Проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение конкуренции и монополии, их структуры, а также их места в рыночной экономике.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
 рассмотреть такое понятие как «конкуренция», включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию;
 изучить содержание рыночной конкуренции;
 рассмотреть и проанализировать отдельный вид несовершенной конкуренции - монополию и ее виды;
 показать проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в экономике;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Конкуренция как механизм регулирования рыночной экономики…….5
1.1. Понятие, функции и виды конкуренции………………………….6
1.2. Совершенная конкуренция………………………………………...8
1.3. Несовершенная конкуренция………………………………….…11
1.3.1. Монополистическая конкуренция………………………..…13
1.3.2. Монополия……………………………………………………17
2. Проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в экономике…………………………………………….21
2.1. Противоречия, порожденные монополизацией рынков…….…23
2.2. Рыночное равновесие при монополии и совершенной конкуренции………………………………………………………26
2.3. Антимонопольная политика……………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовик по экономике.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

     Крупные монополии играют роль своеобразного  буфера, сдерживающего падение производства и увеличение безработицы во время  кризиса. Таким образом, можно сказать, что монополии играют роль опорных  узлов всей конструкции национального хозяйства, привносят элемент стабильности в сложную и динамичную экономическую жизнь, реализуя на практике идеи планирования.

     Монополия и конкуренция находятся в  диалектическом единстве. С образованием монополий конкуренция не перестала существовать, а приобрела новые формы, вышла за рамки национальных хозяйств и определяет условия производства на мировом рынке. Монопольные объединения несравненно более глубоко втянуты в международное разделение труда. Современные крупные компании занимаются учетом и исследованием рынков сбыта, источников сырья, капитала и рабочей силы, технических  возможностей,  используя  при  этом  обширную  статистическую информацию. На базе такого учета вырабатываются соответствующие прогнозы, определяется долгосрочная стратегия в области производства, капиталовложений, научных исследований.

     2.2. Рыночное равновесие  при монополии  и совершенной  конкуренции

     Экономическое равновесие - это состояние экономики, при котором произведенная продукция  реализуется, а спрос удовлетворен (24). Совершенная конкуренция автоматически через рыночные цены, в силу действия внутренних экономических законов, обеспечивает общее равновесие или состояние оптимальности, создавая условия для получения максимальной полезности. По Вальрасу, конкуренция является одним из необходимых условий достижения общего равновесия.

     Отличие равновесия монопольного рынка от равновесия совершенного рынка состоит в  том, что цена спроса не может быть равна цене предложения. В условиях монополии, когда цена устанавливается выше средних и предельных издержек, действуют административные регуляторы, способствующие поддержанию равновесия. Государственное регулирование экономики осуществляется в двух направлениях, что определяется степенью развитости рыночной инфраструктуры: через монетарные инструменты, деньги и кредит, объем денежной массы в обращении; и путем проведения    соответствующей    бюджетной    политики,    государственных капиталовложений, налоговой политики и прямого государственного вмешательства в экономику. В целом административными и другими методами трудно уничтожить условия для образования монополий, поэтому нужно стремиться к созданию условий для перераспределения монопольного дохода в интересах всего общества.

     Противоречия,  присущие  экономическим  отношениям,   в  частности  между конкуренцией и монополией, воздействуют на производство, и в свою очередь порождают нарушения равновесия между спросом и предложением. Так, если для рынка совершенной конкуренции были характерны кризисы перепроизводства, то в последнее время характер кризисов и диспропорций в экономике изменился. Сегодня фирма в условиях монополистической конкуренции гораздо лучше знает конъюнктуру рынка. Образование монопольных объединений и нередкие случаи соглашений между ними привносят элемент стабильности. Рынок утрачивает хаотичность и подпадает под регулирующее воздействие устойчивых хозяйственных связей. Правда, развитие этих же тенденций может вылиться в застой.

     И все же монополистическая корпорация не может заранее спрогнозировать и рассчитать последствия своей производственной и коммерческой деятельности. Экономическая жизнь порой настолько динамична, что да же те "слабые сигналы", которые удается уловить, недостаточны для принятия своевременного и взвешенного решения. Укрепление монополий в экономике заметно ограничивает гибкость конкурентно-рыночного механизма преодоления диспропорций, порождая при этом новое явление в экономике - структурные кризисы .

     Планомерность организации производства при монополии  и диверсификация позволяют при наличии продуманной государственной политики, опирающейся на рыночные отношения, избегать особых нарушений рыночного равновесия. Для экономических процессов, если мы рассматриваем их в динамике, нарушение равновесия на рынке - обычная ситуация, но введение элемента планомерности позволяет прогнозировать колебания и не допускать их до критических отклонений.

     2.3. Антимонопольная  политика

     Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. Рынок является единственной реальной силой, которая препятствует монополизации экономики. Там, где существовал эффективный рыночный механизм, распространение монополий не зашло слишком далеко. Установилось равновесие, когда монополия, сосуществуя с конкуренцией, сохранила старые и породила новые формы конкурентной борьбы.

     Но  в конечном итоге в большинстве  стран с развитыми рыночными  системами баланс рынка и монополий  оказался неустойчивым и вызвал необходимость  проведения антимонопольной политики, направленной на защиту конкуренции. Благодаря  этому крупные фирмы, способные подавить любые ростки конкуренции, часто предпочитают воздерживаться от проведения монопольной политики.

