Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 01:12, курсовая работа

Описание работы

В условиях конкуренции производитель вынужден выпускать продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителя, иначе она не будет реализована. Конкуренция вынуждает производителей внедрять достижения технологического и организационного прогресса. Надежным способом сбора средств для развития и обновления производства является выпуск и продажа акций и создание на этой основе акционерных обществ, участники которых экономически заинтересованы в повышении качества продукции, расширении производства, снижении издержек, что обеспечит им высокий дивиденд. Таким образом, конкуренция вынуждает производителей систематически совершенствовать производство в соответствии с постоянно растущими требованиями потребителей на основе технологического и организационного прогресса, в связи с чем рыночная экономика функционирует как саморазвивающаяся система. Постоянное технологическое совершенствование производства предопределяет его высокую эффективность и, как результат, высокий уровень жизни в странах с развитой рыночной экономикой.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

За год проведено 82 результативных аукциона, один конкурс  по продаже объектов недвижимости республиканской собственности, семь объектов проданы конкретным покупателям без проведения торгов.

От продажи 90 неиспользуемых, неэффективно используемых, не завершенных строительством объектов получено 8,1 млрд. рублей, из них в республиканский бюджет перечислено 1,7 млрд. рублей, республиканским юридическим лицам на реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию производства оставлено 6,4 млрд. рублей.

В течение 2005 года произведено отчуждение 412 неиспользуемых, неэффективно используемых, не завершенных строительством объектов коммунальной собственности общей площадью более 160 тыс.кв. м. [8]

В отраслевом разрезе  наибольшее количество объектов отчуждено  предприятиями жилищно-коммунального  хозяйства – 230 объектов (55,8 процента от общего количества отчужденных объектов), предприятиями торговли – 37 объектов (9,0 процента), строительными предприятиями - 21 объект (5,1 процента).

Из общего числа  отчужденных объектов 170 продано  конкретному покупателю, 212 – на аукционе, 10 – по конкурсу; 20 объектов переданы безвозмездно или обменены. Сумма средств, полученная за проданные объекты, составила свыше 39 млрд. рублей, из них 25,3 млрд. рублей перечислено на счета предприятий для использования на реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию производства.

В разрезе областей отчуждение неиспользуемых, неэффективно используемых, не завершенных строительством объектов осуществлялось следующим  образом: г. Минск – 4 объекта, Брестская  область – 54, Витебская и Гродненская – по 68, Гомельская – 75, Минская – 56, Могилевская – 87.

Более половины неиспользуемого и неэффективно используемого недвижимого имущества  коммунальной собственности (51,5 процента) было продано на аукционе. Наиболее активно осуществлялась продажа на аукционах в Брестской и Гродненской областях.

В общем объеме продаж объектов недвижимости коммунальной собственности значительный удельный вес (41,3 процента) составила также  продажа объектов конкретному покупателю. В основном такой вид продажи  объектов осуществляли Могилевский и Бобруйский горисполкомы, при этом фактическая цена продажи объектов увеличилась в среднем на 10 процентов. 
По данным территориальных фондов государственного имущества, за 2005 год проведено 318 аукционов и 18 конкурсов по продаже объектов коммунальной собственности с общим числом участников 521. На продажу было выставлено 758 объектов, из них продано 248 (или 32,7 процента), в том числе 143 – другому юридическому лицу, 99 – физическому лицу и пять – иностранному инвестору.

505 объектов, или  66,6 процента, были выставлены повторно, из них продано 160 объектов (31,7 процента). Общая стоимость проданных  в 2005 году на аукционах и  конкурсах объектов коммунальной  собственности составила 25,2 млрд. рублей.

От реализации государственного имущества, от приватизации объектов коммунальной собственности с учетом дивидендов от принадлежащих государству акций за 2005 год в местные бюджеты поступило 47,1 млрд. рублей. Поступление средств по сравнению с аналогичным периодом 2004 года увеличились на 19,8 процента.

По состоянию  на 01.01.2006 в собственности Республики Беларусь находилось 7,3 млрд. акций  открытых акционерных обществ, созданных  в процессе приватизации объектов государственной  собственности, или 68,5% от общего количества эмитированных акций. Указанные акции имеются в уставных фондах 634 акционерных обществ 22 министерств и ведомств. [8] 
В 355 открытых акционерных обществах доля государства составляет свыше 75% , в 80 - от 50% до 75%, в 122 - от 25% до 50%, в 77 акционерных обществах - до 25%.

В результате ликвидации или реорганизации обществ, передачи акций в коммунальную собственность  или продажи пакетов акций  в полном объеме доля Республики Беларусь в уставном фонде 270 акционерных  обществах отсутствует.

