Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 14:49, реферат
Описание работы
В условиях современной развитой рыночной экономики весьма актуальна тема собственности Система экономических отношений собственности охватывает – от начала и до конца – весь хозяйственный процесс. Она пронизывает и составляет сердцевину всех отношений между людьми по производству, распределению, обмену и потреблению благ и услуг.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….1 Глава 1. РАЗВИТИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА……………………………………………2 1.1 Определение собственности…………………………………...2 1.2 Собственность в экономическом и юридическом смысле….3 1.3Классификация собственности………………………………..4 Глава 2. ПЕРЕСТРОЙКА ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………7 2.1 Понятие переходной экономики……………………………....8 2.2 Проблемы перехода…………………………………………..12 2.3Закономерности перехода к рыночной экономике …………14 Глава 3. Анализ экономической ситуации в России после перехода…………………………………………………….....16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..21 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….22
крупные хозяйственные объединения
предприятий (ассоциации, союзы и т. п.);
совместные предприятия (с участием
национального и иностранного капитала).
Глава 2. ПЕРЕСТРОЙКА ОТНОШЕНИЙ
СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Рынок - сложная экономическая система
общественных взаимоотношений в сфере
экономического воспроизводства. Он обусловлен
несколькими принципами, которые обуславливают
его сущность и отличают от других экономических
систем. Эти принципы основываются на
свободе человека, его предпринимательских
талантах и на справедливом отношении
к ним государства. Действительно, данных
принципов немного - их можно посчитать
по пальцам одной руки, однако их важность
для самого понятия рыночной экономики
трудно переоценить. Причем эти основы,
а именно: свобода индивида и честное соревнование
- очень тесно связаны с понятием правового
государства. Гарантии же свободы и честного
соревнования могут быть даны лишь в условиях
гражданского общества и правового государства.
На протяжении многих лет наша
страна находилась за своеобразным занавесом,
имя которому “административно-командная
система”, охватывающим все сферы жизнедеятельности
общества, включая каждого человека.
Самое яркое отражение данного
явления нашло в экономике государства,
поскольку наряду с политикой и правом
она определяет основы государственной
и общественной жизни, именно в этой триаде
проявляются наиболее четко противоречия
и закономерности развития общества.
2.1 Понятие переходной экономики
Если переходная экономика
в России после 1917 г. формировалась на
основе господства государственной собственности,
то в 90-х гг. началось движение от государственной
собственности к частной. Это движение
не знает мировых аналогов. Впервые за
всю цивилизацию мир стал свидетелем движения
от "справедливого коммунизма" к
"несправедливому", но свободному
капитализму.
Отсчет переходной экономики
в России начался со 2 января 1992 г. в результате
либерализации цен. Старт переходной экономике
был дан в условиях жесточайшего экономического
кризиса. Этот кризис произошел в результате
правительственной политики "перестройки".
Россия начала рыночную реформу,
имея командную экономику. Эта экономика
формировалась на основе государственной
собственности и централизованного управления.
В России господствовала доктрина, что
основа экономики - это тяжелая промышленность,
или производство средств производства.
Производству потребительских товаров
отводилась роль падчерицы, равно как
и сфере услуг. Более 90% государственных
производственных капиталовложений направлялось
в тяжелую промышленность и оборонный
комплекс и менее 10% - в потребительский
сектор: пищевую и легкую промышленность.
Это были отсталые отрасли с изношенным
оборудованием, они не удовлетворяли потребностей
населения.
Темпы прироста ВВП
России, 1997–2007 гг
В России производство работало
ради производства, а не ради потребителя,
чего не может быть в рыночной экономике.
Централизованная система управления
подавляла предпринимательские способности
работников. Эта система была основана
на подчинении, допуская инициативу лишь
в узких границах. Свобода предпринимательства
и свобода выбора не действовали. В целом
в середине 80-х гг. централизованная система
управления с неизбежностью вошла в глобальный
экономический кризис, поразивший всю
совокупность экономических отношений.
По мнению большинства экономистов,
наиболее эффективной является рыночная
экономика. Она способствует эффективному
распределению ресурсов. Согласно этому
тезису, конкурентная рыночная система
направляет ресурсы в производство тех
товаров и услуг, в которых общество больше
всего нуждается. Она диктует применение
наиболее эффективных методов комбинирования
ресурсов для производства и способствует
разработке и внедрению новых, более эффективных
технологий производства.
