Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 16:38, курсовая работа
В условиях современного мира, в условиях глобализации, а особенно в период мирового финансового кризиса в мире можно наблюдать такие явления, как рост цен на сырье, ужесточение конкуренции и дискриминация товаров на рынках отдельных стран. Данное обстоятельство может привести к ухудшению экономической безопасности страны, то есть в данном случае привести к зависимости страны от поставок импорта. Для предотвращения данной проблемы реализуется импортозамещение. Импортозамещение является одной из важнейших задач, решение которой будет способствовать достижению экономической безопасности страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ 5
ПРОБЛЕМА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 11
РАЗВИТИЕ ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
РАЗДЕЛ 2 ПРОБЛЕМА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Государственная программа импортозамещения на 2006-2010 гг.;
При необходимости
обеспечения собственных
Интерес к проблеме импортозамещения в нашей стране актуализировался после перехода к рыночным условиям хозяйствования и был обусловлен потребностью в экономических инструментах для обеспечения оптимальных показателей внешней торговли.
Странам с малой
открытой экономикой, к которым относится
и Беларусь, для обеспечения
Основным нормативно правовым актом, регламентирующим политику импортозамещения в нашей стране, является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2006 г. №402 «О Государственной программе импортозамещения на 2006-2010 гг.» (далее – программа). Ее реализация дополняется соответствующими отраслевыми и региональными программами, а также отдельными импортозамещающими проектами. Положения программы согласованы с основными направлениями развития национальной экономики, отраженными в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг., Национальной программе экспорта. Очевидно, что выполнение импортозамещающих проектов не только даст возможность сократить величину импорта, но и окажет стимулирующее воздействие на производство. [11, с. 57-58]
Необходимость данной Программы обусловлена ростом соотношения объема импорта к ВВП. Разработчики считают, что Беларусь должна по возможности переходить на собственное производство, снижая объем критического импорта. Основной целью реализации данной госпрограммы является снижение зависимости республики от импорта товаров (работ, услуг) за счет удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией собственного производства, повышения эффективности использования импортируемых энергетических и сырьевых ресурсов, путем создания условий для развития конкурентоспособных эффективных организаций. [5, с. 11]
В программе
формализуются основные подходы, применяемые
для обеспечения
При таком подходе импортозамещение носит вертикальный характер и способствует образованию промышленных кластеров в национальной экономике, что соответствует современным мировым тенденциям и концепции построения инновационной экономики. Предприятия-заказчики не только формируют спрос на отечественную продукцию, но и обеспечивают контроль ее качества. Таким образом, стимулируется модернизация импортозамещающих производств и их продукции. [11, с. 58-59]
В целом Программа предполагает создание в Беларуси комплексной системы, обеспечивающей реализацию государственной политики импортозамещения, которая базируется на следующих принципах:
Реализация
Государственной программы
Для достижения поставленных целей в рамках Программы реализуются следующие задачи:
Важнейшими подходами к политике импортозамещения являются:
Импортирующие проекты авторы Программы определяют как проекты по организации или увеличению производства для внутреннего рынка товаров (работ, услуг), аналогичным импортируемым в республику, а также освоению в хозяйственной деятельности новых технологий, методов управления, систем качества, обеспечивающих снижение использования в хозяйственной деятельности импортных комплектующих, сырья, материалов, оборудования, работ и услуг. В соответствии с данным определением выработан ряд необходимых критериев:
Ключевым элементом при реализации политики импортозамещения должна стать эффективная работа предприятий, критериями который является возвратность вложенных инвестиций, прирост заработной платы, налогов, прибыли, амортизации. Положительная динамика этих показателей означает, что расходы потребителей на данный вид товаров превосходят затраты, которые были понесены при создании или реструктуризации субъектов хозяйствования, а также в ходе его производственной деятельности. Следует отметить, что импортозамещающий эффект будет давать каждое из отечественных предприятий, соответствующее данным критериям и поставляющее свою продукцию на внутренний рынок, поскольку при его отсутствии спрос на нее компенсировался бы поставками из-за рубежа.
В то же время с точки зрения эффективности торгового баланса для малой открытой экономики важно, чтобы импорт товаров, в том числе и инвестиционных и сырьевых в долгосрочном периоде был компенсирован соответствующим притоком валютных средств, прежде всего за счет национальной продукции. С этой позиции новое импортозамещающее производство должно либо, при насыщении внутреннего рынка и достижении необходимого качества продукции, выходить на внешние рынки, либо включаться в цепочку по обслуживанию экспортно ориентированных предприятий. Именно такой подход к импортозамещению в наибольшей степени соответствует задачам обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики и оптимизации внешнеторгового сальдо. [11, с. 59]
Разработчики Программы
ожидают, что в результате реализации
системы мер замещения импорта
товаров отечественным
2.2 Обоснованность перехода на использование отечественных сырьевых ресурсов
В период мирового финансового кризиса спрос на экспортную продукцию стал сокращаться. Поэтому многие страны столкнулись с проблемой повышения конкурентоспособности национального продукта и развития импортозамещающих производств для стабилизации торгового баланса. Для Беларуси эта проблема тоже является актуальной. [15, с. 269]
Любое включение в международное разделение труда одновременно означает усиление зависимости национальной экономики от внешнего мира. Смысл же безопасности в том, чтобы свести эту зависимость к минимуму или иметь возможность в случае необходимость трансформировать ее.
В современных условиях на
внешнеэкономическую
Экономика нашей страны носит открытый характер – экспорт составляет более 60% от ВВП. При этом, как показывает практика, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами постоянно повышается и по состоянию на январь-сентябрь 2010 года составляет 5,7 млрд. долларов США (в январе-сентябре 2009 года – отрицательное в размере 4,8 млрд. долларов США). Поэтому приоритетным для Беларуси является повышение экспорта. В качестве решения этой проблемы может выступать политика импортозамещения, которая предполагает замещение импорта аналогичными товарами, произведенными внутри страны. Республика Беларусь является зависимой от поставок минерально-сырьевых ресурсов, многих видов продукции, в том числе стратегического значения, отдельных продовольственных товаров, а также комплектующих изделий, в связи с этим падение импорта в страну происходит с меньшей интенсивностью. Среди других факторов, оказывающих влияние на экспортно-импортные отношения, можно выделить высокую импортоемкость производства, из-за чего предприятия вынуждены в больших объемах ввозить необходимые материалы и комплектующие, расходовать энергетические ресурсы. Большое количество промышленной продукции на складах явилось одной из причин более слабого снижения импорта по сравнению с экспортом. [16, с. 15; 15, с. 269; 6; 18, с. 45]