Также доля Республики Беларусь имеется в 11 закрытых акционерных обществах, двух обществах с ограниченной ответственностью и четырех открытых акционерных обществах, созданных не в процессе приватизации. 
Проведенная в прошедшем году работа по совершенствованию правовой базы по управлению принадлежащими государству акциями акционерных обществ и принятые органами владельческого надзора меры по повышению эффективности деятельности обществ обеспечили рост поступлений в республиканский бюджет дивидендов на акции (доли), принадлежащие Республике Беларусь. За 2005 год сумма поступивших в бюджет дивидендов составила 21,2 млрд. рублей, что в два раза больше, чем в 2004 году.

В 2005 году проведена  льготная продажа принадлежащих  Республике Беларусь акций работникам и приравненным к ним лицам в 44 акционерных обществах. В течение года реализована работникам предприятий и приравненным к ним лицам за денежные средства и именные приватизационные чеки «Имущество» 507361 акция. В республиканский бюджет перечислены денежные средства в размере 150 млн. руб.

В настоящее  время для обмена на чеки «Имущество»  в 151 филиале АСБ «Беларусбанк»  находятся акции 182 открытых акционерных  обществ. Остаток акций для обмена составляет 31,5 млн. шт. на 44,5 млн. чеков  «Имущество». Обеспеченность чеков  «Имущество» государственным приватизируемым имуществом составляет 98 процентов. За истекший год на чеки «Имущество» в количестве 542,5 тыс. шт. обменено 373,3 тыс. акций.

В целях организации  продажи принадлежащих Республике Беларусь акций открытых акционерных  обществ в 2005 году на основании предложений отраслевых министерств и концернов были сформированы и утверждены приказом Министерства экономики от 30 марта 2005 г. № 52 перечни открытых акционерных обществ, акции которых планируются для продажи по конкурсу, на аукционе, в том числе в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» в 2005 году. Всего в указанные перечни было включено 203 открытых акционерных общества, общая начальная цена акций которых составила 357,6 млрд. руб.  
Министерством экономики были подготовлены и объявлены аукционы по продаже пакетов акций 46 акционерных обществ, стоимость которых не превышала 10 тыс. базовых величин, на общую сумму 4740,9 млн. рублей и конкурсы по продаже акций семи акционерных обществ на сумму 883,1 млн. руб.  
В течение 2005 года проведено семь результативных аукционов и два конкурса, на которых было продано 14907 акций восьми акционерных обществ на сумму 436,8 млн. рублей и доля Республики Беларусь в уставном фонде ООО «Люстэрка» – за 33 млн. руб. [8]

В настоящее  время в целях обеспечения поступления средств в бюджет в 2007 году от продажи акций Министерством экономики на основании предложений органов государственного управления ведется работа по формированию перечней открытых акционерных обществ, акции которых планируются для продажи по конкурсу и на аукционе, в том числе в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».

Согласно данным Министерства финансов в 2005 году в республиканский  бюджет поступило доходов от использования  и реализации принадлежащего государству  имущества 396900,6 млн. рублей, в том числе от части прибыли республиканских предприятий 347664,6 млн. рублей, долей (акций), находящихся в республиканской собственности – 21230,1 млн. рублей, арендной платы от сдачи в аренду находящегося в республиканской собственности имущества – 24897,9 млн. рублей, реализации принадлежащего государству имущества – 3108 млн. рублей. [8]

Таким образом, фактические поступления в бюджет по названным статьям в целом  превысили плановые задания на 10,8 процента, в том числе задание  по поступлению части чистой прибыли превышено в 1,8 раза, доходов от долей (акций), находящихся в республиканской собственности – в полтора раза, задание по поступлению средств от арендной платы выполнено на 115,9 процента. 
Действующее в Республике Беларусь законодательство в области приватизации предусматривает условия и возможности участия иностранных инвесторов в данном процессе.

Государственные предприятия могут быть проданы  на аукционе, по конкурсу в процессе приватизации государственной собственности. Участниками таких торгов могут быть иностранные инвесторы.

Законодательством Республики Беларусь также предусмотрена  возможность продажи предприятий, имеющих до 100 рабочих мест, у которых  задолженность по финансовым обязательствам равна активной части баланса  или превышает ее, по начальной цене, равной одной базовой величине.

За весь период приватизации (с 1991 года) в республике реформировано 4103 объекта государственной  собственности, из которых 1088 – республиканской  собственности. В результате реформирования на базе республиканской собственности создано 902 акционерных общества, на базе предприятий коммунальной собственности – 1077 акционерных общества.

В настоящее  время в уставных фондах 356 акционерных  обществ доля Республики Беларусь составляет свыше 75%, т.е. имеется значительный пакет акций, возможный для реализации.

Ежегодно формируются  и утверждаются перечни акционерных  обществ, акции которых планируются  для продажи в соответствующем  календарном году.

Информация  об акционерных обществах, акции  которых планируются для продажи, публикуется в печатных изданиях, а также размещается в сети Интернет.

Для продажи  в 2007 году предложены акции 30 акционерных  обществ. При этом для продажи  по конкурсу предложены акции 18 обществ  и для продажи на аукционе – 12 обществ.В этих целях предполагается дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей прозрачную четко действующую систему управления и распоряжения государственным имуществом. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 года № 520 «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере» предстоит разработка свыше 20 проектов нормативных правовых актов, регламентирующих управление и распоряжение государственным имуществом, включая разработку подходов и критериев изменения организационно-правовой формы государственных предприятий.

Предстоит также  активизировать работу по вовлечению в хозяйственный оборот принадлежащего государству неиспользуемого и  неэффективно используемого недвижимого имущества, включая принадлежащие государству акции, в целях выполнения совместно с республиканскими органами государственного управления заданий по поступлению в бюджет доходов от реализации и использования государственного имущества.

 

Причины торможения приватизации

В 1997г. процесс  приватизации снова затормозился, поскольку  отсутствовала программа. 20 марта 1998г. был подписан декрет, который отменил  принятие ежегодных программ и перечней предприятий, подлежащих приватизации. Процесс реформирования собственности наконец-то стал легитимным и непрерывным, но по-прежнему по желанию трудовых коллективов, а это по мнению экспертов способно существенно затормозить процесс приватизации. Кроме того, декрет запретил использование заемных средств, в том числе и кредитов для покупки акций членами трудовых коллективов (заметим, что многие предприятия, попавшие в первую приватизационную волну, использовали именно кредитные схемы, благодаря чему в их уставных фондах государственной доли нет или она очень мала). Механизмы же, способные быстро «включить» фондовый рынок, что обеспечило бы перелив капитала в наиболее эффективные сферы, в декрете обозначены не были.

По новому порядку, решение о приватизации предприятий  с численностью работающих свыше 4 тысяч  человек принимает Президент, от 2 до 4 тысяч – Совет Министров, а меньше 2 тысяч – Мингосимущество. Таким образом белорусское государство подтвердило, что оно не собирается упускать из своих рук сильнейший рычаг управления экономикой. Сразу же после выхода декрета Мингосимущество наметило реформировать около 500 предприятий республиканской и коммунальной собственности. Однако в 1998г. было преобразовано только 50 предприятий государственной собственности.

На первом этапе  приватизации у директоров преобладала  эйфория, связанная с изменением формы собственности. Они активно стремились освободиться от жесткого управления сверху, чтобы никто не мешал работать. Вперед вырвались в первую очередь, те предприятия, которые не нуждались в крупных капиталовложениях, работали на конкретного потребителя и т.д., то есть были более конкурентоспособными по своей природе. И попавшим в первую волну приватизации удалось решить поставленные задачи.

Сегодня подобное невозможно. После неоднократных  переоценок коллективы больше не могут  претендовать на приобретение более-менее солидного пакета акций.  У подавляющего большинства предприятий, которые преобразованы в акционерные общества в 1999г., доля государства составляет почти 100%.

Кроме того введение с 1 января 1998г. института «золотой акции» предоставляет государству, имеющему в акционерном обществе мизерный пакет, возможность полностью контролировать его стратегию. На менеджеров, склонных к проявлению собственной инициативы, набросили еще один поводок. Что же касается попыток создать стимулы для директора, то они остались декларациями. Так, с 1 января 1999г. введено в действие постановление Совета Министров, согласно которому акции, принадлежащие государству могут быть переданы в управлению руководителю предприятия на срок от 3-х до 5 лет. Размер вознаграждения директора в этом случае составит 10% от суммы дивидендов, начисленных на пакет, которым он управляет. Однако большого интереса у директорского корпуса этот документ не вызвал.

Спустя 12 лет  после начала приватизации в Беларуси разгосударствлено всего 26% предприятий. При этом следует отметить, что прошло лишь формальное разгосударствление : функции непосредственного управления  в большинстве случаев так и не переданы физическим и юридическим лицам. 

Более динамично  приватизация шла в легкой и деревообрабатывающих отраслях, в промышленности строительных материалов и строительстве, в агропромышленном комплексе. Причина в том, что предприятия этих отраслей успели провести реформирование во время первой приватизационной волны.(1991-1994гг.) и не были включены в обойму особо важных для государства.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь