Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:16, курсовая работа
Описание работы
В настоящее время полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………………………3 1. Малый бизнес в современной рыночной экономике 1.1 Понятие малого бизнеса, его сущность и основные черты…………………...4 1.2 Значение и задачи малого бизнеса в экономике…………………………….....5 1.3 Виды предприятий малого бизнеса……………………………………………..6 1.4 Роль малого бизнеса в экономике развитых стран…………………………….7 2. Малый бизнес в Российской Федерации 2.1 Развитие малого бизнеса в России……………………………………….…….10 2.2 Система государственной поддержки малого бизнеса……………………….12 2.2.1 Правовое обеспечение деятельности малого бизнеса………………13 2.2.2 Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса………………….15 2.2.3 Имущественная поддержка малого бизнеса…………...……………17 2.2.4 Информационное обеспечение развития малого бизнеса………….18 2.2.5 Формирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса……...19 3. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения 3.1 Проблемы малого бизнеса……………………………………….……………..21 3.2 Пути решения основных проблем малого бизнеса…….……………………..23 3.3 Стимулирование развития малого бизнеса……….…………………….……..24 Заключение…………………………………………………………………………………..27 Список литературы………………………………………………………………………….28
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………3
1. Малый бизнес в современной
рыночной экономике
1.1 Понятие малого бизнеса, его
сущность и основные черты…………………...4
1.2 Значение и задачи малого
бизнеса в экономике…………………………….....5
1.3 Виды предприятий малого
бизнеса……………………………………………..6
1.4 Роль малого бизнеса в экономике
развитых стран…………………………….7
2. Малый бизнес в Российской
Федерации
2.1 Развитие малого бизнеса
в России……………………………………….…….10
2.2 Система государственной
поддержки малого бизнеса……………………….12
2.2.1 Правовое обеспечение деятельности
малого бизнеса………………13
2.2.2 Финансово-кредитная поддержка
малого бизнеса………………….15
2.2.3 Имущественная поддержка
малого бизнеса…………...……………17
2.2.4 Информационное обеспечение
развития малого бизнеса………….18
2.2.5 Формирование инфраструктуры
поддержки малого бизнеса……...19
3. Современные проблемы развития
малого бизнеса в России и пути их решения
3.1 Проблемы малого бизнеса……………………………………….……………..21
3.2 Пути решения основных проблем
малого бизнеса…….……………………..23
3.3 Стимулирование развития
малого бизнеса……….…………………….……..24
Заключение…………………………………………………………………………………..27
Список литературы………………………………………………………………………….28
Приложение………………………………………………………………………………….29
Введение
В настоящее время полным ходом
идет развитие рыночной экономики. Проведение
реформ и развитие рыночных отношений
определили необходимость формирования
и развития новых форм хозяйствования,
в частности, предприятия малого бизнеса.
Что экономически выгодно, так как появление
большого числа фирм приводит к появлению
новых рабочих мест, малым предприятием
легче управлять в условиях нестабильного
курса национальной валюты, а также это
приносит реальные деньги. Развитие малого
бизнеса в первую очередь необходимо старым
крупномасштабным предприятиям, так как
они дают им новую жизнь, и в союзе с ними
получают значительную выгоду, как для
себя, так и для рыночной экономики в целом.
В виду того, что развитие малого бизнеса
введет к устойчивому развитию экономики,
а также обеспечению стабильности в социальной
сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной
в нашей современной жизни.
Также, говоря о роли малого
бизнеса в современных условиях, следует
подчеркнуть, что он органично включается
в хозяйственную структуру, в конкурентную
среду и в общественное разделение труда.
Причем роль его в современной динамичной
жизни неуклонно возрастает. Как показывает
опыт развитых стран, если в прошлом малые
предприятия создавались, как результат
стремления многих открыть собственное
дело, то в настоящее время создание малых
предприятий нередко инициируется крупными
компаниями, которые поручают им вести
отдельные виды производства или устанавливать
тесные связи с рынком. Часть мелких предприятий
включена через контрактную и субконтрактную
системы в крупные производственные комплексы,
и большие компании являются клиентами
малых фирм, а последние поставщиками
для больших. Наконец, многие малые фирмы
возникают и существуют потому, что способны
удовлетворять особые нужды клиентов.
