Пути решения основных проблем малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике
1.1 Понятие малого бизнеса, его сущность и основные черты…………………...4
1.2 Значение и задачи малого бизнеса в экономике…………………………….....5
1.3 Виды предприятий малого бизнеса……………………………………………..6
1.4 Роль малого бизнеса в экономике развитых стран…………………………….7
2. Малый бизнес в Российской Федерации
2.1 Развитие малого бизнеса в России……………………………………….…….10
2.2 Система государственной поддержки малого бизнеса……………………….12
2.2.1 Правовое обеспечение деятельности малого бизнеса………………13
2.2.2 Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса………………….15
2.2.3 Имущественная поддержка малого бизнеса…………...……………17
2.2.4 Информационное обеспечение развития малого бизнеса………….18
2.2.5 Формирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса……...19
3. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения
3.1 Проблемы малого бизнеса……………………………………….……………..21
3.2 Пути решения основных проблем малого бизнеса…….……………………..23
3.3 Стимулирование развития малого бизнеса……….…………………….……..24
Заключение…………………………………………………………………………………..27
Список литературы………………………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 89.85 Кб (Скачать файл)
    •  
      федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», позволяющий обеспечить осуществление единой государственной политики в области лицензирования, упрощающий вхождение на рынок новых хозяйствующим субъектов и создающий условия для стабильной работы предпринимательских структур;

    •  
      федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», вводящий принцип регистрации «в одном окне» - в одном регистрационном ведомстве и ограничивающий срок регистрации пятью днями [9, стр. 152]. 

 
Совершенствование правового регулирования предпринимательской деятельности требует постоянного мониторинга действующего законодательства, в том числе в регионах, для выявления законодательных ограничений, препятствующих свободе малого бизнеса, анализа и устранения административных барьеров. 
 
ФАС России совместно с Ресурсным центром малого бизнеса проводит мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации, в том числе на соответствие антимонопольному законодательству. Нередко нормотворческие инициативы региональных властей скорее ограничивают, чем развивают предпринимательскую активность. В таких случаях министерство принимает меры по устранению допущенных нарушений, препятствуя развитию негативных тенденций.  
 
Отношения в налоговой сфере являются важнейшим элементом государственного регулирования поддержки и развития малого бизнеса. Налоговые правоотношения затрагивают субъекты малого бизнеса начиная с момента создания предприятия и сопровождают в течение последующей деятельности. Необходимо принимать во внимание то, что специфика деятельности малых предприятий связана с ограниченностью финансовых и трудовых ресурсов, а высокая налоговая нагрузка лишает малый бизнес возможности своевременно формировать необходимый запас оборотных средств, отвлекая значительную часть на покрытие налоговых обязательств. Не создав условий для предпринимательской активности, вряд ли можно рассчитывать на успех экономических реформ в целом [15, стр. 362].  

      1.  
        Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса

 
Финансовую политику поддержки малого бизнеса на федеральном уровне осуществляет Федеральный фонд поддержки малого бизнеса путем реализации за счет бюджетных и внебюджетных источников Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса. На региональном и муниципальном уровнях данную функцию выполняют региональные и муниципальные фонды поддержки малого бизнеса на основе соответствующих региональных и муниципальных программ.  
 
Главной целью финансовой политики государства в отношении малого бизнеса является устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и залогоспособности, а также целевое финансирование отдельных высокоэффективных программ и проектов, позволяющих раскрыть внутренний потенциал малых предприятий, обеспечить их поступательное развитие и повышение конкурентосопосбности.  
 
Возможности малого бизнеса получить банковский кредит ограничены в силу более жестких требований банков к малому бизнесу по предоставлению гарантий возврата кредита ввиду отсутствия у последних достаточно длительной кредитной истории и повышенных рисков. Банковский сектор в большей мере ориентирован на обслуживание крупного бизнеса, что существенно повышает издержки кредитования малого бизнеса и провидит к повышению ставок по кредитам.  
 
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации в рамках Федеральной программы ведется работа по формированию группы банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов, в том числе с государственным участием, которые будут работать с субъектами малого бизнеса, а также по созданию условий для удешевления кредитных ресурсов, направленных на кредитование малого бизнеса, вовлечения средств частных инвесторов в развитие малого бизнеса. 
 
Банк России рассматривает вопрос о создании небанковских кредитных организаций, которые будут осуществлять депозитно-кредитные операции, специализироваться на обслуживании (кредитовании) отдельных видов деятельности, в том числе на кредитовании субъектов малого бизнеса. 
 
Создание общих благоприятных условий кредитования и оздоровление финансового рынка России в целом не исключает необходимости сохранения специальных механизмов финансовой поддержки малого бизнеса через систему фондов поддержки малого бизнеса. Такая система хорошо зарекомендовала себя за рубежом. 
 
