Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:59, реферат
На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
В условиях современных экономических отношений выживает лишь тот, кто видит и четко представляет требования рынка, кто может быстро и качественно ответить на требования рынка современной продукцией, которая будет пользоваться спросом и обеспечит фирме, а следовательно, и ее работникам высокий доход.
Введение
На совершенном
конкурентном рынке действует достаточно
продавцов и покупателей
В условиях
современных экономических
Условия, присущие совершенно конкурентному рынку, - неограниченное количество производителей и потребителей товара, однородность производимой фирмами отрасли продукции, отсутствие препятствий для вхождения фирм в отрасль – на практике довольно часто нарушаются. Это приводит к тому, что наряду с совершенно конкурентными отраслями существуют рыночные структуры, которые не удовлетворяют условиям совершенной конкуренции; их называют несовершенно конкурентными рыночными структурами. Многие авторы относят к несовершенно конкурентным рыночным структурам монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.
Монополизм
нашей экономики имеет
Господство
монополии в экономике, её отношение
с другими предприятиями-
1. Различия между монополией, и крупным бизнесом
В марксистской политической экономии была тенденция к смешению крупного бизнеса (крупной корпорации) с монополией. Однако в конце 80-х – начале 90-х годов XX в. появились работы, в которых критиковалось отождествление этих явлений. Различие между ними состоит в том, что монополия единолично господствует на рынке и, не встречая противодействия конкурентов, стремится к сохранению статус-кво, взвинчиванию цен и произволу. Поэтому монополия – нежелательное явление, а избежать его невозможно, то требуется государственное регулирование деятельности фирм-монополистов. Отношения крупного бизнеса, с одной стороны, и монополии олигополии, с другой стороны, не простые. Абсолютные размеры фирмы (объем активов, продаж, прибылей, занятости, численность акционеров) могут быть большими, но по отношению к размерам рынка незначительными. Или другой вариант: фирма (предприятие) может быть ничтожно мала по абсолютным размерам, но крупной по отношению к рынку (локальная или региональная монополия). Во многих случаях абсолютная и относительная величины фирмы имеют одинаковую направленность. Таким образом, структура рынка в значительной мере определяется производством, его масштабами и дифференциацией продукта. Тем не менее, характер структуры выявляется главным образом на рынке.
В современной экономике значимую роль играют крупные компании.
Только крупные компании могут аккумулировать средства, достаточные для инвестирования в обновление своих производственных фондов и создания новых производственных мощностей.
Российская экономика, все более становится зависимой от мировых экономических процессов, и все более вынуждена отвечать на конкурентный вызов, который проистекает из внешней среды. Лучше всего это могут сделать крупные компании, ибо при определенных условиях потенциально только они на внутреннем рынке смогут составить реальную конкуренцию крупным зарубежным компаниям и сохранить рабочие места.
Влияние крупного бизнеса на экономическую ситуацию также зависит и от количества и размеров предприятий, которыми владеет крупный бизнес. Чем большее число производств входит в состав крупных компаний и бизнес-групп, тем сильнее их роль. Аналогичная зависимость характерна и для размеров предприятий: чем они больше, тем сильнее влияние. Иными словами, можно утверждать, что ряд заводов-гигантов играет большую роль для крупного бизнеса в экономике регионов, страны. При этом стоит отметить, что число предприятий оказывает большее влияние на усиление роли крупных компаний и бизнес-групп на территории, чем размер самих предприятий.
Преимущества деятельности корпораций для экономики
1. Повышается эффективность рыночных механизмов. Это достигается:
а) благодаря сужению поля распределения ресурсов между участниками финансово-хозяйственной деятельности (сокращается число покупателей и продавцов);
б) стандартизации условий совершения сделок;
в) увеличению масштабов сделок;
г) уменьшению времени на сбор информации о состоянии рынка.
2. Корпорации концентрируют больший капитал (в сравнении с небольшими компаниями), объединяют в своей производственной структуре несколько стадий производства продукции и используют более совершенную технику и технологию. Корпорации достигают более высокой производительности труда, что одновременно приводит к росту производительности в масштабах всей экономики, способствуя повышению ее конкурентоспособности: «...хотя мелкие предприятия численно и доминируют, и на них занято немало людей, решающую роль все же играют те предприятия и тот персонал, которые принадлежат «большому бизнесу»...» [Пороховский, А Капитализм: к характеристике нынешнего облика / А. Пороховский // Экономические науки. – 1991. - № 9. - С. 80].
