Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 07:22, курсовая работа
В последние годы малый бизнес в России стал особенно актуален. В основном он имеет направления на оказание услуг населению. К огромному сожалению, в России практически нет предпринимателей, занимающихся высокими технологиями, а ведь во многих странах запада именно малый бизнес занимается разработкой и внедрением на рынок различных технических новшеств. А ведь в России так много людей, имеющих оригинальные идеи и способных воплотить их в жизнь. Однако проблема финансирования не дает возможности заниматься разработкой опытных образцов или проведением научных исследований.
Проблемы в кадастровой сфере
Большие проблемы для всего российского малого и среднего бизнеса сосредоточены в кадровой сфере. Рынок труда не способен удовлетворить потребности компаний ни в инженерах и технических специалистах, ни в квалифицированных рабочих. Исследование «ОПОРЫ России» показало, что даже подбор работников для непроизводственных подразделений сопряжен со значительными трудностями. 56% участников исследования признаются, что очень сложно найти нужного работника, и только 23% опрошенных руководителей малых и средних предприятий утверждают, что не испытывают дефицита профессиональных кадров.
Но и малый бизнес предлагает невысокое качество рабочих мест, когда низкая производительность труда не обеспечивает достойный заработок.
Получается замкнутый круг: предпринимателям
нужны подготовленные кадры, но они
не в состоянии дать профессионалам
квалифицированное рабочее
Такое кадровое обеспечение малого и среднего бизнеса выглядит особенно удручающей в сравнении с европейскими странами. К примеру, в Болгарии, Венгрии и Дании более половины малых и средних компаний не испытывают ни малейших сложностей при подборе сотрудников. Средний показатель кадрового обеспечения малого предпринимательства в Европе составляет 47%. Россия в этом рейтинге занимает 29-е место — позади нас только Эстония и Литва.
В отсутствие государственной программы подготовки профессиональных кадров решение проблемы видится в межмуниципальной кооперации, которая находится на грани нестыковок налогового и бюджетного законодательства с законом о местном самоуправлении, о чем постоянно пишет «ЭЖ». [ 8]
2.2 Государственное регулирование предпринимательской деятельности и его особенности
Место и роль государства
в экономике каждой страны определяются
эффективностью применяемых мер и средств
государственного регулирования, с помощью
которых решаются те или иные социально-экономические
и иные задачи. В современных условиях
наблюдается усиление государственного
воздействия на экономические процессы,
меняются организационные формы взаимодействия
государственных органов с хозяйствующими
субъектами, происходят существенные
сдвиги в целях, механизме, аппарате управления,
в сочетании государственного и рыночного
механизмов регулирования. Это общая тенденция,
характерная для большинства стран с развитой
экономикой.
Этот перечень охраняемых
публичных интересов не является исчерпывающим.
Существуют и такие публичные интересы,
как: С этой точки зрения можно
говорить, например, о государственном
регулировании банковской, биржевой, инвестиционной,
страховой деятельности. Кроме того, можно
выделить такие сферы государственно-правового
регулирования, как бухгалтерский учет
хозяйственных операций, финансирование
предпринимательства, аудит, стандартизация
и сертификация продукции (работ и услуг),
ценообразование и др.
|
2.3 Сравнение городов-миллионников России по условиям для развития малого и среднего бизнеса
Рейтинг городов-миллионников России по условиям для развития малого и среднего бизнеса [15]
Города |
Недвижимость |
Доступность людских ресурсов |
Доступность финансовых ресурсов |
Административный климат и безопасность |
Система поставщиков |
Индексы по пятибалльной шкале | |||||
Челябинск |
3,03 |
2,77 |
2,40 |
3,56 |
3,21 |
Екатеринбург |
2,62 |
3,00 |
2,48 |
3,62 |
3,23 |
Самара |
2,75 |
2,77 |
2,61 |
3,40 |
3,28 |
Казань |
2,67 |
2,79 |
2,60 |
3,39 |
3,20 |
Уфа |
2,78 |
2,46 |
2,39 |
3,49 |
3,45 |
Омск |
2,64 |
2,64 |
2,16 |
3,54 |
3,46 |
Москва |
2,64 |
2,50 |
2,31 |
3,38 |
3,22 |
Новосибирск |
2,60 |
2,50 |
2,43 |
3,33 |
3,12 |
Санкт-Петербург |
2,61 |
2,50 |
2,09 |
3,27 |
3,19 |
Нижний Новгород |
2,41 |
2,24 |
2,23 |
3,41 |
3,22 |
Ростов-на-Дону |
2,36 |
2,54 |
1,88 |
3,05 |
2,69 |
Индекс условий для развития малого и среднего бизнеса [15]
Недвижимость и инфраструктура |
Людские ресурсы |
Финансовые ресурсы |
Административный климат и безопасность |
Система поставщиков |
Индикаторы |
||||
Доступность земельных участков |
Доступность квалифицированных инженеров и техников |
Доступность финансовых ресурсов на срок до 1 года |
Доля незаконных выплат чиновникам в выручке компаний |
Доступность поставщиков, машин и оборудования |
Доступность производственной недвижимости |
Доступность квалифицированных рабочих |
Доступность финансовых ресурсов на срок от 1 года до 3 лет |
Свобода от давления со стороны проверяющих инстанций |
Доступность поставщиков комплектующих |
Доступность офисных помещений |
Доступность специалистов для непроизводственных подразделений |
Доступность финансовых ресурсов на срок свыше 3 лет |
Свобода от давления со стороны правоохранительных органов |
Доступность поставщиков бизнес-услуг |
Качество транспортной инфраструктуры |
Свобода от давления со стороны криминала |
«Влияние городских
Мониторинг
Рейтинг по сумме разных индексов
представлен в таблице 1. Первое место
занимает Челябинск. Он лидер по основному
фактору «Недвижимость и
Индекс делового климата, представлен в таблице 2, соответствует оценке ситуации самими предпринимателями. Так, лишь 2% опрошенных в Москве представителей малого и среднего бизнеса отметили, что развитие частного предпринимательства в городе является приоритетом для мэрии. В Челябинске таких на 5% больше. В Москве 57% предпринимателей считают, что правительство столицы мало внимания уделяет развитию малого и среднего бизнеса в мегаполисе. В Челябинске такого же мнения о городских властях придерживаются только 37% опрошенных предпринимателей.
