль малого бизнеса в рыночной экономике растет.

Малым предпринимательством признаётся деятельность, осуществляемая определёнными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, определяющие сущность этого понятия. Основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчётный период на предприятии (в организации) и выручки от продажи товаров (работ, услуг). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия управляемые одним собственником [1].

К субъектам  малого и среднего предпринимательства  относятся внесенные в единый государственный реестр юридических  лиц потребительские кооперативы  и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим критериям [1]:

1) Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек  включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета  налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

- микропредприятия –  60 млн. руб.;

- малые предприятия  – 400 млн. руб.;

- средние предприятия  – 1000 млн. руб.

Предусмотренные предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Информация о работе Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в России