Степень изученности данной
темы достаточно высока, так как многие
исследователи и ученые, как отечественные,
так и зарубежные, в настоящее время видят
необходимость более детального и глубокого
ее рассмотрения. Исследованием малого
и среднего предпринимательства, занимались
такие ученые, как: А. Смит, А. Маршал, К.
Бодо, Ф. Найт, Кантильон и др.
Цель курсовой работы – произвести
характеристику малого бизнеса, выделить
специфические особенности и их влияние
на развитие рыночной экономики.
В первой главе работы рассмотрены
основные понятия, значения, задачи малого
бизнеса, а также его роль в экономике
развитых стран. Во второй главе говорится
о развитии и системе поддержки малого
бизнеса в России. Третья глава работы
посвящена основным проблемам, путям решений
данных проблем и способам стимулирования
развития малого бизнеса в России. Работа
состоит из введения, трех глав, заключения
и списка литературы. Написана она на 29
страницах, содержит в себе 3 таблицы, 1
рисунок и 1 приложение.
1. Малый бизнес в
современной рыночной экономике
1.1 Понятие малого
бизнеса, его сущность и основные черты
Малый бизнес (МБ) или малое
предпринимательство представляет самый
многочисленный слой мелких собственников,
которые в силу своей массовости в значительной
мере определяют социально-экономический
и от части политический уровень развития
страны [1, стр. 155].
Как показывает мировая практика,
основным показателем, на основе которого
предприятия различных организационно
правовых форм относятся к субъектам малого
предпринимательства, является в первую
очередь средняя численность работников,
занятых за отчетный период на предприятии.
В ряде научных работ под малым бизнесом
понимается деятельность, осуществляемая
небольшой группой лиц, или предприятие,
управляемое одним собственником [7, стр.
73].
В Федеральном Законе «О государственной
поддержке малого предпринимательства
в РФ» установлено, что под субъектами
малого бизнеса понимаются также физические
лица, занимающиеся предпринимательской
деятельностью без образования юридического
лица [2, стр. 513 – 517].
Формирование и развитие рыночных
отношений предполагает свободное и равноправное
сосуществование и развитие различных
форм собственности и различных секторов
внутри каждой формы собственности. Рассматривая
частный сектор экономики, можно говорить
о трёх группах предприятий, которые, по
общепринятой терминологии, определяются
как крупные, средние и малые предприятия
в зависимости от их размеров.
Сектор МБ образует самую разветвленную
сеть предприятий, действующих в основном
на местных рынках и непосредственно связанных
с массовым потребителем товаров и услуг.
В совокупности с небольшими размерами
малых предприятий, их технологической,
производственной и управленческой гибкостью
это позволяет чутко и своевременно реагировать
на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Сектор малого предпринимательства
является неотъемлемым, объективно необходимым
элементом любой развитой хозяйственной
системы, без которого экономика и общество
в целом не могут нормально существовать
и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого
государства составляют крупные корпорации,
а наличие мощной экономической силы –
крупного капитала в значительной мере
определяет уровень научно-технического
и производственного потенциала, подлинной
основной жизни стран с рыночной системой
хозяйствования является малый бизнес
как наиболее массовая, динамичная и гибкая
форма деловой жизни. Именно небольшие
фирмы образуют своеобразный фундамент,
на котором строятся более высокие «этажи»
хозяйства и который во многом определяет
архитектуру всего здания экономики [1,
стр. 155 – 158].
1.2 Значение и задачи
малого бизнеса в экономике
Для современной экономики
характерна сложная комбинация различных
по масштабам производств - крупных, с
тенденцией к монопольным структурам,
и небольших, - складывающаяся под влиянием
многих факторов.
С одной стороны, устойчивой
тенденцией научно-технического прогресса
является концентрация производства.
Именно крупные фирмы располагают большими
материальными, финансовыми, трудовыми
ресурсами, квалифицированными кадрами.
Они способны вести крупномасштабные
научно-технические разработки, которые
и определяют важнейшие технологические
сдвиги.
