Проблемы и перспективы получения прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли промышленного предприятия, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
исследовать роль прибыли в экономике;
рассмотреть факторы производства, влияющие на прибыль;
рассмотреть методы планирования прибыли;
проанализировать пути использования и распределения прибыли на предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПРИБЫЛИ 4
1.1 Теоретические подходы к определению прибыли 4
1.2 Прибыль. Сущность прибыли и ее функции 8
1.3 Факторы производства, влияющие на прибыли 10
ГЛАВА 2. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ НА РАЗЛИЧНЫХ РЫНКАХ КОНЕЧНОЙ ПРОДУКЦИИ 13
2.1 Рынок совершенной конкуренции: краткосрочное и долгосрочное равновесие 13
2.2 Максимизация прибыли на рынках несовершенной конкуренции 16
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИИ АО «КРАСНОРЕЧЕНСКИЙ РМЗ» 22
3.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Краснореченский РМЗ» 22
3.2 Анализ формирования, распределения и использования прибыли ОАО «Краснореченский РМЗ» 23
3.3. Рекомендации по управлению прибылью на АО «Краснореченский РМЗ» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

Прибыль и мак.-курс.docx

— 198.26 Кб (Скачать файл)

Являясь важнейшей экономической  категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль  отражает чистый доход, созданный в  сфере материального производства, и выполняет следующие функции9:

  1. Оценочную. То есть дает возможность провести оценку эффективности работы предприятия (получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью).
  2. Распределительную. Ее сущность заключается в том, что прибыль предприятия является инструментом распределения доходов.
  3. Стимулирующую. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.

Прирост прибыли может  быть достигнут не только благодаря  увеличению трудового вклада коллектива предприятия, но и за счет других факторов10. Поэтому на каждом предприятии необходимо проводить систематический анализ формирования, распределения и использования прибыли. Этот анализ имеет важное значение и для внешних субъектов (государственных органов, банков и др.).

Задачами анализа формирования и использования прибыли являются11:

  • оценка плана (прогноза) прибыли и выбор наилучшего варианта; изучение выполнения плана и динамики;
  • выявление и количественное измерение влияние факторов формирования показателей прибыли и оценка ее качества;
  • выявление резервов роста прибыли на предприятии;
  • разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия.

Анализ должен показать также  влияние на прибыль нарушение  договорной, технологической и финансовой дисциплины.

Прибыль на предприятии рассматривается  не только как основная цель, но и  как главное условие его деловой  активности. Оценивая уровень или  изменение деловой активности, проводят различия между понятиями ожидаемой  прибыли (которая может быть получена в будущем в результате хозяйствования) и фактически полученной.

С учетом этого различают  следующие функции прибыли:

  • инвестиционная - поскольку ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;
  • результативная - фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности предприятия;
  • финансирующая - часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования предприятия;
  • стимулирующая - часть ожидаемой или полученной прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала.

  1.3 Факторы производства, влияющие на формирование прибыли

 

Основой рыночного механизма  являются экономические показатели, необходимые для планирования и  объективной оценки производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, образования  и использования специальных  фондов, соизмерения затрат и результатов  на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к  рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей  играет прибыль.

Изменение экономических  показателей за любой временной  период происходит под влиянием множества  разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует  их классификации, которая в то же время имеет важное значение для  определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности  хозяйствования.

Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так, выделяют внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.

В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные  факторы связаны в основном с  коммерческой, природоохранной, претензионной  и другими аналогичными видами деятельности предприятия. Производственные факторы  отражают наличие и использование  основных элементов производственного  процесса, участвующих в формировании прибыли: это средства труда, предметы труда и сам труд.

По каждому из этих элементов  выделяются группы экстенсивных и интенсивных  факторов.

К экстенсивным относятся  факторы, которые отражают объем  производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования  по времени (изменение продолжительности  рабочего дня, коэффициента сменности  оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты  материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся  факторы, отражающие эффективность  использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

В процессе осуществления  производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией  продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему  обобщающих факторных показателей  более высокого порядка. Эти показатели отражают объем и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.

Таким образом, можно сделать  вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой – как основные первичные факторы, определяющие издержки производства.

Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом  произведенной продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы  роста зависят от тех же трех первичных  факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей  объема промышленной продукции и  издержек производства.

Факторы, влияющие на прибыль различны, но их описание и классификация важная часть экономической теории. В современной экономике выделяют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам от государства, рыночной конъектуры и т.д. в свою очередь внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия и политики проводимой им12.


