Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:52, курсовая работа
В работе освящаются вопросы возникновения и развития бирж труда в России, их назначение и направление деятельности. Дается обзор деятельности бирж труда в России и за рубежом. Отдельный раздел посвящен политике занятости населения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА І. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
НА РЫНКЕ ТРУДА 4
1.1. Исторические формы трудового посредничества 4
1.2. Возникновение и развитие бирж труда в России 7
ГЛАВА ІІ. БИРЖИ ТРУДА. ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. БИРЖИ ТРУДА
В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 10
ГЛАВА ІІІ. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
НА ТЕМУ : «РОЛЬ БИРЖИ ТРУДА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ»
МИЧУРИНСК 2004
СОДЕРЖАНИЕ:
ГЛАВА І. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
НА РЫНКЕ ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВЕДЕНИЕ
«Все работы хороши…» - говорится в одном известном стихотворении. Каждый человек был бы рад заниматься любимым делом и иметь достойную зарплату. Но в нашей жизни существуют и такие понятия, как «сокращение кадров», «безработица». Теряя работу, человек оказывается в весьма затруднительном положении. Желая работать, некоторые из них нередко нарушают закон и оказываются на скамье подсудимых. Но есть более цивилизованный способ заработать себе на жизнь и устроиться на работу.
Сфера труда – важная
и многоплановая область
Рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Кое-что в этой области уже сделано. Принят Закон о занятости, создаются биржи труда (службы содействия найму), началась регистрация безработных.
В данной курсовой работе
я попытаюсь подробнее
Также я рассмотрю политику занятости населения в Российской Федерации и проанализирую ситуацию в городе Мичуринске.
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
НА РЫНКЕ ТРУДА
Становление рынка труда тесно связано с учреждением обширной сети организационных структур, необходимых для его регулирования. Отчуждение работника от средств производства при условии его личной свободы исторически явилось причиной возникновения рынка труда, который стал связующим звеном между спросом на рабочую силу и ее предложением. Еще задолго до первых буржуазных революций и широкого распространения капиталистических производственных отношений стало возникать трудовое посредничество, которое способствовало удовлетворению потребностей как предпринимателей (поиск работников, соответствующих квалификаций), так и наемных работников. Уже в XIII веке в Париже несколько площадей были «обычными местами найма».
Чуть позднее появляются и юридические нормы, регулирующие отношения в сфере наемного труда – рабочий статус 1349 года в Англии, ордонанс (королевский указ) 1350 года во Франции.
Число и функции агентств по трудовому посредничеству определялись уровнем развития отношений найма, степенью товарности домохозяйств, потребностями капитала. Агентства явились одним из первых представителей организационных структур на рынке труда, которые впоследствии приобрели огромное значение, изрядно потеснив другие виды трудоустройства [10, с. 91].
С развитием товарно–денежных
отношений увеличиваются
Большинство частных агентств брало плату за услуги с работника, несмотря на то, что он был экономически более слабым по сравнению с работодателем. Однако, постепенно основной формой трудового посредничества стала общественная муниципальная, предоставляющая бесплатные услуги для обеих сторон.
Развитие форм трудового посредничества тесно связано с социально-экономической борьбой между предпринимателями и наемными работниками. Если бюро по трудоустройству создавалось при профсоюзах, то через него оказывалось давление на работодателей относительно повышения заработной платы, улучшений условий труда; если оно учреждалось предпринимательским союзом, то становилось средством экономической борьбы с рабочими.
Условно все формы трудового посредничества можно сгруппировать в следующие: частно-коммерческие, благотворительные, государственные, муниципальные, предпринимательские, рабочие, смешанные. Кроме этих легальных или официально разрешенных форм трудового посредничества существовали и нелегальные, например: «уличная» форма, которая предполагала осуществление деятельности без юридического оформления.
К частно-коммерческим относятся бюро и конторы, созданные ради получения прибыли. Характер их деятельности резко осуждался общественностью, т.к. шел вразрез с интересами работодателей и рабочих. Существовал ряд ограничений в отношении такого посредничества. Нельзя было при этом содержать гостиницу, трактир, продавать спиртное, заниматься торговлей, ростовщичеством, обменом денег, сдачей квартир в наем. Запрещалось взимать плату и с безработного, и с предпринимателя; вынуждать работника ехать в другие места и др.