С другой стороны, в последнее
время выявился небывалый рост мелкого
и среднего предпринимательства, особенно
в сферах, где пока не требуется значительных
капиталов, больших объемов оборудования
и кооперации множества работников. Малых
и средних предприятий особенно много
в наукоемких видах производства, а также
в отраслях, связанных с производством
потребительских товаров [9, стр. 127].
Возможность эффективного функционирования
малых форм производства определяется
рядом их преимуществ по сравнению с крупным
производством: близость к местным рынкам
и приспособление к запросам клиентуры;
производство малыми партиями, что невыгодно
крупным фирмам; исключение лишних звеньев
управления и т. д.. Малому производству
способствует дифференциация и индивидуализация
спроса в сфере производственного и личного
потребления.
В свою очередь развитие мелкого
и среднего производства создает благоприятные
условия для оздоровления экономики: развивается
конкурентная среда; создаются дополнительные
рабочие места; активнее идет структурная
перестройка; расширяется потребительский
сектор. Развитие малых предприятий ведет
к насыщению рынка товарами и услугами,
повышению экспортного потенциала, лучшему
использованию местных сырьевых ресурсов.
Для экономики в целом деятельность
малых фирм является важным фактором повышения
ее гибкости. По уровню развития малого
предпринимательства специалисты даже
судят о способности страны приспосабливаться
к меняющейся экономической обстановке.
Большое значение имеет способность
малых предприятий расширять сферу приложения
труда, создавать новые возможности не
только для трудоустройства, но, прежде
всего для предпринимательской деятельности
населения, развёртывания его творческих
сил и использования свободных производственных
мощностей.
Малый бизнес способствует
увеличению спроса на предметы потребления
и средства производства, наполнению рынка
товарами и услугами, устранению «лоскутности»
рынка. Все это позволяет поддерживать
конкуренцию, ограничивать монополизм,
создавать условия для формирования в
стране массового слоя предпринимателей,
снижать социальную напряженность в стране
[5, стр. 84].
Многие экономисты отстаивают
идею об исключительной роли малого бизнеса
в развертывании НТР. Мелкие исследовательские
фирмы активно проводят исследования
и разработки, проявляют больше желания
взять на себя риск, гораздо эффективнее
используют исследовательские фонды и
оборудование, квалифицированные кадры,
тем самым вносят весомый вклад в инновационный
процесс, технологическое обновление
производства. Мелкие инновационные фирмы
с их мобильностью в условиях конкуренции
новых товаров, когда рыночным фактором
становятся темпы обновления ассортимента
выпускаемой продукции, нашли свое место
в системе хозяйства. Они занимаются начальными
стадиями нововведений, оставляя крупным
фирмам капиталоемкие стадии промышленного
развертывания новых производств. Достижения
научно-технического прогресса позволяют
им быстро подключиться к наукоемким отраслям,
не располагая при этом большим капиталом
[10, стр. 196].
1.3 Виды предприятий
малого бизнеса
Виды малого бизнеса весьма
многообразны. Они различаются по формам
собственности и предпринимательства,
по положению на рынке, интеграционным
связям, прогрессивности технико-экономических
возможностей и др. (табл. 1) [3, стр. 120].
Таблица 1
Классификационный
признак
Виды
предприятий малого бизнеса
Форма собственности
1.Частные предприятия
2.Государственные предприятия
3.Муниципальные предприятия
4.Предприятия иной формы собственности
Сочетание форм собственности
1.Предприятия с одной формой
собственности
2.Предприятия со смешанной формой собственности
Право на владение, пользование и распоряжение
имуществом
1.Предприятия, являющиеся собственниками
своего имущества
2.Предприятия, имущество которых является
собственностью других лиц
Пространственное положение
1.Стационарные предприятия
2.Перебазируемые предприятия
Теснота интеграционных связей
1.Предприятия, зависящие от крупного
бизнеса
2.Предприятия, не зависящие от крупного
бизнеса
Окончание табл. 1
Классификационный
признак
Виды
предприятий малого бизнеса
Положение на рынке
1.Предприятия с относительно
небольшим объемом продаж
2.Предприятия, занимающие монопольное
положение на специализированном рынке
Мировая практика убедительно
свидетельствует, что даже в странах с
развитой рыночной экономикой малый бизнес
оказывает существенное влияние на развитие
народного хозяйства, решение социальных
проблем, увеличение численности занятых
рабочих. По численности работающих, по
объему производимых и реализуемых товаров,
выполняемых работ субъекты малого предпринимательства
в отдельных странах играют ведущую роль.
