Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:23, курсовая работа
Целью исследования проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в России.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть критерии и функции малого и среднего предпринимательства;
- определить инструменты государственного регулирования малого и среднего предпринимательства;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
1.1 Малое и среднее предпринимательство: критерии и функции……………….6
1.2 Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства………………………………………………………………13
ГЛАВА 2. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
2.1. Состояние малого и среднего предпринимательства в России……………..21
2.2. Проблемы малого и среднего предпринимательства в России…………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..43
Кроме того, поддержка предпринимательства и малого бизнеса выражается в предоставлении льготных кредитов, которые позволят предпринимателям увеличить оборотный капитал или закупить необходимое оборудование.
Субсидия представляет собой утвержденную правительством субъекта РФ сумму денег, которую можно направить на целевое расходование: осуществление выплат за сырье, приобретение инструментов и оборудования для работы, приобретение нематериальных активов (технологии, патенты, франшизы и т.д.), и другие статьи. Перечень расходов, на которые могут быть потрачены деньги субсидии, устанавливается правительством субъекта РФ, который предоставляет субсидию.
Таким образом, для развития предпринимательства применяется ряд экономических методов и рычагов, в том числе приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиций, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и др. Однако эти методы пока не составляют системы и используются плохо, путем проб и ошибок, что резко снижает их эффективность.
В российских условиях на федеральном уровне проводиться политика, которая похожа на западные аналоги – минимальное финансирование программ развития малого предпринимательства, ограниченное вмешательство в его деятельность на уровне регионов [11, c. 426].
Организационную основу управления малого предпринимательства составил Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Он является важным элементом правовой среды малого бизнеса, который сильно зависит от государства.
В законе перечислены направления, по которым осуществляется государственная поддержка малого предпринимательства [1]:
1) формирование инфраструктуры его поддержки и развития;
2) создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
3) установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
4) поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
В Законе раскрывается содержание основного инструмента государственной поддержки малого бизнеса – государственных программ. Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:
Действующие законодательные и нормативные акты устанавливают комплекс гарантий, стимулов и льгот для малого бизнеса в области налогообложения, ускоренной амортизации, кредитования, страхования и некоторых других сферах.
Наконец, еще одно важное направление - производственно-
ГЛАВА 2. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
2.1. Состояние малого и среднего предпринимательства в России
Сравнительный анализ состояния малых предприятий показывает, что с IV квартала 2008 г. фиксируется абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал у этих субъектов предпринимательской деятельности. Принятые и реализуемые во II квартале 2009 г. меры поддержки малого и среднего предпринимательства были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов. В то же время практически отсутствовали меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры российской экономики.
Таблица 1
Динамика числа предприятий и численности занятых на малых предприятиях в I квартале 2009г., без микропредприятий
Число предприятий, тыс. ед. |
Численность работников, тыс. чел. | |||
1 января 2009г. |
1 апреля 2009г. |
1 января 2009г. |
1 апреля 2009г. | |
Российская Федерация |
282,7 |
227,6 |
6217,1 |
5741,7 |
Центральный ФО |
82,1 |
73,1 |
1678,4 |
1674,5 |
Северо-Западный ФО |
31,4 |
31,1 |
812,7 |
668,8 |
Южный ФО |
39,9 |
27,4 |
872,5 |
707,7 |
Приволжский ФО |
58,8 |
47,1 |
1406,5 |
1295,3 |
Уральский ФО |
11,2 |
13,8 |
360,8 |
402,1 |
Сибирский ФО |
45,4 |
25,6 |
842,4 |
736,6 |
Дальневосточный ФО |
13,9 |
9,5 |
243,8 |
256,9 |
На фоне резкого изменения условий функционирования российской экономики под влиянием мирового финансового кризиса и его распространения на реальный сектор экономики с IV квартала 2008 г. фиксируется постепенное сокращение числа рабочих мест на МП. Численность занятых с начала года уменьшилась на 475,4 тыс. человек и на 1 апреля 2009 г. составила 5,7 млн человек. Уровень занятости в малом бизнесе существенно дифференцирован по территории России и оказывает серьезное влияние на ситуацию на региональных рынках труда. Наиболее значительное сокращение занятости на малых предприятиях по итогам I квартала 2009 г. зафиксировано в Южном (164,4 тыс. человек), Северо-Западном (143,9 тыс. человек), Приволжском (111,2 тыс. человек) и Сибирском (106,1 тыс. человек) федеральных округах. В Уральском и Дальневосточном федеральных округах, для которых характерны более высокие показатели уровня занятости в малом бизнесе, численность занятых увеличилась, соответственно, на 41,3 и 13,1 тыс. человек.