Значительным инвестиционным резервом для малого бизнеса является внебанковский рынок капитала, в том числе система обществ взаимного кредитования (кредитных кооперативов и союзов), являющихся достаточно эффективным механизмом вовлечения свободных средств граждан в развитие малого бизнеса. В настоящее время в России работают более 700 обществ взаимного кредитования. Право их создания определено гражданским законодательством, но для более целенаправленного использования этого механизма необходимо совершенствовать нормативную правовую базу и организовать методическое сопровождение деятельности обществ взаимного кредитования [8, 186 – 187]. 
 
Развитие государственной финансовой поддержки малого бизнеса должно способствовать созданию базы для рациональной структуры как регионального хозяйства, так и экономики России в целом. Достижение этой цели связано с разработкой специальных механизмов финансово-кредитной поддержки малого бизнеса и решением комплекса взаимосвязанных вопросов, включающих развитие системы гарантий и внедрение компенсации части процентных ставок по кредитам коммерческих банков, налоговые льготы, совершенствование законодательства, информационную поддержку, подготовку кадров, формирование соответствующей инфраструктуры финансовых институтов поддержки малого бизнеса, эффективную координацию действий в этой области федерального центра, субъектов Федерации и органов местной власти.  

      1.  
        Имущественная поддержка малого бизнеса

 
Одним из направлений формирования благоприятной среды для развития предпринимательства является имущественная поддержка субъектов малого бизнеса, которая заключается в приобретении или аренде производственных площадей для оборудования предприятий, находящихся в государственной собственности. До настоящего времени не решены проблемы эффективного и рационального использования недвижимого имущества, обусловленные целым рядом факторов: излишками площадей на предприятиях, недогрузкой производственных мощностей и оборудования, недостроенными или замороженными производственно-техническими корпусами или строениями и т.д. 
 
Аренда как преобладающая форма размещения малого бизнеса становится малым предприятиям не по силам из-за отсутствия долгосрочных стабильных условия аренды и стремления арендодателя перенести на арендаторов всю тяжесть расходов по содержанию имущества. Это сдерживает развитие малого бизнеса производственно- и научно-технического профиля. 
 
Имущественная поддержка заключается в разработке критериев, условий и правил, с одной стороны, регламентирующих процесс вовлечения государственного имущества в сферу малого бизнеса, с другой – обеспечивающих его субъектам режим наибольшего благоприятствования при доступе к имущественным ресурсам. Среди первоочередных задач – разработка параметров наделения субъектов малого бизнеса государственным имуществом (путем сдачи в аренду или безвозмездного пользования) на конкурсной основе [14, стр. 298].  
 
Росимуществом и ФАС России, их территориальными органами совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводится работа по выявлению потребности субъектов малого бизнеса в использовании государственного имущества в целях повышения эффективности использования федерального имущества для развития малого бизнеса в регионах.  
 
Решение о предоставлении имущества, в том числе конкретные формы и условия предоставления объектов недвижимости, принимается с учетом эффективности его использования субъектами малого бизнеса исходя их следующих критериев: 

    •  
      увеличение числа рабочих мест и сокращение безработицы; 

    •  
      увеличение налогооблагаемой базы и доходов в бюджеты всех уровней;

    •  
      развитие приоритетных направлений бизнеса, особенно в производственной сфере;

    •  
      выполнение условий использования федерального имущества [13].

 
При формировании механизма ресурсного обеспечения субъектов малого бизнеса ключевое значение приобретают вопросы учета федерального имущества, задействованного в данной сфере. К приоритетным задачам относится построение и обеспечение функционирования системы учета федерального имущества, которое может быть востребовано субъектами малого бизнеса, а также уже переданного имущества, обеспечение контроля эффективности его использования.  
 
Реализация мер, осуществляемых в целях повышения эффективности системы управления государственной собственностью, позволит подойти комплексно к вопросу дальнейшего укрепления позиций малого бизнеса. Новые механизмы управления государственным имуществом создают возможности для выявления дополнительных имущественных резервов, которые при реализации общегосударственной политики целесообразно направить на поддержку малого бизнеса и стимулирование конкуренции в соответствующих отраслях экономики. 

      1.  
        Информационное обеспечение развития малого бизнеса

 
Организация информационного обеспечения определяет уровень ориентации общества в социально-экономической и общественно-политической ситуации, способствует успеху бизнесменов на рынке, включая вопросы организации производства и продвижения продукции и услуг. А это, в свою очередь, непосредственным образом влияет на выживаемость малых предприятий. В России в целом сформировался рынок информационных продуктов и услуг, его наиболее развитым сектором является сектор деловой информации. Российские бизнесмены находятся в качественно новой информационной среде и имеют возможность получить значительное количество видов информационных услуг, предлагаемых на мировом рынке. Вместе с тем, несмотря на принятые решения и неоднократные попытки создания единой системы в области информационного обеспечения малого бизнеса, такая система не создана.  
 
Информационная поддержка предпринимательской деятельности осуществляется различными ведомственными, региональными и коммерческими информационными системами и структурами, созданными в рамках многих проектов и практически не взаимодействующими между собой. В качестве базы развития информационной структуры в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса создало сеть электронного информационного обмена (СИОРА) на основе глобальной сети Интернет. 
 
Сеть СИОРА состоит из центрального сервера-портала сети Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса и WEB-серверов региональных агентств на территории более чем 50 субъектов Российской Федерации. На серверах собрана деловая информация, представляющая интерес для предпринимателей, работающих в регионах, и бизнесменов, работающих на межрегиональном, федеральном и международном уровнях. 
 
Информационные ресурсы представлены коммерческими предложениями малых предприятий, методической информацией для малых предприятий, юридической консультационной информацией, материалами об условиях и возможностях кредитования малого бизнеса, информацией о семинарах и курсах обучения для бизнесменов и др. В рамках сети СИОРА существует уникальный, постоянно дополняемый информационный ресурс – «Новости сети региональных агентств поддержки малого и среднего бизнеса», содержащий актуальную информацию о малом и среднем бизнесе регионов России и распространяющийся в виде еженедельного «Новостного дайджеста сети СИОРА» по различным печатным и электронным СМИ России и зарубежья [12]. 
 
В целях дальнейшего развития информационного обеспечения малого и среднего бизнеса необходимо наладить взаимодействие существующих информационных ресурсов и систем информационного обеспечения предпринимательской деятельности. Важной задачей является создание региональных систем деловой информации, типовых проектных решений по комплексной автоматизации деятельности малых предприятий, что поможет шире использовать передовые, доступные для малых предприятий информационные технологии. Необходимо повысить уровень и качество обучения современным информационным технологиям бизнесменов, специалистов структур поддержки бизнеса, а также их ответственность за предоставление актуальной и достоверной деловой информации в информационные системы.  

      1.  
        Формирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса

 
Инфраструктура поддержки малого бизнеса включает специализированные структуры различных направлений: информационного, обучающего, научно-технического, технологического, финансового, имущественного, оказания спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации и пр. 
 
В настоящее время насчитывается около 70 различных видов объектов инфраструктуры малого бизнеса. К ним относятся бизнес-школы, агентства поддержки малого бизнеса, региональные фонды поддержки бизнеса, научно-технические парки, кредитные союзы, различные центры: технологические, учебно-деловые, социально-деловые, региональные информационно-аналитические, инновационные, маркетинговые, охранные, центры развития бизнеса и др. 
 
В инфраструктурной системе поддержки малого бизнеса можно выделить четыре уровня: федеральный, межрегиональный, региональный и муниципальный. 
 
Наиболее емкий и развитый среди них – региональный уровень, в который входит большинство объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, но их распределение в регионах очень неравномерно. Есть регионы, где подобные объекты вовсе отсутствуют или существуют только на бумаге, в то время как в других наблюдается перенасыщенность ими, что приводит к дублированию функций.  
 
По данным социологических опросов, бизнесмены недостаточно информированы о наличии в регионах объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, их местонахождении, перечне предоставляемых ими услуг и условиях их получения. В силу ресурсных ограничений рекламные компании по направлениям деятельности объектов инфраструктуры малого бизнеса не проводятся.  
 
Предстоит создать целостную и взаимосвязанную инфраструктурную систему, своего рода «окружающую среду» для бизнеса, способную охватить все стороны деятельности и все потребности малых предприятий различных отраслей экономики. 
 
Качество и эффективность деятельности инфраструктуры поддержки бизнеса становятся ключевыми факторами успешного развития малого бизнеса в регионах. Именно посредством инфраструктуры поддержки бизнеса, через активное взаимодействие всех ее элементов осуществляется обратная связь между бизнесом и властью, что позволяет повышать действенность государственного регулирования малого бизнеса, ориентировать его на участие в приоритетных направлениях социально-экономического развития России [4, стр.458 – 462].  
 
3. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения 

    1.  
      Проблемы малого бизнеса

 
Многие характерные особенности становления малого предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Для оценки уровня значимости этих проблем можно использовать данные социологических опросов (табл. 3) [12].  
 
Таблица 3 

 
Порядок значимости по мере убывания

 
Основные проблемы

 
1

 
Налоги

 
2

 
Законодательство

 
3

 
Инфляция

 
4

 
Экономическая ситуация в целом

 
5

 
Поставки, дефицит

 
6

 
Трудности получения и высокая ставка за кредит

 
7

 
Неплатежеспособность партнёров, клиентов

 
8

 
Несовершенство банковской системы

 
9

 
Политическая ситуация

 
10

 
Бюрократия

 
11

 
Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки 

 
12

 
Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов

 
13

 
Недостаток информации, культуры, опыта

 
14

 
Кадровые проблемы

 
15

 
Рэкет

 
16

 
Отрицательное отношение к предпринимателям


 

 
Наличие прослойки, пусть очень маленькой, собственников-предпринимателей обозначило и их проблемы. Так в Резолюции I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий были выделены следующие проблемы: 

Информация о работе Пути решения основных проблем малого бизнеса