Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 01:12, курсовая работа

Описание работы

В условиях конкуренции производитель вынужден выпускать продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителя, иначе она не будет реализована. Конкуренция вынуждает производителей внедрять достижения технологического и организационного прогресса. Надежным способом сбора средств для развития и обновления производства является выпуск и продажа акций и создание на этой основе акционерных обществ, участники которых экономически заинтересованы в повышении качества продукции, расширении производства, снижении издержек, что обеспечит им высокий дивиденд. Таким образом, конкуренция вынуждает производителей систематически совершенствовать производство в соответствии с постоянно растущими требованиями потребителей на основе технологического и организационного прогресса, в связи с чем рыночная экономика функционирует как саморазвивающаяся система. Постоянное технологическое совершенствование производства предопределяет его высокую эффективность и, как результат, высокий уровень жизни в странах с развитой рыночной экономикой.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

При первоначальном размещении акций 30 % оставалось за государством, 40% выкупал трудовой коллектив, остальное должно было направляться в свободную продажу. Фондовой биржи еще не существовало (ее планировалось открыть к концу 1991г.), но любой гражданин или юридическое лицо могли могли купить акции – для этого нужно было обратиться в акционерное общество.

Однако главная  проблема оставалась не в том: по мнению большинства экспертов того времени  приватизационная компания шла не по закону, а по нормативным актам,  что не соответствовало принципам формирования рыночной экономики.

Данный период в истории белорусской приватизации завершился быстро. 17 февраля 1991г. приказом председателя Госимущества работа комиссий по приватизации объектов республиканской  собственности была приостановлена до принятия Верховным Советом необходимого закона.

 28 мая 1991г. Верховный Совет принимает Постановление «Об основных концептуальных положениях разгосударствления и приватизации экономики Белорусской ССР и о проекте Закона «О приобретении гражданами и юридическими лицами объектов государственной собственности (о приватизации)». Правовой основой для реформирования стал Временный порядок разгосударствления и приватизации государственной собственности, а также программа приватизации на 1991-1992гг.

В феврале 1993г. был принят Закон о разгосударствлении и приватизации. Концепция блока  приватизационных законов, предложенная депутатами впервые вводила единое понятие госсобственности, а также  единые правовые нормы для участия  населения в перераспределении госимущества, земли и жилья. Однако в результате голосования земля осталась за скобками. Законодательством было закреплено, что 1/3 госимущества не подлежит приватизации – это традиционная сфера государственной монополии. Что же касается законодательства о безвозмездной приватизации, то после серьезной переработки оно стало существенно отличаться от аналогичных законодательных актов в других странах.

Однозначно  говорилось, что цель безвозмездной  приватизации – обеспечение социального  равенства. Каждый гражданин получает 2 вида квот: чеки «Жилье» и чеки «Государственное имущество». 50% оценочной стоимости объекта оплачивается приватизационными чеками по их номинальной стоимости с учетом индексации. Таким образом была создана законодательная база приватизационных процессов.

16 июня 1993г. Верховный  Совет утвердил соответствующую  госпрограмму. Согласно этому документу,  намечалось направить на приватизацию 2/3 стоимости основных фондов  государственных предприятий и  организаций, в том числе   в 1993г. – около 20 % (объемы на последующие годы определены не были). Кроме этого 6 июля Парламент принял закон об именных приватизационных чеках. Был также утвержден перечень предприятий не подлежащих приватизации.

29 сентября 1993г.  состоялся первый массовый открытый аукцион в рамках программы массовой приватизации в г.Бресте, в разработке и реализации программы которой впервые участвовали эксперты Международной финансовой корпорации. Итоги аукциона превзошли ожидания и экспертов и городской власти.

1 февраля 1994г. Совет Министров РБ своим постановлением утвердил Положение о специализированных инвестиционных фондах, аккумулирующих именные приватизационные именные чеки «Имущество». Инициаторы этого проекта надеялись, что белорусский ваучер заложит основу рынка ценных бумаг в РБ. Таким образом 1 июля 1994г. в РБ началась массовая приватизация.

В марте 1994г. Президиум  Совмина рассмотрел вопрос о выполнении программы приватизации за 1993г. Доля разгосударствленного приватизированного имущества составила 10,1% от запланированного. Тем не менее была утверждена программа приватизации на 1994г., в которой ставилась более радикальная задача- провести разгосударствление 20 % собственности.

23 мая 1995 после   трехчасового обсуждения на коллегии  Совета Министров была утверждена Программа разгосударствления и приватизации на 1995г. В ней имелись определенные подвижки вперед. Так, впервые доя директората предусматривалась льготная продажа 10 % акций и одновременно говорилось о персональной ответственности руководителя за срыв программы.