78% челябинских бизнесменов знают
о программах поддержки малого
и среднего бизнеса в городе
и 8% участвуют в реализации
муниципальных программ. В Москве
эти показатели равны
В целом по всем городам-миллионникам
участие в муниципальных
Еще один статистический показатель не в пользу столицы. На 1000 москвичей приходится 19,7 малых предприятий, в Челябинске — 59.
Любопытно, что 52% челябинских предпринимателей не практикуют решение проблем с помощью подкупа, а в Москве принципиальных противников взяток — 32%. Но в Челябинске никто не признался во взяткодательстве, а в столице 15% опрошенных честно ответили, что давали взятки. При этом 53% московских респондентов отказались отвечать на вопрос о взятках, а в Челябинске — 48%.
Во всех российских городах-миллиониках считают, что ситуация по муниципальной поддержке малого и среднего бизнеса ухудшилась по сравнению с докризисными годами. В частности, стало сложнее открыть новое дело.» [8]
Глава 3. ПУТИ
РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
3.1 Финансирование малого и среднего бизнеса — время испытаний и возможностей
«Ситуация 2008 года заставила пересмотреть банки ряд своих политик: пересмотреть лимиты на заемщиков, пересмотреть внутренние регламенты. В настоящий момент, я думаю, наш финансовый сектор подготовлен очень хорошо. Более того, банки, хотят они того или нет, уже сейчас начинают более внимательно изучать своих заемщиков. Мы в основном сосредоточились на работе с малым и средним бизнесом и на работе с розничными клиентами — кризис показал, что они более стабильны и не создают глубоких проблем. Конечно, были трудности, но малый бизнес очень чутко реагирует на любую нестабильность: первым чувствует кризис, первым погружается в него, но как только появляется «свет в конце туннеля» малый бизнес первым начинает возрождаться. Есть государственные программы, но дело в том, что далеко не все субъекты малого или среднего бизнеса могут соответствовать тем или иным требованиям этих программ. Есть большая программа у МСП банка, бывшего Российского банка развития. Существуют многочисленные региональные программы, как правило, это Фонды поддержки малого и среднего бизнеса, которые дают гарантии по банковским кредитам. Во многих регионах существуют также программы компенсировании кредитных ставок.» - говорит вице-президент финансовой группы «Лайф» Эдуард Гитис. [9]
3.2 Решение актуальных проблем бизнеса
Участники съезда-форума общественной организации «Опора России» ответили на вопросы агентства «Прайм».
Респонденты отметили существенное снижение административных барьеров, создание площадок для общения бизнеса и власти, создание института оценки регулирующего воздействия нормативных актов. Вместе с тем бизнесмены отметили нехватку налоговых льгот, высокий уровень страховых взносов и слабую заинтересованность муниципальных властей в развитии малого и среднего предпринимательства.
Глава МЧС Владимир Пучков, посетивший форум «Опоры», обещал, в частности, радикальное снижение проверок, подведомственных его министерству: до конца года, по его словам, их количество уменьшится вдвое, а уже в следующем году — сократится в десятки раз.
В этой сфере сегодня уже достигнут немалый прогресс, отметил председатель комиссии «Опоры» по зообизнесу Кирилл Дмитриев. Он отметил, что в последние годы удалось установить прямой контакт с федеральными и региональными чиновниками и благодаря их диалогу с «Опорой» проверок стало меньше.
«С учетом того, что между нами установлены рабочие взаимоотношения, мы легко решаем эти вопросы, пресс нагрузок, проверок сокращается. В нашей отрасли это заметно», — заверил он.
С ним согласился член президиума «Опоры» Юрий Савелов, представляющий отрасль легкой промышленности.
«Проблемы с проверками были постоянно, люди откровенно приходили собирать мзду, сейчас этого не происходит», — сказал он. [10]
Заключение
В заключение
следует отметить, что в перспективе
будут добиваться успеха только те
предприниматели, которые постоянно
пополняют свои знания, хорошо владеют
нормативно-правовой информацией, касающейся
ведения бизнеса, умеют юридически
грамотно составлять контракты и
добросовестно исполнять
В современных
условиях малый и средний бизнес,
на наш взгляд, не может эффективно
развиваться без применения основ
стратегического и
На наш взгляд, важнейшим направлением также является финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства. Несмотря на предусмотренные всеми федеральными программами меры, механизм оказания финансовой поддержки малому бизнесу в целом неэффективен. В целом государственная политика поддержки предпринимательства и особенно механизмы ее реализации требуют пересмотра и реформирования.