Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:23, курсовая работа
Целью исследования проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в России.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть критерии и функции малого и среднего предпринимательства;
- определить инструменты государственного регулирования малого и среднего предпринимательства;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
1.1 Малое и среднее предпринимательство: критерии и функции……………….6
1.2 Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства………………………………………………………………13
ГЛАВА 2. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
2.1. Состояние малого и среднего предпринимательства в России……………..21
2.2. Проблемы малого и среднего предпринимательства в России…………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..43
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Сущность малого предпринимательства
проявляется в его экономически
1. формирование конкурентных,
цивилизованных рыночных
2. расширение ассортимента
и повышение качества товаров,
работ, услуг. Стремясь к
3. приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
4. содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
5. привлечение личных
средств населения для
6. создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
7. более эффективное
использование творческих
8. вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
9. формирование социального
слоя собственников,
10. активизация научно-техническог
11. освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
12. содействие деятельности
крупным предприятиям путем
13. освобождение государства
от низкорентабельных и
Но все перечисленные достоинства малого бизнеса проявляются отнюдь не автоматически. Проблема состоит в том, что небольшие предприятия как правило подвержены гораздо большему риску чем крупные фирмы.
В малом бизнесе (за некоторыми
исключениями, связанными с излишними
административными
Тем самым малые предприятия вносят свой позитивный вклад в обеспечение нормальной конкурентной среды в национальной экономике, подстегивают крупные предприятия к проведению регулярных модернизаций, к максимальному использованию, внедрению в производство и менеджмент новинок технического прогресса.
Малое предпринимательство имеет специфическое преимущество перед крупными предприятиями также с точки зрения инвестиционного процесса. В малом бизнесе этот процесс является менее капиталоемким, чем в крупном, так как на малом предприятии работникам нередко приходится выполнять сразу несколько различных функций, совмещать несколько профессий одновременно. Кроме того, предприятия малого бизнеса не содержат и в принципе не могут позволить себе содержать длительно простаивающее оборудование, помещения, излишнюю рабочую силу. Вследствие этого стоимость рабочего места на малом предприятии оказывается на порядок ниже аналогичного рабочего места на крупном предприятии [6, c. 87].
Субъекты малого предпринимательства активно используют свое положение аутсайдера для организации рентабельной работы в тех сферах, которые не представляют финансового интереса для крупного бизнеса, но являются нужными обществу. Восстановление и эксплуатация заброшенных нефтяных скважин, ведение всевозможных ремонтных работ, доставка товаров и ведение торговли в удаленных местах — все это сферы деятельности малого бизнеса.
Малый бизнес по своей природе привязан к локальным рынкам.
Ведение хозяйственной деятельности для него всегда сопряжено с выстраиванием цепочек личных контактов, личных знакомств с поставщиками сырья, комплектующих, а главное — с потребителями продукции. Личные контакты позволяют субъектам малого бизнеса очень чутко ощущать спрос и быстро реагировать на его изменения. Крупные предприятия при всем арсенале средств, имеющихся в их распоряжении, такой возможности не имеют.
Малое предпринимательство играет роль социального демпфера [7, c. 478]. Оно способно вбирать в себя высвобождающуюся (особенно в периоды экономических депрессий) рабочую силу, повышать уровень благосостояния широких слоев населения, укреплять демократические институты общества, социальное партнерство, расширяет средний класс. Тем самым в современном обществе оно в немалой мере обеспечивает общую социальную стабильность как важнейший момент нормального, сбалансированного социального развития страны и ее национального хозяйства.
Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.
Таким образом, основными критериями на основе которых предприятие относят к субъектам малого бизнеса являются: объем выручки за календарный год и среднесписочная численность работников. Благодаря развитию малого предпринимательства создаются предпосылки для вовлечения в трудовую деятельность отдельных групп населения, а также расширению ассортимента и повышению качества оказываемых услуг.
1.2 Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства
Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации регулируется на основании Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года и является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов.
На рисунке 1 представлены цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в России [1].
Рисунок 1 - Цели государственной поддержки в области развития малого предпринимательства
Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органах исполнительной власти субъектов РФ [9, c. 157].
Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов.
Также действуют общественные объединения - Торгово-промышленная палата Российской Федерации, аналогичные региональные и честные палаты. Российская ассоциация развития и поддержки малого предпринимательства, профсоюз работников малых предприятий, общественно-политическое движение «Развитие предпринимательства», целый ряд других союзов и ассоциаций.
Одна из важных задач государства - создание экономических условий для развития предпринимательства путем использования различных механизмов [11, c. 421].
Возможны следующие основные подходы привлечения малого бизнеса к выполнению государственного заказа:
Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) в качестве механизмов реализации фискальной функции выделены, помимо общего, специальные налоговые режимы.
Общий режим налогообложения
Установление специальных
Использование специальных режимов заменяет уплату нескольких основных налогов, таких как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество организаций и единого социального налога (ЕСН), уплатой единого налога, размер которого рассчитывается в упрощенном порядке, при этом остальные налоги уплачиваются в общем порядке. Возможность применения специальных режимов зависит от сферы деятельности налогоплательщика, величины дохода (ст. 346.2, 346.12 НК РФ) и организационно-правовой формы бизнеса.
Информация о работе Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в России