Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 01:12, курсовая работа
В условиях конкуренции производитель вынужден выпускать продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителя, иначе она не будет реализована. Конкуренция вынуждает производителей внедрять достижения технологического и организационного прогресса. Надежным способом сбора средств для развития и обновления производства является выпуск и продажа акций и создание на этой основе акционерных обществ, участники которых экономически заинтересованы в повышении качества продукции, расширении производства, снижении издержек, что обеспечит им высокий дивиденд. Таким образом, конкуренция вынуждает производителей систематически совершенствовать производство в соответствии с постоянно растущими требованиями потребителей на основе технологического и организационного прогресса, в связи с чем рыночная экономика функционирует как саморазвивающаяся система. Постоянное технологическое совершенствование производства предопределяет его высокую эффективность и, как результат, высокий уровень жизни в странах с развитой рыночной экономикой.
В тоже время крупные промышленные предприятия, интересующие инвестора, остаются за бортом приватизации. Процесс их приватизации возможен только в крайнем случае и идти он будет очень медленно, поэтапно. Например ПО «Полимир» готовится к реформированию с участием иностранного инвестора (путем вторичной эмиссии) так как предприятие нуждается в денежных средствах для проведение модернизации производства. Мероприятия в отношении этого предприятия были начаты давно, но на данный момент не совсем ясно будет ли вообще его приватизация или реорганизация. Аналогичные процессы под давлением РАО «Газпром» идут и на «Белтрансгазе».
Логично предположить,
что тяжелое положение в
Что касается Мингосимущества, то в настоящее время оно утратило свой статус инициатора приватизационных процессов. Кроме этого по данным Мингосимущества приватизационными процессами на данном этапе ведомство не занимается и отраслевые министерства тоже.
Также следует отметить, что в настоящий момент приватизационные процессы (их проведение) полностью контролируются органами Комитета Государственного Контроля Республики Беларусь. Следует привести пример такого контроля: органами КГК РБ было проведена проверка правомерности приватизации (акционирования) ОАО «Белпромпроект». Результатом проверки стало признание процедуры акционирования недействительной.
Опыт приватизационных
процессов белорусских
Акционированные
предприятия (приватизированные в
частности Российскими
Отсюда видно, что в Республики Беларусь приватизация идет медленно, и ее главной задачей является не создание "широкого" слоя собственников, а привлечение инвестиций в экономику. Приоритетные отрасли поддерживаются государством.
Очевидно некоторое торможение приватизационного процесса в Республики Беларусь.
Необходимо ускорить темпы реформирования собственности для осуществления радикальных изменений в организационных формах промышленных предприятий, структурной среди их функционирования, способствующей развитию полноценной конкуренции производителей в борьбе за потребителей и рынки сбыта. Для этого необходимо активизация государственного регулирования процесса формирования институциальной среды. При этом следует учитывать, что российские "шоковые" методы реформирования для республики Беларусь неприемлемы.
В структуре институциональных реформ одно из центральных мест принадлежит трансформации отношений собственности, которая в интересах создания устойчивых предпосылок для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования, как отдельных предприятий, так и народнохозяйственного комплекса в целом. Учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, республика не пошла по пути обвальной приватизации. В Республике Беларусь, имеющей более 70% основных фондов в собственности государства, и в прогнозируемом периоде предполагается не единовременная приватизация, а постепенное реформирование с привлечением, прежде всего, стратегических инвесторов. Для того, чтобы исключить неэффективное и незаконное перераспределение собственности, государство по-прежнему контролирует этот процесс.
Совершенствование отношений собственности будет осуществляться в интересах создания устойчивых предпосылок для экономического роста и должно обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и народнохозяйственного комплекса в целом. Основные его направления: развитие социально ориентированной многоукладной экономики рыночного типа, сохранение потенциала система образующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций.
Для достижения этих целей предстоит:
Повысится роль и значение директорского корпуса в трансформации отношений собственности. Приоритет в приватизационном процессе будут иметь отечественные инвесторы.
Предусматривается предпринять ряд мер по обеспечению эффективного управления государственными пакетами акций (долями) в уставных фондах негосударственных коммерческих организаций. Часть средств, получаемых от приватизации, а также дивидендов от акций, находящихся в государственной собственности, предполагается использовать для поддержки реформируемых предприятий.
В процессе реформирования государственной собственности на каждом этапе предполагается обеспечить экономическую безопасность и приоритет интересов государства и граждан Республики Беларусь с помощью государственного контроля (и над новыми собственниками) в сочетании с прозрачностью процедур приватизации.
В заключение работы можно сказать, что приватизация - это переход государственной собственности в частные руки (физическими и юридическими лицами) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально - экономических преобразований. В развитых странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она — следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах. В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в невозможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.
Существует несколько способов приватизации: первый способ - бесплатная передача государственного имущества (низкий жизненный уровень населения, незначительные денежные сбережения, обесцененные инфляцией), недостатки этого способа - различная фондооснащенность отраслей и регионов природными ресурсами, а это - различные начальные условия для трудовых коллективов; бесплатное получение имущества не превращает работника в хозяина; второй способ - распродажа имущества (пополнение госбюджета, ликвидация бюджетного дефицита, укрепление денежной системы), недостатки этого способа - нехватка средств у населения, бесплатная передача части стоимости по чекам «Жилье» и «Имущество».
Способы приватизации
- это выкуп арендованного
Следует отметить,
что в отечественной и
Объектами приватизации
выступают государственные
Субъектами
приватизации (покупателями государственной
собственности) могут быть: граждане
Республики Беларусь; юридические
лица Республики Беларусь, деятельность
которых основана на негосударс
Всю работу по приватизации государственной собственности возглавляет Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации и его территориальные органы. Оно непосредственно осуществляет приватизацию государственных объектов, находящихся в республиканской собственности. Приватизацию объектов коммунальной собственности проводят отделы приватизации, созданные в аппарате управления местных Советов депутатов.