Проблемы импортозамещения в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

В условиях современного мира, в условиях глобализации, а особенно в период мирового финансового кризиса в мире можно наблюдать такие явления, как рост цен на сырье, ужесточение конкуренции и дискриминация товаров на рынках отдельных стран. Данное обстоятельство может привести к ухудшению экономической безопасности страны, то есть в данном случае привести к зависимости страны от поставок импорта. Для предотвращения данной проблемы реализуется импортозамещение. Импортозамещение является одной из важнейших задач, решение которой будет способствовать достижению экономической безопасности страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ 5
ПРОБЛЕМА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 11
РАЗВИТИЕ ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

Problemy_importozameshenia_v_Respublike_Belarus.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2 ПРОБЛЕМА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

2.1 Государственная программа импортозамещения на 2006-2010 гг.;

 

При необходимости  обеспечения собственных ресурсных  потребностей Республика Беларусь сталкивается с проблемой максимально взвешенного и рационального подхода как к расходам в области импорта, так и к выбору приоритетов в производственной сфере. В этой связи особенно актуальным становится выявление существенных зависимостей между динамикой спроса на отечественные и импортные товары с определением наиболее перспективных направлений экономической политики в сфере импортозамещения, позволяющих сбалансировать данные процессы в Беларуси. Политика импортозамещения должна иметь экономически оправданный смысл, основанный на преимуществах Беларуси. [11, с. 56; 15, с. 270]

Интерес к проблеме импортозамещения в нашей стране актуализировался после перехода к  рыночным условиям хозяйствования и  был обусловлен потребностью в экономических инструментах для обеспечения оптимальных показателей внешней торговли.

Странам с малой  открытой экономикой, к которым относится  и Беларусь, для обеспечения поступательного  развития необходимо активное участие  в международном разделении труда. Такая ситуация подразумевает проведение экспортно ориентированной политики и стимулирование выпуска конкурентоспособной продукции с поддержкой ее продвижения на внешние рынки. В нашей стране в этом направлении проводится комплексная работа: реализуется Национальная программа развития экспорта Республики Беларусь на 2006-2010 гг., соответствующим производствам предоставляются налоговые льготы и бюджетные субсидии.

Основным нормативно правовым актом, регламентирующим политику импортозамещения в нашей стране, является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2006 г. №402 «О Государственной программе импортозамещения на 2006-2010 гг.» (далее – программа). Ее реализация дополняется соответствующими отраслевыми и региональными программами, а также отдельными импортозамещающими проектами. Положения программы согласованы с основными направлениями развития национальной экономики, отраженными в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг., Национальной программе экспорта. Очевидно, что выполнение импортозамещающих проектов не только даст возможность сократить величину импорта, но и окажет стимулирующее воздействие на производство. [11, с. 57-58]

Необходимость данной Программы обусловлена ростом соотношения объема импорта к ВВП. Разработчики считают, что Беларусь должна по возможности переходить на собственное производство, снижая объем критического импорта. Основной целью реализации данной госпрограммы является снижение зависимости республики от импорта товаров (работ, услуг) за счет удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией собственного производства, повышения эффективности использования импортируемых энергетических и сырьевых ресурсов, путем создания условий для развития конкурентоспособных эффективных организаций. [5, с. 11]

В программе  формализуются основные подходы, применяемые  для обеспечения импортозамещения, которые в ходе ее реализации с  учетом накопленного опыта дополняются и совершенствуются, что позволяет результативно использовать разработанные механизмы для повышения эффективности элементов импортозамещающей политики в ходе регулирования производственных процессов в национальной экономике в целом. В рамках импортозамещения при выборе производственного направления целесообразно ориентироваться на удовлетворение спроса со стороны национальных субъектов хозяйствования, обладающих наибольшим производственным и финансовым потенциалом. В Беларуси они, как правило, являются экспортно ориентированными, что позволяет говорить об их высокой конкурентоспособности, по крайней мере, в сравнении с иными производствами.

