Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:16, курсовая работа
Описание работы
В настоящее время полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………………………3 1. Малый бизнес в современной рыночной экономике 1.1 Понятие малого бизнеса, его сущность и основные черты…………………...4 1.2 Значение и задачи малого бизнеса в экономике…………………………….....5 1.3 Виды предприятий малого бизнеса……………………………………………..6 1.4 Роль малого бизнеса в экономике развитых стран…………………………….7 2. Малый бизнес в Российской Федерации 2.1 Развитие малого бизнеса в России……………………………………….…….10 2.2 Система государственной поддержки малого бизнеса……………………….12 2.2.1 Правовое обеспечение деятельности малого бизнеса………………13 2.2.2 Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса………………….15 2.2.3 Имущественная поддержка малого бизнеса…………...……………17 2.2.4 Информационное обеспечение развития малого бизнеса………….18 2.2.5 Формирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса……...19 3. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения 3.1 Проблемы малого бизнеса……………………………………….……………..21 3.2 Пути решения основных проблем малого бизнеса…….……………………..23 3.3 Стимулирование развития малого бизнеса……….…………………….……..24 Заключение…………………………………………………………………………………..27 Список литературы………………………………………………………………………….28
медленно идет процесс создания
инфраструктуры малого бизнеса;
низкими темпами происходит
увеличение числа малых предприятий, особенно
в производственной сфере;
не во многих регионах разработаны
и приняты органами власти нормативные
акты, региональные программы развития
малого предпринимательства, а там где
они приняты, реализация их происходит
далеко не в полной мере;
недостаточно налажено взаимодействие
регионов, как в плане обмена информацией
и опытом по развитию малого предпринимательства,
так и в организации практического хозяйственного
взаимодействия предпринимателей различных
регионов между собой.
Если затронуть проблему
финансирования, то до 2000 года проблемой
финансирования малого бизнеса никто
официально не занимался. Многие банки,
не проявляя особого желания вкладывать
инвестиции в малые предприятия, объясняют
это тем, что количество затрачиваемого
времени и усилий на оформление кредита
размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково,
а получаемый доход разнится во много
раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются
от западных. И там финансовые структуры
неохотно занимаются этим родом деятельности.
Большинство кредитных
организаций, имеющих связи с малым бизнесом,
находятся в регионах и не имеют достаточного
оборотного капитала. В первую очередь
кредиты получают те производства, продукция
которых пользуется наибольшим спросом:
переработка продуктов питания, деревообработка,
разлив напитков, складские и транспортные
услуги, легкая промышленность. И очень
немногие занимаются финансированием
инновационного бизнеса – новых наукоемких
технологий, которые определяют будущее
технологического прогресса [14, стр. 302
– 304].
Перейдем от общих
проблем к более частным, которые непосредственно
затрагивают предпринимателей и являются
причиной развала предприятия.
Многие малые предприятия
угасают уже в самом начале своей деятельности.
Например, из 600 тысяч новых предприятий,
ежегодно возникающих в США, только половина
дотягивает до 18 месяцев и только одно
из пяти доживает до 10 лет.
Возможно, главной
причиной является легкость создания
предприятия. Но ведь свобода выбора означает
не только свободу успеха, но и свободу
неудач.
Сами же руководители
малых предприятий выделяют следующие
причины:
44% опрошенных главной причиной называют некомпетентность;
17% - отсутствие управленческого опыта;
16% - несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве;
15% - отсутствие опыта работы в отрасли;
1% - небрежность в ведении дел;
1% - мошенничество или бедствие;
6% - иные причины, с которыми сталкиваются руководители малых фирм.
Стоит также отметить,
что лишь 20% руководителей предприятий
имеют соответствующее образование.
Конечно, основной
проблемой из всех выше названных является
проблема, главным образом представляющая
отношения малого бизнеса и государства
[12].
Пути решения основных
проблем малого бизнеса
Практика государственного
содействия немонополистическому сектору
экономики развитых стран показывает,
что правительственный выбор основных
направлений этого содействия происходит
на основе исследований данного круга
проблем. Поэтому важнейшая задача органов
власти определить приоритетные направления
развития малого бизнеса. В России к таким
направлениям отнесены:
производство и переработка
сельскохозяйственной продукции;
производство продовольственных,
промышленных товаров, товаров народного
потребления;
лекарственных препаратов и
медицинской техники;
оказание производственных,
коммунальных и бытовых услуг;
строительство объектов жилищного,
производственного и социального назначения
[9, стр. 227].
Соответственно, одним
из важных инструментов государственной
поддержки малого бизнеса является прямая
финансовая помощь, которая осуществляется
посредством льготного субсидирования
малых фирм, предоставления гарантий при
получении ими займов из других источников
и льготного налогообложения.
Важным инструментом
государственного содействия малым предприятиям
в большинстве промышленно развитых стран
является система государственных заказов.
Данная форма отношений позволяет обеспечить
малому бизнесу гарантированный рынок
сбыта, ускорить процесс накопления капитала,
расширить производственные мощности,
укрепить конкурентоспособность, модернизировать
оборудование и многое другое.
Достаточно широкое
развитие получили организуемые государственными
органами и частными предприятиями специальные
службы по оказанию различных консультационных
услуг малым компаниям.
Особая система государственной
поддержки существует для предприятий,
занимающихся научно-исследовательскими
работами. Главное место в этой системе
занимают финансовая помощь и информационное
обеспечение исследовательских работ.
Сейчас, при корректировании
многими политическими партиями и движениями
своих программ, в них можно заметить меняющееся
отношение к малому бизнесу. Так из всех
программ можно выделить главные общие
идеи:
приоритетное развитие малого
предпринимательства – одно из основных
условий экономического и социального
возрождения России;
массовое широкомасштабное
развитие малого предпринимательства
позволит предоставить работу миллионам
граждан, высвобождающихся из государственных
и приватизированных предприятий;
реализация мероприятий по
обеспечению производственной и инновационной
поддержки малых предприятий позволит
создать значительное количество новых
малых предприятий, до 12 млн. предприятий,
и новых рабочих мест, прежде всего, для
социально незащищенных слоев населения;
малое предприятие, играющее
все большую роль в региональных социально-экономических
процессах, учитывает своеобразие каждого
региона, формирует значительную долю
доходной базы бюджета и является решающим
фактором экономической стабилизации
через создание местных потребительских
рынков и новых рабочих мест [11, стр. 82 –
83].
Если не вдаваться
в подробности, то сегодня выделяют четыре
основных направления для решения проблем
малого бизнеса. Первое – поменять психологию
власти к малому бизнесу. Отойти от мнения,
что малый бизнес не платит налоги и находится
в серой экономике. Второе – реформирование
и упрощение налогообложения. При сегодняшней
системе, когда отнимается львиная доля
дохода, предприятия вынуждены уклоняться
от налогов. В-третьих, сделать прозрачными
и внести ясность в акты купли-продажи
имущества. И, наконец, решить вопрос с
землей, иначе аграрная Россия будет питаться
импортом. Четвертое – стимулировать
инвестиции населения, которое уже не
доверяет ни банкам, ни государству, в
малый бизнес. А это, по некоторым оценкам,
заставит работать от 20 до 40 млрд. долл.,
хранящихся под подушками и матрасами.
Россия должна жить
по принципу, что государство обслуживает
потребности и запросы общества, а не наоборот.
Стимулирование развития
малого бизнеса
Для оценки возможностей
повышения темпов развития малого предпринимательства
и влияния этого процесса на экономическую
динамику в субъектах Российской Федерации
рядом экономистов предложено использовать
региональные рейтинги инвестиционной
и предпринимательской активности. Для
этого предусматриваются показатели,
сочетающие основные экономические факторы
(объем валового регионального продукта,
объем произведенной малыми предприятиями
продукции, число малых предприятий, величина
инвестиций в основные фонды малых предприятий),
социальные (среднедушевой доход, число
безработных в регионе), демографические
(плотность населения в регионе), институциональные
(степень развития инфраструктуры и институтов
рыночной экономики). На основе предложенных
показателей разрабатываются рейтинги
развития малого бизнеса по федеральным
округам [15, стр. 211].
Поддержка малого предпринимательства
осуществляется в нескольких направлениях,
призванных решать основные проблемы
малого бизнеса. Первое направление включает
подготовку законодательных и нормативных
правовых актов, устанавливающих предельно
упрощенный (заявительный) порядок регистрации,
лицензирования предпринимательской
деятельности, новые системы налогообложения
и бухгалтерского учета; поддержку отечественных
производителей; защиту от посягательств
на безопасность функционирования малых
предприятий и другое.
Второе направление
включает формирование региональных центров
поддержки предпринимательства на базе
существующих структур для обеспечения
широкого спектра услуг, включая услуги
в сфере безопасности, финансов информации,
консалтинга и иные. Предусмотрено создание
информационной сети, помогающей предпринимателям
получать сведения юридического и делового
характера (о законах, налогах, конкурентах,
клиентах, состоянии рынка).
Третье направление
включает создание действенных финансово-кредитных
и инвестиционных механизмов на основе
оптимального сочетания средств государственной
поддержки, привлечения инвестиционных
ресурсов частного капитала и собственных
накоплений малых предприятий, прежде
всего для самофинансирования. Предусматривается
проектное финансирование, предоставление
гарантий, страхование, применение залоговых
операций, взаимного кредитования, организация
в регионах сети специализированных финансово-кредитных
и инвестиционных институтов для поддержки
малого предпринимательства.
Если индивидуальные
предприятия в основном развиваются за
счет собственных средств, то для более
крупных предприятий малого бизнеса необходимо
финансирование, за счет привлечения внешних
источников средств. В этом случае возникают
определенные проблемы. На получение полноценного
банковского кредита могут рассчитывать
далеко не все малые предприятия. Для положительного
решения чаще всего требуется успешное
ведение бизнеса не менее полугода, а чаще
всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный
капитал, прозрачность бизнеса, поставленный
учет, перспективы развития, реальные
источники погашения кредита. Если предприниматель
может применить эти термины к своему
бизнесу, тогда вероятность получения
кредита высока. Таким образом, кредитуются
в основном компании, успешно работающие
на рынке, а для начинающих стоит порой
непреодолимая проблема – отсутствие
начального капитала. Отсюда следует,
что одно из основных направлений поддержки
малого бизнеса должно проходить в обеспечении
предприимчивых людей финансированием
в начальный период деятельности, что
может быть обеспечено государством за
счет принятия программ по поддержке малого
бизнеса. Это позволит увеличить количество
малых предприятий, что положительно скажется
на экономике страны.
В настоящее время
наблюдается положительная тенденция
в данном направлении. Банковские требования
к "малым" заемщикам постоянно снижаются.
Многие уже не настаивают на открытии
счетов и переводе оборотов фирмы в свой
банк, не требуют бизнес-плана и технико-экономического
обоснования проекта. Снижаются также
минимальные размеры ссуд и ставки кредитования.
Хотя, в ближайшей перспективе ставки
кредитования заемщиков малого бизнеса
вряд ли опустятся ниже 15-16%. Кредитование
малого бизнеса предполагает определенный
риск и высокие издержки, банки закладывают
все это в процентную ставку. С другой
стороны, рост конкуренции неизбежно ведет
к снижению процента. Возможно, создание
кредитного бюро или законодательные
налоговые изменения, позволяющие легализоваться
малому бизнесу, могли бы еще больше способствовать
этому [8, стр. 429].
Итак, одним из наиболее
важных направлений государственного
стимулирования является льготное кредитование.
Поэтому законом Российской Федерации
«О государственной поддержке малого
предпринимательства в РФ» предусмотрено
льготное кредитование и страхование
субъектов малого предпринимательства
с компенсацией соответствующей разницы
кредитным и страховым компаниям за счет
средств фондов поддержки малого предпринимательства.
Заключение
Экономический интерес,
энергия и изобретательность предприимчивых
людей активно содействуют прогрессу
во всех областях человеческой жизнедеятельности.
Поэтому абсолютное большинство развитых
государств всемерно поощряет их деятельность
и особенно, в создании новых, разнообразных
по специализации и направлениям малых
предприятий.
Как показывает опыт
развитых стран, малое предпринимательство
играет весьма и весьма большую роль в
экономике, его развитие влияет на экономический
рост, на ускорение научно-технического
прогресса, на насыщение рынка товарами
необходимого качества, на создание новых
дополнительных рабочих мест, то есть
решает многие актуальные экономические,
социальные и другие проблемы.
Во всех экономически
развитых странах государство оказывает
большую поддержку малому предпринимательству,
которому свойственны цивилизованные
черты. Дееспособное население все больше
и больше начинает заниматься малым бизнесом.
Для экономики в целом деятельность малых
компаний оказывается важным фактором
повышения ее гибкости. По уровню развития
малого бизнеса специалисты судят о способности
страны приспосабливаться к меняющейся
экономической обстановке.
Малый бизнес обеспечивает
необходимую мобильность в условиях рынка,
создает глубокую специализацию и кооперацию,
без которых немыслима его высокая эффективность.
Он способен не только быстро заполнять
ниши, образующиеся в потребительской
сфере, но и сравнительно быстро окупаться,
а также создавать атмосферу конкуренции
и ту среду предпринимательства, без которой
рыночная экономика невозможна.
Важность малых предприятий
состоит еще и в том, что ведя ожесточенную
конкурентную борьбу за выживание, они
вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться
к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать
надо получать средства к существованию,
а значит быть лучше других не только в
количестве производимой продукции, но
и в ее качестве.
Таким образом, малое
предпринимательство ведет к оздоровлению
экономики в целом.