Проблемы предпринимательства в России: содержание и особенности государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

В последние годы малый бизнес в России стал особенно актуален. В основном он имеет направления на оказание услуг населению. К огромному сожалению, в России практически нет предпринимателей, занимающихся высокими технологиями, а ведь во многих странах запада именно малый бизнес занимается разработкой и внедрением на рынок различных технических новшеств. А ведь в России так много людей, имеющих оригинальные идеи и способных воплотить их в жизнь. Однако проблема финансирования не дает возможности заниматься разработкой опытных образцов или проведением научных исследований.

Файлы: 1 файл

Курсовая эконом.теория.docx

— 62.54 Кб (Скачать файл)

 

Проблемы  в кадастровой сфере

 

Большие проблемы для всего российского  малого и среднего бизнеса сосредоточены  в кадровой сфере. Рынок труда  не способен удовлетворить потребности  компаний ни в инженерах и технических  специалистах, ни в квалифицированных  рабочих. Исследование «ОПОРЫ России»  показало, что даже подбор работников для непроизводственных подразделений  сопряжен со значительными трудностями. 56% участников исследования признаются, что очень сложно найти нужного  работника, и только 23% опрошенных руководителей  малых и средних предприятий  утверждают, что не испытывают дефицита профессиональных кадров.

Но и малый бизнес предлагает невысокое качество рабочих мест, когда низкая производительность труда  не обеспечивает достойный заработок.

Получается замкнутый круг: предпринимателям нужны подготовленные кадры, но они  не в состоянии дать профессионалам квалифицированное рабочее место.

Такое кадровое обеспечение малого и среднего бизнеса выглядит особенно удручающей в сравнении с европейскими странами. К примеру, в Болгарии, Венгрии и Дании более половины малых и средних компаний не испытывают ни малейших сложностей при подборе  сотрудников. Средний показатель кадрового  обеспечения малого предпринимательства  в Европе составляет 47%. Россия в  этом рейтинге занимает 29-е место  — позади нас только Эстония и  Литва.

В отсутствие государственной программы  подготовки профессиональных кадров решение  проблемы видится в межмуниципальной кооперации, которая находится на грани нестыковок налогового и бюджетного законодательства с законом о  местном самоуправлении, о чем  постоянно пишет «ЭЖ». [ 8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Государственное регулирование предпринимательской деятельности и его особенности

 

     Место и роль государства в экономике каждой страны определяются эффективностью применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются те или иные социально-экономические и иные задачи. В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Это общая тенденция, характерная для большинства стран с развитой экономикой. 
    Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности по-разному обосновывается в экономической и юридической литературе. Важно в решении данного вопроса указать на необходимость охраны публичных и частных интересов. Сочетание публичных и частных интересов для достижения целей государственного регулирования - основополагающая  задача такого регулирования. 
    Государство в лице компетентных органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях:

  • обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
  • формирование   государственного   бюджета;
  • защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;
  • обеспечение занятости населения;
  • обеспечение безопасности и обороны страны;
  • реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение зашиты от монополизма;
  • соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании'.

    Этот перечень охраняемых публичных интересов не является исчерпывающим. Существуют и такие публичные интересы, как: 
необходимость эффективного управления государственной собственностью; 
необходимость обеспечения качества и безопасности товаров, работ, услуг; 
обеспечение интеграции экономики России в мировую экономику. 
На наш взгляд, при формировании основных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности следует определить критерии для такой классификации. Пока не понятно, почему одни направления включены в указанный перечень, другие - нет. Здесь явно отсутствует научный подход к рассматриваемой проблеме. 
    Особенность государственного регулирования в большинстве случаев раскрывается через категорию «деятельность». Поэтому государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений. 
    Говоря о соотношении таких понятий, как «государственное регулирование», «государственное управление» и «государственное воздействие», отметим, что первое понятие более узкое, нежели два последних. 
В юридической литературе различают формы государственного воздействия на рыночную экономику.  К ним относятся: 
государственное регулирование хозяйственной деятельности и контроль за нею; создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности; планирование.

