Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:22, реферат
В данной работе рассматриваются основные черты социалистических утопий. В работе представлены идеи самых ярких утопистов России, Англии и Франции. Показано, что различные экономические и культурные особенности страны влияют на формирование философской концепции социализма.
Введение
1. Определения
2. Историческое развитие идеи социализма
3. Основные представители
3.1 Томас Мор
3.2 Кампанелла Томмазо
3.3 Деятельность Роберта Оуэна
3.4 Учение А.Cен-Симона
3.5 Учение Шарля Фурье
3.6 Учение Вильгельма Вейтлина
4. Социализм Карла Маркса
5. Пути перехода к социализму
6. Модели государственного социализма
7. Критика и защита идей социализма
Заключение
Список литературы
Введение 3
1. Определения 4
2. Историческое развитие идеи социализма 6
3. Основные представители 8
3.1 Томас Мор 8
3.2 Кампанелла Томмазо 9
3.3 Деятельность Роберта Оуэна 9
3.4 Учение А.Cен-Симона 10
3.5 Учение Шарля Фурье 11
3.6 Учение Вильгельма Вейтлина 11
4. Социализм Карла Маркса 12
5. Пути перехода к социализму 14
6. Модели государственного социализма 15
7. Критика и защита идей социализма 16
Заключение 21
Список литературы 23
Еще во времена античности отдельные
представители передовой
Утопический социализм выступает идеологической основой этих движений. Он сыграл важную роль в построении философской базы социализма и коммунизма. Работы Ленина, Энгельса, Маркса тщательно анализируют социалистические идеи философов западной Европы и России.
В данной работе рассматриваются основные черты социалистических утопий. В работе представлены идеи самых ярких утопистов России, Англии и Франции. Показано, что различные экономические и культурные особенности страны влияют на формирование философской концепции социализма.
Социализм — экономическая, социально-политическая система социального равенства, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества; важнейшей категорией, которая отличается от коммунистической идеологии тем, что сохраняется собственность на свои результаты труда у членов общества на все времена развития общества и отсутствует присвоение результатов чужого труда, является общественная собственность на территориальное, интеллектуальное пространство и пространство производства продуктов, но при этом основополагающими являются индивидуальная собственность и групповая собственность (трудовых коллективов – тех кто производит продукт) на средства производства продукта, но и при этом природные, т.е. общественные средства производства именно арендуются у общества.
Основная цель социализма
в отличие от марксистской государственной
монополизации, заключается именно
в демонополизации всего
Марксизм-ленинизм не имеет цели упразднения эксплуатации, он меняет эксплуатацию частными лицами, на эксплуатацию лицами от государства, превращая последних так же в эксплуататоров не только от государства, а уже в частных и именно за счёт государственной собственности на средства производства.
На основе философских идей социализма была также создана политическая идеология, выдвигающая в качестве цели и идеала установление общества, в котором:
В соответствии с этой идеологией,
главным способом достижения поставленных
целей является последовательная отмена
права индивидуальной частной собственности
на средства производства при коллективном
производстве продукта и частной
и коллективной на общественные средства
производства, в том числе и
права государственных
Отъём частной собственности и индивидуальной частной собственности на общественные и коллективные средства производства, и возвращение их в их действительное состояние, коллективной и общественной собственности, под общественный контроль, производится для устранения эксплуатации человека человеком, снижения отчуждения человека от результатов его труда, снижения дифференциации доходов, обеспечение свободного и гармоничного развития каждой личности. При этом сохраняются элементы экономического неравенства, но они не должны являться препятствием для достижения вышеуказанных целей.
Иногда социализмом также называют идеологию, которая предусматривает построение социалистического общества.
На сегодняшний момент в социализме существует три основных направления: анархизм, реформизм и марксизм.
По мнению анархистов, при государственном социализме сохраняются эксплуатация, отчуждение человека от результатов его труда и большинство других проблем, за которые социалисты критикуют капитализм, а потому подлинный социализм возможен только при отсутствии государства. Марксисты иногда говорят о «засыпающем государстве» в обществе, где объективный процесс ликвидации частной собственности уже идёт, но классы всё ещё существуют что, по мнению большевиков, и обуславливает необходимость существования диктатуры пролетариата.
По мнению И. В. Сталина, основным законом социализма следует считать «обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники».
Термин «социализм» одним из первых употребил в первый раз Пьер Леру в книге "Об индивидуализме и социализме", напечатанной в 1834 году как достаточно нестрогое понятие, характеризуемое диаметральной противоположностью индивидуализму во всех его проявлениях в моральной и социальной жизни человека.
Одними из основоположников социализма можно считать Гегеля, Сен-Симона и его учеников, он имел отличие от взгляда коммунистов, в том числе К. Маркса и Ф. Энгельса на отношения в обществе, поэтому впоследствии и был назван Пьером Леру не от коммуны, а от общества.
Важнейшее место в извращении идей социализма принято отводить К. Марксу и Ф. Энгельсу (в марксизме), как подмена эксплуатации однотипного разума людей, на чисто экономическую эксплуатацию, начатую с критики философии Гегеля, попытка уничтожения этих идей и замена их на коммунистические в развитии общества.
