Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в России.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть критерии и функции малого и среднего предпринимательства;
- определить инструменты государственного регулирования малого и среднего предпринимательства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
1.1 Малое и среднее предпринимательство: критерии и функции……………….6
1.2 Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства………………………………………………………………13
ГЛАВА 2. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
2.1. Состояние малого и среднего предпринимательства в России……………..21
2.2. Проблемы малого и среднего предпринимательства в России…………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..43

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

Кроме того, поддержка предпринимательства и малого бизнеса выражается в предоставлении льготных кредитов, которые позволят предпринимателям увеличить оборотный капитал или закупить необходимое оборудование.

Субсидия представляет собой утвержденную правительством субъекта РФ сумму денег, которую можно направить на целевое  расходование: осуществление выплат за сырье, приобретение инструментов и оборудования для работы, приобретение нематериальных активов (технологии, патенты, франшизы и т.д.), и другие статьи. Перечень расходов, на которые могут быть потрачены деньги субсидии, устанавливается правительством субъекта РФ, который предоставляет субсидию.

Таким образом, для развития предпринимательства применяется ряд экономических методов и рычагов, в том числе приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиций, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и др. Однако эти методы пока не составляют системы и используются плохо, путем проб и ошибок, что резко снижает их эффективность.

В российских условиях на федеральном уровне проводиться политика, которая похожа на западные аналоги – минимальное финансирование программ развития малого предпринимательства, ограниченное вмешательство в его деятельность на уровне регионов [11, c. 426].

Организационную основу управления малого предпринимательства составил Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Он является важным элементом правовой среды малого бизнеса, который сильно зависит от государства.

В законе перечислены направления, по которым осуществляется государственная поддержка малого предпринимательства [1]:

1) формирование инфраструктуры его поддержки и развития;

2) создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

3) установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

4) поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

В Законе раскрывается содержание основного инструмента государственной поддержки малого бизнеса – государственных программ. Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:

  1. меры по формированию инфраструктуры его развития и поддержки на федеральном, региональном и местных уровнях;
  2. перспективные направления его развития и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
  3. меры, принимаемые для реализации основных направлений форм его развития;
  4. предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;
  5. меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;
  6. меры по обеспечению субъектами малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

Действующие законодательные и нормативные акты устанавливают комплекс гарантий, стимулов и льгот для малого бизнеса в области налогообложения, ускоренной амортизации, кредитования, страхования и некоторых других сферах.

Наконец, еще одно важное направление - производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства. Согласно Закону федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют комплекс мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых для поддержки малого предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

 

2.1. Состояние малого и среднего предпринимательства в России

 

Сравнительный анализ состояния  малых предприятий показывает, что с IV квартала 2008 г. фиксируется абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал у этих субъектов предпринимательской деятельности. Принятые и реализуемые во II квартале 2009 г. меры поддержки малого и среднего предпринимательства были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов. В то же время практически отсутствовали меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры российской экономики.

 

Таблица 1

Динамика числа предприятий  и численности занятых на малых предприятиях в I квартале 2009г., без микропредприятий

 

Число предприятий, тыс. ед.

Численность работников, тыс. чел.

1 января 2009г.

1 апреля 2009г.

1 января 2009г.

1 апреля 2009г.

Российская Федерация

282,7

227,6

6217,1

5741,7

Центральный ФО

82,1

73,1

1678,4

1674,5

Северо-Западный ФО

31,4

31,1

812,7

668,8

Южный ФО

39,9

27,4

872,5

707,7

Приволжский ФО

58,8

47,1

1406,5

1295,3

Уральский ФО

11,2

13,8

360,8

402,1

Сибирский ФО

45,4

25,6

842,4

736,6

Дальневосточный ФО

13,9

9,5

243,8

256,9


 

На фоне резкого изменения  условий функционирования российской экономики под влиянием мирового финансового кризиса и его  распространения на реальный сектор экономики с IV квартала 2008 г. фиксируется  постепенное сокращение числа рабочих  мест на МП. Численность занятых с начала года уменьшилась на 475,4 тыс. человек и на 1 апреля 2009 г. составила 5,7 млн человек. Уровень занятости в малом бизнесе существенно дифференцирован по территории России и оказывает серьезное влияние на ситуацию на региональных рынках труда. Наиболее значительное сокращение занятости на малых предприятиях по итогам I квартала 2009 г. зафиксировано в Южном (164,4 тыс. человек), Северо-Западном (143,9 тыс. человек), Приволжском (111,2 тыс. человек) и Сибирском (106,1 тыс. человек) федеральных округах. В Уральском и Дальневосточном федеральных округах, для которых характерны более высокие показатели уровня занятости в малом бизнесе, численность занятых увеличилась, соответственно, на 41,3 и 13,1 тыс. человек.