    С этой точки зрения можно говорить, например, о государственном регулировании банковской, биржевой, инвестиционной, страховой деятельности.  Кроме того, можно выделить такие сферы государственно-правового регулирования, как бухгалтерский учет хозяйственных операций, финансирование предпринимательства, аудит, стандартизация и сертификация продукции (работ и услуг), ценообразование и др. 
Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать в зависимости от степени воздействия государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях национальной экономики. Выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств государственного регулирования. Минимальный уровень регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью. 
    С учетом сферы применения тех или иных средств воздействия можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации, на уровне автономной области и автономных округов. Эти и другие виды государственного регулирования получили отражение в федеральных законах,  иных правовых актах. 
    Государственное регулирование предпринимательской деятельности не подрывает основные начала гражданского законодательства (ст. 1 ГК). Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела означает, что законодатель в целом допускает государственное вмешательство в экономику. Допустимое (непроизвольное) вмешательство основано на законе - государственное регулирование предпринимательской деятельности. Произвольное вмешательство - незаконное явление. Одним словом, вмешательство  вмешательству рознь. 
В силу ч. 1 ст. 34 Конституции РФ любой гражданин вправе заниматься не запрещенной законом экономической деятельностью. Поэтому любая экономическая деятельность (включая и предпринимательскую) предполагает законные основания. Нельзя заниматься теми видами предпринимательства, которые прямо запрещены законом. Государственное регулирование предпринимательства ограничено рамками закона. 
Сложнее обстоит дело с пределами вмешательства государства в регулирование предпринимательской деятельности. Представители конституционного права считают, что эти пределы должны соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности. Однако в Конституции РФ данный принцип (равно как и другие) не сформулирован, хотя, по мнению Г. А Гаджиева, принцип соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности вытекает из анализа отдельных конституционных положений. Весьма интересная позиция: конституционный принцип не явно выражен, а подразумевается. 
    Руководствуясь этим принципом, органы власти не могут возлагать на граждан и юридические лица обязательства, превышающие установленные пределы необходимости, вытекающей из публичного интереса, для достижения цели, преследуемой данной мерой'. В противном случае вмешательство государства в сферу предпринимательства будет чрезмерным. Остается выработать на этот счет критерии и создать судебную практику, включая правовые позиции Конституционного Суда РФ.

 
    Основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности:

 

  1. Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности;
  2. Использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, нормативы, квоты, система государственных,  региональных и муниципальных заказов);
  3. Государственное регулирование национального рынка России;
  4. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью;
  5. Государственное регулирование международных экономических отношений. [6]
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Сравнение городов-миллионников России по условиям для развития малого и среднего бизнеса

 

Рейтинг городов-миллионников России по условиям для развития малого и  среднего бизнеса [15]

 

 

Города

Недвижимость

Доступность людских ресурсов

Доступность финансовых ресурсов

Административный климат и безопасность

Система поставщиков

Индексы по пятибалльной шкале

Челябинск

3,03

2,77

2,40

3,56

3,21

Екатеринбург

2,62

3,00

2,48

3,62

3,23

Самара

2,75

2,77

2,61

3,40

3,28

Казань

2,67

2,79

2,60

3,39

3,20

Уфа

2,78

2,46

2,39

3,49

3,45

Омск

2,64

2,64

2,16

3,54

3,46

Москва

2,64

2,50

2,31

3,38

3,22

Новосибирск

2,60

2,50

2,43

3,33

3,12

Санкт-Петербург

2,61

2,50

2,09

3,27

3,19

Нижний Новгород

2,41

2,24

2,23

3,41

3,22

Ростов-на-Дону

2,36

2,54

1,88

3,05

2,69


 

 

Индекс условий для развития малого и среднего бизнеса [15]

Недвижимость и инфраструктура

Людские ресурсы

Финансовые ресурсы

Административный климат и безопасность

Система поставщиков

Индикаторы

       

