Разработка прогноза инвестиций в Республике Беларусь на 2009 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть сущность инвестиций, рассмотреть методологические подходы к их прогнозированию, определить их прогнозное значение в Республике Беларусь в краткосрочном периоде.
Задачи:
рассмотреть сущность и значение инвестиций, охарактеризовать их динамику в Республике Беларусь;
исследовать методологию планирования и прогнозирования инвестиций;
выявить способы регулирования инвестиций в стране;
сформировать прогноз инвестиций на 2009 год.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
1. Инвестиции как экономическая категория
1.1. Сущность инвестиций…………………………………………………….6
1.2. Значение инвестиций в экономике страны……………………………..11
2. Методы прогнозирования и планирования инвестиций
2.1. Оценка динамики инвестиций в Республике Беларусь………………14
2.2. Анализ моделей прогнозирования и планирования инвестиций……..17
3. Разработка прогноза инвестиций в Республике Беларусь на 2009 год
3.1. Расчет прогнозного значения инвестиций двумя методами и
верификация полученных результатов…………………………………24
3.2. Мероприятия государственного регулирования
инвестиций в Республике Беларусь. …………………………………… 28
Заключение……………………………………………………………………..32
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Инвестиции.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

В 1996 году была разработана Национальная программа  привлечения инвестиций в экономику  Республики Беларусь до 2010 года. Целью Программы является разработка комплекса мер,  направленных  на активизацию инвестиционной   деятельности,   как  главного  макроэкономического условия  преодоления кризиса и осуществления структурной  перестройки  народного хозяйства. В  качестве приоритетных были выделены следующие отрасли народного хозяйства:

  • приборостроение,    электроника,   точное   машиностроение,   биотехнологии,
  • энергетика с точки зрения высоких технологий;
  • лесная, деревообрабатывающая,  автомобильная,  химическая  и нефтехимическая промышленность, исходя из критериев экспортных возможностей;
  • легкая   и  пищевая  промышленность  с  точки  зрения  приоритета  отраслей, работающих на конечный спрос;
  • жилищное  строительство   и  объекты  инфраструктуры  с  позиции  социальной значимости;
  • инвестиционные проекты, связанные  с  реализацией  Государственной программы ликвидации   последствий   катастрофы   на   Чернобыльской   АЭС,    исходя   из государственных интересов.

Государство   должно  воздействовать  на  инвестиционный  процесс,  косвенно поддерживая приоритетные  направления,  с  помощью налоговых  и таможенных льгот, льготных кредитов, бюджетных ссуд, а также путем  прямого  вложения  капитала  в наиболее перспективные проекты, [8].

Отдельным пунктом инвестиции рассмотрены  в Программе социально-экономического развития на 2006-2010 гг.  Согласно Программе, стратегической целью инвестиционной политики является мобилизация и эффективное использование инвестиционных ресурсов для реализации общегосударственных приоритетов и перестройки экономики в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.  Предполагается, что инвестиции в основной капитал в 2010 году увеличатся в 2,15 раза по сравнению с 2005 годом. Удельный вес в ВВП возрастет с 23,3 процента в 2005 году до 30 процентов в 2010 году, [11].

Приоритетом инвестиционной политики станет привлечение инвестиционных ресурсов в производственную сферу и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности. Реализация таких проектов будет осуществляться с государственной поддержкой в установленных законодательством формах.

Продолжится практика особого контроля Правительства за реализацией приоритетных инвестиционных проектов. Возрастут  объемы инвестирования в интеллектуальный капитал как наиболее эффективный  объект размещения ресурсов, [11].

Государственное финансирование инвестиций сохранит преемственность и будет  направлено на развитие материально-технической  базы социальной сферы, не имеющей альтернативных источников финансирования. Это инвестирование: в объекты социальной инфраструктуры, образование, здравоохранение, культуру, социальную защиту, спорт, туризм и др.; природоохранных мероприятий и создание условий для безопасной жизнедеятельности; модернизации коммунальной инфраструктуры на основе современных энергосберегающих технологий с улучшением качества предоставляемых услуг, транспортной инфраструктуры, [11].