Анализ распределения числа зарегистрированных малых предприятий по видам экономической деятельности показывает, что в промышленности (разделы C+D+E) в I квартале 2009 г. число зарегистрированных МП составило 40,2 тыс., т.е. сократилось с начала года почти на 6 тыс. А это привело в результате к сокращению числа рабочих мест на 55,9 тыс. человек. При снижении деловой активности в экономике, усилении спада инвестиций в основной капитал и уменьшении объемов работ в строительстве в I квартале 2009 г. число занятых на МП в строительстве сократилось на 141,0 тыс. человек. Отметим, что в соответствии с Программой антикризисных мер принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, частично разрешит проблему трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, а также будет способствовать распространению практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.

В рамках создания более 2,5 тыс. МП ожидается формирование до 30 тыс. рабочих мест, в первую очередь, для выпускников вузов. Доминирующая часть предприятий и рабочих мест в малом бизнесе приходится на предприятия торговли и на услуги по операциям с недвижимостью. В целом по стране малые предприятия торговли обеспечивали рабочими местами 14,2% занятых по виду деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». В I квартале 2009 г. численность работников МП торговли уменьшилась на 229,9 тыс. человек. При этом падение численности занятых наблюдалось практически во всех федеральных округах и по всем видам экономической деятельности и сопровождалось сокращением масштабов выпуска продукции и услуг. По большинству видов деятельности с IV квартала 2008 г. фиксируется или абсолютное уменьшение объемов оборота МП, или резкое сокращение величины прироста оборота относительно предыдущего периода.

Очевидно, что снижение в I квартале 2009 г. относительно I квартала 2008 г. в российской экономике объемов  строительства на 19,3% , оборота розничной торговли на 1,1% и оптовой торговли на 4,7% оказало негативное воздействие на характер функционирования малых предприятий. В целом по итогам I квартала 2009 г. оборот МП составил 1832,5 млрд руб., или 12,4% от оборота по всем видам деятельности в российской экономике, при этом доля оборота МП по виду деятельности «строительство» составила 31,8%, в рыболовстве и рыбоводстве – 21,1%, в сельском хозяйстве – 17,4%, в торговле – 16,4% и в промышленности – 6,1%.

В российской экономике структура оборота малых предприятий почти на 55% формировалась предприятиями оптовой и розничной торговли, и изменение ситуации на внутреннем потребительском и оптовом рынках оказывало доминирующее влияние на позиции малого бизнеса. В наиболее острой форме сокращение масштабов деятельности предприятий малого бизнеса отмечается в Центральном, Северо-Западном, федеральных округах, на которые приходится почти половина абсолютного уменьшения объемов оборота малых предприятий в целом по России.

 

Таблица 2

Оборот малых предприятий  по видам экономической деятельности в действующих ценах, в млрд. руб., без микропредприятий

 

2008г.

В том числе по кварталам

2009г.

I

II

III

IV

Всего:

10093,5

2072,9

2550,1

2751,9

2718,6

1832,5

Сельское хозяйство, охота и  лесное хозяйство

170,7

32,8

35,2

50,7

52

37,7

Рыболовство и рыбоводство

23,1

4,8

6,1

6,5

5,7

5,1

Промышленность

1418,7

280,6

365,8

403

369,3

242,2

Добыча полезных ископаемых

59,8

10,5

13,9

19,7

15,7

7,9

Обрабатывающие производства

1311,3

258,7

310,9

372,1

339,6

219,1

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

47,6

11,1

11

11,2

14

15,1

Строительство

1228,1

183

300,1

353,6

391,7

161,7

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования

6095,5

1332,5

1551,3

1615,8

1595,9

1120,6

Гостиницы и рестораны

106,7

23,1

28,4

27,9

27,3

32,0

Транспорт и связь

306,7

61,7

75,1

94,4

75,5

61,9

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

627,4

131

157,9

168,3

170,2

142,8

Информация о работе Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в России