Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в России.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть критерии и функции малого и среднего предпринимательства;
- определить инструменты государственного регулирования малого и среднего предпринимательства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
1.1 Малое и среднее предпринимательство: критерии и функции……………….6
1.2 Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства………………………………………………………………13
ГЛАВА 2. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
2.1. Состояние малого и среднего предпринимательства в России……………..21
2.2. Проблемы малого и среднего предпринимательства в России…………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..43

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Сущность малого предпринимательства  проявляется в его экономических и социальных функциях:

1. формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

2. расширение ассортимента  и повышение качества товаров,  работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;

3. приближение производства  товаров и услуг к конкретным  потребителям;

4. содействие структурной  перестройке экономики. Малое  предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

5. привлечение личных  средств населения для развития  производства. Партнеры в малых  предприятиях вкладывают свои  капиталы в дело с большей  заинтересованностью, чем в крупных; 

6. создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

7. более эффективное  использование творческих способностей  людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел,  народных промыслов; 

8. вовлечение в трудовую  деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

9. формирование социального  слоя собственников, владельцев  предприятий, фирм, компаний;

10. активизация научно-технического прогресса;

11. освоение и использование  местных источников сырья и  отходов крупных производств; 

12. содействие деятельности  крупным предприятиям путем изготовления  и поставки комплектующих изделий  и оснастки, создание вспомогательных  и обслуживающих производств;

13. освобождение государства  от низкорентабельных и убыточных  предприятий за счет их аренды  и выкупа. [5, c. 267].

Но все перечисленные  достоинства малого бизнеса проявляются  отнюдь не автоматически. Проблема состоит  в том, что небольшие предприятия как правило подвержены гораздо большему риску чем крупные фирмы.

В малом бизнесе (за некоторыми исключениями, связанными с излишними  административными государственными барьерами) практически отсутствуют  препятствия для межотраслевого и внутриотраслевого перелива капиталов, движения рабочей силы [7, c. 265]. Малые предприятия, в отличие от крупных, не могут диктовать рынку уровень цен на свою продукцию. При этом любые просчеты крупных предприятий, включая установление и длительное поддержание монопольно завышенных цен, снижение качества, выпуск морально устаревшей продукции, используется субъектами малого бизнеса для выхода на традиционные рынки сбыта продукции крупных компаний и отнятия у них части прибыли. Многие новые ниши на рынке, образующиеся в результате инновационных подвижек, или временно (по конъюнктурным причинам) опустевшие рыночные сегменты оказываются сферой опережающего приложения сил именно субъектов малого бизнеса.

Тем самым малые предприятия  вносят свой позитивный вклад в обеспечение нормальной конкурентной среды в национальной экономике, подстегивают крупные предприятия к проведению регулярных модернизаций, к максимальному использованию, внедрению в производство и менеджмент новинок технического прогресса.

Малое предпринимательство имеет специфическое преимущество перед крупными предприятиями также с точки зрения инвестиционного процесса. В малом бизнесе этот процесс является менее капиталоемким, чем в крупном, так как на малом предприятии работникам нередко приходится выполнять сразу несколько различных функций, совмещать несколько профессий одновременно. Кроме того, предприятия малого бизнеса не содержат и в принципе не могут позволить себе содержать длительно простаивающее оборудование, помещения, излишнюю рабочую силу. Вследствие этого стоимость рабочего места на малом предприятии оказывается на порядок ниже аналогичного рабочего места на крупном предприятии [6, c. 87].

Субъекты малого предпринимательства  активно используют свое положение аутсайдера для организации рентабельной работы в тех сферах, которые не представляют финансового интереса для крупного бизнеса, но являются нужными обществу. Восстановление и эксплуатация заброшенных нефтяных скважин, ведение всевозможных ремонтных работ, доставка товаров и ведение торговли в удаленных местах — все это сферы деятельности малого бизнеса.

Малый бизнес по своей  природе привязан к локальным  рынкам.

Ведение хозяйственной  деятельности для него всегда сопряжено  с выстраиванием цепочек личных контактов, личных знакомств с поставщиками сырья, комплектующих, а главное — с потребителями продукции. Личные контакты позволяют субъектам малого бизнеса очень чутко ощущать спрос и быстро реагировать на его изменения. Крупные предприятия при всем арсенале средств, имеющихся в их распоряжении, такой возможности не имеют.

Малое предпринимательство  играет роль социального демпфера [7, c. 478]. Оно способно вбирать в себя высвобождающуюся (особенно в периоды экономических депрессий) рабочую силу, повышать уровень благосостояния широких слоев населения, укреплять демократические институты общества, социальное партнерство, расширяет средний класс. Тем самым в современном обществе оно в немалой мере обеспечивает общую социальную стабильность как важнейший момент нормального, сбалансированного социального развития страны и ее национального хозяйства.

Все эти и другие экономические  и социальные функции малого предпринимательства  ставят его развитие в разряд важнейших  государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.

Таким образом, основными критериями на основе которых предприятие относят к субъектам малого бизнеса являются: объем выручки за календарный год и среднесписочная численность работников. Благодаря развитию малого предпринимательства создаются предпосылки для вовлечения в трудовую деятельность отдельных групп населения, а также расширению ассортимента и повышению качества оказываемых услуг.