Анализ распределения числа зарегистрированных малых предприятий по видам экономической деятельности показывает, что в промышленности (разделы C+D+E) в I квартале 2009 г. число зарегистрированных МП составило 40,2 тыс., т.е. сократилось с начала года почти на 6 тыс. А это привело в результате к сокращению числа рабочих мест на 55,9 тыс. человек. При снижении деловой активности в экономике, усилении спада инвестиций в основной капитал и уменьшении объемов работ в строительстве в I квартале 2009 г. число занятых на МП в строительстве сократилось на 141,0 тыс. человек. Отметим, что в соответствии с Программой антикризисных мер принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, частично разрешит проблему трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, а также будет способствовать распространению практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.
В рамках создания более 2,5 тыс. МП ожидается формирование до 30 тыс. рабочих мест, в первую очередь, для выпускников вузов. Доминирующая часть предприятий и рабочих мест в малом бизнесе приходится на предприятия торговли и на услуги по операциям с недвижимостью. В целом по стране малые предприятия торговли обеспечивали рабочими местами 14,2% занятых по виду деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». В I квартале 2009 г. численность работников МП торговли уменьшилась на 229,9 тыс. человек. При этом падение численности занятых наблюдалось практически во всех федеральных округах и по всем видам экономической деятельности и сопровождалось сокращением масштабов выпуска продукции и услуг. По большинству видов деятельности с IV квартала 2008 г. фиксируется или абсолютное уменьшение объемов оборота МП, или резкое сокращение величины прироста оборота относительно предыдущего периода.
Очевидно, что снижение в I квартале 2009 г. относительно I квартала 2008 г. в российской экономике объемов строительства на 19,3% , оборота розничной торговли на 1,1% и оптовой торговли на 4,7% оказало негативное воздействие на характер функционирования малых предприятий. В целом по итогам I квартала 2009 г. оборот МП составил 1832,5 млрд руб., или 12,4% от оборота по всем видам деятельности в российской экономике, при этом доля оборота МП по виду деятельности «строительство» составила 31,8%, в рыболовстве и рыбоводстве – 21,1%, в сельском хозяйстве – 17,4%, в торговле – 16,4% и в промышленности – 6,1%.
В российской экономике структура оборота малых предприятий почти на 55% формировалась предприятиями оптовой и розничной торговли, и изменение ситуации на внутреннем потребительском и оптовом рынках оказывало доминирующее влияние на позиции малого бизнеса. В наиболее острой форме сокращение масштабов деятельности предприятий малого бизнеса отмечается в Центральном, Северо-Западном, федеральных округах, на которые приходится почти половина абсолютного уменьшения объемов оборота малых предприятий в целом по России.
Таблица 2
Оборот малых предприятий
по видам экономической
2008г. |
В том числе по кварталам |
2009г. | ||||
I |
II |
III |
IV | |||
Всего: |
10093,5 |
2072,9 |
2550,1 |
2751,9 |
2718,6 |
1832,5 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
170,7 |
32,8 |
35,2 |
50,7 |
52 |
37,7 |
Рыболовство и рыбоводство |
23,1 |
4,8 |
6,1 |
6,5 |
5,7 |
5,1 |
Промышленность |
1418,7 |
280,6 |
365,8 |
403 |
369,3 |
242,2 |
Добыча полезных ископаемых |
59,8 |
10,5 |
13,9 |
19,7 |
15,7 |
7,9 |
Обрабатывающие производства |
1311,3 |
258,7 |
310,9 |
372,1 |
339,6 |
219,1 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
47,6 |
11,1 |
11 |
11,2 |
14 |
15,1 |
Строительство |
1228,1 |
183 |
300,1 |
353,6 |
391,7 |
161,7 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования |
6095,5 |
1332,5 |
1551,3 |
1615,8 |
1595,9 |
1120,6 |
Гостиницы и рестораны |
106,7 |
23,1 |
28,4 |
27,9 |
27,3 |
32,0 |
Транспорт и связь |
306,7 |
61,7 |
75,1 |
94,4 |
75,5 |
61,9 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
627,4 |
131 |
157,9 |
168,3 |
170,2 |
142,8 |
Информация о работе Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в России