Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 00:52, курсовая работа
Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего фирмы или новой деятельности, содержит анализ всех проблем, с которыми она может столкнуться, а также способы решения этих проблем. Правильно составленный бизнес-план отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в дело и принесет ли проект доходы, которые окупят все затраты сил и средств?
Очень важно сделать это именно на бумаге в соответствии с определенными требованиями и провести специальные расчеты - это помогает увидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они и где надо заранее подстраховаться.
Бизнес-план является комплексным документом, который обосновывает и оценивает проект с позиции всех главных признаков, отличающих проект как стратегическое решение от текущих управленческих мероприятий.
1 ВВЕДЕНИЕ 2
2СОСТАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА 4
3.ЭЛЕМЕНТЫ БИЗНЕС - ПЛАНА 9
3.1.Титульный лист 9
3.2. Резюме 9
3.3.Цели и задачи 10
3.4.Продукт (услуга) 12
3.5.Анализ рынка 12
3.6. План маркетинга 14
3.7.Производственный план 18
3.8.Управленческий персонал 18
3.9.Источники и объем требуемых средств 19
3.10. Юридический план 19
3.11. Оценка риска 20
3.12. Финансовый план 21
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
При сборе производственной информации необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
- производственные операции: необходимо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке, выяснить, нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а если можно, то какие и кому;
- сырье и материалы: составить список всех видов сырья и материалов, установить название фирм-поставщиков, их адреса и ориентировочные цены;
- оборудование: составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единице оборудования выяснить, можно ли взять его на прокат (арендовать) или нужно покупать;
- помещения: определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и т.д.;
- накладные расходы: расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию, водопровод, прочие муниципальные услуги, на заработную плату управленческого персонала и т.д.
Имущество фирмы - помещения, машины, оборудование, транспортные средства - может дать представление о том потенциале, которым обладает фирма в данный момент в отношении его расширения без или с привлечением дополнительных инвестиций, а также в отношении освоения новых сегментов рынка. Важно обратить внимание на сроки амортизации имущества, его износ, оценить, когда оно будет нуждаться в замене. Необходимо постоянно следить за эффективностью оборудования, его способностью производить продукцию, технологически отвечающую уровню современных требований.
Финансовая информация необходима для всесторонней оценки финансовых аспектов деятельности фирмы. На основании этой информации потенциальные инвесторы будут судить о рентабельности проекта, о том, сколько денег потребуется вложить в проект, чтобы поставить его на ноги и покрыть текущие расходы начального этапа и о том, каким образом можно получить необходимые средства (выпуск акций, займа и т.п.).
Существует три группы финансовых показателей, которые позволяют оценить жизнеспособность предприятия:
1) прогноз доходов и расходов на первые 2 года;
2) прогноз денежной наличности за тот же период;
3) балансовый отчет фирмы на текущий момент и прогноз состояния активов и пассивов фирмы на год вперед (балансовый план).
Прогноз расходов и доходов предприятий строится на основе данных об ожидаемом объеме спроса.
Прогноз денежной наличности должен показать способность фирмы своевременно оплачивать свои счета. В нем должны быть оценены начальная денежная наличность, ожидаемые поступления и платежи с указанием объемов и сроков.
Балансовый отчет
Вся эта информация отражается в бизнес-плане.
Бизнес-план должен учитывать
реальные условия инвестиционной политики,
действующие в России. Если для
проекта предполагается получить заемные
средства от нескольких инвесторов, то
необходимо на предварительном этапе
иметь информацию об условиях инвестирования.
Инвесторы, в том числе и государственные,
предъявляют жесткие требования
к содержанию проектов, определяют
продолжительность
2.3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
Состав бизнес-плана
1. Титульный лист.
2. Резюме.
3. Цели и задачи.
4. Описание вида деятельности, продукции (работы или услуги).
5. Анализ рынка.
6. План маркетинга.
7. Производственный план.
8. Управленческий персонал.
9. Источники и объём требуемых средств.
10. Юридический план
11. Оценка риска
12. Финансовый план.