Идеи же социализма представлены во взглядах и работах Гегеля, Рикардо, Пьера Жозефа Прудона и других социалистов-рикардианцев того времени, а также М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина (в анархизме). Кроме того существовало большое количество различных мыслителей, придерживавшихся социалистического направления общественной мысли и внесших значительный вклад в формирование и развитие социалистической идеи. У истоков социалистической мысли лежит гуманистическая установка европейской культуры.
Первые зачатки же теорий коммунизма принято отмечать уже у Пифагора и пифагорейцев, а также у ранних коммунистов-утопистов Томаса Мора (1478—1535) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639). На острове Утопия, о котором говорит Т. Мор, нет частной собственности, денежного обращения и царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Чтобы не способствовать развитию собственнических инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами.
Ещё один всплеск социалистических проектов пришёлся в Западной Европе на начало XIX века, и связан он с именами Сен-Симона, Фурье и Оуэна.
Так же в XIX веке возникает анархизм, который, зародившись первоначально в Англии, а затем (самостоятельно) во Франции, был развит в России П. А. Кропоткиным и М. А. Бакуниным. Позднее в России Л. Н. Толстым было создано христианское направление в анархизме — толстовство.
Основные черты, которыми определяется социализм у различных мыслителей:
В качестве путей достижения справедливости разными мыслителями предлагалось, например:
Томас Мор (1478—1535) английский гуманист, государственный деятель и писатель; основоположник утопического социализма.
Наибольшую известность принес Мору его диалог Утопия (1516, рус. пер. 1789), содержащий описание идеального строя фантастического острова Утопия.
Здесь Мор впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в ранних христианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращен до 6 часов; наиболее тяжелые работы выполняют преступники.
Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистического быта, она организована не столько на родственных, сколько на производств, началах. Мор не мыслил себе революционного пути осуществления этого идеала — он 6ыл противником нар. движений, видя в них лишь разрушительное, начало и анархию.
Написанная по-латыни в расчете на ученых-гуманистов и просвещенных монархов, “Утопия” в сер. 16 в. была переведена на другие европейские языки. Она оказала большое влияние на реформаторов последующих столетий, в частности Морелли, Г. Бабефа, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Э. Кобе и других представителей утопического социализма.
Кампанелла Томмазо (1568 —1639) итальянский философ, поэт, полит. деятель; создатель утопии. Утопия Кампанеллы представляет собой программу всеобщего социального преобразования на основе общности имущества (“Город Солнца”, произведение, построенное в форме рассказа мореплавателя, 1602, опубликованной в 1623. Русский перевод 1906) в рамках всемирной теократической монархии (“Монархия Мессии”).
В идеальной общине Кампанеллы
упразднены собственность и семья,
дети целиком воспитываются
Осуществление своей программы Кампанелла, возлагал на Европ. государей (исп. затем) франц. короля и Рим. папу, стремясь достичь, духовного единства человечества в рамках реформированного в соответствии с его идеалами католицизма.
Роберт Оуэн (1771-1858) был совладельцем текстильной фабрики в Шотландии. Первые его шаги состояли в: сокращении продолжительности рабочего дня (до 10.5 часов), повышение заработной платы, введение пенсий по болезни и старости, запрещение детского труда, организации школы, ясель, детского сада для детей рабочих. Постепенно он пришел к определенным выводам о причинах тяжелого положения рабочих. Он считал, что основным из них являются частная собственность и деньги. Он полагал,что необходимо упразднить деньги, заменить их трудовыми квитанциями и создать особые самоуправляющиеся трудовые общины, в которых средства и материальные блага распределяются по потребностям. В середине 20-х гг. 19 в. он попытался построить такую общину в США. В штате Индиана была создана колония "Новая гармония".Эксперимент провалился, Р.Оуэн был вынужден вернуться в Англию, де он делал все, чтобы привлечь внимание к своей деятельности европейских монархов и государственных деятелей.
А.Сен-Симон (1760 - 1825) принадлежал к высшей французской аристократии. Целью своей жизни он считал создание учения, научно объясняющего общественное развитие и предлагающего справедливые формы общественного устройства.
А.Сен-Симон первым употребил
понятие "индустриального общества",
Все общество он делил на 3 класса - "бесплодных" (дворянство, духовенство),бесполезных для общественного прогресса,- и "индустриалов" (предпринимателей, рабочих крестьян, ремесленников), производителей материальных благ. Коренными недостатками индустриальной системы он считал конкуренцию, обнищание широких масс населения ,бедственное положение рабочих. Этой системе был противопоставлен проект так называемый "новойпромышленной системы", в которой :люди будут трудиться сообща, в тесном взаимодействии, на основе плановой организации производства и распределения материальных благ по потребностям. А.Сен-Симон полагал, что путь к "новой промышленной системе" лежит через осознание предпринимателями необходимости опекать ,поддерживать рабочих, выделять на их социальное обустройство часть прибыли. Частную собственность А.Сен-Симон считал необходимым сохранить.