 

1.2 Государственное регулирование  малого и среднего предпринимательства

 

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации регулируется на основании Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года и является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов.

На рисунке 1 представлены цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в России [1].

Рисунок 1 - Цели государственной поддержки в области развития малого предпринимательства

 

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органах исполнительной власти субъектов РФ [9, c. 157].

Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов.

Также действуют общественные объединения - Торгово-промышленная палата Российской Федерации, аналогичные региональные и честные палаты. Российская ассоциация развития и поддержки малого предпринимательства, профсоюз работников малых предприятий, общественно-политическое движение «Развитие предпринимательства», целый ряд других союзов и ассоциаций.

Одна из важных задач государства - создание экономических условий для развития предпринимательства путем использования различных механизмов [11, c. 421].

  1. Приватизация как государственное регулирование малого предпринимательства имеет особое значение. Попытка ориентироваться только на негосударственные коммерческие организации и иностранных инвесторов как эффективных собственников бывших государственных предприятий не оправдала себя. Первый опыт приватизации показал неперспективность искусственного форсирования формирования новых собственников, применения чисто административных методов, игнорирования мотивации деятельности новых собственников и требований цивилизованного рыночного хозяйства.
  2. Особое значение для предпринимательства имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов, прежде всего государственного бюджета. Налогообложение выполняет стимулирующую, перераспределительную и контрольную функции.
  3. Государство регулирует предпринимательскую деятельность во многом путем выдачи лицензий. Лицензирование позволяет обеспечить защиту жизненно важных интересов кадров в сфере производства, обучения, медицинского и бытового обслуживания и др.
  4. Большое влияние на результаты предпринимательской деятельности оказывают тарифы на продукцию и услуги естественных монополий.
  5. Развитию предпринимательства могут способствовать гарантии государства по займам и кредитам предприятий. Правительство РФ предполагает выдавать гарантии лишь тем, кто не имеет долгов перед бюджетом. Их будут получать только победители инвестиционных конкурсов, проводимых Министерством экономики.

Возможны следующие основные подходы привлечения малого бизнеса к выполнению государственного заказа:

  1. квотирование части государственного заказа для малого бизнеса
  2. выделение в сложной составной продукции простых частей и размещение заказов на эти простые части среди субъектов малого бизнеса
  3. привлечение малого бизнеса на принципах субконтрактации
  4. поставки через посредническую структуру.

Квотирование  части госзаказа предусматривается, что государственные заказчики  в общем объеме заказа выделяют установленный  законом объем продукции (15 %) и размещают его только среди субъектов малого предпринимательства. Это применимо для простых товаров, работ и услуг.

Выделение в  сложной составной продукции  простых частей. При закупке сложной  составной продукции (например, работ  по капитальному ремонту здания; или  проектированию, монтажу и наладке  компьютерной сети) всегда можно выделить несколько простых частей, которые не требуют от исполнителя специальной квалификации или специальных материально-технических ресурсов (например, покраска стен; перевозка компьютеров, протяжка силовых и коммутационных кабелей). Эти части выделяются и размещаются только среди субъектов малого предпринимательства.

Привлечение малого бизнеса на принципах субконтрактации. Этот подход подразумевает, что либо в процедурах закупки участвуют  временные объединения крупных  поставщиков и субъектов малого бизнеса, либо условия государственного контракта требуют от крупного поставщика привлечения субъектов малого бизнеса в процессе выполнения контракта.

Поставки продукции  малого бизнеса через посредническую структуру. Некоторая специализированная структура (существующая или специально созданная) участвует в процедурах размещения государственного заказа от собственного имени и от собственного имени заключает с государственными заказчиками контракты на поставку продукции. При этом она обеспечивает поставку продукции малого предпринимательства (на основе принципов субконтрактации) в объемах, установленных действующим законодательством (15 % от объема заказа).

Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) в качестве механизмов реализации фискальной функции выделены, помимо общего, специальные налоговые режимы.

Общий режим налогообложения предполагает уплату налогоплательщиками федеральных, региональных и местных налогов. Федеральные налоги действуют на территории всех регионов России, а  региональные — только в тех, где законодательный орган принял специальный закон об их введении, устанавливающий ставки, формы отчетности и сроки уплаты налогов. Местные налоги вводятся в действие актами местных органов власти.

Установление специальных налоговых  режимов в отношении субъектов малого и среднего бизнеса продиктовано необходимостью учета при налогообложении направления и объема их деятельности.

Использование специальных  режимов заменяет уплату нескольких основных налогов, таких как налог  на прибыль, налог на добавленную  стоимость (НДС), налог на имущество организаций и единого социального налога (ЕСН), уплатой единого налога, размер которого рассчитывается в упрощенном порядке, при этом остальные налоги уплачиваются в общем порядке. Возможность применения специальных режимов зависит от сферы деятельности налогоплательщика, величины дохода (ст. 346.2, 346.12 НК РФ) и организационно-правовой формы бизнеса.

Информация о работе Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в России