     Государство не стремится сделать все рынки  совершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где  поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго. Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами является:

      • охрана и поощрение конкуренции;
      • контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;
      • контроль над ценами;
      • защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса.

     Пока  существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуации единственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольное поведение. С этой целью  проводится антимонопольная политика. Можно выделить два ее направления. К первому относятся формы и методы регулирования, назначение которых состоит в либерализации рынков. Не затрагивая монополию как таковую, они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным. Сюда относятся меры по снижению таможенных тарифов, количественных ограничений, улучшение  инвестиционного  климата,  поддержка  малого  бизнеса.  Второе направление объединяет меры непосредственного воздействия на монополию. В частности, это финансовые санкции, в случае нарушения антимонопольного законодательства, вплоть до раздела компании на части. Антимонопольное регулирование не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.

     Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма. Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий, возникших на основе централизации капитала, в первую очередь направлено антимонопольное законодательство. Однако, следует помнить, что целью является не борьба с отдельными компаниями, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.

     Противоречивость  такого явления, как монополизм отражается и на специальном законодательстве. С одной стороны антимонопольное  законодательство направлено на защиту прав потребителя, а с другой призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это обусловлено развитием научно-технического прогресса и условиями конкуренции на мировых рынках.

Заключение

     Любое крупное предприятие или группировка  склонна воспользоваться выгодами от своего положения на рынке и тяготеет к установлению диктата цен, рассматривая это как один из эффективных способов экономической политики. Источниками монополии могут быть как крупное, так и среднее предприятие или государство. Не всякий процесс концентрации или централизации ведет к образованию монополий, по сути, в сегодняшних условиях нельзя говорить о существовании монополии в чистом виде, но в то же время находит отражение практика монопольного поведения предприятий. Характерными признаками подобного поведения является ограничение действия рыночных механизмов, торможение научно-технического прогресса, удержание необоснованно завышенных цен.

     Без повышения уровня конкуренции невозможно осуществлять ни структурные преобразования в экономике на основе научно-технического прогресса, ни переход к новому качеству экономического роста. Конкуренцию следует оценивать не столько как функцию некоторых рыночных структур, сколько с точки зрения ее результатов. Конкуренция может быть ограниченной вследствие немногочисленности фирм, их размеров, степени концентрации производства. Но важнее знать, насколько подходят потребителю цены, качество товаров. Конкуренция должна быть прежде всего действенной и эффективной.

     Первоначально наибольшую важность имели процессы физического производства товаров и услуг, но из-за большой синхронизации экономических процессов и "условий игры" на рынке, крупные компании, монопольные объединения не заинтересованы в повышении своей нормы прибыли за счет политики в области цен и объемов производства. Основным фактором способным защитить господствующую позицию компании на рынке становится умение обеспечить координацию работы всех ее подразделений. Компании, которые обладают передовой технологией в области управления и торговли, могут сегодня иметь большую монопольную власть, чем те, которые пока до сих пор контролировали цены и производство.

     Нарушение  рыночной  ситуации  провоцирует  предприятия  на  проведение монопольной политики, наносит вред обществу. Следовательно, необходимо участие государства, направленное на создание здоровой рыночной среды. Рынок с его конкуренцией, диверсификация производства и продаж, глубокая интеграция отдельных стран в мировое хозяйство и конечно соответствующая политика государства сдерживают монопольные тенденции в экономике. Сталкивание различных рыночных ситуаций ведет к тесному переплетению конкуренции и монополии и синтезу, формированию новых правил игры на рынке.

     Проблемы, связанные с развитием различных  форм конкуренции неоднозначны, так  как реальная жизнь очень динамична и в ней существуют не только критерии экономической эффективности, но действуют и политические или социальные факторы. Обществу выгоднее иметь совершенного конкурента, чем монополиста, в то же время условия производства подталкивают предприятия к тому, чтобы иметь большую власть и влияние на рынок. Таким образом, нельзя дать ответ - какая рыночная ситуация "лучше" позволяет обеспечить оптимальные  пропорции распределения ресурсов, обеспечить равновесие на рынке, здесь нужно учитывать не только макро- но и микроэкономические факторы, которые оказывают влияние на развитие экономической ситуации в отрасли или экономике, каждый конкретный случай требует особого подхода. 
 

     Список  литературы

  1. Барр P., Политическая экономия, том 1, М., МО, 1994
  2. Дворцин  М.Д.,  Создание  современной  технологичной  структуры  крупной промышленности - непременное условие возрождения российской экономики, Общество и Экономика №1-2/1992
  3. Лившиц А.Я./Никулина И.Н., Введение в рыночную экономику, М., Высшая школа, 1994
  4. Лямкин И.И., Автореферат диссертации. Формы разрешения противоречий отношений демонополизации экономики, Красноярск, 1995
  5. Политическая экономия, М„ Политиздат, 1990
  6. Робинсон Дж., Экономическая теория несовершенной конкуренции, М„ Прогресс, 1986
  7. Россия в мировой экономике. Анализ основных тенденций мировой экономики и место России в ней, часть 1, 15 февраля 1996
  8. Учебник по основам экономической теории, М„ МГТУ им. Баумана изд-во "Владос", 1994
  9. Фишер С./Дорнбуш Р./Шмалензи Р., Экономика, М„ Дело, 1993 Хейне П., Экономический образ мышления, М„ Новости, 1991 Экономика, под ред. Булатова А.С., изд-во БЭК, 1995

Информация о работе Проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в экономике