 


 


 


 


 



 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 – Распределение прибыли акционерного общества

 

 

ГЛАВА 2. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ НА РАЗЛИЧНЫХ РЫНКАХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ

2.1 Рынок совершенной конкуренции: краткосрочное и долгосрочное равновесие

 

В экономической теории совершенной  конкуренцией называют такую форму  организации рынка, при которой исключены все виды соперничества, как между продавцами, так и между покупателями. Таким образом, теоретическое понятие совершенной конкуренции является фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции как острого соперничества экономических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель13. Как же в таких условиях фирмы получают прибыль?

Согласно традиционным теории фирмы и теории рынков, максимизация прибыли является основной целью  фирмы. Поскольку на цену не влияет конкурентная фирма, то на свой доход  она может повлиять лишь посредством  изменения объема продаж. Если валовой  доход (TR) фирмы больше совокупных издержек (TC), то она получает прибыль. Если совокупные издержки превышают валовой доход, то фирма несёт убытки14.

Существуют два подхода (принципа) к определению уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или минимальные убытки. Первый включает сравнение валового дохода (TR) и валовых издержек (TC); второй - сравнение предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC). Оба подхода применимы не только к чисто конкурентной фирме, но также и к фирмам, функционирующим в условиях любой из трех основных рыночных структур.

Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности:

Это означает, что любое  сколь угодно малое повышение  цены одним производителем сверх  рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля. Таким образом, разница в ценах  может быть единственной причиной предпочтения той или иной фирмы. Неценовая конкуренция отсутствует.

Количество экономических  субъектов на рынке неограниченно  велико, а их удельный вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта. При этом, естественно, предполагается отсутствие сговора между продавцами или покупателями для получения монопольной власти на рынке. Рыночная цена является результатом совместных действий всех покупателей и продавцов.

Свобода входа  и выхода на рынке. Отсутствуют какие-либо ограничения и барьеры — нет патентов или лицензий, ограничивающих деятельность в данной отрасли, не требуются значительные первоначальные капиталовложения, положительный эффект масштаба производства крайне незначителен и не препятствует входу в отрасль новых фирм, отсутствует государственное вмешательство в механизм спроса и предложения (субсидии, налоговые льготы, квотирование, социальные программы и т.п.). Свобода входа и выхода предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой.

Совершенное знание всех субъектов рынка. Все решения принимаются в определенности. Это означает, что все фирмы знают свои функции доходов и издержек, цены всех ресурсов и все возможные технологии, а все потребители имеют полную информацию о ценах всех фирм. При этом предполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно.

Данные характеристики являются настолько строгими, что практически  нет реальных рынков, которые полностью  бы им удовлетворяли.

Тем не менее, модель совершенной  конкуренции:

  • позволяет исследовать рынки, на которых большое количество малых фирм продают однородную продукцию, т.е. рынки, близкие по условиям с данной моделью;
  • проясняет условия максимизации прибыли;
  • является стандартом для оценки эффективности реальной экономики.

Рис.2.1. Рынок совершенной конкуренции15

Прибыль, к которой стремится  фирма, определяется как разность между  валовым доходом и валовыми издержками:

Прибыль = ТR – ТС.

4. Сравнение валового  дохода и валовых издержек; предельного  дохода и предельных издержек. В микроэкономике используют  названные два подхода к определению  уровня производства, при котором  фирма максимизирует прибыль  или минимизирует убытки.

В каждом из этих подходов могут  решаться три проблемы:

– максимизация прибыли  в процессе производства;

– минимизация убытков  в процессе производства;

– минимизация убытков  путем прекращения производства и закрытия предприятия.

5. Классическое условие  максимизации прибыли фирмы в  краткосрочном периоде. На конкурентном  рынке предельный доход фирмы  равен среднему доходу фирмы  и равен цене: М R = AR = Р. 

В краткосрочном периоде  конкурентная фирма выбирает объем  выпуска продукции, а не цену, которая  задана извне (поскольку это конкурентная фирма). Правило максимизации прибыли  для конкурентной фирмы заключается  в выборе объема производства, при  котором цена и предельный доход  равняется предельным издержкам: Р = М R = МС.

Объем производства здесь  будет оптимальным. При меньшем  объеме производства MR больше MC, прибыль  существует, но явно не достигает максимума. Прибыль можно увеличить за счет расширения производства.

При большем, чем оптимальный, объеме выпуска MC выше MR. В этом случае сокращение объема выпуска продукции  дает экономию издержек, превышающих MR.

«Точка критического объема производства фирмы16»

Когда фирма производит продукцию, она максимизирует прибыль, выбирая  такой объем производства, при  котором цена равна предельным издержкам. При данном объеме выпуска продукции  прибыль будет положительной  величиной, если цена выше средних валовых  издержек. Фирма может действовать  с убытками в краткосрочном периоде. Однако конкурентная фирма не будет  выпускать продукции, если цена меньше минимальных средних переменных издержек. Если фирма сталкивается с убытками и на долгосрочном этапе, она прекращает производство.

Информация о работе Проблемы и перспективы получения прибыли