Филантропические биржи к началу XX века занимали весьма скромное место. Тем не менее, в некоторых случаях именно благотворительные пожертвования на строительство бирж труда позволяли начать соответствующую деятельность.
Государственные посреднические организации учреждались в законодательном порядке и были широко распространены в Австралии, Норвегии, США и особенно в Англии. В 1911 году там был принят закон об обязательном страховании рабочих в связи с безработицей, по всей стране было выделено 8 округов, в каждом из которых создавалась биржа труда.
Окружные биржи организовывали территориальные, а последние – местные агентства. Биржи подразделялись на 6 классов в зависимости от величины населения городов, в которых они учреждались. Все агентства поддерживали тесные отношения между собой, а также с вышестоящими биржами. Лондонская биржа являлась центральной.
Во многих странах, например в Германии, Австрии, Франции, вместо государственных бирж широкое распространение получили муниципальные, или общинные, биржи труда. Они обслуживали бесплатно, а участие в их деятельности осуществлялось на паритетных началах. Все это позволяло наиболее полно сочетать интересы работодателя и работников.
Предпринимательские биржи труда организовывались при каком-либо предпринимательском союзе и нанимали рабочих соответствующей квалификации на предприятия, входящие в данный союз. К 1911 году около 30% всех трудовых посреднических организаций Германии и 1/5 во Франции были предпринимателями.
Смешанные биржи труда создавались по предварительному соглашению между предпринимательским и рабочими союзами. Число их было невелико, а в большинстве стран они вообще отсутствовали. Причиной этого, по-видимому, являлось отсутствие незаинтересованной стороны, которая бы регулировала возникающие разногласия, как, например, на муниципальных биржах труда. Управление биржи основывалось на паритетных принципах, в этом они схожи с муниципальными биржами. Стороны работали на основе принятых тарифных соглашений.
Таким образом, официальные организации трудового посредничества не только дополняли, но по определенным параметрам противоречии друг другу (методы создания, особенности функционирования и способы включения работника в трудовой процесс).
Развитие трудового посредничества в России значительно отставало от промышленно развитых стран мира в результате более позднего становления капиталистической формы организации производства. К концу XIX века в России фактически не было бирж труда. В начале XX века биржи труда существовали только в крупнейших городах – Петрограде (время создания 1901 год), Москве (1914 год), Одессе (1902 год), Риге (1904 год). Однако их деятельность была незначительная.
Широкую организация трудового посредничества началась во время Первой мировой войны. Менее, чем за полтора года после ее начала было создано несколько сотен бюро и бирж труда. Это было обусловлено несколькими причинами:
Первоначально организации трудового посредничества создавались при комиссиях по беженцам и обслуживали исключительно данную категорию населения. Впоследствии круг обслуживаемых лиц значительно расширился за счет местных безработных жителей.
К 1916 году бюро труда занимались исключительно беженцами и 13,4% - трудоустройством рабочих определенной национальности: латышей, поляков, евреев, литовцев.
Посреднические организации возникали при специализированных учреждениях в виде профессиональных бюро труда, бюро труда при национальных комитетах, военно-промышленном комитете, земском и городском самоуправлениях.
Органы городского управления учреждали биржи труда. Для их управления организовывалась комиссия из представителей рабочих и предпринимателей в равных количествах под председательством лица, избранного городского бюджета. Услуги бирж труда как для рабочих, так и для предпринимателей в большинстве случаев были бесплатными.
Биржа приостановила свою деятельность в отношении предпринимателей, на предприятиях которых происходили забастовки или социальные конфликты, до тех пор, пока последние не прекращались. регистрация условий найма также проводилась биржами труда, но тем не менее биржа труда не вмешивалась в конфликты между работодателем и работником. Основными функциями биржи являлись: поиск работы, организация артелей и мастерских, устройство библиотек, читален, чайных столовых, предоставление юридической помощи. Для этого биржа устанавливала тесные связи со всеми организациями, причастными к решению данных проблем.
Информация о работе Роль биржи труда в решении проблемы безработицы