При таком подходе  импортозамещение носит вертикальный характер и способствует образованию  промышленных кластеров в национальной экономике, что соответствует современным мировым тенденциям и концепции построения инновационной экономики. Предприятия-заказчики не только формируют спрос на отечественную продукцию, но и обеспечивают контроль ее качества. Таким образом, стимулируется модернизация импортозамещающих производств и их продукции. [11, с. 58-59]

В целом Программа предполагает создание в Беларуси комплексной системы, обеспечивающей реализацию государственной политики импортозамещения, которая базируется на следующих принципах:

    • Углубленное импортозамещение, предполагающее замещение поставок для валообразующих организаций;
    • Конкурентоспособное импортозамещение, которое предполагает предварительную оценку импортозамещающего производства (по цене и качеству, насыщению внутреннего рынка и экспортному потенциалу), а также системный анализ его влияния на конкурентоспособность продукции, произведенной на их основе;
    • Системное импортозамещение, предполагающее комплексное развитие импортозамещения в отраслях, регионах, организациях через соответствующие взаимосвязанные импортозамещающие программы и бизнес-планы развития организации, создания в перспективе импортозамещающих межотраслевых и отраслевых корпоративных структур, которые на долевой основе будут финансировать проекты импортозамещающих производств, оказывающих влияние на конкурентоспособность конечной продукции.

Реализация  Государственной программы осуществляется путем реализации мер общеэкономического характера и через выполнение конкретных импортозамещающих проектов.

Для достижения поставленных целей в рамках Программы  реализуются следующие задачи:

    • Дальнейшее развитие приоритетных направлений отраслей народного хозяйства и видов производств, обеспечивающих потребности внутреннего рынка высококачественными конкурентоспособными товарами, аналогичными импортируемым в республику, на основе использования или перепрофилирования действующих, а также создания новых производственных мощностей с учётом проводимой в стране структурной политики;
    • Развитие с учетом ограниченности внутреннего рынка импортозамещающих производств с дальнейшей ориентацией на экспорт;
    • Структурные преобразования организаций в целях снижения импортной зависимости отраслей народного хозяйства;
    • Повышение конкурентоспособности импортозамещающей продукции за счет внедрения новых и высоких технологий и использования прогрессивного оборудования;
    • Определение приоритетов и государственная поддержка наиболее эффективных импортозамещающих направлений;
    • Стимулирование косвенного импортозамещения, внедрение современных материало- и энергосберегающих технологий, повышающих эффективность использования импортируемых ресурсов;
    • Повышение эффективности использования или перепрофилирования действующих, а также создание новых производственных мощностей с наиболее высокой эффективностью капиталовложений при реализации инвестиционных проектов;
    • Привлечение инвестиционных ресурсов для осуществления развития перспективных направлений импортозамещения.

Важнейшими подходами к политике импортозамещения являются:

    • Максимальное задействование имеющихся производственных мощностей на основе их модернизации и перепрофилирования с учётом обновления и расширения номенклатуры выпускаемой продукции, а также привлечение существующих в стране сопряженных производств;
    • Одновременное наращивание экспорта импортозамещающей продукции в связи с ограниченностью внутреннего спроса;
    • Сочетание прямого и косвенного импортозамещения (внедрение современных материало- и энергосберегающих технологий);
    • Ориентация на расширение использования местных ресурсов и других естественных конкурентных преимуществ Беларуси;
    • Преимущественная реализация импортозамещающих проектов в проблемных регионах, имеющих незадействованные производственные мощности и соответствующие трудовые ресурсы, что позволяет использовать существующую социальную и производственную инфраструктуру при одновременном решении других целей социально-экономической политики (прежде всего, сокращение безработицы).

Импортирующие проекты авторы Программы определяют как проекты по организации или увеличению производства для внутреннего рынка товаров (работ, услуг), аналогичным импортируемым в республику, а также освоению в хозяйственной деятельности новых технологий, методов управления, систем качества, обеспечивающих снижение использования в хозяйственной деятельности импортных комплектующих, сырья, материалов, оборудования, работ и услуг. В соответствии с данным определением выработан ряд необходимых критериев:

    • Организация производства тех видов продукции, которые востребованы в республике, имеют высокую добавленную стоимость и затраты на организацию производства которых дадут наибольшую отдачу по сравнению с организацией производства другой продукции, ориентированной на внутренний или же внешние рынки;
    • Производство и поставка на внутренний рынок товаров (работ, услуг), аналогичных импортируемым в республику;
    • Снижение доли импортных комплектующих, сырья, материалов, оборудования, работ и услуг в затратах на производство товаров (работ, услуг);
    • Снижение закупок импортных товаров (работ, услуг);
    • Положительная динамика удельного веса выпускаемой импортозамещающей продукции на внутреннем рынке;
    • Высвобождение валютных средств за счет сокращения закупок импортных товаров;
    • Окупаемость затрат на осуществление мероприятия по импортозамещению, наибольшая среди других проектов отдача капиталовложений в виде высокой заработной платы, прибыли и налоговых отчислений;
    • Ограниченность временного периода государственного стимулирования, дальнейшее самостоятельное развитие на принципах самофинансирования и самоокупаемости;
    • Создание новых рабочих мест в результате внедрения в организации проектов по созданию импортозамещающих производств. [5, с. 11-12]

Ключевым элементом  при реализации политики импортозамещения должна стать эффективная работа предприятий, критериями который является возвратность вложенных инвестиций, прирост заработной платы, налогов, прибыли, амортизации. Положительная динамика этих показателей означает, что расходы потребителей на данный вид товаров превосходят затраты, которые были понесены при создании или реструктуризации субъектов хозяйствования, а также в ходе его производственной деятельности. Следует отметить, что импортозамещающий эффект будет давать каждое из отечественных предприятий, соответствующее данным критериям и поставляющее свою продукцию на внутренний рынок, поскольку при его отсутствии спрос на нее компенсировался бы поставками из-за рубежа.

В то же время  с точки зрения эффективности  торгового баланса для малой  открытой экономики важно, чтобы  импорт товаров, в том числе и инвестиционных и сырьевых в долгосрочном периоде был компенсирован соответствующим притоком валютных средств, прежде всего за счет национальной продукции. С этой позиции новое импортозамещающее производство должно либо, при насыщении внутреннего рынка и достижении необходимого качества продукции, выходить на внешние рынки, либо включаться в цепочку по обслуживанию экспортно ориентированных предприятий. Именно такой подход к импортозамещению в наибольшей степени соответствует задачам обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики и оптимизации внешнеторгового сальдо.  [11, с. 59]

Разработчики Программы  ожидают, что в результате реализации системы мер замещения импорта  товаров отечественным производством  уменьшится зависимость отечественной  экономики от внешней торговли и тем самым повысится экономическая безопасность страны. [5, с. 12]

 

2.2 Обоснованность перехода на использование отечественных сырьевых ресурсов

В период мирового финансового кризиса спрос на экспортную продукцию стал сокращаться. Поэтому многие страны столкнулись с проблемой повышения конкурентоспособности национального продукта и развития импортозамещающих производств для стабилизации торгового баланса. Для Беларуси эта проблема тоже является актуальной. [15, с. 269]

Любое включение в международное разделение труда одновременно означает усиление зависимости национальной экономики от внешнего мира. Смысл же безопасности в том, чтобы свести эту зависимость к минимуму или иметь возможность в случае необходимость трансформировать ее.

В современных условиях на внешнеэкономическую безопасность республики оказывают влияние внешние  угрозы, которые необходимо прогнозировать. К их нейтрализации или минимизации  необходимо быть готовыми, но предотвратить  возникновение с помощью внутренних ресурсов почти невозможно. К такому виду угроз относятся связанные со снижением спроса на товары и услуги отечественных производителей на внешних рынках; протекционистской политикой государств; проведением валютной политики зарубежными странами. [16, с. 14]

Экономика нашей страны носит открытый характер – экспорт составляет более 60% от ВВП. При этом, как показывает практика, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами постоянно повышается и по состоянию на январь-сентябрь 2010 года составляет 5,7 млрд. долларов США (в январе-сентябре 2009 года – отрицательное в размере 4,8 млрд. долларов США). Поэтому приоритетным для Беларуси является повышение экспорта. В качестве решения этой проблемы может выступать политика импортозамещения, которая предполагает замещение импорта аналогичными товарами, произведенными внутри страны. Республика Беларусь является зависимой от поставок минерально-сырьевых ресурсов, многих видов продукции, в том числе стратегического значения, отдельных продовольственных товаров, а также комплектующих изделий, в связи с этим падение импорта в страну происходит с меньшей интенсивностью. Среди других факторов, оказывающих влияние на экспортно-импортные отношения, можно выделить высокую импортоемкость производства, из-за чего предприятия вынуждены в больших объемах ввозить необходимые материалы и комплектующие, расходовать энергетические ресурсы. Большое количество промышленной продукции на складах явилось одной из причин более слабого снижения импорта по сравнению с экспортом. [16, с. 15; 15, с. 269; 6; 18, с. 45]

Информация о работе Проблемы импортозамещения в РБ