 Накануне. 17 мая 1995г. был подписан Указ  № 191 «Об упорядочении распоряжения  государственным имуществом», согласно  которому требовалось все сделки  с государственной собственностью  свыше 10 тыс. МЗП согласовывать  с Президентом.

Одновременно, Мингосимущество, призванное задавать тон приватизации теряет свои позиции – оно уже не только не определяет политику, но и ограничено в правах отчуждения. Кроме того, оно уже в течение полугода не имеет министра.

22 июля официальные  СМИ сообщили. Что президент подписал Указ «О  программе разгосударствления и приватизации государственных объектов, находящихся  в республиканской собственности, на 1995 год.». Однако в печати этот документ так и не появился.

По состоянию  на 1 июня 2003 года в республике в процессе разгосударствления и приватизации реформировано 3670 государственных предприятий, в том числе 26% объектов республиканской собственности. В процессе реформирования предприятий государственной собственности создано 1580 открытых акционерных обществ, а на аукционах, в том числе по конкурсу, продано 1370 объектов. В промышленности реформировано 32 процента предприятий, подлежащих реформированию по отрасли, в строительстве — 25 процентов. Более динамично реформирование осуществлялось в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании, где приватизировано почти 70 процентов предприятий; в сфере переработки сельхозпродукции реформировано свыше 50 процентов объектов.

В начале 2003 года в открытое акционерное общество преобразовано Республиканское  унитарное предприятие по транспортировке и поставке газа «Белтрансгаз» с численностью работающих около пяти тысяч человек. Прорабатываются условия и порядок привлечения инвестиций для реконструкции и развития данного предприятия.

Приватизация  способствовала становлению и расширению негосударственного сектора экономики, предприятиями которого в настоящее время выпускается до 60 процентов объема промышленной продукции.

В 2003 году предполагается реформировать свыше 300 предприятий  и организаций республиканской  и коммунальной собственности. В акционерные общества намечено преобразовать около 260 предприятий, из них 45 — в промышленности, свыше 40 — в строительстве, в торговле и общественном питании — до 90 предприятий. Наиболее крупными предприятиями, намеченными к преобразованию в 2003 году, являются такие, как минский завод полупроводниковых приборов, стеклозавод « Неман», минское объединение по производству вычислительной техники «МПОВТ», могилевский завод транспортного машиностроения «Могилевтрансмаш», минский завод «Транзистор».

Продолжается  совершенствование нормативно правовой базы в области приватизации государственного имущества. В парламенте страны находится  на рассмотрении проект новой редакции закона о приватизации, который разработан с учетом современного положения в сфере имущественных отношений, а также с учетом обеспечения унификации с российским законодательством. Одна из основных целей нового законопроекта — это правовое обеспечение создания условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в экономику страны.

В соответствии с "Концепцией управления государственным  имуществом в Республике Беларусь на 2001–2005 годы" будет проведено разгосударствление и приватизация не менее 75% унитарных  государственных предприятий с  численностью работающих до 200 человек, завершив в основном приватизацию предприятий торговли и общественного питания.

С целью привлечения  инвестиций в акционерные общества, будет организована продажа крупных  пакетов акций, принадлежащих государству  вплоть до контрольных, при условии выполнения обязательств новыми собственниками по развитию самих предприятий и расширению рынков сбыта продукции, работ и услуг.

В 2005 году реформирование государственной собственности  проводилось с целью повышения  экономической эффективности работы предприятий, рационализации структуры государственной собственности, пополнения республиканского бюджета и бюджетов административно-территориальных единиц. При этом изменение организационно-правовой формы объектов государственной собственности осуществлялось на основе принципа «точечного» подхода к приватизации, предполагающего учет финансового состояния реформируемого предприятия, перспектив его развития, развития отраслей и регионов. 
В течение года реформировано 27 организаций республиканской собственности с общей численностью работающих более 5300 человек, в результате чего создано 24 открытых акционерных общества.

18 республиканских  организаций преобразованы в  открытые акционерные общества  в соответствии с постановлением  Совета Министров Республики  Беларусь от 2 апреля 2004 г. № 368; открытое акционерное общество «Василишки» создано в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2004 г. № 557; восемь предприятий были реформированы по инициативе трудовых коллективов.

В отраслевом разрезе  реформировано 8 объектов торговли, 7 промышленных предприятий, 3 строительных организации, 2 агропромышленных предприятия, 7 объектов – в других отраслях.

В региональном разрезе реформирование объектов республиканской  собственности осуществлено следующим  образом: г. Минск – 9 объектов, Брестская область – 7, Витебская – 5, Гомельская – 1, Гродненская – 3, Могилевская – 2.

В числе преобразованных  организаций производственное республиканское  унитарное предприятие «Березастройматериалы» с численностью работающих 1125 человек, решение по преобразованию которого принято Министерством экономики.

В 2005 году реформировано 19 объектов коммунальной собственности, в том числе 9 объектов торговли, 5 агропромышленных предприятий, 3 объекта  общественного питания и бытового обслуживания населения, 2 промышленных предприятия. Общая численность работающих на реформированных предприятиях составила 1794 человек.

В разрезе областей реформировано: в Гродненской области  – 7 объектов, в Минской – 4, в Витебской  – 3, Гомельской - 2, в Брестской области реформировано 2 объекта, Могилевской - 1 объект.

Из общего количества реформированных коммунальных предприятий 14 (73,7 процента) – преобразованы  в открытые акционерные общества. Акционировались в основном небольшие  предприятия с численностью работающих до 100 человек (11 из 14).

Коммунальное  производственное унитарное предприятие  «Красненский консервный завод» с численностью работающих 109 человек преобразовано  в открытое акционерное общество с участием двух инвесторов (ООО  «SABUR», Республика Узбекистан и ЧТУП «Викторияплюс», Республика Беларусь), доля которых в уставном фонде созданного открытого акционерного общества составила 49 процентов.

По конкурсу и на аукционах новому собственнику продано пять объектов: Слонимское торговое производственное коммунальное унитарное предприятие «Ресторан «Щара», г.Слоним; коммунальное унитарное предприятие «Ресторан «Беларусь», г.Гомель; коммунальное торговое унитарное предприятие «Любич», г.Светлогорск; Гродненское городское торговое унитарное предприятие «Павлинка – 23», г.Гродно; Жодинское городское торговое унитарное предприятие «Стройсервис», г.Жодино. Общая стоимость проданных объектов составила 2464,5 млн. рублей.

Некоторое снижение темпов приватизации в 2005 году по сравнению  с предыдущими годами связано с повышением требований к целесообразности реформирования объектов государственной собственности, определению планируемого экономического эффекта от изменения организационно-правовой формы предприятий, выбору инвестора, готового взять на себя обязательства по модернизации производства, созданию новых рабочих мест, улучшению социальных условий работающих.

За время  проведения реформ в республике приватизировано 4100 объектов государственной собственности, в том числе 1088 объектов республиканской и 3012 – коммунальной собственности, что составляет соответственно 35 и 48 процентов от количества объектов, подлежащих приватизации. При этом в промышленности реформировано 543 предприятия, или 40 процентов от общего количества предприятий государственной собственности данной отрасли, в агропромышленном комплексе – 750 (47 %) , в строительстве – 292 (32,3 %), в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения – 1980 (72,4 %). [8]

Из общего числа  реформированных государственных  предприятий 1978 или 48,2 % преобразованы в открытые акционерные общества, 724 (17,7 %) – выкуплены коллективами работников, 421 (10,3 % ) – продано по конкурсу и 977 (23,8 %) – на аукционах.

Общая численность  работающих на реформированных предприятиях составила около 960 тыс. человек.

В 2005 году продолжалась работа по финансовому оздоровлению убыточных сельскохозяйственных организаций, проводимая в соответствии с Указами  Президента Республики Беларусь от 19 марта 2004 г. № 138 и 14 июня 2004 г. № 280. В течение года реорганизованы путем присоединения, продажи юридическим лицам 223 убыточные сельскохозяйственные организации (всего реорганизовано 506 сельхозорганизаций), в том числе в Брестской области – 30, Витебской – 83, Гомельской – 31, Гродненской – 9, Минской – 16, Могилевской – 54. Из 233 реорганизованных сельскохозяйственных организаций 36 приобретены инвесторами в собственность как имущественные комплексы. От реализации данных объектов средства в сумме 192,35 млн. рублей поступили в республиканский бюджет. [8]

Несколько убыточных  сельскохозяйственных организаций  реорганизовано путем присоединения  к акционерным обществам. Так, к 11 открытым акционерным обществам  с долей Республики Беларусь в  уставных фондах присоединены 13 убыточных  сельскохозяйственных организаций, в результате чего осуществлен дополнительный выпуск 182,2 млн. акций на сумму 45 млрд. рублей, из них в собственность Республики Беларусь передано 178,6 млн. акций на сумму 17,3 млрд. рублей.

В 2005 году осуществлялась работа по реализации (отчуждению) неиспользуемых, неэффективно используемых, не завершенных строительством объектов государственной собственности путем их продажи на аукционах, конкурсах, а также конкретным покупателям.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь