Развитие таможенной политики в современных условиях и влияние на экономику страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 08:37, курсовая работа

Описание работы

Развитие тарифных преференций, как части таможенно-тарифного регулирования на современном этапе необходимо, что подтверждено Законом РФ “ О Таможенном тарифе” и следовательно данный механизм должен работать в Российской Федерации, в частности для насыщения рынка, с одной стороны и с другой оказание экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции.
Одно из направлений данной области – это предоставление тарифных преференций на товары первой необходимости, которые не производятся в нашей стране или производятся в явно недостаточном количестве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМЭТАПЕ……………………..6
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД.
Основные методы регулирования ВЭД…………………………………10
Таможенно- тарифное регулирование…………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..24

Файлы: 1 файл

Развитие таможенной политики в современных условиях и влияние на экономику страны.docx

— 51.12 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Байкальский государственный  университет экономики и права

Кафедра Налогов и таможенного дела

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  дисциплине Экономическая теория

на тему Развитие таможенной политики в современных условиях и влияние на экономику страны

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                           Склянова Ольга Валерьевна

                       

                        Группа ТД-09-8

 

 

Проверил:                                                          Доцент, кандидат экономических

                                                              наук Чурина М.Г.

 

 

 

 

 

 

Иркутск – 2010

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

  1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
  2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМЭТАПЕ……………………..6
  3. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД.
    1. Основные методы регулирования ВЭД…………………………………10
    2. Таможенно- тарифное регулирование…………………………………..14
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………20
  5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе  тарифного регулирования тесно  связано с общей экономической  обстановкой в стране, с  внутренними  и внешними условиями ее развития.

Проводимые в России реформы не имеют аналогов в мировой  практике по своим масштабам и  срокам проведения. Все эти изменения  глобальным образом затронули и  сферу внешнеэкономической деятельности. Рыночные реформы, начавшиеся во второй половине 1980-годов, в качестве одного из важнейших своих направлений  предполагали либерализацию внешнеторговой деятельности. Последовавший демонтаж системы государственной монополии  внешней торговли привел к возобновлению  нормальной практики таможенно-тарифного  регулирования,  как основного  направления таможенной политики.

Среди направлений, значение которых за последние годы постоянно  возрастает, является таможенное дело и таможенная политика, которые являются составной частью внутренней и внешней  политики государства. Таможенная политика становиться важными активными  факторами формирования экономических  отношений, как внутри страны, так  и формирование ее внешнеэкономической  деятельности. 

Таможенно —тарифное  регулирование внешней торговли России является одним из важнейших  экономических методов управления. Принятие в мае 1993 г. и вступления в силу с 1 июля 1993 г. Закона РФ “О Таможенном тарифе” усилило роль и значимость таможенно - тарифного регулирования, его составных элементов. Принятием  данного закона была установлена  главная цель, это установление  порядка формирования и применения таможенного тарифа, а также определение таможенной стоимости, страны происхождения товаров, вопросы тарифных льгот и др.

Вопросы таможенно - тарифной политики регулируется рядом международных  договоров, соглашений, конвенций, в  которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база Таможенно  – тарифной системы.

Одним из направлений, получившего  широкое распространение в мировой  практике является система предоставления разного рода преференций, в том  числе связанных со страной происхождения.

Согласно Закону РФ “О таможенном тарифе” при осуществлении  торгово—политических отношений РФ с иностранными государствами допускается  установление преференций по таможенному  тарифу РФ в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставок пошлин либо установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношение товаров:

происходящих из государств, образующих вместе с РФ зону свободной  торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие  целью создание такой зоны или  такого союза;

происходящих из развивающихся  стран, пользующихся национальной системой преференций РФ, пересматриваемой периодически, но не реже чем один  раз в пять лет, Правительством РФ.

Если подвести итог, то можно дать краткое определение  преференциям. Под преференциями  понимаются особые льготы, предоставляемые  одним государством другому на началах  взаимности либо в одностороннем  порядке без распространения  на третьи страны. Такие льготы устанавливаются  в отношении всех товаров или  их отдельных видов.

Актуальность проблемы предоставления тарифных преференций  на сегодняшний момент не вызывает сомнения: это отражается в увеличение объемов ввозимых товаров претендующих на предоставление преференций, расширение географии ввоза. 

Но при этом предоставление тарифных преференций должно сопровождаться строгим контролем, а также оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения слишком  значительного ущерба стране, со стороны  конкурирующих стран третьего мира, поставляющих дешевые товары, из-за крайне низкого в этих странах уровня заработной платы.

Развитие  тарифных преференций, как части таможенно-тарифного  регулирования  на современном этапе  необходимо, что подтверждено Законом  РФ “ О Таможенном тарифе” и  следовательно данный механизм должен работать в Российской Федерации, в  частности для насыщения рынка, с одной стороны и с другой оказание  экономической помощи странам, которым предоставляются  тарифные преференции.

Одно из направлений  данной области – это предоставление тарифных  преференций на товары первой необходимости, которые не производятся в нашей стране или производятся в явно недостаточном количестве. 

