Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:22, реферат
В данной работе рассматриваются основные черты социалистических утопий. В работе представлены идеи самых ярких утопистов России, Англии и Франции. Показано, что различные экономические и культурные особенности страны влияют на формирование философской концепции социализма.
Введение
1. Определения
2. Историческое развитие идеи социализма
3. Основные представители
3.1 Томас Мор
3.2 Кампанелла Томмазо
3.3 Деятельность Роберта Оуэна
3.4 Учение А.Cен-Симона
3.5 Учение Шарля Фурье
3.6 Учение Вильгельма Вейтлина
4. Социализм Карла Маркса
5. Пути перехода к социализму
6. Модели государственного социализма
7. Критика и защита идей социализма
Заключение
Список литературы
Из всех социалистических учений первой половины 19 в. наиболее популярным в России было учение француза Шарля Фурье (1772-1837).Участники знаменитого кружка Петрашевского пытались пропагандировать его идеи в России. Главный порок капитализма он видел в том, что капитализм извратил человеческие способности и влечения. Он считал необходимым построить такое общество, в котором труд будет организован на началах соревновательности, привлекательности, перемене занятий по потребностям людей. Он выдвинул проект создания производственно-трудового объединения. - "фаланги".Люди вне будут совместно заниматься сельскохозяйственным и промышленным трудом, свободно выбирать себе занятия, меняя время от времени. Так исчезнут различия между умственным и физическим трудом, городом и деревней. Материальные блага он предлагал распределять по труду, талантам и вложенному капиталу.
Видным представителем утопического социализма в Германии был Вильгельм Вейтлин (1808-1871) учение которого было первым самостоятельным теоретическим движением Германского пролетариата. Вслед за французскими утопистами Вейтлинг требовал создания социалистического общества, считая, что основным его принципом будет равное для всех распределение труда и одинаковое для всех пользование жизненными благами. Его коммунистический идеал был ограничен уравнительными идеями, попытками ограничить людей в будущем социалистическом обществе. В отличии от французских утопистов Вейтлинг не возлагал надежд на господствующие классы и считал, что трудящиеся могут освободить себя только сами, путем борьбы. В своей роботе "Человечество, каково оно есть и каким оно должно быть" он писал, обращаясь к рабочим:"Не надейтесь на то, что соглашением с вашими врагами вы чего-нибудь достигните. Ваша надежда только на собственный меч. Всякое соглашение между вами и ими будет только во вред вам. История показывает нам, что истина принуждена прокладывать себе дорогу через потоки крови..."
Основная статья: Марксизм
В теории марксизма социализмом называли общество, находящееся на пути развития от капитализма к коммунизму, то есть ещё не общество социальной справедливости, а только подготовительная ступень к нему.
В Манифесте коммунистической партии указывается, что отличительной чертой коммунизма является отмена буржуазной собственности и определены следующие возможные меры по переходу от буржуазного способа присвоения и распределения к коммунистическому способу присвоения и распределения — коммунизму:
Ранние социалисты-утописты считали, что достаточно придумать правильное устройство общества, и люди сами его примут, когда поймут его преимущества.
В первой половине XIX века марксисты и анархисты считали, что эксплуататорские классы не захотят отказываться от своих привилегий. Следовательно, переход к социализму возможен только путём революции. Это нашло своё отражение в «Манифесте Коммунистической партии» 1848 года и последующих текстах многих революционных марксистов и анархистов.
После установления всеобщего избирательного права в ряде европейских стран во второй половине XIX века К. Маркс и Ф. Энгельс ставят вопрос о мирном завоевании власти рабочим классом. Поздравляя французских социалистов с победой на выборах 1881 года К. Маркс пишет о том, что используя демократические институты, рабочий класс может мирным путем завоевать власть. Ф.Энгельс во «Введение к работе К.Маркса "Классовая борьба во Франции"» пишет, что используя демократические институты «Мы, "революционеры", "ниспровергатели", мы гораздо больше преуспеваем с помощью легальных средств, чем с помощью нелегальных или с помощью переворота».
Впоследствии В. И. Ленин, споря с ревизионистами марксизма, такими как Бернштейн, доказывал, что завоевание власти мирным путем — лишь один из способов, применимый далеко не всегда, при этом Ленин апеллировал к работам основоположников марксизма — во многом этому была посвящена одна из самых знаменитых работ Владимира Ильича «Государство и революция», изданная в 1918 году.
Споры революционных анархистов
и марксистов по вопросу об участии
в парламентской борьбе, а также
о захвате государственной
Социал-демократы считали возможным приход социалистической партии к власти путём парламентских выборов, с последующим проведением социалистических реформ легальным способом, без насилия, без крови.
Людвиг фон Мизес следующим образом характеризует социализм: «Цель социализма — передать средства производства из частной собственности в собственность организованного общества, государства».
Можно выделить две основные модели социализма:
Уже в 1922 г. образец критики идей социализма предоставил Л. Мизес в своём труде «Социализм». В этой книге автор подверг критике идеи социализма и выдвинул обоснование невозможности существования стабильной социалистической экономики, и, следовательно, социализма как реалистичной системы устройства общества. Мизес утверждал, что при социализме невозможен экономический расчёт и в этом он видел основной недостаток социализма. Невозможность экономического расчёта при социализме следует, по его мнению, из невозможности сравнения субъективных ценностей при отсутствии добровольного обмена (то есть свободной торговли), результатом чего якобы является накопление дефектов в планировании и распределении ресурсов, ведущее к перепроизводству бесполезной продукции и массивной трате ресурсов на экономически сомнительные проекты — при одновременном дефиците практически всего, что простые люди хотели бы иметь. Опыт построения развитого социализма в СССР, Китае, и других социалистических странах подтвердил соответствие этой теории реальной жизни. С другой стороны, в этом труде под словом "социализм" фактически понимается государственный капитализм, и предполагается, что рынок является единственным механизмом обмена. С учетом же появившихся в последние десятилетия возможностей установления прямых связей между потребителем и производителем с помощью современных информационных технологий эта точка зрения является устаревшей.
Ф. А. Хайек явился продолжателем Мизеса и на протяжении всей жизни выступал с критикой идеи социализма. Лейтмотивом его книги «Дорога к рабству» служит утверждение, что планирование непосредственно влечёт за собой рабское подчинение индивидов государственной машине.
Среди элементов критики социализма можно выделить следующие:
Кроме того, критикуется попытка сознательного создания общественного строя, его «проектирования», в отличие от эволюционизма — пути, по которому возникали все типы общественного устройства.
Со своей стороны, идеи
Людвига Мизеса и Фридриха Хайека
встречали и встречают
В ответ на критику
социализма его сторонники выдвигают
следующую трактовку его
…все экономические расчёты — за исключением расчёта эквивалента рабочих часов ex officio (по должности (лат.)) в условиях всеобщего изобилия — несовершенны и неточны. …Функция рынка именно в том и состоит, чтобы подавать сигналы бизнесу, предоставлять ему информацию для того, чтобы он мог соответственно модифицировать свои расчёты и проекты. и далее: …обе системы, исходя из невозможности делать точные расчёты и проекты, на практике применяют гибкий метод последовательного приближения. Эрнест Мандель, бельгийский учёный - экономист, представитель неомарксизма.
Таким образом, вокруг понятия
«социализм» ведётся в