Доступность земельных участков

Доступность квалифицированных инженеров  и техников

Доступность финансовых ресурсов на срок до 1 года

Доля незаконных выплат чиновникам в  выручке компаний

Доступность поставщиков, машин и  оборудования

Доступность производственной недвижимости

Доступность квалифицированных рабочих

Доступность финансовых ресурсов на срок от 1 года до 3 лет

Свобода от давления со стороны проверяющих  инстанций

Доступность поставщиков комплектующих

Доступность офисных помещений

Доступность специалистов для непроизводственных подразделений

Доступность финансовых ресурсов на срок свыше 3 лет

Свобода от давления со стороны правоохранительных органов

Доступность поставщиков бизнес-услуг

Качество транспортной инфраструктуры

   

Свобода от давления со стороны криминала

 



 

 

 

«Влияние городских администраций  на создание условий для развития частного предпринимательства в  муниципальном образовании может  быть более значимым даже на фоне недостаточно благоприятных условий в субъекте РФ.» - это один из главных выводов аналитиков Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», осуществивших в 2010—2011 гг. масштабное исследование делового климата в городах и регионах страны совместно с российской консалтинговой компанией Strategy parthers, Евразийским институтом конкурентоспособности и Национальным партнерством участников микрофинансового рынка.

Мониторинг предпринимательской  среды осуществлен в 40 субъектах  Федерации из 83 и в мегаполисах  с численностью населения более  миллиона человек. Тем не менее исследование дает возможность оценить самочувствие малого и среднего бизнеса в муниципальном  образовании или в регионе. Остановимся  на местном уровне, предпринимательский  климат которого представлен в исследовании городами-миллионниками.

Рейтинг по сумме разных индексов представлен в таблице 1. Первое место  занимает Челябинск. Он лидер по основному  фактору «Недвижимость и инфраструктура», входит в первую тройку по двум другим слагаемым индекса и ни по одному из показателей не опускается ниже седьмого места. На его воображаемом светофоре перед малым и средним  бизнесом горит зеленый свет. У  Москвы — желтый фонарь, у Санкт-Петербурга — вовсе красный. Властям городов  со статусом субъекта РФ придется решать, быть или не быть малому бизнесу  в двух российских столицах, считают  авторы исследования. На их светофоре  под названием «Индекс условий  для развития малого и среднего бизнеса» красный свет перед местным предпринимательством горит помимо Северной столицы в  Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде. Нейтральный желтый фонарь светит наряду с Москвой в Казани, Уфе, Омске  и Новосибирске. Зеленый свет горит  не только Челябинску, но и Екатеринбургу  и Самаре. Примечательно, что Екатеринбург занимает высокое место в рейтинге, в то время как Свердловская область  находится в аналогичном рейтинге топ-40 на 29-й строчке.

Индекс делового климата, представлен  в таблице 2, соответствует оценке ситуации самими предпринимателями. Так, лишь 2% опрошенных в Москве представителей малого и среднего бизнеса отметили, что развитие частного предпринимательства  в городе является приоритетом для  мэрии. В Челябинске таких на 5% больше. В Москве 57% предпринимателей считают, что правительство столицы мало внимания уделяет развитию малого и  среднего бизнеса в мегаполисе. В  Челябинске такого же мнения о городских  властях придерживаются только 37% опрошенных предпринимателей.

78% челябинских бизнесменов знают  о программах поддержки малого  и среднего бизнеса в городе  и 8% участвуют в реализации  муниципальных программ. В Москве  эти показатели равны соответственно 49% и 10%.

В целом по всем городам-миллионникам участие в муниципальных программах развития малого и среднего бизнеса  принимают 7% компаний. 71% участников таких  мероприятий положительно отзываются об эффективности местных программ, 5% отказались дать оценку, 14% дали нулевую  оценку, 10% посчитали эффективность  низкой.

Еще один статистический показатель не в пользу столицы. На 1000 москвичей  приходится 19,7 малых предприятий, в  Челябинске — 59.

Любопытно, что 52% челябинских предпринимателей не практикуют решение проблем с  помощью подкупа, а в Москве принципиальных противников взяток — 32%. Но в Челябинске никто не признался во взяткодательстве, а в столице 15% опрошенных честно ответили, что давали взятки. При  этом 53% московских респондентов отказались отвечать на вопрос о взятках, а в  Челябинске — 48%.