Высокий уровень развития малого предпринимательства
является необходимым условием успешного
функционирования рыночной экономики.
Малый бизнес в развитых странах мира
во многом определяет темпы экономического
роста, структуру и качество валового
национального продукта.
Малые предприятия
играют важную роль во всем мире. В последние
несколько лет в странах Западной Европы,
в США и Японии большое значение приобрел
малый бизнес (где он представлен совокупностью
многочисленных малых и средних предприятий).
Основная масса их – это мельчайшие предприятия
с числом работающих не более 20 человек.
Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста
новых рабочих мест, что позволило значительно
сократить безработицу в этих странах.
Малые предприятия
эффективны не только в потребительской
сфере, но и как производители отдельных
узлов и малых механизмов, полуфабрикатов
и других элементов, необходимых для производства
конечной продукции, выпуск которых невыгоден
крупным предприятиям. Все это обосновывает
необходимость комплексного подхода к
определению места и роли малых предприятий
в экономике общества. В малом предпринимательстве
кроются большие резервы для развития
экономики.
Например, малые и средние
фирмы США производят 40% валового национального
продукта и половину валового продукта
частного сектора. На этих предприятиях
сосредоточена половина всех занятых
в частном секторе работников. Они обеспечивают
создание и освоение около половины всех
нововведений в экономике США, относящихся
к сфере научно-технического прогресса.
В последние годы ускорились
концентрация и централизация капитала
в странах Европы, например, в стальной
промышленности Бельгии, нефтяных концернах
Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также
концернах стали, фармацевтики, деревообработки
Швеции, в часовой промышленности Швейцарии,
в автомобильной промышленности Германии.
Важнейшая черта концентрации и централизации
капитала состоит в том, что разорение
многих мелких и средних фирм не привело
к исчезновению малого бизнеса. Он выжил,
проявил способность к воспроизводству
и вызвал интерес к себе со стороны крупных
концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают
специализированные ниши, где выступают
субподрядчиками концернов в крупносерийном
производстве. В Западной Европе примерно
половина продукции обрабатывающей промышленности
изготавливается на мелких и средних предприятиях.
Не являясь монопольными, они все свои
усилия направляют на приспособление
к внутренним условиям производства и
сбыта. Транснациональные корпорации
предоставляют им возможность первыми
апробировать новую продукцию, чтобы самим
перейти к массовому производству. Место
разоряющихся мелких фирм занимают новые,
таким образом, идет их воспроизводство
[10, стр. 261 – 263].
Малые предприятия
по сравнению с крупными в отдельных странах
занимают доминирующее положение, как
по числу, так и по удельному весу в производстве
товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Данные по вкладу малых и средних предприятий
(МСП) в экономику передовых промышленно
развитых стран приведены в Таблице 2 [6,
стр. 672].
Таблица 2
Страны
Кол-во
МСП
(тыс.)
Кол-во
МСП
на
1000
жителей
Занято
в МСП (млн.чел)
Доля
МСП в общей численности
занятых (%)
Доля
МСП в ВВП (%)
Великобритания
2630
46
13.6
49
50-53
Германия
2290
37
18.5
46
50-52
Италия
3920
68
16.8
73
57-60
Франция
1980
35
15.2
54
55-62
Страны ЕС
15770
45
68
72
63-67
США
19300
74.2
70.2
54
50-52
Япония
6450
49.6
39.5
78
52-55
Россия
844
5.65
8.3
13
10-11
Как видно из данной
таблицы, вклад малых и средних предприятий
в экономику трудно переоценить. Несмотря
на то, что количество малых предприятий
колеблется от 37 до 74,2 на 1000 жителей, их
вклад в ВВП составляет более 50%. В то время
как для России характерны как малая численность
таких предприятий, так и незначительный
их вклад в ВВП. Малые и средние предприятия
могут решить и проблему занятости населения.