В число приоритетных направлений  инвестирования в 2006 – 
2010 годах входит развитие объектов инфраструктуры прогрессивных видов услуг: телекоммуникационных, информационных, консалтинговых, страховых, финансовых и др., [11].

Рост инвестиций предполагается обеспечить в основном за счет собственных средств юридических лиц и домашних хозяйств. Потребуется дальнейшее увеличение кредитования инвестиционной деятельности банковской системой, в том числе за счет привлечения банками внешнего капитала, [11].

В целом инвестиционная деятельность будет осуществляться на основе Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года и в соответствии с государственными инвестиционными программами, проектами привлечения иностранных инвестиций для развития малого бизнеса, а также программами, реализуемыми в инвестиционной сфере международными фондами и организациями, [11].

Совершенствование правового обеспечения инвестиционной деятельности в 2006 – 2010 годах предполагается осуществлять в направлении упрощения порядка государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, расширения гарантий государства по неизменности законодательства для инвесторов, в том числе иностранных. Потребуется создать единое инновационно-инвестиционное пространство с Россией, [11].

На основе долгосрочной и среднесрочных  Программ составляются ежегодные  Инвестиционные программы. В 2009 году предполагается направить 2 трлн. 637,6 млрд. рублей на строительство 669 объектов, [5].

Планируется направить из государственного целевого бюджетного фонда национального  развития 453 млрд. рублей на строительство  капиталоемких объектов, имеющих  общегосударственное значение,  таких как многопрофильный культурно-спортивный комплекс «Минск-Арена» (245,6 млрд. рублей), атомная электростанция (172,4 млрд. рублей), а также на реконструкцию производства инфузионных растворов Несвижского завода медицинских препаратов (5 млрд.), [5].

Реализация программы позволит обеспечить ввод в эксплуатацию в 2009 году культурно-спортивного комплекса  «Минск-Арена»,  общежития БГУ, расширение предприятия «Витебская биофабрика», крытого манежа с конюшней в поселке  Ратомка Минского района, первого этапа строительства установки по обработке отходов, ила и осадков в Бресте, ледовых дворцов и ряда других объектов, [5].

В ноябре 2008 года был проведен Белорусский инвестиционный форум в Лондоне. Министерство энергетики Беларуси и ГПО «Белэнерго» подписали три протокола о намерениях с европейскими инвесторами и крупными производителями энергетического оборудования. Что касается проектов сфере промышленности, то белорусской стороной обсуждены с руководством компании STEMCOR (Великобритания) вопросы сотрудничества в части расширения номенклатуры и увеличения объемов поставок продукции ПО «БМЗ». Совместно с компанией «Филипс» (Нидерланды) планируется организовать в Беларуси производство светодиодной техники. Заслуживают внимания предложения холдинга Mobiru Group (Иран) о строительстве в Беларуси объектов недвижимости. Начата работа по реализации достигнутых в ходе переговоров договоренностей и обеспечению поступления в страну иностранных инвестиций и современных технологий, [9, с. 9-10].

Выводы: С целью построения прогноза были использованы метод экстраполяции и метод построения факторных моделей. В результате проведенных расчетов выявлено, что темп роста инвестиций к 2008 году составит 112-116%.

В рамках государственного регулирования  была принята Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь до 2010 г. Отдельным пунктом инвестиции рассмотрены в Программе социально-экономического развития на 2006-2010 гг, ежегодно разрабатываются Инвестиционные программы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инвестиции – совокупность затрат, реализуемых в форме целенаправленного вложения капитала на определенный срок в различные отрасли и сферы экономики, в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения дохода и достижения как индивидуальных целей инвесторов, так и положительного социального эффекта.

Инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования производственного  потенциала страны. Увеличение объема инвестиций в основной капитал является важным фактором экономического роста государства.

В 2008 году в Республике Беларусь привлечено инвестиций в размере 35,9 трлн. р., что составило 123,1% по отношению  к 2007 году. 46% всех инвестиций – собственные  средства предприятий. 9,9% - средства населения, именно этот источник является перспективным.  23% составили средства бюджета, 18% - кредиты банков, 2% - прочие источники, а иностранные источники – около 1%.

С целью привлечения  инвестиций, их планирования и управления инвестиционными потоками в государстве  разработаны Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь, Программа социально-экономического развития на 2006-2010 гг., а также каждый год разрабатываются Инвестиционные программы. Приоритет – привлечение инвестиционных ресурсов в производственную сферу и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности.

Изучением проблемы инвестиций и способов их прогнозирования занимаются многие ученые. Однако большинство методов пригодны для использования на микроуровне. Среди немногих макромоделей наиболее известна модель акселератора и ее модификации. В работе представлен и польский опыт моделирования инвестиций. К сожалению, эти модели не пригодны для прогнозирования в нашей стране в связи с недостаточностью статистической информации.

Среди белорусских ученых, занимающихся этим вопросом, можно  выделить Ульянову Н., Дымента З.З., Петровича  Э.И., Криворотько Ю. В данной работе был проанализирован опыт этих исследователей и на основе этого созданы однофакторная модель и был использован метод экстраполяции. В качестве экзогенного показателя в факторной модели выбран объем ВВП в предыдущем периоде (t-1), млрд. р. В результате произведенных вычислений было рассчитано прогнозное значение объема инвестиций на конец 2009 года. Темп роста инвестиций в 2009 год составит 112-116%. Прогноз верифицирован с помощью метода экспертных оценок.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабина А. Международная практика регулирования инвестиций // Банкаускi веснiк. 2005. №31. С.45-51;
  2. Вольская А.А. Инвестиционный рост национальной экономики// Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. 2008 №9. С.54-60;
  3. Дымент З.З. Некоторые подходы к моделированию динамики инвестиционных показателей/ Моделирование экономических процессов на основе методов и средств компьютерной математики: Сборник научных трудов –  Мн. 2003. С. 85-90;
  4. Заико Л. Инвестиционный парадокс по-белорусски// Дело.  2008. №4. С.7-9;
  5. Инвестиционная программа на 2009 год// Белорусские новости. [Электрон. ресурс]. Мн.:2002-2008. Режим доступа: http://naviny.by/rubrics/economic/2008/10/16/ic_news_113_300002;
  6. Кравцов М.К., Пашкевич А.В. Обзор эконометрических моделей и подходов к моделированию инвестиций/ Математическое моделирование макроэкономических процессов: Сборник научных трудов – Мн. 2005. С. 23-30;
  7. Мельник В.В. Инвестиционный менеджмент:Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2003. – 272 с.
  8. Национальная программа привлечения инвестиций в экономику. [Электрон. ресурс]. Мн.:2006-2008. Режим доступа: http://zakon2006.by.ru/part23/doc32774.shtm;
  9. Основные итоги Белорусского инвестиционного форума в Лондоне // Беларуская думка. 2008. №12. С.9-11;
  10. Петрович Э.И., Кулагин И.И., Дымент З.З. Методические положения по формированию годового прогноза инвестиций// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 200. №11. С.7-11;
  11.   Программа социально-экономического развития на 2006-2010 гг.//Сайт Министерства экономики. Мн.: 2008;
  12. Свиридова С.В. Иностранные инвестиции и сотрудничество с транснациональными корпорациями// Экономика. Финансы. Управление. 2008. №8. С.73-78;
  13. Сухарев О.С. Синергетика инвестиций:Учеб.-методч. пособие. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008. – 368 с.;
  14. Тетеринец Т.А. Методические подходы к моделированию инвестиций в основной капитал/ Проблемы прогнозирования и гос. регулирования социально-экономического развития: материалы VII Междунар. науч. конф. (Минск, 18-19 окт. 2007 г.): В 4 т. Т. 4 . Редкол.: С.С. Полоник. – Мн.: НИЭИ Мин-ва экономики Республики Беларусь, 2007 – 288 с.
  15. Ульянова Н. Факторы инвестиционной привлекательности национальной экономики// Банкаускi веснiк. 2007. №19.С.50-53.;
  16. www.investor2.ru/?page_id=45;
  17. Уже на 2009 год. [Электрон. ресурс]. Мн.: 2002-2008. Режим доступа: www.neg.by/news/7243.html;
  18. Утверждены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития страны на 2009 год. [Электрон. ресурс]. Мн.: 2001-2008. Режим доступа: http://www.president.gov.by/press61514.html.

 

 


Информация о работе Разработка прогноза инвестиций в Республике Беларусь на 2009 год