Во всех российских городах-миллиониках  считают, что ситуация по муниципальной  поддержке малого и среднего бизнеса  ухудшилась по сравнению с докризисными годами. В частности, стало сложнее  открыть новое дело.» [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

 

3.1 Финансирование малого и среднего бизнеса — время испытаний и возможностей

 

«Ситуация 2008 года заставила пересмотреть банки  ряд своих политик: пересмотреть лимиты на заемщиков, пересмотреть внутренние регламенты. В настоящий момент, я думаю, наш финансовый сектор подготовлен очень хорошо. Более того, банки, хотят они того или нет, уже сейчас начинают более внимательно изучать своих заемщиков. Мы в основном сосредоточились на работе с малым и средним бизнесом и на работе с розничными клиентами — кризис показал, что они более стабильны и не создают глубоких проблем. Конечно, были трудности, но малый бизнес очень чутко реагирует на любую нестабильность: первым чувствует кризис, первым погружается в него, но как только появляется «свет в конце туннеля» малый бизнес первым начинает возрождаться. Есть государственные программы, но дело в том, что далеко не все субъекты малого или среднего бизнеса могут соответствовать тем или иным требованиям этих программ. Есть большая программа у МСП банка, бывшего Российского банка развития. Существуют многочисленные региональные программы, как правило, это Фонды поддержки малого и среднего бизнеса, которые дают гарантии по банковским кредитам. Во многих регионах существуют также программы компенсировании кредитных ставок.» - говорит вице-президент финансовой группы «Лайф» Эдуард Гитис. [9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Решение актуальных проблем бизнеса

 

Участники съезда-форума общественной организации  «Опора России» ответили на вопросы  агентства «Прайм».

 

Респонденты отметили существенное снижение административных барьеров, создание площадок для общения бизнеса  и власти, создание института оценки регулирующего воздействия нормативных актов. Вместе с тем бизнесмены отметили нехватку налоговых льгот, высокий уровень страховых взносов и слабую заинтересованность муниципальных властей в развитии малого и среднего предпринимательства.

Глава МЧС Владимир Пучков, посетивший форум «Опоры», обещал, в частности, радикальное снижение проверок, подведомственных его министерству: до конца года, по его словам, их количество уменьшится вдвое, а уже в следующем году — сократится в десятки раз.

В этой сфере сегодня уже достигнут немалый прогресс, отметил председатель комиссии «Опоры» по зообизнесу Кирилл Дмитриев. Он отметил, что в последние годы удалось установить прямой контакт с федеральными и региональными чиновниками и благодаря их диалогу с «Опорой» проверок стало меньше.

«С учетом того, что между нами установлены рабочие взаимоотношения, мы легко решаем эти вопросы, пресс нагрузок, проверок сокращается. В нашей отрасли это заметно», — заверил он.

С ним согласился член президиума «Опоры» Юрий Савелов, представляющий отрасль легкой промышленности.

«Проблемы с проверками были постоянно, люди откровенно приходили собирать мзду, сейчас этого не происходит», — сказал он. [10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение следует отметить, что в перспективе  будут добиваться успеха только те предприниматели, которые постоянно  пополняют свои знания, хорошо владеют  нормативно-правовой информацией, касающейся ведения бизнеса, умеют юридически грамотно составлять контракты и  добросовестно исполнять договорные обязательства.

В современных  условиях малый и средний бизнес, на наш взгляд, не может эффективно развиваться без применения основ  стратегического и инвестиционного  менеджмента и повышения инновационного потенциала предприятий. Это будет  способствовать достижению экономического роста в России, повышению конкурентоспособности  российских предприятий на мировом  рынке, что является важной задачей  в современных условиях глобализации мировой экономики.

На наш взгляд, важнейшим направлением также является финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства. Несмотря на предусмотренные всеми федеральными программами меры, механизм оказания финансовой поддержки малому бизнесу в целом неэффективен. В целом государственная политика поддержки предпринимательства и особенно механизмы ее реализации требуют пересмотра и реформирования.

Информация о работе Проблемы предпринимательства в России: содержание и особенности государственного регулирования