Как видно из таблицы, наименьший процент
занятости населения, от общей численности
занятых – в Германии и составляет 46%.
Для России эта цифра равна 10-11%. Таким
образом, перспективы для роста у нашей
страны имеются.
Процесс развития малых
предприятий тесно связан с отраслевой
спецификой и экономическими механизмами,
действующими в той или иной стране. По
этой причине при оперировании цифровыми
показателями и сравнении опыта развитых
капиталистических стран с процессом
формирования малой экономики в России
следует помнить о различиях в уровнях
развития институциональной и производственной
инфраструктур, в отраслевой структуре
национального хозяйства, т.е. необходимо
учитывать социокультурные особенности
используемого опыта.
Национальные особенности
оказывают значительное влияние на процесс
включения малых и средних фирм в производственные
структуры. В западноевропейских источниках
выделяется несколько видов такого включения.
В Германии 2 млн. мелких
и средних фирм производят до 50 % ВВП и
обеспечивают 66% занятости. Эти фирмы не
уступают крупным в организации менеджмента,
подготовки кадров, нововведениях. Государство
поощряет частные банки на расширении
возможностей финансирования мелких и
средних компаний в целях оказания им
поддержки и содействия развитию.
В Италии малые и средние
компании, число которых превышает средние
показатели по ЕС, образуют основу обновления
экономики страны. Они уже доказали свою
способность обеспечить высокий уровень
конкурентоспособности экспортной продукции.
Во Франции малые и
средние фирмы чаще всего встречаются
в аграрно-продовольственном секторе,
подрядных работах, в издательском деле,
авиа- и судостроении.
В Португалии малые
и средние фирмы производят основную массу
промышленной продукции. Уже в 2004 г. компании
с числом занятых менее 10 чел. составляли
здесь 70 % всех промышленных компании,
а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь
0,4 %.
2. Малый
бизнес в Российской Федерации
2.1 Развитие
малого бизнеса в России
В 1978 г. в Советском
Союзе был принят Закон «Об индивидуальной
трудовой деятельности граждан в СССР»,
регулирующий индивидуальное предпринимательство.
По существу, это было началом развития
малого предпринимательства в нашей стране.
С июня 1988 г. в действие Закон «О коммерции
в СССР». К этому времени 200 тысяч человек
начали заниматься предпринимательством
под вывеской индивидуального частного
предпринимательства. Кооперативы создавались
в основном при государственных предприятиях
и использовали государственную собственность.
Новый импульс развитие малого бизнеса
получило в 1990 г., когда было издано постановление
Правительства Российской Федерации о
мерах по созданию и развитию малых предприятий,
установлению льгот для них [1, стр. 165 –
166].
Численность занятых
на малых предприятиях РФ к концу 2006 г.,
по данным ФНС России, составила 11,8 млн.
человек (рис.1). Это составляет 16 % экономически
активного населения, что в 2 – 3 раза меньше
по сравнению с уровнем западноевропейских
стран, где данный показатель достигает
40 – 50 % [3, стр. 134].
Рис.1 Численность занятых
в малом бизнесе
Сложившаяся отраслевая
структура малого бизнеса, занятости на
малых предприятиях и структура выручки
от реализации свидетельствуют о преимущественном
его развитии в сфере торговли и общественного
питания. Приоритетные отрасли реального
сектора, в том числе малая инновационная
деятельность, развиваются незначительно
(приложение 1) [3, стр.139].
По-прежнему сохраняется
высокая дифференциация по уровню развития
малого предпринимательства между российскими
регионами, а потенциал малого предпринимательства
в развитии экономики регионов задействован
неравномерно.
Особенностью российского
малого предпринимательства продолжает
оставаться высокая доля «теневого» сектора.
По разным оценкам, она составляет от 30
до 50 % реального оборота субъектов малого
предпринимательства. Следовательно,
значительная часть потенциальных ресурсов
не задействована в решении общегосударственных
задач.