Важным неэкономическим аргументом
в пользу рыночной системы служит то обстоятельство,
что она делает ставку на роль личной свободы,
создавая тем самым стимулы к самореализации
возможностей человека, повышению трудовой
и хозяйственной активности.
Свойственные рынку механизмы
саморегулирования обеспечивают наилучшую
координацию деятельности всех экономических
субъектов, рациональное использование
природных, трудовых, материальных и финансовых
ресурсов, сбалансированность народного
хозяйства. Очевидно переход к экономической
системе, основанной на рыночных отношениях,
позволит России решить наиболее острые,
десятилетиями накапливавшиеся проблемы
страны, органично соединить внутреннюю
экономику с мировым хозяйством, обеспечить
рост производства и тем самым социальную
ориентацию экономики, открывая доступ
населению ко всем достижениям мировой
цивилизации.
Переход, который требуется
осуществить, состоит в том, что на смену
командной системе должны прийти свобода
деятельности и ответственности каждого
человека за свое благосостояние и благосостояние
общества и через рыночный механизм связаться
с различными государствами, что позволит
создать основу для эффективного экономического
сотрудничества России с промышленно
развитыми странами.
Для эффективного функционирования
рыночной экономики необходимы предпосылки,
которые должны быть созданы в течение
переходного периода. Они образуют как
бы каркас новой экономической системы:
1. Максимальная
свобода предпринимательства и
свобода выбора всех экономических субъектов.
Признание важной социальной роли собственников
капитала, рабочих, крестьян, предпринимателей
и организаторов производства.
2. Формирование
новых форм собственности, включая частную. Это позволит
определить, кто несет ответственность
за результаты хозяйствования, какая из
форм собственности представляет сферу
наиболее эффективного применения ресурсов.
На основе новых отношений собственности
может быть решена проблема оптимальных
пропорций потребления и накопления, обновления
и наращивания производственного потенциала,
повышения эффективности капитальных
вложений, доходы от собственности признаются
законной категорией доходов.
3. Конкуренция как важнейший фактор стимулирования
хозяйственной активности, увеличения
разнообразия и повышения качества продукции
в соответствии с действием закона спроса
и предложения. Развитие конкуренции требует
демонополизации экономики, формирования
соответствующей структуры производства,
обеспечивающей присутствие на рынке
достаточного числа производителей каждого
вида товаров, свободного входа на рынок
любого экономического субъекта, государственной
поддержки малого бизнеса, проведения
антимонопольной политики.
4. Свободное ценообразование. Рыночные механизмы могут эффективно
функционировать только в том случае,
если подавляющее большинство цен устанавливается
на рынке свободно, уравновешивая спрос
и предложение. Государственный контроль
допустим только в ограниченной сфере
и без нарушения законов рыночного ценообразования.
5. Распространение
рыночных отношений на все
сферы экономики. Отсюда необходимы рынок земли,
рынок капитала, рынок рабочей силы, денежный
рынок, которые в своем взаимодействии
обеспечивают высокую мобильность экономических
ресурсов, их быстрое перемещение в сферы
наиболее рационального применения, стимулируют
накопление и рост жизненного уровня.
Вместе с тем в рыночной экономике сохраняется
значительный нерыночный сектор, включающий
те виды деятельности, которые не могут
быть подчинены исключительно коммерческим
критериям (оборона, часть здравоохранения,
образования, науки, культуры), или так
называемая инфраструктура.
6. Открытость экономики, ее последовательная интеграция
в систему мирохозяйственных связей. Принцип
состоит в том, что любой экономический
субъект вправе осуществлять внешнеэкономические
операции. Иностранные юридические и физические
лица на равных условиях со всеми производителями
действуют на внутреннем рынке в соответствии
с установленным законодательством и
общепринятыми международными нормами.
7. Обеспечение
гражданам социальных гарантий и государственная поддержка
нетрудоспособных, социально уязвимых
членов общества.
8. Отказ государства
от прямого участия в хозяйственной
деятельности (за исключением отдельных
специальных областей). В то же время усиление
косвенного (административного) государственного
и общественного регулирования таких
явлений, как инфляция, безработица, имущественная
и социальная дифференциация, нестабильность
производства, неравномерность развития
отдельных регионов. Государство осуществляет
макроэкономическую политику и содействует
формированию среды, благоприятной для
хозяйственной деятельности, прежде всего
на направлениях, соответствующих общественным
интересам. Деятельность государственных
органов по регулированию экономики строится
на строгом разграничении полномочий
законодательной, исполнительной и судебной
власти.
2.2 Проблемы перехода
к рыночной экономике
Современная экономическая
наука сегодня по-новому рассматривает
многие процессы, происходящие в нашем
обществе. Это касается проблем собственности,
соотношения плановых и рыночных методов
регулирования хозяйственной деятельности,
прямых и косвенных методов управления
общественными процессами, пределами
использования товарно-денежных отношений
и общественных отношений и общественной
жизни. Внедрение новых подходов заставляет
заглянуть в историю. Знание истории позволяет
увереннее строить планы и программы предстоящих
действий, избегать допущенных ранее ошибок.
В истории существования человеческого
общества существовали самые различные
социальные и экономические структуры.
Одни из них отличались гибкостью и подвижностью,
а, следовательно, не ограничивали развитие
общества. Другие - страдали жесткостью
и поэтому в конце концов, превращались
либо в голые абстракции, либо, будучи
наложенными на развивающийся живой социальный
организм, давили и деформировали его.
Нечто подобное имело место и в истории
развития нашей страны. Насаждение жестких,
не допускающих каких-либо отклонений
единообразных структур охватывало все
сферы жизни общества. Так, в экономике
это выразилось в жестком директивном
планировании. Кроме того, при централизованном
планировании объемы будущего спроса
при фиксированных ценах определялись
в общей совокупности, а не в зависимости
от доходов конкретных групп людей. Значит,
сложный нелинейный характер этой зависимости
заменялся на элементарные агрегированные
линейные показатели, а это не могло пройти
“даром”. Но главная ошибка, на мой взгляд,
заключалось в том, что использовалась
посылка о том, что социалистический потребитель
потребляет товар на рациональном уровне
вне зависимости от уровня благосостояния
этого потребителя. В бывшем СССР часто
оперировали среднедушевыми показателями
там, где они были совершенно непригодными.
Рисунок 2.1. Кривая
зависимости объема потребления Q от величины
дохода С при фиксированной цене
Но особенно ярко в экономической
сфере данные структуры проявились в отношениях
собственности. Если в первые годы Советской
власти в стране имели место самые различные
формы собственности и основанные на них
формы хозяйствования, то уже к середине
30-х годов практически все формы хозяйствования
были обобществлены, т.е. переведены в
государственную или колхозно-кооперативную
собственность, что фактически также являлось
государственной собственностью. Что
же касается личной собственности граждан,
то хотя она и имела формальное право на
существование, реально она в общественном
сознании оценивалась как пережиток прошлого,
затем как признак потребительства и конформизма.
В 50-х годах процесс дискриминации всех
других форм собственности и соответственно
их субъектов был доведен до своего логического
завершения. В Уголовном кодексе РСФСР,
вступившем в силу с 1 января 1964 года, ответственность
за покушения на государственную и общественную
собственность стала, как правило, в два
раза выше, чем за покушения на собственность
личную.
В результате практически все,
сложившееся прежде, до революции, в нашей
стране, и позже в передовых капиталистических
странах было либо разрушено, либо отброшено
как ненужное, вредное, несоциалистическое,
мешающее строить светлое будущее общество.
Итогом этого стала потеря человека как
главного субъекта и объекта не только
производства, но и жизни общества. Человек
лишается возможности проявить свою личную
инициативу, деловые качества, что имеет
ключевое значение в развитии рыночных
отношений.
2.3 Закономерности перехода к рыночной
экономике
Процесс перехода от командной
к рыночной экономике имеет общие закономерности.
С одной стороны, этот процесс включает
глубокие изменения в структуре социально-экономических
отношениях, а также производства, с другой
- осуществление незамедлительных жестких
стабилизационных мер, прежде всего в
нормализации потребительского рынка,
системе хозяйственных связей, в денежно-кредитной
и финансовой сфере и в ценообразовании.
1) Нормализация
и восстановление потребительского
рынка, насыщение его товарами и услугами
для населения. Предполагается, что это
во многом снимет социальную неудовлетворенность
населения, ибо на деле будет означать
улучшение условий жизни всех слоев населения,
что в итоге восстановит материальную
заинтересованность людей, усилит стимулы
к производительной деятельности.