 Таким образом,  активная политика в области   тарифных преференций является  неотъемлемой частью таможенно-тарифного  регулирования на современном  этапе.

Таможенно-тарифное регулирование  внешней торговли России является одним  из важнейших методов регулирования  экономической политики государства. Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного  регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией  активной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными  органами задач по обеспечению экономической  безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.

 Пройденный исторический  путь российской таможни свидетельствует  о том, что в России таможенное  дело, таможенная политика сложились  как важнейшая сфера политики  государства, инструмент защиты  национальных интересов.

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

 

Глубокий кризис и  последующий крах партийно-советской  системы управления экономикой и  социальными процессами и стремительный  переход России к глубоким политическим и социально-экономическим преобразованиями повлекли обновление механизма правового  регулирования внешнеэкономической  деятельности (таможенного дела).

В 1991 г. были приняты новый Таможенный кодекс СССР1 и Закон СССР «О таможенном тарифе», проекты которых рассматривались в Совете таможенного сотрудничества (СТС) и штаб-квартире Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). И на эти законопроекты была дана положительная оценка о соответствии общим принципам, принятым в международной практике в сфере таможенного дела.

Таможенным кодексом СССР 1991 г. была утверждена 3-звенная система таможенных органов, в которую входили: 1) Таможенный комитет СССР; 2) региональные таможенные управления (РТУ) СССР; 3) таможни СССР.

Таможенный комитет  СССР имел статус союзного ведомства. В соответствии с Указом Президента РСФСР от 25 октября 1991 г. был создан Государственный таможенный комитет РСФСР (ГТК РСФСР), который так и не приступил к своей практической деятельности в период существования ГТК СССР. ГТК РСФСР начинает работать только после реализации положений Указа Президента РСФСР от 28 ноября 1991 г. о его реорганизации, которая означала выведение ГТК РСФСР из подчинения ГТК СССР. Это решение было принято в связи с распадом Союза ССР.

Правовой статус ГТК  РСФСР был определен Положением о ГТК РСФСР, утвержденным Постановлением Правительства РСФСР от 26 декабря  1991 г. ГТК РСФСР являлся центральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом на всей территории РСФСР. Действующая система таможенных органов в Российской Федерации была закреплена Таможенным кодексом 1993 г.2 В нее входили: 1) Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России); 2) региональные таможенные управления РФ; 3) таможни РФ; 4) таможенные посты РФ.

Новый Таможенный кодекс 2003 года3, вступивший в силу с 1 января 2004 года, подвел черту под десятилетней историей своего предшественника – Таможенного кодекса РФ 1993 г.  Принятие нового Таможенного кодекса РФ, прежде всего связано с тем, что следовало максимально приблизить российское законодательство к сформировавшимся в таможенной сфере международным стандартам. Существенные различия между национальным законодательством и так называемым международным таможенным правом тормозят поступательное интегрирование Российской Федерации в систему мирохозяйственных связей, не позволяют нашему государству получить максимальные преимущества, предоставляемые ему системой международного разделения труда.

Другая причина принятия нового Таможенного кодекса – значительные изменения, произошедшие в «смежных» отраслях законодательства. Таможенный кодекс 1993 года был принят еще до принятия действующей Конституции (отсюда, например, и упоминания о льготах вице-президенту и т.д.). Принятые за время действия Таможенного кодекса 1993 года Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях со всей остротой поставили вопрос о внесении изменений в законодательный каркас таможенного регулирования.

В настоящее время  Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС России). Его функции по принятию нормативных правовых актов в таможенной сфере переданы Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, а в части, касающейся таможенных платежей, - Министерству финансов Российской Федерации.

При всей сложности и  противоречивости исторического пути российской таможни опыт его свидетельствует, что таможенное дело и таможенное законодательство сложились как важнейшая сфера экономической политики государства, инструмент регулирования внешней торговли и защиты национальных интересов. Поэтому они лежат в основе характеристики внешнеторговой (внешнеэкономической) деятельности4. Законодатель в п.1 ст.1 Таможенного кодекса РФ устанавливает, что таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Современное российское регулирование внешнеторговой деятельности базируется на Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который вступил в силу 18 июня 2004 г.5. Внешнеторговая деятельность – это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

В Российской Федерации  таможенное дело представлено как совокупность методов и средств обеспечения  соблюдения мер таможенно-тарифного  регулирования (запретов и ограничений), установленных в соответствии с  законодательством РФ о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров  и транспортных средств через  таможенную границу.

Таможенное дело относится  исключительно к ведению федеральных  органов государственной власти и непосредственно осуществляется таможенными органами РФ, являющимися правоохранительными органами и составляющими единую систему, в которую входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, региональные таможенные управления РФ, таможни РФ и таможенные посты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РОЛЬ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прежде чем перейти  к классификации методов регулирования  внешнеэкономической деятельности остановимся на основных понятиях и  определениях.

Под внешнеэкономической  политикой обычно понимают деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений  с другими государствами. Осуществление  внешнеторгововой политики предполагает определение стратегических целей  государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку  методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и  сохранение впоследствии достигнутых  результатов.

Информация о работе Развитие таможенной политики в современных условиях и влияние на экономику страны