Наблюдаемые в 1999 –
2000 гг. рост производства продукции, работ
и услуг на малых предприятиях, повышение
их инвестиционной активности, рост налоговых
поступлений от них шли в русле общероссийских
тенденций и были обусловлены, с одной
стороны, сложившейся благоприятной экономической
конъюнктурой (эффектом импортозамещения,
восстановлением спроса населения, умеренными
темпами инфляции и т.д.), а с другой – компенсационным
эффектом после сокращения 1998 г. при этом
рост носит преимущественно интенсивный
характер, поскольку количество действующих
малых предприятий сокращается, а число
занятых увеличивается незначительно.
Несмотря на рост производства
продукции, работ и услуг на малых предприятиях,
их вклад в валовой внутренний продукт
России явно не отражает их потенциала.
Соотношение производства продукции,
работ и услуг на малых предприятиях и
ВВП, по оценке Госкомстата России, составило
в 2007 г. 12,7 % (доля же малых предприятий
в производстве ВВП реально ниже) при удельном
весе занятых на малых предприятиях в
общей численности занятых на уровне 19
% [8, стр. 162].
Малый бизнес в России
в современных условиях сопряжен с большим
риском. Малые предприятия в силу своих
особенностей в большей степени, чем крупные
или средние, подвержены неблагоприятному
воздействию внешней среды. Изменение
рыночной конъюнктуры (неплатежи контрагента,
нарушение графика поставок) или выведение
из строя даже одного из производственных
активов способно из-за ограниченности
ресурсов малого предприятия привести
к невозможности выполнения им своих обязательств.
Таким образом, даже незначительное неблагоприятное
событие может вызвать остановку производства,
срыв поставок, а вследствие этого – банкротство
предприятия.
Российский малый бизнес
обладает некоторыми отличающими его
от малого бизнеса большинства зарубежных
стран особенностями. Наиболее значимыми
из них являются:
совмещение в рамках одного
малого предприятия нескольких видов
деятельности, невозможность в большинстве
случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;
стремление к максимальной
самостоятельности, в то время как значительная
часть зарубежных малых предприятий работает
на условиях субподряда и т.п.;
общий низкий технический уровень
и низкая технологическая оснащенность
в сочетании со значительным инновационным
потенциалом;
высокий уровень квалификации
кадров малого бизнеса в связи с оттоком
таких специалистов из государственного
сектора экономики;
низкий управленческий уровень,
недостаток знаний, опыта и культуры рыночных
отношений;
неразвитость системы самоорганизации
и инфраструктуры поддержки малого бизнеса
[1, стр. 167 – 168].
Система государственной
поддержки малого бизнеса
В Российской Федерации
сформирована система поддержки малого
бизнеса. Государство предприняло определенные
шаги по совершенствованию нормативно-правовой
базы, финансово-кредитной и инвестиционной
поддержки предприятия малого бизнеса,
реализуются федеральная и региональные
программы, налаживаются межрегиональные
и международные контакты в данной сфере,
заключены соответствующие межправительственные
и международные соглашения.
Активизировалась
деятельность общественных объединений
бизнесменов, совершенствуется система
подготовки кадров для малого бизнеса,
создаются системы информационного обеспечения.
Сформировался ряд научных центров, специализирующихся
в области изучения социальных, экономических,
финансовых и трудовых процессов в малом
бизнесе.
Федеральная антимонопольная
служба (ФАС) России реализует государственную
политику по поддержке предпринимательства,
в том числе малого и среднего, по государственному
регулированию межотраслевой координации
в сфере развития и поддержки малого бизнеса
рассматриваются на заседаниях Правительства
Российской Федерации, комитетов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации.
В основном сформирована
региональная система государственной
поддержки малого бизнеса, которая состоит
из специализированных органов и организаций,
действующих в 88 субъектах Российской
Федерации.
Координирует деятельность
региональных структур поддержки малого
бизнеса ФАС России с его территориальными
управлениями и Федеральный фонд поддержки
малого предпринимательства (ФФПМП) в
части взаимодействия с региональными
фондами поддержки предпринимательства.
Завершается создание
системы государственных фондов поддержки
малого бизнеса. Можно говорить о функционировании
82 региональных фондов, в том числе с участием
ФФПМП – 20.
Некоторые федеральные
органы исполнительной власти также имеют
в регионах подразделения, участвующие
в реализации политики государственной
поддержки и развития малого бизнеса (территориальные
управления ФАС России, региональные центры
занятости населения Минтруда России,
агентства Росимущества России).
Структура органов,
обеспечивающих поддержку малого бизнеса
в различных регионах, неодинакова. В системе
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации этими вопросами занимаются
как подразделения различных органов
исполнительной власти, так и самостоятельные
структурные подразделения (управления,
департаменты, отделы министерств, комитеты
и т.д.). В некоторых регионах образованы
специализированные органы исполнительной
власти по поддержке малого бизнеса.
В субъектах Российской
федерации создана и развивается законодательная
база малого бизнеса. Приняты законы о
государственной поддержке малого бизнеса,
о введении единого налога на вмененный
доход (на основе базовых федеральных
законов) и другие законы, а также постановления
органов исполнительной власти по вопросам
поддержки и развития малого бизнеса,
в том числе о региональных программах
поддержки малого бизнеса.
С цель демонстрации
и продвижения конкурентоспособных товаров
и услуг, расширения и активизации деловых
связей регулярно организуются выставки-ярмарки:
международные, всероссийские, межрегиональные,
региональные, среди них – универсальные,
отраслевые, специализированные.
Органы исполнительной
власти в регионах совместно с объединениями
предпринимателей проводят съезды предпринимателей-бизнесменов,
конференции, семинары, совещания для
обсуждения актуальных проблем развития
малого бизнеса, выработки стратегии и
тактики его развития и мер его поддержки
с учетом региональных особенностей и
потребностей.
Интенсивное развитие
Интернет - технологий ускоряет процессы
интеграции в сфере малого бизнеса, позволяет
вести активный обмен информацией, в том
числе управленческой, в системе государственной
поддержки малого бизнеса.
ФАС России и Ресурсный
центр малого бизнеса в целях развития
информационного обеспечения инфраструктуры
поддержки предпринимательства создали
систему рассылки информации. Аналитическую,
справочную и другую необходимую информацию
на регулярной основе получают почти 600
организаций во всех регионах Российской
Федерации: администрации регионов, региональные
торгово-промышленные палаты (ТПП), фонды
поддержки, агентства развития и другие
государственные и общественные организации,
оказывающие содействие развитию предпринимательства
[4, стр. 429 – 431].
Правовое обеспечение
деятельности малого бизнеса
Государственная поддержка
малого бизнеса в Российской Федерации
обеспечивается системой правовых актов,
включая Конституцию РФ, ряд федеральных
законов, в том числе «О государственной
поддержке предпринимательства в Российской
Федерации», указы Правительства РФ.
Для эффективного функционирования
действующих и вновь создаваемых малых
предприятий необходимо дальнейшее развитие
законодательной и нормативной базы, регулирующей
их деятельность и учитывающей специфические
условия работы субъектов малого бизнеса,
их взаимоотношения с органами власти
и другими хозяйствующими субъектами.
Предоставление равных
условий всем хозяйствующим субъектам
для входа на рынок, устранение административных
барьеров, регламентация контролирующих
функций государства, усиление государственной
поддержки предпринимателей являются
основными направлениями экономической
деятельности государства, направленными
на создание благоприятного климата для
активизации предпринимательской деятельности
в стране [15, стр. 347].
Начиная с 2003 года,
в России было принято множество законов,
обеспечивающих стабильное развитие малого
бизнеса. Такими законами являются:
федеральный закон «О внесении
изменений и дополнений в федеральный
закон «О государственной поддержке малого
бизнеса Российской Федерации»», уточняющий
критерии отнесения предприятий к субъектам
малого бизнеса в сельском хозяйстве,
промышленности, научно-технической сфере;
федеральный закон «О кредитной
кооперации», призывающий ослабить остроту
проблемы кредитования малого бизнеса
в целом и в сельскохозяйственном производстве
в частности;
федеральный закон «О взаимном
страховании», включающий в себя комплекс
мер по созданию благоприятной правовой
среды и частичному обеспечению системы
страхования малого бизнеса государственными
гарантиями;
федеральный закон «О защите
прав юридических лиц для индивидуальных
бизнесменов при проведении государственного
контроля (надзора)», призванный обеспечить
регламентацию деятельности органов государственной
исполнительной власти в части проведения проверок хозяйствующих субъектов;