Все разделы бизнес-плана
должны корреспондироваться между
собой. Разработка каждого последующего
раздела может привести к корректировке
предыдущих. Поэтому разрабатывается
несколько вариантов бизнес-
Следует отметить, что каждый руководитель должен составлять бизнес-план в зависимости от особенностей развития его фирмы и ,исходя из личной оценки достаточности представляемого материала, чтобы убедить инвестора в целесообразности вложения денег именно в данный проект. Одно из главных требований - это анализ сильных и слабых сторон бизнеса, который обеспечивает объективность аргументов проектировщика бизнес-плана.
Каждый раздел бизнес-плана имеет экономическую оценку предлагаемых мероприятий, что обосновывает объективность показателей финансового плана.
3.ЭЛЕМЕНТЫ БИЗНЕС-ПЛАНА
3.1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Титульный лист бизнес-плана является визитной карточкой бизнес-проекта и его разработчиков. Следовательно, содержит информацию не только по названию проекта, но и краткую аннотацию сути проекта и его роли в развитии стратегической зоны хозяйствования, выбранной руководством фирмы. Аннотация включает информацию о разработчиках проекта, сфере бизнеса, сроках начала и окончания реализации проекта. Показатели финансирования проекта, возможно в процентах (общая сумма, собственные средства, заемные средства, средства государственной поддержки) желательно указать на титульном листе, несмотря на то, что более детально они представлены в резюме и финансовом плане.
3.2.РЕЗЮМЕ
Объем данного раздела не должен превышать нескольких страниц. Его текст должен быть понятен и не специалисту — предельная простота и минимум специальных терминов.
Работа над этим разделом чрезвычайно важна, поскольку если он не произведет благоприятного произведения на инвесторов и кредиторов, то дальше бизнес-план они просто не станут смотреть.
В целом резюме должно дать ответы будущим инвесторам или кредиторам фирмы (в том числе и ее акционерам) на 2 вопроса: “Что они получат при успешной реализации данного плана?” и “Каков риск потери ими денег?”.
Этот раздел должен разрабатываться в самом конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем остальным вопросам.
В разделе “Возможности
фирмы (резюме)” определяются в приоритетном
порядке все направления
В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.
3.3.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Здесь должен быть приведен анализ идеи. Необходимо проанализировать факторы, вызвавшие появление идеи и ее привлекательности. Как они будут развиваться в дальнейшем?
Не стоит забывать об иерархии
планирования. План должен раскрывать
цели и задачи предприятия.
АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ИДЕИ
(SWOT-АНАЛИЗ)
SWOT - аббревиатура английских слов:
Strenth - сила
Weafness - слабость
Oportunitis - возможности
Troubles - угрозы
Этот анализ также называют ситуационным анализом. Сильные и слабые стороны идеи - это те характеристики идеи, которые могут быть проконтролированы предпринимателем, на которые он может оказать воздействие. Они обычно относятся к настоящему времени.
Здесь необходимо рассмотреть следующие факторы:
- организационные ( -правовая форма, наличие помещений собственных или арендованных);
- маркетинговые (место расположения, маркетинговый комплекс, рынок, его сегмент; конкуренты: чем продукт (услуга) будет отличаться от конкурентной);
- технические (производственные фонды: состояние и ресурсы);
- финансовые (наличие собственных средств);
- кадровые (навыки и профессиональные недостатки, насколько идея отвечает идеям, знаниям и умениям предпринимателя).
Возможности и угрозы - это
те характеристики, которые находятся
вне контроля предпринимателя и
могут повлиять на результат в
будущем. Здесь необходимо учесть следующие
факторы:
- экономическая среда (государственная
поддержка малых форм, налоговое законодательство);
- социально-культурная среда;
- технологическая среда;
- демографическая среда.
Возможности:
- повысить профессиональный уровень;
- есть вероятность получить новый продукт;
- использование новых материалов, нового
сырья;
- благоприятная налоговая и кредитная
политика.
Угрозы:
- таможенное оформление;
- появление конкурентов (но может быть
и сильной стороной).
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от трех элементов:
Понимания состояния дел на данный момент;
Ясного представления того уровня, которого предприниматель собирается достичь;
Планирование процесса перехода из одного состояния в другое.
Проанализировав и оценив идею, тем самым можно определить свое состояние (сильные и слабые стороны, возможности и опасности) на данный момент.
Закончив оценку, необходимо приступить к формулированию целей и задач. Этот процесс состоит из 2х этапов. Во-первых, необходимо установить, какой именно бизнес ведётся - задача более трудная, чем может показаться на первый взгляд, и затем определить главные, количественно определенные цели на перспективу, отражающие стремления в бизнесе, и определить те, которые из них реально достижимы.
Решив проблему с целями и задачами, необходимо определить пути достижения этих целей. Для этого необходимо выработать стратегию и сформулировать оперативные планы.
Формулировка цели бизнеса должна, прежде всего, содержать основные направления деятельности фирмы. Они очерчивают границы бизнеса, определяемые его сильными и слабыми сторонами.
Формулировка основных направлений вашей деятельности должна быть, с одной стороны, достаточной узкой, чтобы давать конкретное направление деятельности и фокусировать внимание на главном, а с другой стороны - охватывающей достаточную область, чтобы оставить простор для роста.
В конечном счете, здесь должно содержаться нечто такое, что коренным образом отличало бы предпринимателя от его конкурентов. Также нужно включить сюда определенные элементы, отражающие то, каким хочет видеть свой бизнес предприниматель в будущем. Эти элементы могут включать в себя рост, прибыльность, какие-то другие показатели. Они должны передавать некий образ бизнеса, к которому и он сам и его работники могли бы стремиться.
3.4. ПРОДУКТ (УСЛУГА)
Основная часть бизнес-плана состоит:
Описание продукта или услуги, которую предполагается предложить будущим покупателям и ради которых задумывался весь проект. В этом случае необходимо четко и лаконично ответить на вопросы:
а) какие потребности призван удовлетворить проектируемый к производству продукт (услуга);
б) его особенности и отличительные качества, которые позволят предпочесть его товарам (услугам) конкурентов;
в) наличие патентов или авторских свидетельств, защищающих особенности проектируемого товара (услуги), технологии;
г) имеется ли наглядное изображение товара, изделий полученных с помощью новых технологий (фотографии, рисунки);
д) какова примерная оценка реализационной цены товара (услуги) и затрат, которых потребует его производство;
е) примерная величина прибыли, которую будет приносить каждая единица товара;
ж) характеристика качества товара, преимущества его дизайна, упаковки;
з) организация сервиса товара (если это техническое изделие)
3.5.. АНАЛИЗ РЫНКА
Рынок и маркетинг являются
решающими факторами для всех
компаний. Самые гениальные технологии
оказываются бесполезными, если на
них нет своих покупателей. Изучение
рынка - одна из главных проблем нового
бизнеса. Таким образом, раздел бизнес
- плана, посвященный рынку и
Объем данного раздела должен содержать не более 5-6 страниц машинописного текста.
Типичный процесс исследования рынка предполагает 4 этапа:
- определение типа данных, которые нужны;
- поиск этих данных;
- анализ данных;
- реализация мероприятий, позволяющих
использовать эти данные на пользу предприятию.
Первый этап - оценка потенциальной емкости рынка, т.е. общей стоимости товаров, которые покупатели определенного региона могут купить, скажем, за месяц или за год. Величина эта зависит от многих факторов - социальных, национальных, культурных, климатических, а главное - от экономических, в т.ч. от уровня доходов потенциальных покупателей, структуры их расходов, темпов инфляции, наличие ранее купленных товаров аналогичного или сходного назначения и т.д.
Второй этап - оценка потенциальной суммы продаж, т.е. той доли рынка, которую в принципе можно надеяться захватить и соответственно той максимальной суммы реализации, на которую можно рассчитывать.
В итоге такого анализа можно, в конце концов, определить примерное количество клиентов за месяц, на которое можно рассчитывать.
Но чтобы их получить реально, нужен третий этап, третий шаг к оценке реальных объемов продаж. На этом этапе предстоит оценить, сколько реально можно продать (выручить за оказание услуг) в конкретных условиях деятельности, при возможных затратах на рекламу и том уровне цен, который необходимо установить, а главное - как этот показатель может изменяться месяц за месяцем.
Естественно, что при этом нужно собрать информацию и о своих возможных конкурентах: их товарах, качестве продукции, примерных ценах и условиях продаж.