3. Деятельность корпораций изменяет структуру экономики. Концентрируя капитал, они способствуют формированию двух макроэкономически значимых секторов, которые характеризуются разным уровнем использования капитала и количеством задействованного труда.
Экономическая сила корпораций основана на их способности эффективно производить сложную продукцию, с чем связан рост конкурентоспособности экономической системы в целом.
Наряду
с конкурентными преимуществами
крупный бизнес имеет и слабые
стороны. Рост фирмы часто сопровождается
снижением эффективности ее управления.
Очень часто крупные фирмы
имеют возможность регулировать
спрос и цены на свою продукцию, что
снижает стимулы к росту
Главной отличительной чертой крупной компании от монополии является контроль над ценой. Корпорации самостоятельно устанавливают уровень цен на свою продукцию. Что касается доли рынка, то в монополии весь рынок охватывает один производитель, в то время как на рынке корпорации постоянно борются за ресурсы и потребителей. Отсутствие конкурентов при монополии отрицательно сказывается на потребителях, которые вынуждены покупать товар по завышенной цене. Более того отсутствие конкурентов у монополиста не стимулирует производителя к совершенствованию товара, в то время как у крупной компании совершенствование товара является главным фактором борьбы за потребителя.
На рынке компаний отсутствуют какие - либо значимые барьеры входа и выхода в то время как в условиях монополии затраты на вступление в рынок и выход из него настолько высоки, что изначально делают любое частное предприятие в данной отрасли не ликвидным.
Относительно типа продукта необходимо сказать, что на рынке компаний продукт всегда дифференцирован, в то время как в монополии фирма0монополист обладает исключительным правом на производство и реализацию своего уникального товара.
2. Сущность монополии
Монополия — тип рыночной структуры, при которой действует только один продавец и множество, покупателей.
Почему
появились монополии? Ответ однозначен:
это результат действия свободной
конкуренции. Свободная конкуренция
— это своего рода питательная
среда для возникновения
С появлением
монополий конкурентная борьба ведется
между монополиями и
С. 116-117.
Рассмотрим рыночную ситуацию, когда отдельная фирма является единственным производителем товара, который не имеет близких заменителей. Такой рынок называется монополией, а фирма - монополистом. Поскольку монополист - единственный производитель товара, то его кривая спроса является одновременно кривой рыночного спроса и определяет цену на предлагаемое количество товара. Монополист, используя свое исключительное положение, как правило, цену товара устанавливает на более высоком уровне по сравнению с конкурентной ценой и предлагает товар в меньшем количестве, чем конкурентная фирма. Говорят, что продавец обладает монопольной властью, если он может оказывать влияние на рыночную цену своего товара путем изменения объема выпуска.
Если
на рынке установится монопольная
власть отдельного производителя, то общество
в целом будет нести
Они следующие:
В зависимости от причин, лежащих в основе монополизации рынка, различают следующие виды монополий.
1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции юридическими ограничениями.
2. Естественная монополия. Отрасль, в которой производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. В основе естественной монополии лежит экономия от масштаба производства.
3. Открытая
монополия. Случай, когда фирма
становится единственным
Решение монополиста относительно объема производства. Для монопольного производителя, так же как и для конкурентной фирмы, цель производства - максимизация прибыли. Как единственный производитель монополист полностью контролирует рыночную ситуацию и по своему усмотрению может назначать рыночную цену товара. Кривая спроса монополиста имеет отрицательный наклон. Поэтому монополист, назначая более низкие цены, может увеличить количество продукции, продаваемой на рынке. Поскольку монополист устанавливает одну цену для всех единиц товара, то цена товара будет выражать средний доход монополиста.
Показатели монопольной власти. На конкурентном рынке отдельный производитель не может повлиять на рыночную цену товара, цена устанавливается на уровне предельных издержек. В случае, когда производитель может оказать влияние на рыночную цену товара и цена устанавливается на уровне выше, чем предельные издержки, говорим о наличии монопольной власти отдельного производителя.
Сила монопольной власти, при прочих равных условиях, обратно пропорциональна эластичности спроса, т.е. она проявляется сильнее, когда спрос на продукцию менее эластичен и наоборот.
Долгосрочное монопольное
Изучение
долгосрочного монопольного равновесия
тесно связано с выяснением содержания
следующих вопросов: во-первых, при
каких обстоятельствах
Необходимым
условием достижения долгосрочного
монопольного равновесия является возможность
получения положительной
Информация о работе Различия между монополией, и крупным бизнесом