Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 01:12, курсовая работа

Описание работы

В условиях конкуренции производитель вынужден выпускать продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителя, иначе она не будет реализована. Конкуренция вынуждает производителей внедрять достижения технологического и организационного прогресса. Надежным способом сбора средств для развития и обновления производства является выпуск и продажа акций и создание на этой основе акционерных обществ, участники которых экономически заинтересованы в повышении качества продукции, расширении производства, снижении издержек, что обеспечит им высокий дивиденд. Таким образом, конкуренция вынуждает производителей систематически совершенствовать производство в соответствии с постоянно растущими требованиями потребителей на основе технологического и организационного прогресса, в связи с чем рыночная экономика функционирует как саморазвивающаяся система. Постоянное технологическое совершенствование производства предопределяет его высокую эффективность и, как результат, высокий уровень жизни в странах с развитой рыночной экономикой.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

В тоже время  крупные промышленные предприятия, интересующие инвестора, остаются за бортом приватизации. Процесс их приватизации возможен только в крайнем случае и идти он будет очень медленно, поэтапно. Например ПО «Полимир» готовится к реформированию с участием иностранного инвестора (путем вторичной эмиссии) так как предприятие нуждается в денежных средствах для проведение модернизации производства. Мероприятия в отношении этого предприятия были начаты давно, но на данный момент не совсем ясно будет ли вообще его приватизация или реорганизация. Аналогичные процессы под давлением РАО «Газпром» идут и на «Белтрансгазе».

Логично предположить, что тяжелое положение в промышленности повысит интерес государства в отношении предприятий, которые хотят приватизировать иностранные инвесторы, однако таких тенденций в настоящее время не наблюдается.

Что касается Мингосимущества, то в настоящее время оно утратило свой статус инициатора приватизационных процессов. Кроме этого по данным Мингосимущества приватизационными процессами на данном этапе ведомство не занимается и отраслевые министерства тоже.

Также следует  отметить, что в настоящий момент приватизационные процессы (их проведение) полностью контролируются органами Комитета Государственного Контроля Республики Беларусь. Следует привести пример такого контроля: органами КГК РБ было проведена проверка правомерности приватизации (акционирования) ОАО «Белпромпроект». Результатом проверки стало признание процедуры акционирования недействительной.

Опыт приватизационных процессов белорусских предприятий ( в частности негативный опыт акционирования ОАО «Крыница» и «Белшины») показывает, что на современном этапе проще  создать предприятие с нуля, чем  пытаться включится в непонятный и запутанный процесс приватизации, требующий согласования с Президентом.

Акционированные предприятия (приватизированные в  частности Российскими инвесторами) подвергаются неоправданному риску  экспроприации собственности, путем  вмешательства в хозяйственную деятельность контролирующих органов (в частности КГК РБ, УДФР КГК РБ).

Отсюда видно, что в Республики Беларусь приватизация идет медленно, и ее главной задачей  является не создание "широкого" слоя собственников, а привлечение  инвестиций в экономику. Приоритетные отрасли поддерживаются государством.

Очевидно некоторое  торможение приватизационного процесса в Республики Беларусь.

Необходимо  ускорить темпы реформирования собственности  для осуществления радикальных  изменений в организационных формах промышленных предприятий, структурной среди их функционирования, способствующей развитию полноценной конкуренции производителей в борьбе за потребителей и рынки сбыта. Для этого необходимо активизация государственного регулирования процесса формирования институциальной среды. При этом следует учитывать, что российские "шоковые" методы реформирования для республики Беларусь неприемлемы.

В структуре  институциональных реформ одно из центральных  мест принадлежит трансформации  отношений собственности, которая в интересах создания устойчивых предпосылок для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования, как отдельных предприятий, так и народнохозяйственного комплекса в целом. Учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, республика не пошла по пути обвальной приватизации. В Республике Беларусь, имеющей более 70% основных фондов в собственности государства, и в прогнозируемом периоде предполагается не единовременная приватизация, а постепенное реформирование с привлечением, прежде всего, стратегических инвесторов. Для того, чтобы исключить неэффективное и незаконное перераспределение собственности, государство по-прежнему контролирует этот процесс.

Совершенствование отношений собственности будет осуществляться в интересах создания устойчивых предпосылок для экономического роста и должно обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и народнохозяйственного комплекса в целом. Основные его направления: развитие социально ориентированной многоукладной экономики рыночного типа, сохранение потенциала система образующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций.

Для достижения этих целей предстоит:

  • сформировать благоприятные условия для обеспечения возможности оборота прав 
    собственности, прежде всего в реальном секторе экономики;
  • создать    широкий    слой    эффективных    собственников,    ориентированных    на 
    долгосрочную перспективу развития производств;
  • привлечь инвестиции за счет инвесторов, готовых выполнять обязательства по 
    реализации инвестиционных и социальных условий;
  • расширить инструментарий приватизации, используя продажу объектов приватизации за свободно конвертируемую валюту, а также продажу на аукционе с условиями  или по конкурсу предприятий, имеющих до 100 рабочих мест (если задолженность их по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее), с начальной ценой, равной одной минимальной заработной плате.

Повысится роль и значение директорского корпуса в трансформации отношений собственности. Приоритет в приватизационном процессе будут иметь отечественные инвесторы.

Предусматривается предпринять ряд мер по обеспечению  эффективного управления государственными пакетами акций (долями) в уставных фондах негосударственных коммерческих организаций. Часть средств, получаемых от приватизации, а также дивидендов от акций, находящихся в государственной собственности, предполагается использовать для поддержки реформируемых предприятий.

В процессе реформирования государственной собственности на каждом этапе предполагается обеспечить экономическую безопасность и приоритет интересов государства и граждан Республики Беларусь с помощью государственного контроля (и над новыми собственниками) в сочетании с прозрачностью процедур приватизации.

 

Заключение

 

В заключение работы можно сказать, что приватизация - это переход государственной  собственности в частные руки (физическими и юридическими лицами) и формирование на этой основе частной  или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально - экономических преобразований. В развитых странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она — следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах. В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в невозможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.

Существует  несколько способов приватизации: первый способ - бесплатная передача государственного имущества (низкий жизненный уровень населения, незначительные денежные сбережения, обесцененные инфляцией), недостатки этого способа - различная фондооснащенность отраслей и регионов природными ресурсами, а это - различные начальные условия для трудовых коллективов; бесплатное получение имущества не превращает работника в хозяина; второй способ - распродажа имущества (пополнение госбюджета, ликвидация бюджетного дефицита, укрепление денежной системы), недостатки этого способа - нехватка средств у населения, бесплатная передача части стоимости по чекам «Жилье» и «Имущество».

Способы приватизации - это выкуп арендованного имущества  арендным предприятием; продажа акций, принадлежащих государству; продажа  объектов государственной собственности  на аукционе; продажа объектов государственной собственности по конкурсу; безвозмездная передача части государственной собственности.

Следует отметить, что в отечественной и зарубежной практике оценки стоимости объектов, подлежащих приватизации, выявилось  несколько подходов - затратный, рыночный и доходный, что нашло отражение в использовании различных методов оценки.

Объектами приватизации выступают государственные предприятия, учреждения, организации, структурные  единицы объединений и структурные  подразделения предприятий; государственное имущество, сданное в аренду; государственное имущество в виде оборудования, зданий, других материальных и нематериальных активов ликвидируемых (ликвидированных) предприятий; доли (паи, акции) государства и административно-территориальных образований в имуществе субъектов хозяйствования.

 Субъектами  приватизации (покупателями государственной  собственности) могут быть: граждане  Республики Беларусь; юридические  лица Республики Беларусь, деятельность  которых основана на негосударственных формах собственности; иностранные инвесторы; лица без гражданства; юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий.

Всю работу по приватизации государственной собственности возглавляет Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации и его территориальные органы. Оно непосредственно осуществляет приватизацию государственных объектов, находящихся в республиканской собственности. Приватизацию объектов коммунальной собственности проводят отделы приватизации, созданные в аппарате управления местных Советов депутатов.

 

Список используемой литературы

 

  1. Арифметика приватизации //НЭГ. – 2004. - №48. – С.3
  2. Вешрот В.Сценарий белорусской приватизации // НЭГ. – 2003. - №46. – С.2
  3. Дадалко В.А. Проблемы, опыт, перспективы реформирования экономики и общества: Сборник статей, лекций и аналит. обзор. Кн.1. - Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 1999. - 218 с.
  4. Зарубежный опыт приватизации: участие иностранного капитала http://www.nns.ru/archive/banks/1996/12/18/previos/23.html
  5. Кузнецов В.И. Оценка стоимости государственных и муниципальных предприятий для целей приватизации http://www.mrsa.ru/9conf/tez_9_11.htm
  6. О ходе реформирования государственной собственности в Республике Беларусь в 2005 году http://194.158.197.134/ministry/economy.nsf/ (Сайт Министерства Экономики)
  7. Олиневич В.М. Приватизация государственной собственности: опыт некоторых стран // Проблемы управления. - 2002. - N2.-С.62-68.
  8. Праневич А.А. Приватизация. Опыт, проблемы, уроки// Бухгалтерский учет и анализ. - 2002. - N4.-С.13-17.
  9. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб.пособие / под общ.ред. В.И. Боресевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.: Экоперспектива, 2001. – 380с.
  10. Ракова Е.Ю Приватизация в РБ, цели, методы, результаты// БЭЖ. – 2001. - №3. – С.34-37 
  11. Экономическая теория /Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн.:БГЭУ, 2002. -752с.
  12. Лемешевский И.М. Макроэкономика (экономическая теория. Ч.3): Учеб. пособие для вузов. – Мн.: ООО «ФУА-информ», 2004.
  13. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. – М.: Республика, 2002.
  14. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. Пособие / Под ред. Э.И. Лобковича. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000.
  15. Экономическая теория: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, И.В. Новикова, М.Л. Зеленкевич; Под ред. В.Л. Клюни, И.В. Новиковой. – Мн.: ТетраСистемс, 2002.



Информация о работе Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь